Сноски и примечания
1 Цит. по: Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 589. 2 ВэйминД. Глобальное сообщество как реальность // Китайская филосо 3 Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / / Избранное. Образ об 4 Вебер М. Социология религии // Там же. С. 243. 5 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1993. С. 121. 6 ПанаринА.С. Восток—Запад: циклы большой истории // Новая Россия. 7 Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. С. 53. 8 ПанаринА.С. Восток—Запад: циклы большой истории // Новая Россия. 9 ШубартВ. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. С. 10-11. 1' Саркисов К.О. Культурно-психологический генотип японцев на рубеже веков // Япония: конец века. М., 1996. С. 220. 12 Вэйлшн Д. Глобальное сообщество как реальность / / Китайская филосо 13 Китайский национальный характер. Т. 2. Пекин. 1990. С. 69-73. 14 Вебер М. Социология религии / / Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 15 WrightM. The Last Stanel of Chinese Concervatism. Stanford, 1957.P. 121-122. 16 Пребыш П. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М., 17 См.: Запад—не-Запад и Россия в мировом контексте. Круглый стол / / Ми 18 См.: БуровВ.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФРАН, 1998. 19 Книга перемен. Большой комментарий // Всемирное писание. Сравни 20Мэн-цзы. VI 1.А4.; Сутта Нипата 705 //Тамже. С. 95-96. 21 Шу цзин (Книга истории) 1.1.3// Там же. С. 562. 22 См.: Переломов Л.С. Раннее конфуцианство и легизм в политической 23 ПронниковВЛ., ЛобановИ.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М: 24 Государство и научно-технический прогресс: японская модель // Россий 25 Цит. по: Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 143. 26 Hendry J. Understanding Japanese Soslety. N.Y., 1987. P. 87. 27 Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993. С. 33. 28 Там же. С. 146. 29 См.: Бурое ВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998. 30 Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993. С. 154. 31 Там же. С. 212. 32 Hendry J. Understanding Japanese Soslety. N.Y., 1987. P. 178. 33 И Цзин (Книга перемен) 49: Переворот // Всемирное писание. Сравнитель 34 Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: Рипол, 1995. 35 См.: Бурое ВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998. 36 Ishida Т. Japanese Political Culture: Change and Conunuty. L., 1983. P. 70-71. 37 См.: ВасиленкоИЛ. Корни «тихоокеанского чуда» // Российская Федера 38 См.: ВуровВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998. 39 Цит по: Китайская философия и современная цивилизация. М.: Восточ 40 См.: Переломов Л.С. Раннее конфуцианство и легизм в политической 41 ВэйминД. Вызов Сингапура. Теория нового конфуцианства и дух пред 42 Цит по: Китайская философия и современная цивилизация. М.: Восточ 43 Цит. по: Ломаное А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн 44 См.: Бурое ВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998. 45 См.: ГрюнебаумГ. фон. Классический ислам. М., 1988. С. 86-89. 46 Цит. по: Дискуссия вокруг цивилизационной модели // Полис. 1994. 47 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. 1994. № 1.С.47. 48 См.: Ислам: традиции и перспективы // Церковь и общество. 1998. № 1-2. 49Хадис Муслима // Всемирное писание. Сравнительная онтология священных текстов. М.: Республика, 1995. С. 555, 557. 50 Сорок Хадисов ан-Навави // Там же. С. 550 51 ГайнутдинР. Мир спасет доброта // Евразия. Народы. Культуры. Рели 52 KraemerJ. Das Problem der Islamischen Kulturgeschlchte. Niemeyer. 1989. 53 Браг Р. Европа. Римский путь. М.: Аллегро-Пресс, 1995. С. 96. 54 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. С. 133. 55 Сайд Вали Реза Наср. Мухаммад Икбал // Великие мыслители Востока. 5в Там же. С. 643. 57 См.: Великие мыслители Востока. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 643. 38 См.: Сайд Вали Реза Наср. Мухаммад Икбал / / Великие мыслители Востока. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 644. 59 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 273. ! «> Вебер М. Там же. С. 271. 61 См.: ЦымбурскийВ. Народы между цивилизациями // Pro et Contra; Биз 62 ТимонинаМ. Водопады в пустыне //Новая Россия. 1998.№ 1.С. 152-153. 64 СоловьевВ.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. М., 1902. С. 42. 65 Астахов Г. От султаната к демократической Турции. История кемализ- 66 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 147. 67 Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М.: На 68 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 105. 69 Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. С. 104-121. 70 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 76. 71 Данилов В.И. Турция восьмидесятых: от военного режима до «ограни 72 Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. С. 120. 73 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 76. 