Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая история иудаизма



Иудаизм – одна из древнейших религиозных систем современности, старейшая монотеистическая религия. Иудаизм распространен преимущественно среди верующих евреев, поэтому его классифицируют как национальную религию. По данным на 2000 год иудаизм в мире исповедуют 17 млн. 477 тыс человек.

Поскольку иудаизм изначально связан именно с еврейским народом и развивался в его среде, то история иудаизма неразрывно связана с историей евреев в целом.

Евреи почитают своими предками Авраама и его ближайших потомков: сына – Исаака, внука – Иакова. От Иакова по преданию пошли двенадцать колен Израиля (Израиль – второе имя Иакова). В иудаизме имя Бога – Яхве – запрещено для произношения вслух, поэтому его заменяют другими наименованиями, например – Адонай (Господь). Евреи верят, что с Авраамом Яхве заключил особый Союз – Завет. Предание гласит, что потомки Иакова продолжительное время жили в Египте (вероятно, пребывание на подконтрольных Египту землях действительно имело место; возможно в правление фараона Рамзеса ІІ – конец ХІV начало ХІІІ века до н.є.). Из египетского плена евреев вывел легендарный вождь Моисей. С Моисеем связывается начало иудаизма как монотеистической религии. После исхода из Египта близ горы Синай (по еврейской традиции – одна из гор на севере Синайского полуострова) Яхве заключил уже со всем народом Израиля Завет и тем самым избрал этот народ из числа прочих. На Синае еврейскому народу были дарованы заповеди: свод нравственных, религиозных, социальных, бытовых и иных норм, регламентирующих все стороны жизни.

В 13 в. происходит захват еврейскими племенами земель Ханаана (территория к западу от Мертвого моря). Местное население было частью уничтожено, частью вытеснено. Происходит процесс оседания некогда кочевых племен на землю. К этому времени уже складывается союз двенадцати еврейских племен. Еврейское общество этого периода это родовой общественный строй. Все важные дела решали специально избираемые судьи.

Укреплялся культ Яхве. Его жрецами были специально выделенные для этих целей представители племени левитов. Долгое время культ Яхве не имел постоянного центра. Богослужения совершались в тех местах, где по преданию каким-либо образом проявил Себя Всевышний. На этих местах устраивались алтари и совершались жертвоприношения. В то же время сильны были пережитки язычества. Нередки были случаи поклонения Ваалу, Астарте, другим божествам домонотеистического семитского пантеона.

В начале І-го тысячелетия начинает складываться государство. Оно объединило все еврейские племена (колена). Центральную роль в складывании древнееврейского государства играло племя Иуды. На его территории находился главный город государства – Иерусалим. Первым царем иудейско-израильского государства был Саул. При последующих царях, Давиде и Соломоне древнееврейское государство достигает наивысшего расцвета. При Соломоне было построено главное святилище Яхве – Иерусалимский храм. Остальные места поклонения Яхве запрещались.

После смерти Соломона единое государство распадается на две части – Северное государство – Израиль (объединило десять колен), и Южное – Иуда. Согласно Священному писанию (Танаху) цари и население Северного царства большей частью отступили от культа Яхве и возобновили поклонение иным божествам. Предание говорит о том, что именно за это Яхве покарал их: в 722 году до н.э. Северное царство было покорено войсками Ассирийского государства. Значительная часть (вероятно 10-15 %) населения было уведено в плен. Южное царство – Иудея – просуществовало до 586 года до н.э., когда оно было завоёвано войсками вавилонского царя Навуходоносора. Иерусалимский храм был разрушен. Для иудаизма периода двуцарствия характерно появление т.н. пророков – харизматических лидеров, призывавших отвратиться от идолопоклонства, ратовавших за поклонение Яхве, и учивших, что все беды евреев именно из-за того, что они отвратились от Яхве. Наиболее известными пророками были Исаия, Иеремия, Иезекииль, Илия. Также прославились такие пророки, как Захария, Амос, Малахия и другие.

