Здавалка
Главная | Обратная связь

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Афанасенко И. Д. Циклическая динамика русской цивилизации / / Альманах центра общественных наук. 1998. № 9.

Бердяев НА. Судьба России. М.: Наука, 1990.

Бжезииский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные от­ношения, 1998.

Бродель Ф. Время мира. М.: Прогресс, 1998.

БурдъеП. Социология политики. М.: Прогресс, 1993.

Василенко ИЛ. Диалог культур, диалог цивилизаций// Вестник РАН. 1996. Т. 66. № 5.

Василенко ИЛ. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: ЭдиториалУРСС, 1999.

ВартанянАЛ. Политика и мораль: к вопросу о мировом политиче­ском порядке. М.: Гуманитарий, 1997.

Василенко ИЛ. Политические процессы на рубеже культур. М.: ЭдиториалУРСС, 1998.

Василенко ИЛ. Православная этика и российская цивилизация / / Новая Россия. 1999. № 1.

Васильев В.П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм, даосизм. СПб., 1873.

ВассоевичА.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб.: Алетейя, 1998.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

ТЬджиевК.С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997.

Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.

ГвишианиД.М. Римский клуб. История создания, избранные докла­ды и выступления. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Гелнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

ГенонР. Кризис современного мира. М.: Алтейя.1991.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

Гефтер М.Я. От ядерного мира — к миру миров// М.Я.Гефтер. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991.

Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // МЭИМО. 1994. № 10.

Глобализация и демократизация. Круглый стол в ГЬрбачев-Фонде. М.: Горбачев-Фонд, 1997.

Глобальный мир: горизонты новой логики // Государственная служ­ба. 1999. № 3(5).

Глобальный эволюционизм / Под ред. Л.В.Фесенкова. М.: ИФ РАН, 1994.

Григорьев О.В. Внутренняя геоэкономика современнной России / / Бизнес и общество. 1997. № 1.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1994.


Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии / / Во­просы философии. 1986. № 3.

ДанилевскийН.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991.

Доллъфюс О. Система Мир // МЭИМО. 1995. № 6.

Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Ис­торические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1993.

Кардозо Ф.Э. Социальные последствия глобализации // Латин­ская Америка, 1997. № 5.

КаноновЮ. Опыты о поле политики. М.: Мысль, 1994.

Конанов Ю. Политическая топология: Структурирование полити­ческой действительности. М.: Политиздат, 1995.

Кинг А, Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.гПрогресс, 1991. . , Колсон Ч., СантиллиВон Э. Конфликт царств. М.: Прогресс, 1996.

КондаковИ.В. О диалогизме культур //Диалог в культуре. М.: Наука, 1989.

Косолапое Н.А. Геополитика как теория и диагноз // Бизнес и по­литика. 1996. № 4.

КунТ. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Кургинян С. Агенты политики // РоссияXXI. 1998. № 1,2.

ЛейбинВМ. Дилеммы глобального моделирования// Системные ис­следования. 1986.

ЛилеевИ.Л. Новый мировой порядок и проблемы африканской бе­зопасности. М.: Восточная литература, 1994.

ЛихачевД.С. Великое наследие. М.: Наука, 1987.

ЛотманЮ.М. Культура и взрыв. М.: Наука, 1992.

МиркинаЗ., ПомеранцГ. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995.

Мш£ынародов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1,2.

Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня... М.: Аспект-Пресс, 1995.

НеклессаА.Творческий континент—Россия // Москва. 1999. № 8.

Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В.Л.Инозем­цева. М.: Академия, 1999.

Оля Б. Боги тропической Африки. М.: Наука, 1978.

ОрловаИ.Б. Евразийская цивилизация. М.: Наука, 1998.

Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай / Под ред. В.И.Рудого.М.: Наука, 1994.

ПанаринА.С. Агенты глобализма // Москва. 2000. № 1-7.

ПанаринА.С. Глобальное прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000.

Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая ини­циатива в XXI веке. М.: Логос, 1998.

ПанаринА.С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999.

Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина, Х.Клингеманна. М.: Вече, 1999.

Россия в глобальном мире / Под ред. В.И.Толстых. М.: Апрель, 1997.

