Здавалка
Главная | Обратная связь

Статус представительного органа муниципального образования



Представительный орган муниципального образования (ПО) – ядро системы органов местного самоуправления, что обусловлено действием принципа приоритетного положения представительного органа муниципального образования в структуре органов местного самоуправления (см. об этом подр.: п.5.2):

a. Через избранных населением представителей этот орган выражает волю всего местного сообщества, придает этой воле общеобязательный характер путем принятия решений, обладающих более высокой юридической силой по сравнению с решениями других органов местного самоуправления;

b. В компетенции представительного органа находится решение наиболее важных вопросов жизнедеятельности муниципального образования (см.: исключительная компетенция ПО – ч.10 ст.35 ФЗ № 131);

c. Иные органы местного самоуправления производны от ПО, подотчетны и подконтрольны ему.

quest10ПО отличается следующими признаками:

1. представительный характер: состоит из депутатов, представляющих интересы всего местного сообщества, различных его социальных групп и призванных при принятии важнейших решений согласовать эти интересы (гарантия обеспечения представительного характера ПО: установление минимальной численности депутатов ПО муниципальных образований – ч.6, 7, 8 ст.35 ФЗ № 131);

2. коллегиальный характер: коллегиальные формы работы; коллегиальное обсуждение и принятие решений; гарантия: приступает к работе только в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов; условие для принятия решений – наличие правомочного состава (ч.1 ст.35 ФЗ № 131); решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, считаются принятыми, если за них проголосовало большинство (абсолютное или квалифицированное) от установленного числа депутатов (ч.3 ст.43, ч.5 ст.44, ч.13 ст.35 ФЗ № 131);

3. выборный характер: состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, т.е. непосредственно населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ч.2 ст.35 ФЗ № 131). Даже в случае формирования представительного органа муниципального района из числа выборных лиц местного самоуправления поселений, входящих в район, депутатами представительного органа района становятся лица, избранные на муниципальных выборах поселений;

4. непрерывный характер деятельности и периодическая сменяемость состава представительного органа:

o ограничение деятельности представительного органа определенным в уставе муниципального образования сроком полномочий (не менее двух и не более пяти лет): данный срок предопределяется сроком полномочий депутатского корпуса (ч.2 ст.40 ФЗ № 131);

o возможность досрочного прекращения полномочий представительного органа только по основаниям, предусмотренным ФЗ № 131 (ч.16 ст.35);

o установление гарантий проведения срочных и досрочных выборов нового состава депутатов представительного органа;

o обеспечение непрерывности функционирования представительного органа путем установления момента прекращения полномочий депутатов в связи с истечением срока полномочий представительного органа: полномочия прекращаются со дня начала работы представительного органа нового состава (ч.3 ст.40 ФЗ № 131);

o разнообразие организационно-правовых форм деятельности: представительный орган действует в различных организационно-правовых формах, основной из которых являются периодически проводимые заседания представительного органа;

o иными формами работы ПО являются заседания комитетов и комиссий, депутатских объединений, депутатские слушания, формы индивидуальной работы депутатов;

o несмотря на установление общего правила о работе депутатов представительного органа на непостоянной основе, допускается работа определенной части депутатов представительного органа на постоянной основе (не более 10 процентов от установленной численности представительного органа, если же численность ПО менее 10 человек на постоянной основе также может работать один депутат) (ч.5 ст.40 ФЗ № 131);

5. наличие особого юридического статуса: наделение представительного органа правами юридического лица (ч.9 ст.35 ФЗ № 131).

Функции представительного органа:

1. представительная;

2. нормотворческая;

3. бюджетная: рассмотрение и утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, контроль за исполнением местного бюджета (вместе с тем, функция составления проекта бюджета и его внесения на рассмотрение представительного органа, функция организации и обеспечения исполнения местного бюджета, составления бюджетной отчетности возлагается на исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований /ст.153, 154 БК РФ/; соответственно ограничивается нормотворческая функция ПО в сфере издания нормативных правовых актов, предусматривающих установление, изменение и отмену налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета: такие акты могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения /ч.12 ст.35 ФЗ № 131/)

4. формирования или участия в формировании иных органов местного самоуправления;

5. контрольная.

Полномочия представительного органа, реализуемые в рамках названных функций, устанавливаются, помимо ФЗ № 131 (исключительная компетенция ПО), в других федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований (ч.11 ст.35, п.5 ч.1 ст.44 ФЗ № 131).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.