Здавалка
Главная | Обратная связь

Можно ли отказаться от идеи прогресса?



Мир все еще верит в прогресс, потому что единственной альтернативой будет всеобщее отчаяние.

С.Поллард

XX век ознаменовался таким количеством невиданных пре­жде катастроф — военных, политических, экологических, мо­ральных,— что разочарование в идее прогресса стало повсеме­стным. Две мировые войны, унесшие миллионы жизней, кровавые диктатуры всех образцов — от фашизма до комму­низма, ядерные испытания, атомные бомбардировки и аварии на атомных станциях, наконец, постоянная угроза атомного уничтожения — вот далеко не полный перечень приобретений последнего столетия.

Неудивительно, что лейтмотивом XX века стала идея кризи­са. Пессимистические взгляды на современное развитие пре­обладают не только в слаборазвитых, но и в процветающих странах. Средства массовой информации привычно оценива­ют международные события в терминах теории катастроф. Как отмечает Р.Хольтон, мы становимся свидетелями забав­ной ситуации «нормализации кризиса»1. Социальные науки просто одержимы идеей кризиса, который усматривают везде и во всем. Если прежде ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то сейчас кризисные процессы «нормали­зовались». Многие ученые склонны рассматривать кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабле­ния: «социальный опыт все меньше становится частью герои­ческого эпоса и все больше — частью мыльной оперы... Одним •из наиболее поразительных симптомов эпохи разговоров о кри­зисе и его нормализации является провал оптимистических повествований о социальных изменениях и исторической эво­люции»2.

Можно ли, вслед заХольтоном, утверждать, что идея прогрес­са, которая определяла диалог цивилизаций в течение трех ты­сячелетий, сегодня потеряла свое эвристическое значение и мы должны теперь вести диалог в терминах теории катастроф? Та­кие попытки уже предпринимаются: достаточно вспомнить на-


12'



шумевшую статью С.Хантингтона «Столкновение цивилиза­ций?», вокруг которой уже несколько лет ведется дискуссия.

Диалог цивилизаций — процесс рефлективный, и от того, как мы подходим к его оценке, во многом зависит его содержание в настоящем и будущем. Культурные коммуникации — необыч­ная область реальности, которая формируется в зависимости от того, каким люди разных цивилизаций представляют содер­жание и направление общественных изменений, их будущее. Карта звездного неба не меняется под влиянием смены теоре­тических концепций в астрономии, но культурные коммуника­ции весьма существенно зависят от уровня социально-полити­ческого знания.

Если мы начнем рассматривать диалог цивилизаций в тер­минах перманентного кризиса или теории катастроф, то с само­го начала попадем в ловушку «самоосуществляющихся прогно­зов»: ожидание кризиса способно детерминировать его наступление. Поэтому не стоит поспешно отказываться от тео­рии прогресса. Как справедливо заметил Р.Нисбет, в течение трех тысяч лет «ни одна идея не была более важной или такой же важной, как теория прогресса»3. И если сегодня она пережи­вает явный кризис, это означает, что для сохранения ее творче­ского потенциала необходимо пересмотреть и переформулиро­вать основные постулаты. Вера в прогрессивное развитие является важной стабилизирующей основой политического и социокультурного процесса в современном мире, без которой позитивный диалог невозможен.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.