Россия и мир: Политические реалии и перспективы / Под ред. Е.П.Смирнова. М.: Автодидакт, 1998.


Россия в Евразии / Под ред. ПХ.Шахназарова. М.: Горбачев-Фонд, 1998.

СорокинК.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: Наука, 1996.

СорокинП.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992.

Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов. М.: Наука, 1998.

Структура культуры и человек в современном обществе. М.: Ин-т фи­лософии, 1987.

ТойнбиА. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995,

Философия истории / Под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарика, 1999.

Цымбурский В.Л. Народы между цивилизациями / / Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 3.

Цымбурский В.Л. Остров Россия. Перспективы российской геопо­литики // Полис. 1993. № 5.

ЧешковМЛ. Глобальное видение и новая наука. М.: ИМЭИМО, 1998.

Четкое МЛ. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Об­щественные науки и современность. 1998. № 5.

Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981.

Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993.

Этносоциология / Ю.ВАрутюнян, Л.М.Дробижева, АА.Сусколов и др. М.: Наука, 1998.

Этнология / Под ред. Г.Е.Макарова, В.В.Пименова. М.: Наука, 1994.

Этос глобального мира. Дискуссии в Горбачев-Фонде / Под ред. В.И.Толстых. М.: Восточная литература, 1999.

ЯковецЮ. История цивилизаций. М.: Владос, 1997.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авторитарно-подданническая традиция — в отличие от тради­ций демократического гражданства предполагает не взаимообязатель­ные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.

Агностицизм— первоначально: позиция неведения относительно
существования или несуществования Бога; в современном философском
смысле — неверие в возможности познания мира, достижения объек­
тивной истины.
, / Алармизм (от фр. alarme — бить тревогу) — современное идейное

V течение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждаю­щих по поводу грозящих миру глобальных опасностей и угроз (ядерной, экологической и т.п.).

Антиномия— столкновение двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Антиномии посягают на логический закон ис­ключительного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются педан­тичной рассудочностью. В то же время в них могут отражаться реаль­ные противоречия человеческого бытия и сознания.

Антропология— первоначально наука о происхождении и биоло­гических свойствах человека, сегодня — совокупность наук, в центре которых стоит человек как планетарный феномен, взятый в биологи­ческом и социокультурном измерениях.

Антропология культурная— наука, изучающая доцивилизованные (примитивные) и архаические (традиционные) общества преимуще­ственно в духовном измерении — верования, ценности, нравы. Сего­дня наметилась тенденция расширить предмет а.к. до исследования на­циональной культурной специфики как таковой применительно к любым обществам.

Антропоцентризм — установка на то, чтобы поставить человека в центр мироздания в качестве венца творения и меры всех вещей.

Апокалипсис— одна из книг Нового Завета «Откровение Иоанна Бо­гослова», в которой содержится пророчество о конце света, страшном суде и последующем наступлении царства небесного на земле.

Архаизация— вытеснение из культуры и повседневных практик но-вообретенных (современных) элементов и активизация более традици­онных, прежде подавленных или прячущихся в тени.

Архетип— спрятанный в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенным образом влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выборы.

Аскетизм— религиозный принцип поведения, связанный с умерщв­лением плоти и воздержанием от всего потакающего личным удоволь­ствиям и радостям.

Бихевиоризм— направление в американской психологии и соци­ологии, призывающее не интересоваться внутренним миром челове­ка, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполагалось,


что тем самым общественные науки преодолеют свою «гуманитарную ограниченность» и уподобятся по точности и доказательности естест­венным.

Буддизм— одна из мировых религий, основанная великим религи­озным реформатором и духовным учителем в Индии на рубеже VI-V вв. до н.э.

Вестернизация— распространение западных ценностей, институ- . / тов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного ^ и культурно-информационного обмена, а частично — в результате за­падной гегемонии, а также деятельности местных «западников».

Витальный— относящийся к жизни, органическому началу, био­логическим стихиям.

Волюнтаризм— апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.

Гедонизм—тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой ценой.

Геобиоценозы— естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические элементы нашей пла­неты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую систе­му.

Гетерогенный—разнородный, состоящий из качественно различ­ных начал.