74 См.: ГайнутдинР. Мир спасет доброта // Евразия. Народы. Культуры. Ре 75 Ариями называют жителей Северной Индии. Будда наполнил это поня 76 Менон М. СМ. Два потока индийской цивилизации / / Индия. Перспекти 77 См.: Индия. Перспективы. 1998. № 9. С. 26. 78 См.: Великие мыслители Востока / Под ред. Я.П.Мак-Грила. М.: Крон- 79 Открытие Индии. М.: Наука, 1987. С. 121. 81 RenouL. Religions of Ancient India. L., 1953. P. 52. 82 Ригведа // Всемирное писание. Сравнительная онтология священных тек 83 См.: МенонМ.С.М. Два потока индийской цивилизации // Индия. Перспек 84 См.: Ткачева А.А. Индийский мистицизм на российской почве // Циви 85 Радхакршянан С. Индийская философия. М.: Наука, 1956. Т. 1. С. 107. 86 Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 125. 87 Мохшадхарма. Ашхабад, 1983. С. 249. 88 Махабхарата. Рамаяна. М.: Наука, 1974. С. 389. 89 Артхашастра или наука политики. М.: Наука, 1993. С. 46. 90 Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 174. 91 Артхашастра или наука политики. М.: Наука, 1993. С. 284. 92 Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 138. 93 Артхашастра или наука политики. М.: Наука, 1993. С. 44. 94 Чаттержи С, ДаттаД. Введение в индийскую философию. М.: Наука, 1955. С. 260. 95Весть. М.; Дели, 1987. С. 48. 96 Махабхарата, Шантипарва 262. 5-6 // Всемирное писание. Сравнитель 97 Махабхарата // Там же. С. 545. 98 Ригведа // Там же. С. 551. 99 МиркинаЗ., ПомеранцГ. Великие религии мира. М.: Рипол, 1995. С. 218. 100 Дхармасангити сутра / / Всемирное писание. Сравнительная онтология 101 Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: Рипол, 1995. >°2 Там же. С. 240. 103 Гусейнов АЛ. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. С. 58. 104 Майтрейя в переводе означает «любимый». 105 Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Наука, 1956. Т. 1. С. 173. 106 См.: Великие мыслители Востока / Под ред. Я.П.Мак-Грила. М.: Крон- 107 См.: Мохандас Карамчанд Ганди // Великие мыслители Востока. М.: Крон- те цит. по.: Джавахарлал Неру // Там же. С. 369-370. "»Тамже. С. 368-369. "° Там же. С. 369-370. 111 См.: Чамповат Н. Мохадас Карамчанд Ганди // Великие мыслители 112 Сарвепалли Радхакришнан // Там же. С. 361-363. 114 См.: МенонМ.С.М. Цит. соч. С. 27. и5БрагР. Европа. Римский путь. М.: Аллегро-Пресс, 1995. С. 21. "в Рим. 1,16;3,9; 10, 12. 117 Boyle К Occasional Reflectlonals upon Seueral Subjects. L., 1744. P. 157. 118 Вебер M. Социология религии//Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 119 Тарное Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. С. 87. 120 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 121 РозановВ.В. Около церковных стен. М.: Республика, 1975. С. 346. 122 Браг Р. Европа. Римский путь. М.: Аллегро-Пресс, 1995. С. 135. 123 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / / Избранные произ 124 Там же. С. 153. 125 Интересно, что японцы высказали такие предпочтения: 43% выбрали сво 126 Волков АЛ. Основы русской риторики. М.: Наука, 1990. 127 Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. С. 49. 128 Там же. С. 50-51. l3°MarselG. LeshommtscontreГ humain. Paris, 1933. P. 121. і з і Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 182. 132 Кутпырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород, 1994. С. 35. 133 Там же. С. 33. і»* ШубартпВ. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. С. 303. 135 Jung К. The Undiscovered Self. Princeton: Princeton Univ. Press, 1970. 136 См.: Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. і37 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гнозис, 1995. С. 7. 138 Цит. по.: Толстой ИМ. Язык и народная культура. Очерки по славянской 139 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гнозис, і40 Бердяевы. Судьба России. М., 1918. С. 26-27. 14i Представления о яйце как о микрокосме, в котором отразилась Вселенная, восходят к глубокой древности: Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яйца. См.: АфанасьевА.Я. Поэтические воззрения сяавяннаприроду.М., 1865. Т. 1. С. 535. ■42 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 516-518. і43 Калевала. М.Л., 1933. С. 5-6. [44 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 52. ■45 Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974, С. 218. 146 Авериниев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая: За 147 КарташевА.В. Судьбы «Святой Руси» // Церковь. История. Россия. М.: і"8 Там же. С. 153. 149фролшэ. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 150-151. 150 франкС. Русское мировоззрение//Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 493. ,51 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 600. 152 ЯзыковаИ.К. Богословие иконы. М., 1994. С. 86. і53 Щербинин AM., Щербинина Н.Г. Политический мир России. Томск: Водолей, 1996. С. 170. 154 Синявский А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. Париж: Син 155 Гиппиус В. Коваль Кузьма-Демьян // Этнографический вестник. Киев. 156 БердяевН. Судьба России. М., 1918. С. 15. 