Здавалка
Главная | Обратная связь

Сноски и примечания



1 Цит. по: Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 589.

2 ВэйминД. Глобальное сообщество как реальность // Китайская филосо­
фия и современная цивилизация. М.: Восточная литература, 1997. С. 20.

3 Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / / Избранное. Образ об­
щества. М.: Юрист, 1994. С. 43.

4 Вебер М. Социология религии // Там же. С. 243.

5 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1993. С. 121.

6 ПанаринА.С. Восток—Запад: циклы большой истории // Новая Россия.
1998. № 1.С. 69-70.

7 Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. С. 53.

8 ПанаринА.С. Восток—Запад: циклы большой истории // Новая Россия.
1998. № 1.С. 72.

9 ШубартВ. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. С. 10-11.
шТамже. С. 10-11.

1' Саркисов К.О. Культурно-психологический генотип японцев на рубеже ве­ков // Япония: конец века. М., 1996. С. 220.

12 Вэйлшн Д. Глобальное сообщество как реальность / / Китайская филосо­
фия и современная цивилизация. М.: Восточная литература, 1997. С. 21.

13 Китайский национальный характер. Т. 2. Пекин. 1990. С. 69-73.

14 Вебер М. Социология религии / / Избранное. Образ общества. М.: Юрист,
1994. С. 243.

15 WrightM. The Last Stanel of Chinese Concervatism. Stanford, 1957.P. 121-122.

16 Пребыш П. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М.,
1992. С. 185.

17 См.: Запад—не-Запад и Россия в мировом контексте. Круглый стол / / Ми­
ровая экономика и международные отношения. 1996. № 12. С. 7.

18 См.: БуровВ.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФРАН, 1998.
С 160.

19 Книга перемен. Большой комментарий // Всемирное писание. Сравни­
тельная онтология священных текстов. М.: Республика, 1995. С. 102.

20Мэн-цзы. VI 1.А4.; Сутта Нипата 705 //Тамже. С. 95-96.

21 Шу цзин (Книга истории) 1.1.3// Там же. С. 562.

22 См.: Переломов Л.С. Раннее конфуцианство и легизм в политической
культуре современного Китая // Китайская философия и современная цивили­
зация. М.: Восточная литература, 1997. С. 148.


23 ПронниковВЛ., ЛобановИ.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М:
Наука, 1985. С. 58.

24 Государство и научно-технический прогресс: японская модель // Россий­
ский обозреватель. 1996. № 5. С. 142.

25 Цит. по: Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 143.

26 Hendry J. Understanding Japanese Soslety. N.Y., 1987. P. 87.

27 Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993. С. 33.

28 Там же. С. 146.

29 См.: Бурое ВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998.
С. 146.

30 Книга правителя области Шан. М.: Ладомир, 1993. С. 154.

31 Там же. С. 212.

32 Hendry J. Understanding Japanese Soslety. N.Y., 1987. P. 178.

33 И Цзин (Книга перемен) 49: Переворот // Всемирное писание. Сравнитель­
ная онтология священных текстов. М.: Республика, 1995. С. 550.

34 Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: Рипол, 1995.
С. 224-225.

35 См.: Бурое ВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998.
С. 162-163.

36 Ishida Т. Japanese Political Culture: Change and Conunuty. L., 1983. P. 70-71.

37 См.: ВасиленкоИЛ. Корни «тихоокеанского чуда» // Российская Федера­
ция. 1996. № 15. С. 44-47.

38 См.: ВуровВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998.
С. 209.

39 Цит по: Китайская философия и современная цивилизация. М.: Восточ­
ная литература, 1997. С. 156.

40 См.: Переломов Л.С. Раннее конфуцианство и легизм в политической
культуре современного Китая// Там же. С. 157

41 ВэйминД. Вызов Сингапура. Теория нового конфуцианства и дух пред­
принимательства. Пекин. 1969. С. 141-142.

42 Цит по: Китайская философия и современная цивилизация. М.: Восточ­
ная литература, 1997. С. 155.

43 Цит. по: Ломаное А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн
Юланя. М.: Восточная литература, 1996. С. 212.

44 См.: Бурое ВТ. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998.
С. 193.

45 См.: ГрюнебаумГ. фон. Классический ислам. М., 1988. С. 86-89.

46 Цит. по: Дискуссия вокруг цивилизационной модели // Полис. 1994.
№ 1.С. 54.

47 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. 1994. № 1.С.47.

48 См.: Ислам: традиции и перспективы // Церковь и общество. 1998. № 1-2.
С. 28.