После покорения Иудеи Вавилоном начинается новый этап истории евреев и их религии. Удаленность от родной земли, невозможность совершения традиционных форм поклонения Яхве вынуждают искать новых форм. Возникают синагоги – дома молитвы. Синагога заменяет Храм, молитва заменяет жертвоприношение. Иудаизм во многом способствовал сохранению евреев как единой нации и поддерживал их стремление вернуться на родную землю. Это стало возможным, когда персидский царь Кир, покоривший Вавилонское царство, разрешил евреям вернуться и отстроить заново Иерусалимский храм. В Иудее устанавливается теократическое государство, главную роль в котором играют уже не цари, а жречество. Храм был восстановлен к концу VІ века.

Вместе с тем, политика завоевателей привела к тому, что значительная чась иудеев рассеялась по территории Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Возникают иудейские центры в Вавилоне, а со времен завоеваний Александра Македонского – в Египте (Александрийская диаспора).

В V веке происходит реформа первосвященника Ездры, который установил канон книг Торы.

Независимое еврейское государство просуществовало до покорения его войсками Александра Македонского в ІV веке до н.э.

До 142 года до н.э. Иудеей правили цари династий Птолемеев и Селевкидов – потомки военачальников Александра Македонского, которые после его смерти поделили покоренные земли.

В правление царя Антиоха VI Эпифана (175-164 гг. до н.э.; Селевкидская династия) происходило притеснение иудейской религии. Иудеям возбранялось читать Тору, соблюдать ритуальные правила своей религии, был осквернен Иерусалимский Храм (в него были внесены статуи языческих богов). Все это вызвало мощное восстание (под предводительством Маккавеев). Оно закончилось победой восставших и восстановлением независимости Иудейского государства. Однако уже в 70-м году до н.э. Иудея была вновь захвачена, теперь уже римскими войсками. Римское владычество в Иудее сопровождалось мощными восстаниями (наиболее известные из них это «Иудейская война» 60-х – 70-х годов н.э., закончившаяся поражением восставших и разрушением второго Храма, и восстания 115-117 гг. н.э., 135 г. н.э. – восстание Бар-Кохбы).

Ликвидация независимого государства, разрушение главной святыни способствовали усилению массового оттока еврейского населения из Палестины и расширению географической зоны их расселения.

В начале I тысячелетия н.э. еврейские поселения основываются на отдаленных территориях Римской империи (Испания, Франция), а затем на территории Германии, Англии.

В странах диаспоры (т.е. рассеяния) ведущую роль в иудейских общинах стали играть раввины – знатоки и толкователи Торы.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. – начале II тысячелетия н.э. авторитетными знатоками Торы (Письменного учения) активно формируется пласт толкования Закона Моисеева – т.н. Устная Тора – комментарии, разъяснения мудрецов на те или иные законы, правила, написанные в Письменной Торе. Долгое время эти толкования передавались устно (отсюда название Устная Тора) от учителей к ученикам. Однако в первые века н.э. возникла реальная угроза физического уничтожения носителей устной традиции. Возникла необходимость письменной фиксации устного учения. Работу по письменной фиксации Устной Торы провел выдающийся знаток Писания, один из самых авторитетных раввинов Палестины Иегуда га-Наси. Он составил (на основе многочисленных комментариев) свод правовых норм (т.н. Мишну) в который вошли нормативные акты (Галаха) и сборник рассказов и притч, пояснявших сюжеты Танаха (Агада). В ІV-V веках к Мишне был добавлен ещё ряд законодательных положений (Гемара – «завершение»). Так был составлен Талмуд. Существует две талмудические традиции: Вавилонская и Иерусалимская. В силу того, что Вавилонский Талмуд более обширен, подробен, то он стал наиболее авторитетным сводом еврейских законов и еврейская жизнь строится именно по нему.