Глобалистика— наука о глобальном мире и его проблемах.

Даосизм—учение о дао или пути бытия (человека и всего сущего), связанных с такими принципами, как цзы жань (естественность, соблю­дение законов и ритмов природы) и у-вэй (воздержание от вмеша­тельств в естественный ход вещей). Основатель — китайский мудрец Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.).

Девиация— отклонение; девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали и культуры.

Деидеологизация—требование отказа от идеологии как препятст­вия для рационально-прагматического поведения в политике, ориен­тированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидео-логизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

Демократия свободы— понятие, обозначающее одну из двух раз­новидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), де­мократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пу­ти демократии свободы — рыночной и иной соревновательности лю­дей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наибо­лее предприимчивых, а другие — по пути демократии равенства, т.е. ограничений свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.


Десублимация— противоположность сублимации. Если послед­няя, согласно автору понятия З.Фрейду, означает облагораживание наших инстинктов, получающих шансы на удовлетворение лишь по­стольку, поскольку они обретают реабилитированные культурой воз­вышенные формы, то десублимация есть высвобождение инстинкта из «оков» культуры.

Дьгкурс— вид коммуникации, ориентированной на обсуждение, согласование мнений и высказываний ее участников.

Дихотомия— деление на две части.

Золотого миллиарда теория— современная европоцентристская

версия концепции избранного народа, согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для одно­го миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным странам уготовлена участь сырьевого придатка и поставщи­ка дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснациональных корпораций. Согласно адептам данной теории, в противном случае планета взорвется от экономической перегрузки.

Идентичность (в социокультурном смысле)—совокупность устой­чивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или соци­альной) отличать себя от других.

Имманентный— внутренне присущий, а не привнесенный или за­имствованный извне.

Инверсия— резкий переход в противоположное качество.

Инволюция (в социокультурном смысле)—утрата достигнутых за-"J воеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство.

Индология— комплекс научных дисциплин, посвященных изуче­нию Индии.

Интенция— направленность внимания, духовный настрой.

Интровертный тип— предложенный австрийским социальным психологом К.Лоренсом термин, обозначающий одну из двух психоло­гических разновидностей: интровертов, живущих внутренними пере­живаниями, и экстравертов, нацеленных на внешний мир общитель­ных жизнелюбов.

Истеблишмент— правящие круги общества, доминирующие эли­ты (не только политические).

Космогония— философское учение о происхождении Вселенной. Со­ответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне проблему первоначала, называются космогоническими.

Космология— философское учение о строении мира.

Космоиентризм—установка на то, чтобы осмыслять любые наши действия и перспективы в контексте великого космического целого.

Консенсус — согласие; в политике означает готовность к взаим­ным компромиссам и уважение прав другой страны.

КонтрреаЪормация— попытка Римской церкви и консервативных клерикальных кругов выкорчевать гнезда реформации в Европе. При­вела к религиозным войнам XVI-XVII вв. в Европе и рождению инкви­зиции.


Конформизм — установка на пассивно-приспособительный, со­глашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Конфуций (551-479 до н.э.) — знаменитый древнекитайский фило­соф и этико-религиозный реформатор, основатель конфуцианства. Проповедовал идеал государственного устройства, при котором власть принадлежала бы мудрецам — носителям высшего знания и доброде­тели.

Ксенофобия— неприязнь к «чужакам» (иностранцам), представи­телям другой расы и т.п.

Коэволюция—термин, означающий понимание развития как воз­растания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности целей человека и внутренних гармоний природы вместо былых уста­новок на ее покорение и завоевание.

Лаический — светский.

Латентный — скрытый, не обнаруживающий (до поры до време­ни) видимых признаков.

Легизм — школа «законников» в древнем Китае, отстаивающая идею высшего юридического закона в государстве, подчиняющего все сословия и всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу.

Легитимность— законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наслед­ник престола), демократической (законно избранный глава государст­ва), харизматической (законный продолжатель великого дела первоос­нователя, великого задания, миссии).

Либертаризм— концепция невмешательства государства в соци­ально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рын­ку. Сегодня настойчиво пропагандируется Чикагской школой (М.Фрид­ман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).