49Хадис Муслима // Всемирное писание. Сравнительная онтология священ­ных текстов. М.: Республика, 1995. С. 555, 557.

50 Сорок Хадисов ан-Навави // Там же. С. 550

51 ГайнутдинР. Мир спасет доброта // Евразия. Народы. Культуры. Рели­
гии. 1995. № 3. С. 94.

52 KraemerJ. Das Problem der Islamischen Kulturgeschlchte. Niemeyer. 1989.
Ch. 8. P. 35-36.

53 Браг Р. Европа. Римский путь. М.: Аллегро-Пресс, 1995. С. 96.

54 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. С. 133.

55 Сайд Вали Реза Наср. Мухаммад Икбал // Великие мыслители Востока.
М.: Крон-Пресс, 1998. С. 644.


5в Там же. С. 643.

57 См.: Великие мыслители Востока. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 643.

38 См.: Сайд Вали Реза Наср. Мухаммад Икбал / / Великие мыслители Вос­тока. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 644.

59 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 273. ! «> Вебер М. Там же. С. 271.

61 См.: ЦымбурскийВ. Народы между цивилизациями // Pro et Contra; Биз­
нес и внешняя политика. 1997.Т. 2. №3. С. 171.

62 ТимонинаМ. Водопады в пустыне //Новая Россия. 1998.№ 1.С. 152-153.
83 Там же. С. 155.

64 СоловьевВ.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. М., 1902. С. 42.

65 Астахов Г. От султаната к демократической Турции. История кемализ-
ма. М.: Госиздат, 1926. С. 21-29.

66 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 147.

67 Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М.: На­
ука, 1980. С. 62.

68 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 105.

69 Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. С. 104-121.

70 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 76.

71 Данилов В.И. Турция восьмидесятых: от военного режима до «ограни­
ченной демократии». М.: Наука, 1991. С. 39-41.

72 Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. С. 120.

73 См.: ПозняньскаК. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974. С. 76.

74 См.: ГайнутдинР. Мир спасет доброта // Евразия. Народы. Культуры. Ре­
лигии. 1995. № 3. С. 94.

75 Ариями называют жителей Северной Индии. Будда наполнил это поня­
тие духовным содержанием, отличая ария как человека, ставшего на путь нрав­
ственного совершенствования, от человека из толпы. Понятие «арийская» здесь
означает «благородная».

76 Менон М. СМ. Два потока индийской цивилизации / / Индия. Перспекти­
вы. 1998. №9. С. 25.

77 См.: Индия. Перспективы. 1998. № 9. С. 26.

78 См.: Великие мыслители Востока / Под ред. Я.П.Мак-Грила. М.: Крон-
Пресс, 1998. С. 349-350.

79 Открытие Индии. М.: Наука, 1987. С. 121.
"оТамже.С^в.

81 RenouL. Religions of Ancient India. L., 1953. P. 52.

82 Ригведа // Всемирное писание. Сравнительная онтология священных тек­
стов. М.: Республика, 1995. С. 553.

83 См.: МенонМ.С.М. Два потока индийской цивилизации // Индия. Перспек­
тивы. 1998. №9. С. 27.

84 См.: Ткачева А.А. Индийский мистицизм на российской почве // Циви­
лизации и культуры. М., 1996. Вып. 3. С. 387.

85 Радхакршянан С. Индийская философия. М.: Наука, 1956. Т. 1. С. 107.

86 Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 125.

87 Мохшадхарма. Ашхабад, 1983. С. 249.

88 Махабхарата. Рамаяна. М.: Наука, 1974. С. 389.

89 Артхашастра или наука политики. М.: Наука, 1993. С. 46.

90 Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 174.

91 Артхашастра или наука политики. М.: Наука, 1993. С. 284.

92 Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 138.

93 Артхашастра или наука политики. М.: Наука, 1993. С. 44.


94 Чаттержи С, ДаттаД. Введение в индийскую философию. М.: Наука, 1955. С. 260.

95Весть. М.; Дели, 1987. С. 48.

96 Махабхарата, Шантипарва 262. 5-6 // Всемирное писание. Сравнитель­
ная онтология священных текстов. М.: Республика, 1995. С. 159.

97 Махабхарата // Там же. С. 545.

98 Ригведа // Там же. С. 551.

99 МиркинаЗ., ПомеранцГ. Великие религии мира. М.: Рипол, 1995. С. 218.

100 Дхармасангити сутра / / Всемирное писание. Сравнительная онтология
священных текстов. М.: Республика, 1995. С. 91.