Огромное значение для сохранения и развития иудаизма принадлежит раввину Шимону бар Йохаю. Он прославился как авторитетный знаток и толкователь Талмуда, также ему приписывается создание главного труда иудейского мистицизма книги «Зогар». Активное распространение мистических учений в еврейской среде наблюдается в ХII-ХIII веках и связано с началом гонений на евреев в Европе. (Крестовые походы, изгнание евреев из Англии (1290 г.), из Франции (1394 г.), из Испании (1492 г.), обвинения евреев в ритуальных убийствах христианских младенцев, возложение на них вины за т.н. «Черную смерть» - эпидемию чумы в 1348 г., насильственное, под страхом смертной казни, обращение в христианство). Кроме прочего, это способствовало оттоку еврейского населения на территорию Восточной Европы (Польша, Литва).

В середине ХVII века появляются иудейские общины в Северной Америке.

Среди восточноевропейских евреев (т.н. ашкеназов) в ХVIII веке распространяется учение хасидизма. Основателем этого направления ортодоксального иудаизма стал раввин Баал шем Тов (ум. в 1760-м г.) Он проповедовал свое учение в Подолии (с 1740 г. он жил в Межибоже). Продолжателем учения Баал шем Това был раввин Дов Бер.

С середины ХVIII века в связи с распространением в еврейской среде идей Просвещения происходят значительные изменения в образе жизни многих европейских евреев. Они получают доступ к получению образования, вовлекаются в современную светскую культуру. Возникает потребность в примирении новых веяний с древними традициями. Одним из тех, кто предпринял попытку примирить иудаизм с современностью, был Моисей Мендельсон. Он в своём труде «Иерусалим» попытался сформулировать идеологию иудаизма, приспособленную к новому Веку Разума. Рассмотрение иудаизма не как абсолютной, вневременной сущности, а как исторически обусловленного феномена, привело к тому, что, с одной стороны, происходит некоторый отток верующих от религии, а сдругой, попытки приспособить иудаизм под потребности современности, переосмыслить, реформировать старую веру.

В ХIХ веке среди евреев США распространяются идеи реформистского иудаизма. Это движение зародилось в начале века в Германии. Одним из активных деятелей реформистского иудаизма в Германии был Авраам Гейгер. Они оставили идею Единого Бога, однако отказывались признавать евреев за один народ. Реформисты подвергли изменениям синагогальную службу (сокращение богослужения и переход на немецкий язык). К концу ХIХ века реформистский иудаизм занимал ведущие позиции в еврейской жизни США (к 1881 году из 200 общин только 12 были ортодоксальными). Лидером американского реформизма был Ицхак Меир Вейз. Для реформистского иудаизма характерна активная общественная деятельность. В сфере ритуала реформисты ввели ряд изменений – институт женщин-раввинов, необязательность обрезания при принятии иудаизма, вообще отказ от чрезмерной регламентации в сфере религиозной обрядности и перенос акцентов на морально-этическое учение иудаизма.

Также в ХIХ веке в США основывается движение консервативного иудаизма. Его лидером в США был Шломо Шехтер (1850-1915). Консервативный иудаизм занимает промежуточное положение между ортодоксальным и реформистским иудаизмом, считает обязательным следование почти всем заповедям Торы, но считает возможным привнесение изменений, например, общая молитва мужчин и женщин, приглашение женщин к чтению Торы, назначение женщин хазанами и раввинами.

С конца ХIХ века распространяются идеи сионизма. Основателем и лидером этого движения был Теодор Герцль. В 1896 г. он издает книгу «Еврейское государство», где обосновывает необходимость возвращения евреев в Землю Израиля.

В ХХ веке возникает учение реконструктивизма. Его основатель Мордехай Каплан (1881-1983) отверг идею о личностном Боге, вмешивающимся в ход истории и заменил её идеей благочестия, являющейся источником моральных ценностей личности. Реконструктивизм признает заповеди не как Божественное установление, а как обычаи, освященные стариной. Соответственно, М.Каплан отверг идею богоизбранничества еврейского народа.

Иудейские движения реформистского толка объединены во Всемирный Союз прогрессивного иудаизма.

Сегодня по различным подсчетам, в мире насчитывается от 14 до 18 млн. иудеев различных направлений.

