Здавалка
Главная | Обратная связь

В поисках шкалы политического времени



Таков круговорот государственного обще­жития, таков порядок природы, согласно которому формы правления меняются, пере­ходят одна в другую и снова возвращаются.

Полибий

Человек всегда обращал внимание на то, что мир Природы живет по законам циклического времени: сменяют друг друга дни и ночи, приливы и отливы, времена года. Современная медици­на доказала, что работа не только человеческого сердца, но и все­го человеческого организма происходит в ритмах цикла: авто­матические компенсирующие реакции возникают всякий раз, когда человеческое тело выходит из состояния покоя5.

Линейные процессы в природном мире аномальны из-за своей разрушительности: непрерывное развитие в одном направ­лении заканчивается катастрофой. Представьте на минуту —


вечный дождь, вечное ослепительное солнце, вечный снег или непрерывное увеличение численности животных одного вида, например кенгуру...

Прекрасно, что такое невозможно в действительности. Ло­гично предположить, что мир цивилизаций должен подчинять­ся тем же закономерностям, что и природный мир. Восточные культуры, развивающиеся циклично, насчитывают тысяче­летнюю историю, не нарушившую гармонии человека и приро­ды. Западная цивилизация за несколько столетий ускоренно­го линейного развития привела человечество к невиданной экологической катастрофе. Означает ли это, что цикличность политического времени — необходимое условие развития ци­вилизаций? Или цикличность — фактор случайный, подлежа­щий замене?

На значение цикла в истории цивилизаций обращали вни­мание многие философы. Платон, Аристотель, Полибий, Дж.Ви-ко, Н.Данилевский, О.Шпеглер, Н.Гумилев с разных позиций отстаивали идею цикличности политического времени. Одна­ко эвристическое значение цикла для понимания феномена времени, его интегративные возможности были впервые в пол­ной мере раскрыты благодаря диалектике Гегеля.

Закон отрицания отрицания объясняет цикличность как «идущее вспять обоснование начала и идущее вперед дальней­шее его определение»6. Поэтому цикличность политического времени не означает неизбежного возвращения политической истории к одному и тому же. «Возвратное приближение к нача­лу», по Гегелю, происходит всегда на качественно новой основе, и каждый новый цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, а развитие в целом приобретает фор­му спирали — восходящей или нисходящей.

Спираль политического времени наряду с цикличностью включает также преемственность и поступательность. Преем­ственность политического времени заключается в органиче­ском смыкании последовательных стадий развития, в непрерыв­ном накоплении, собирании и наследовании всех его жизнеспособных элементов. Поступательность времени мож­но представить как последовательное и постепенное продви­жение вперед — вверх или, напротив, назад — вниз.

Какое определение можно дать циклу политического вре­мени?

Дж.С.Милль полагал, что исторические циклы следует изме­рять «интервалами в одно поколение, в течение каждого из ко-


торых новая группа человеческих существ получает образова­ние, прощается с детством и овладевает обществом»7. А.Шлезин-гер определяет политический цикл как «непрерывное перемеще­ние точки приложения усилий нации между целями общества и интересами частных лиц»8.

Но приведенные выше определения еще ничего не объясня­ют. Даже если все сказанное верно, то почему все-таки возника­ют циклы политического времени? Что их определяет?

Большинство исследователей, среди которых такие при­знанные авторитеты, как О.Конт, Х.Ортега-и-Гассет, К.Ман-гейм, А.Токвиль, считают, что главной движущей силой поли­тического цикла выступает жизненный опыт поколений. Токвиль утверждал, что в демократических нациях каждое по­коление — это «новый народ»9. Ортега-и-Гассет видел в каждом новом поколении «очередную интеграцию социального организ­ма, точку опоры, от которой зависит движение исторической эволюции»10

Опираясь на концепцию поколения, можно предположить, что ритм политического времени в каждой цивилизации зави­сит от жизненного ритма поколения, господствующего на по­литической сцене. Смена поколений приводит к смене циклов политического времени. Но поколение — это весьма приблизи­тельное понятие:: для академической науки. Скорее, это даже не категория, а метафора. Поколеические циклы весьма прибли­зительны, их не определишь с математической точностью.

Однако многие западные историки, проанализировав об­ширные фактические данные, пришли к выводу, что полити­ческая жизнь поколения длится около 30 лет (Мангейм, Орте-На-и-Гассет, Шле.чиигер). Каждое поколение, достигнув совершеннолетия, тратит первые 15 лет на вызов поколению, Стоящему у власти. Затем это новое поколение само прихо­дит к власти на 15 лег, после чего его политическая актив­ность слабеет и новое подрастающее поколение начинает пре­тендовать па роль преемника.

Шлезингер, обращаясь к американской политической исто­рии, доказывает, что концепция тридцатилетнего цикла объяс­няет как наступление эпох общественной целеустремленно­сти (Т.Рузвельт в 1901 г., Ф.Д.Рузвельт в 1933 г., Дж.Ф.Кеннеди в 1961 г.), так и возникновение подъемов волны консервативной реставрации (20-, 50-, 80-е годы)11.

В России поколеические циклы вычислить сложнее: они час­то прерывались грозными политическими стихиями — война-

10 Политическая глобалистика


ми, революциями, 70-летней тоталитарной диктатурой. Но глав­ный вывод, следующий из концепции поколения, политиче­ский опыт России подтверждает: динамика политического вре­мени зависит от динамики поколения, господствующего на политической сцене.

Сегодня, когда у власти в стране поколение «западников», пы­тающихся навязать России модель модернизации-вестерниза-ции, мы живем в ритмах всеразрушительного «ускоренного» времени. Оно не совпадает с ритмом национальной политиче­ской культуры, и возникающий диссонанс на глазах разруша­ет все сферы жизни общества. Монетаристская модель в эконо­мике, созданная на Западе для борьбы с инфляцией и падением производства, в России, на иной культурной почве, неожидан­но «включила» именно механизмы инфляции и сокращения производства. Эталоны «массовой культуры», насаждаемые сред­ствами массовой информации, за несколько лет разрушили традиции национальной культуры. Еще вчера мы гордились тем, что Россия одна из самых «читающих» и образованных стран мира, но уже сегодня мы этого сказать не можем. В кри­зисном состоянии находятся не только экономика и народное об­разование, но и социальная сфера, академическая наука, здра­воохранение — словом, все общество.

Если политическое время цивилизации зависит от поколе­ния, господствующего на политической сцене, выход из этой си­туации может быть только один — ротация политических элит. При этом необходимо помнить уроки истории: глас нового поко­ления — не всегда глас Божий. Очередной цикл политического времени не гарантирует благополучия потому, что предыдущий был кризисным—никто не знает «позднего часа истории». Ино­гда только активность оппозиции или политических аутсайде­ров способна замедлить стрелки политических часов и спасти общество.

Перефразируя У.Джеймса, можно сказать, что избиратели, голосуя за политических лидеров, каждый раз высвобождают скрытую в них политическую энергию, которая становится энергией политического времени, способной как усилить об­щество, так и погубить его. Поэтому ответственность за полити­ческое время всегда несут люди.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.