101 Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: Рипол, 1995.
С. 238-239.

2 Там же. С. 240.

103 Гусейнов АЛ. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. С. 58.

104 Майтрейя в переводе означает «любимый».

105 Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Наука, 1956. Т. 1. С. 173.

106 См.: Великие мыслители Востока / Под ред. Я.П.Мак-Грила. М.: Крон-
Пресс, 1998. С. 339-340.

107 См.: Мохандас Карамчанд Ганди // Великие мыслители Востока. М.: Крон-
Пресс, 1998. С. 337.

те цит. по.: Джавахарлал Неру // Там же. С. 369-370. "»Тамже. С. 368-369. "° Там же. С. 369-370.

111 См.: Чамповат Н. Мохадас Карамчанд Ганди // Великие мыслители
Востока. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 342-343.

112 Сарвепалли Радхакришнан // Там же. С. 361-363.
,,3Тамже. С. 361-363.

114 См.: МенонМ.С.М. Цит. соч. С. 27.

и5БрагР. Европа. Римский путь. М.: Аллегро-Пресс, 1995. С. 21.

"в Рим. 1,16;3,9; 10, 12.

117 Boyle К Occasional Reflectlonals upon Seueral Subjects. L., 1744. P. 157.

118 Вебер M. Социология религии//Избранное. Образ общества. М.: Юрист,
1994. С. 248.

119 Тарное Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. С. 87.

120 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист,
1994. С. 248.

121 РозановВ.В. Около церковных стен. М.: Республика, 1975. С. 346.

122 Браг Р. Европа. Римский путь. М.: Аллегро-Пресс, 1995. С. 135.

123 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / / Избранные произ­
ведения. М.: Прогресс, 1990. С. 143.

124 Там же. С. 153.

125 Интересно, что японцы высказали такие предпочтения: 43% выбрали сво­
боду и 39% равенство, т.е. в конфуцианско-буддийской традиции западные
ценности до сих пор не находят большинства сторонников. См.: Тотыиянин
Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американ­
цев // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 1. С. 13.

126 Волков АЛ. Основы русской риторики. М.: Наука, 1990.

127 Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. С. 49.

128 Там же. С. 50-51.
129Там же. С. 52.

l3°MarselG. LeshommtscontreГ humain. Paris, 1933. P. 121. і з і Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / / Избранные произ­ведения. М.: Прогресс, 1990. С. 182.


132 Кутпырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород,

1994. С. 35.

133 Там же. С. 33.

і»* ШубартпВ. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. С. 303.

135 Jung К. The Undiscovered Self. Princeton: Princeton Univ. Press, 1970.
P. 585-586.

136 См.: Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

і37 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гнозис,

1995. С. 7.

138 Цит. по.: Толстой ИМ. Язык и народная культура. Очерки по славянской
мифологии и лингвистике. М.: Индрик, 1995.

139 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гнозис,
1995. С. 8-9.

і40 Бердяевы. Судьба России. М., 1918. С. 26-27.

14i Представления о яйце как о микрокосме, в котором отразилась Вселен­ная, восходят к глубокой древности: Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яй­ца. См.: АфанасьевА.Я. Поэтические воззрения сяавяннаприроду.М., 1865. Т. 1. С. 535.

42 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 516-518.

і43 Калевала. М.Л., 1933. С. 5-6.

[44 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 52.

45 Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974, С. 218.

146 Авериниев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая: За­
кон и милость // Новый мир. 1988. № 9. С. 234-235.

147 КарташевА.В. Судьбы «Святой Руси» // Церковь. История. Россия. М.:
Пробел, 1996. С. 135.

і"8 Там же. С. 153.

149фролшэ. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 150-151.

150 франкС. Русское мировоззрение//Духовные основы общества. М.: Ре­спублика, 1992. С. 493.

,51 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 600.

152 ЯзыковаИ.К. Богословие иконы. М., 1994. С. 86.

і53 Щербинин AM., Щербинина Н.Г. Политический мир России. Томск: Во­долей, 1996. С. 170.

154 Синявский А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. Париж: Син­
таксис, 1991.

155 Гиппиус В. Коваль Кузьма-Демьян // Этнографический вестник. Киев.
1929. Кн. 8-10.

156 БердяевН. Судьба России. М., 1918. С. 15.

157 Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акро­
поль, 1995. С. 228-229.

158 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Архео­
логическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1.
С 255.

159 Летопись начала царств. М.: Наука, 1965. С. 87.

160 Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акро­
поль, 1995. С. 222.