Логос (греч.— слово, мысль, упорядочивающий разум) — термин, обозначающий всеобщий закон—логику, которой подчиняются и объ­ективный мир, и человеческий разум.

Манихейство— основанное в III в. персом Мани религиозно-фило­софское учение, видящее в мире лишенную всяких промежуточных состояний противопоставленность Света и Тьмы, Добра и Зла.

Маргинализация— выталкивание на дно, резкое понижение в со­циальном статусе.

Ментальность—исторически обусловленная специфика мышле- t\J ния представителей разных стран и культур.

Мессианизм (от слова «мессия» — спаситель) — учение о спасении мира какой-то персонифицированной высшей силой.

Милленаризлі (от англ. millenium — тысячелетие) — система рели­гиозно-эсхатологических ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия как роковой черты, отделяющей земную ис-

торию человечества от страшного суда и последующего тысячелетне­го царства святости и справедливости. Модернизации теория — теория перехода от традиционного к со- . / временному «высокоорганизованному» обществу, при этом под тради- у 351


ционным фактически понимается любое общество — от примитив­ных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана... Современность же отождеств­ляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и аль­тернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».

Неоконсервативная волна— идейно-политическое течение на За­паде, заявившее о себе на рубеже 70-80-х годов и связанное с попыт­ками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, кон­солидировать западные общества на основе идеалов классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натис­ком СССР. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запа­да в холодной войне.

Неофрейдизм — направление западной социальной философии и психологии, связанное с пересмотром концепции З.Фрейда в духе ре­абилитации человеческого подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конфликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней). Н. допол­няет марксистскую концепцию социально-экономического отчуждения личности концепцией витального отчуждения («репрессивное общест­во» посягает на нашу чувственность).

Нобили (фр. noblesse) — благородное сословие, дворянство; в совре­менном политическом лексиконе — то же самоё, что истеблишмент — правящие круги общества.

Номинализм— течение в западной философской и социологичес­кой мысли, рассматривающее общество как сумму индивидов, а все по­нятия, относящиеся к коллективному интересу, общественному благу и другим надындивидуальным уровням,— как «пустые». Противопо­ложная позиция—реализм, настаивающий на примате общего над от­дельным (общее существует реально, а не номинально).

Нонконформизм— психологическая и социокультурная установ­ка на несогласие с общепринятым или навязываемым властью и ав­торитетом.

Онтология— философское учение о бытии (в отличие от гносеоло­гии — учения о нашем познании).

Открытое общество— понятие, предложенное англо-немецким фи-> I лософом Карлом Поппером (1902-1985) для обозначения либерально-демократических обществ в отличие от «закрытых», авторитарных. Это понятие сегодня получает разные акценты: в экономике речь идет о свободе торговли — устранении таможенных барьеров, что выгодно странам с более развитой экономикой, так как обеспечивает их проник­новение на рынки более слабых стран; в социокультурной и идеологи­ческой сферах—об устранении разного рода цензуры, а также ограни­чений на пути экспорта западной массовой культуры.

Ориентализация—уподобление Востоку, усиление восточных ком­понентов политики и культуры.


Парадигма—устоявшиеся образец или модель, создающие осознан­ную или неосознанную установку мышления видеть явления в опреде­ленном свете или исследовать их в соответствующем методологичес­ком ключе.

Патернализм—установка на отцовскую опеку (заботу), перенесен­ная на все общество, свобода которого ограничивается властью, высту­пающей как благонамеренный опекун народа.

Патронимия— община родственников вместе с работниками и слу­гами, выступающая как хозяйственная единица, ответственная в фи­скальном отношении.

Перцепиент (от слова перцепция — чувственное восприятие) — в теории коммуникации воспринимающая сторона, т.е. тот, кто прини­мает сигнал, сообщение или другие внешние импульсы.

Плюрализм— социально-философская и политическая позиция. Со­гласно п. существует множество независимых и равноправных начал (интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

Правовое государство— государство, не только насаждающее уни­версально действующие юридические нормы, но и само подчиняю­щееся им, т.е. ограничивающее свои действия конституционно-право­выми нормами.

Принцип реальности—термин неофрейдизма, означающий жест­кие внешние ограничения и нормы.