 

Иудаизм в Украине

Первые упоминания о евреях на территории современной Украины относятся к 1-у веку н.э. В Крыму и на берегах Северного Причерноморья существовали еврейские поселения.

В ХIII в. иудаизм был принят в качестве государственной религии в Хазарском каганате. После разгрома каганата войсками киевского князя Святослава часть жителей каганата переселяется в пределы Киевской Руси. По преданию иудаизм был одной из религий, предложенных киевскому князю Владимиру Великому во время выбора им веры. Еврейская община в Киеве была многочисленной. Она занимала отдельный квартал, называемый «жидовским». На Руси жили известные знатоки еврейского Закона Моисей Киевский, Иса Черниговский, Исаак Русский. На Руси евреи занимались преимущественно торгово-финансовыми операциями.

Активный приток на Русь еврейского населения наблюдается во времена массовых изгнаний евреев из Западной Европы. Евреи занимали активные позиции в Галицко-Волынском княжестве, особенно при Данииле Галицком (ХIII век). В ХIV- ХV веках на территорию Украины (в польские земли) приходят евреи из Германии, изгнанные оттуда при императоре Максимилиане I (1459-1519, правил с 1493). Именно с этого времени начинает формироваться особая еврейская культура, характерная для восточноевропейского еврейства. Язык идиш, гетто, особая одежда – наиболее характерные черты этой культуры. Евреи образовывали особые сообщества – кагалы – со своим самоуправлением и судом.

ХVI век – век расцвета талмудических школ в Польше. Наиболее известными раввинами-талмудистами были Шалом Шахна, Моисей Иссерлис, Соломон Лурия. Последний занимал пост раввина в Остроге и написал комментарии ко многим книгам Талмуда под заглавием «Соломоново море». Также известными толкователями Закона были раввины Мордехай Иофе из Познани и Давид Галеви из Львова.

Трагедией для украинского еврейства обернулись времена козаччины. Во времена казацких выступлений против польской шляхты евреи, как и поляки, подвергались истреблению.

В особенно тяжелом положении евреи оказались в период национально-освободительной войны 1648-1654 годов под руководством Богдана Хмельницкого. Вэти годы было уничтожено от 100 до 180 тыс. евреев. В период Гайдаматчины (30-60-е годы ХVIII в.) было уничтожено около 60-80 тыс. евреев.

То бедственное положение, в котором оказались евреи Украины в ХVII-ХVIII веках способствовало, распространению в их среде идей хасидизма. Это движение с одной стороны, было реакцией на подавленное состояние еврейских общин после казацких выступлений, а с другой – противопоставляло себя идеям саббатианства (движения, основанного Саббатаем Цви (1626-1676), жившем в Турции и объявившем себя Мессией) и франкианства (движения, основанного Яковом Франком, который считал себя преемником Саббатая Цви, и утверждавшем, что в мессианскую эпоху, которая наступила, все еврейские законы потеряли силу).

Основателем хасидизма был Исраэль бен Элиэлер (Баал щем Тов –переводится как «обладатель доброго имени», 1700-1760). Идеи Баал шем Това: радостное служение Богу, служение в духе, изменение земной жизни в направлении добра, святости не дожидаясь прихода Мессии. Он учил, что вся земля полна Славы Бога, в акждом есть божественная искра. Он делал упор на личном духовном совершенствовании. Человек стремится к Богу, к слиянию с Ним. Это осуществляется через мистическое освобождение духовного из материальной оболочки (путем эмоционального экстаза, а не ритуала). Особое значение в культуре хасидизма имеет цадик – человек, который достиг слияния с Богом, благодаря этому может помогать своими советами другим. Движение, основанное Баал шем Товом, не единственное хасидское, но оно одно из наиболее популярных и действенных в мире и на Украине.

Основателем любавичского хасидизма (по названию местечка Любавичи на границе Смоленской области и Белоруссии) был ребе Шнеур Залман, прозванный Алтер Ребе («Старый Ребе», 1747-1813). Он был учеником Дов Бера, продолжателя учения Баал шем Това.