161 См.: Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951.
С 121-130.

162 франк с. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 472.

163флоровскийГ. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 500-501.


Тамже.С.519.

165Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. С. 9.

■ее Бердяевы. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 174.

167 ФлоровскийГ. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 4.

168 Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 492.

169 Зенъковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т. 1.4. 1.
С. 47.

170 Там же. С. 49.

171 Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая: За­
кон и милость // Новый мир. 1988. № 9. С. 234-235.

172 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших де­
ятелей. Пг., 1915. Т. 1.С. 412.

173 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / / Го­
сударев двор или дворец. М., 1990. Кн. 1. С. 55.

174 Зенъковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т. 1. Ч. 1.
С. 42.

175 франкС. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 490.

176 Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национально­
сти. М.: МГУ, 1990. С. 14.

177 ПанаринА.С. Философия политики. М.: Наука. 1994. С. 64.

178 Гэлбрешп Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
С. 247.

179 франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 118, 83.

180 Франк С.Л. Смысл жизни / / Вопросы философии. 1990. № 6. С. 93.

181 Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя,
1994. С. 278.

182 См.: Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический мир России. Томск:
Водолей, 1996. С. 33.

■«з Современные западные политологи считают борьбу за идеалы в полити­ке архаичной и иррациональной. Если мы вспомним иерархию политических культур, разработанную Г.Алмондом и С.Вербой, то эталоном там выступает «светская» американская политическая культура, в которой политика — не борьба идей, а столкновение групповых интересов, каждый из которых в своих границах законен, что предполагает политический компромисс и консенсус. Но универсальный закон возвышения потребностей по мере развития культу­ры свидетельствует в пользу возрастания социокультурных, духовных факто­ров в политике, объективно усиливает рациональность по ценности. Социоло­ги на эмпирическом уровне открыли феномен постэкономического человека еще в 60-х годах: известная концепция «иерархии потребностей» А.Маслоу объясня­ет, как по мере удовлетворения первичных материальных нужд человека акту­ализируются высшие потребности, связанные с ценностями образования, со­циального престижа, творческой самореализации, духовной наполненности жизни.

,8*ХолыисовА.С. Сочинения. Прага, 1867. Т. 2. С. 101.

185 См.: Василенко И. А. Корни «тихоокеанского чуда» // Российская Федера­ция. 1996. № 15. С. 44-46.

186ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 258.

187 Следует подчеркнуть, что внехристианские цивилизации (в том числе ан­тичный, ветхозаветный мир, восточные цивилизации) в религиозной этике не выявляют реальность внутреннего личного бытия человека, хотя большинст­ву из них присуща вера в реальность личного Бога. Исторически идея личнос­ти в современном философском ее понимании возникла именно как плод хри-


стианского откровения, поскольку христианство восприняло и подчеркнуло абсолютную ценность и неразрушимость неповторимой человеческой инди­видуальности. В других религиях вера в реальность личного Бога (даже в Вет­хом Завете) поглощает человеческую личность, и только христианство впервые непосредственно связывает идею Бога с абсолютной ценностью человеческой личности.

'ее Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М.: Пробел, 1996. С. 156.

189 Кареев И. Идея прогресса в ее историческом развитии / / Философия, ис­тория и теория прогресса. СПб., 1912.Т. 1.С. 198.

'зо Тарное Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. С. 135-138.

19і Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 73-74.

192 Гегель Г. Философия истории. СПб., 1933. С. 428.

і93 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 142.

194 КантИ. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. С. 280.

195 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 107.
і96 Волу F.Failures and Opportunities// Christianity and Crisis. L., 1933.P. 121.
'97 ГегельГ. Философия истории. Л., 1933. С. 442.

•98 Лососий И.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. С. 258.

199Цит. по: Торное Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. С. 197.

200 франк С. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России. М.: Моло­дая гвардия, 1991. С. 307.

201 Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М.: Пробел, 1996. С. 244
203 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 111.

203 франк С. Этика нигилизма / / Вехи. Интеллигенция в России. М.: Моло­
дая гвардия, 1991. С. 489.

204 Ключевский В. О. Курс русской истории// Сочинения: В 9 т. М., 1988. Т. 3.
Ч. Ш. С. 56.

205 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 580.

206 Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992, С. 461.

207 Там же. С. 460.

208 Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М.: Пробел, 1996. С. 244.

209 Там же. С. 248.

210 Новгородцев П.И. Демократия на распутье// Об общественном идеале.
М.: Пресса, 1991. С.557.


Глава 5







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.