Принцип удовольствия— термин неофрейдизма, означающий си­дящее в нас инфантильное начало, не признающее норм и требую­щее немедленного удовлетворения наших влечений.

Прометеизм — установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея, похитителя небесного огня; означает неограничен­ные дерзания человека, направленные на покорение природы и преоб­разование мира.

Психоанализ — созданный австрийским психологом З.Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкнове­ния наших природных влечений (принцип удовольствия) с общест­венными нормами и запретами (принцип реальности).

Радикализм — установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.

Редукционизм — упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная с сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов к экономическим, технологическим или биологи­ческим).

Релятивизм—учение об относительности, условности и проблема­тичности всех законов и норм — от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.

Реформация— религиозно-политическое движение XVI в. в Евро­пе, родившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией рели-


гии, избавившейся от опеки папского престола, и новыми, более неза­висимыми отношениями верующих с клиром.

Секуляризация — процесс освобождения общества, различных сфер социальной жизни и институтов от религии.

Синкретизм—слитность, внутренняя недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или куль­турных явлений.

Синкретика— отрасль современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных на­чал вместо жесткого подчинения или ущемления прав одного в поль­зу другого.

Синод—учрежденный Петром I административный орган, ведаю­щий церковными делами. Учреждение с. означало устранение автоно­мии церкви, прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой Патриарха.

Синология— комплекс научных дисциплин, посвященных изуче­нию Китая.

Систеліно-функционольньїй подход в социальных науках — рас­смотрение общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует в качест­ве функции целого. Этот подход, с одной стороны, противостоит пред­ставлениям об обществе как механической сумме или конгломерате эле­ментов, с другой — представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со сто­роны власти. Система есть такой тип социальной целостности, кото­рый представляет собой проблему власти и управления.

Скептицизм— зародившаяся в Греции вместе с движением скеп­тиков (X в. до н.э.) философия. Установка на сомнение в надежности на­ших знаний и наших верований. «Подвергай все сомнению и воздержи­вайся от категорических суждений» — вот кредо скептицизма.

Социализация— процесс усвоения личностью в ходе взросления со­циальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она при­надлежит.

Социальное государство— государство, ответственное за состоя­ние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие со­циальные программы и институты, смягчающие последствия рыноч­ной конкуренции.

Софизм— сознательная подмена тезисов в споре или при доказа­тельстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатавших не только идеал до­стоверного объективного знания, но и многие нравственные ценности.

Социал-дарвинизм— перенесение на общество биологической те­ории естественного отбора и выживания сильнейших.

Сциентизлі— мировоззренческая позиция, считающая научное зна­ние высшей ценностью, а науку—центральным, нормообразующим эле­ментом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социаль-


ные возможности науки и ее самостоятельность, с другой — недооце­нивает другие формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.

Танатос — персонифицированный образ смерти или сил, несу­щих смерть.

Темология — религиозно-философское учение о высших целях ми­роздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.

Теократия— форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государ­ства.

Трайболизм — архаичная идеология племенного мышления, эноцентризма и этносепаратизма.

Унитарное государство— государство, не предоставляющее авто­номии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

Фатализм — учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.

Фаустовский человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на «выпытывание» послед­них тайн природы с целью окончательного ее покорения.

Формационная теория— теория о закономерной смене фаз обще­ственного развития, представляющего своего рода лестницу восхожде­ния человечества от низших ступеней к высшим.

Хартленд (от англ. heartland) — разработанное в геополитике по­нятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладе­ние которым открывает возможность господствовать над миром.

Ценности культурные— разделяемые в обществе убеждения от­носительно целей, к которым люди должны стремиться, и основные средства достижения этих целей.

Центризм— политическая установка на то, чтобы избегать край­
ностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению пози­
ций различных политических сил на основе реформистской умеренно­
сти,

Цивилизация — общество, достигнувшее определенной целостно- \ / ста благодаря единству религии, языка, культурных традиций.

Эвристика— отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптими­зировать сам процесс познания.

Эзотерический—тайный, предназначенный для посвященных.

Экзотерический—явный, открытый, предназначаемый для обще­
го пользования. Экоцид—убивание природы, Земли как геобиосистемы—носитель- ницы жизни.