157 Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акро 158 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Архео 159 Летопись начала царств. М.: Наука, 1965. С. 87. 160 Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акро 161 См.: Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. 162 франк с. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 472. 163флоровскийГ. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 500-501. Тамже.С.519. 165Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. С. 9. ■ее Бердяевы. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 174. 167 ФлоровскийГ. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 4. 168 Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 492. 169 Зенъковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т. 1.4. 1. 170 Там же. С. 49. 171 Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая: За 172 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших де 173 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / / Го 174 Зенъковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т. 1. Ч. 1. 175 франкС. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 490. 176 Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национально 177 ПанаринА.С. Философия политики. М.: Наука. 1994. С. 64. 178 Гэлбрешп Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 179 франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 118, 83. 180 Франк С.Л. Смысл жизни / / Вопросы философии. 1990. № 6. С. 93. 181 Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 182 См.: Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический мир России. Томск: ■«з Современные западные политологи считают борьбу за идеалы в политике архаичной и иррациональной. Если мы вспомним иерархию политических культур, разработанную Г.Алмондом и С.Вербой, то эталоном там выступает «светская» американская политическая культура, в которой политика — не борьба идей, а столкновение групповых интересов, каждый из которых в своих границах законен, что предполагает политический компромисс и консенсус. Но универсальный закон возвышения потребностей по мере развития культуры свидетельствует в пользу возрастания социокультурных, духовных факторов в политике, объективно усиливает рациональность по ценности. Социологи на эмпирическом уровне открыли феномен постэкономического человека еще в 60-х годах: известная концепция «иерархии потребностей» А.Маслоу объясняет, как по мере удовлетворения первичных материальных нужд человека актуализируются высшие потребности, связанные с ценностями образования, социального престижа, творческой самореализации, духовной наполненности жизни. ,8*ХолыисовА.С. Сочинения. Прага, 1867. Т. 2. С. 101. 185 См.: Василенко И. А. Корни «тихоокеанского чуда» // Российская Федерация. 1996. № 15. С. 44-46. 186ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 258. 187 Следует подчеркнуть, что внехристианские цивилизации (в том числе античный, ветхозаветный мир, восточные цивилизации) в религиозной этике не выявляют реальность внутреннего личного бытия человека, хотя большинству из них присуща вера в реальность личного Бога. Исторически идея личности в современном философском ее понимании возникла именно как плод хри- стианского откровения, поскольку христианство восприняло и подчеркнуло абсолютную ценность и неразрушимость неповторимой человеческой индивидуальности. В других религиях вера в реальность личного Бога (даже в Ветхом Завете) поглощает человеческую личность, и только христианство впервые непосредственно связывает идею Бога с абсолютной ценностью человеческой личности. 'ее Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М.: Пробел, 1996. С. 156. 189 Кареев И. Идея прогресса в ее историческом развитии / / Философия, история и теория прогресса. СПб., 1912.Т. 1.С. 198. 'зо Тарное Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. С. 135-138. 19і Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 73-74. 192 Гегель Г. Философия истории. СПб., 1933. С. 428. і93 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 142. 194 КантИ. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. С. 280. 195 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 107. •98 Лососий И.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. С. 258. 199Цит. по: Торное Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. С. 197. 200 франк С. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 307. 201 Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М.: Пробел, 1996. С. 244 203 франк С. Этика нигилизма / / Вехи. Интеллигенция в России. М.: Моло 204 Ключевский В. О. Курс русской истории// Сочинения: В 9 т. М., 1988. Т. 3. 205 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 580. 206 Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992, С. 461. 207 Там же. С. 460. 208 Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М.: Пробел, 1996. С. 244. 209 Там же. С. 248. 210 Новгородцев П.И. Демократия на распутье// Об общественном идеале. Глава 5 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|