Экономико-иентризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, пре­допределяющая все остальные характеристики человеческого бытия.


Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: мо­ральных, культурных, политических и т.п.

Экуменизм — движение за объединение церквей.

Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.

Эндогенный— внутренний, внутренне обусловленный (в противо­положность экзогенному — вызванному внешними влияниями).

Энтропия— понятие, заимствованное из термодинамики и обозна­чающее характерный для замкнутых систем процесс превращений всех видов энергии в тепловую; в более общем виде — стихийный про­цесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.

Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложилась идея
общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции,
и разумного переустройства общества. Все докапиталистические по­
рядки были объявлены пережитками.
, Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и че-

ловечества, о конце света и страшном суде.

Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, \/ стремление поставить под контроль все сферы общественной жизни.

Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обо­жествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеис­тическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но со­хранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................................. 3

Введение. Актуальность глобального видения:

в поисках утраченного будущего............................................... 4

Глава 1. Политическая глобалистика на путях познания................... 11

1.1. История возникновения науки о глобальном мире .... 11

1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики 17

1.3. Глобальный мир: горизонты новой логики........................... 23

Вопросы для обсуждения и дискуссии............................................................ 33

Глава 2. Цивилизационная парадигма в современной

глобалистике......................................................................................... 36

2.1. Цивилизация как категория глобального политического анализа 36

2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях 45

Вопросы для обсуждения и дискуссии............................................................ 56

Глава 3. Стратегии межцивилизационных глобальных

взаимодействий.................................................................................... 58

3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире...................................... 58

3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций? 71

Вопросы для обсуждения и дискуссии............................................................ 78

Глава 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций..................... 79

4.1. Методологическая преамбула.................................................. 79

4.2. Конфуцианско-буддийская цивилизация: путь золотой середины 86

4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха ................. 106

4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью 126

4.5. Западная цивилизация: римский путь ............................... 149

4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника 162

Вопросы для обсуждения и дискуссии.......................................................... 208

Глава 5. Социокультурные проблемы политического

партнерства......................................................................................... 216

5.1. Политический партнер как представитель цивилизации 216

5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге .. .224

5.3. Человек политический в мире культуры.............................. 235


5.4. Проблема социокультурной идентичности

в политике............................................................................................. 249

5.5. Социокультурное пространство политического
диалога.................................................................................................. 261

Вопросы для обсуждения и дискуссии......................................................... 265

Глава 6. Политическое время в глобальном мире................................. 268

6.1. Определение политического времени:

хронос и кайрос................................................................................... 268

6.2. В поисках шкалы политического времени......................... 271

6.3. Наступит ли вновь осевое время истории? ...................... 275

6.4. Время политики и время культуры: совпадения

и различия в ориентации и перспективе....................................... 279

Вопросы для обсуждения и дискуссии.......................................................... 283

Глава 7. Политическое пространство глобального мира................... 285

7.1. Иконография глобального пространства............................ 285

7.2. Парадигмы политического пространства

и социокультурная идентичность ................................................ 291

Вопросы для обсуждения и дискуссии......................................................... 297

Глава 8. Альтернативные концепции прогресса................................... 299

8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?.......................... 299

8.2. Классическая концепция прогресса

и ее альтернативы.............................................................................. 300

Вопросы для обсуждения и дискуссии......................................................... 310

Глава 9. Образы глобального мира в диалоге культур....................... 311

9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества 311

9.2. Современные концепции и образы глобального

мира........................................................................................................ 315

Вопросы для обсуждения и дискуссии......................................................... 320

Глава 10. Политический консенсус в глобальном диалоге

цивилизаций.................................................................................... 322

10.1. Возможности и пределы аналитических методов

в политической конфликтологии................................................. 322

10.2. Гуманитарное искусство политического

диалога .............................................................................................. 326

10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная
проблема............................................................................................. 332

Вопросы для обсуждения и дискуссии......................................................... 339

Приложение. Программа курса «Политическая

глобалистика»........................................................................341

Библиографический список.........................................................................345

Словарь терминов ...........................................................................................348


Учебное издание







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.