После р. Шнеур Залмана любавичским движением руководили ещё шесть цадиков, последним из которых был ребе Менахем Мендл Шнеерсон (1902-1994).

Одновременно с новыми формами ортодоксии на территории современной Украины распространяются идеи реформированного иудаизма. С начала Х1Х века центром реформационного иудаизма становится Львов. Также центрами реформационного иудаизма на территории Украины были Одесса, Умань, Ровно.

Революционные события начала двадцатого века, процессы секуляризации коренным образом изменили облик, внутренний уклад национально-религиозной жизни евреев Украины. Многие слои еврейского населения (особенно еврейская молодежь) были вовлечены в революционные события. Первые годы после октябрьской революции ознаменованы активным участием еврейской молодежи в антирелигиозных акциях советской власти. Происходила активная ломка прежних норм жизни, которая вызывала недовольство (связанная, прежде всего с особенностями жизни в черте оседлости). Выходы на работу в субботу и праздники, антираввинистическая кампания и т.д. – характерные черты этого времени. Также можно отметить активный отток еврейского населения из местечек в крупные города (в 1923 году уже 50% еврейского населения Украины, а это 764 тысячи человек, проживало в городах), получают распространение смешанные браки.

Вторая половина 20-х годов, с одной стороны, стала временем активного развития национально-культурного компонента (деятельность национальных еврейских школ – с языком обучения идиш, (иврит запрещался) основание автономных еврейских районов и т.д.), но с другой стороны, советская власть активно борется с религиозными проявлениями еврейства – закрываются религиозные учебные заведения – хедеры и талмуд-торы.

При местных партийных комитетах действовали специальные еврейские секции («евсекции»).

В 1924 г. в Украине действовало (как официально зарегистрированные) 1026 иудейских общин, которые объединяли около 138583 верующих. Значительная масса еврейского населения Украины (более половины) были нерелигиозными.

 

Иудаизм в Донбассе

Первые еврейские поселения евреев в Донбассе появляются в середине ХIХ века. По Кальмиусу проходила черта оседлости, порубежье, к востоку которого (земли войска Донского) евреям было запрещено селиться. Переселявшиеся из земель северо-западных регионов России (земли бывшей Речи Посполитой) евреи, оседали на этом порубежье. Каждая переселявшаяся сюда семья получала по распоряжению Екатеринославской губернской комиссии (специально созданной для этих целей) земельные наделы (30 десятин) в Мариупольском и Александровском уездах. Первые сведения о появлении евреев в Мариуполе датируются 1820-м годом., а первые поселения в Мариупольском уезде 1846-м годом. К началу 1850-х гг. число колоний достигает 17. Общая численность еврейского населения в уезде достигла 4780-ти человек. Постепенно евреи осваиваются на новых землях. Они осваивают земледелие, занимаются скотоводством. В городах Мариуполе, Бахмуте они занимаются, в основном, частным предпринимательством: небольшие торговые предприятия, ремесленные мастерские.

Особенно активный приток еврейского населения заметен в Юзовке, где они открывают магазины, мастерские. Постепенно евреи занимают активные позиции в банковской, кредитной, страховой сферах, в учебных заведениях. Немало евреев занимало инженерно-административные должности в угольной и металлургической промышленности. Много евреев было в числе врачей.

Отличалась активностью религиозная жизнь еврейского населения. В 1864 году в Мариуполе открывается первая, а в 1882 – вторая синагоги. В 1864 году основывается первое еврейское кладбище. В Мариуполе были основаны приют для бедных евреев, еврейская больница. К концу ХIХ века образуется религиозная община в Юзовке, на средства которой, а также благодаря финансовой помощи Екатеринославской общины была построена первая в Юзовке синагога. Там же была открыта школа. Всего в Юзовке было открыто три синагоги. Значительную роль в жизни евреев Горловки в начале ХХ века играл меценат Самуил Поляков. Активной была иудейская жизнь евреев Енакиева. Здесь в начале века была построена синагога.

После Октябрьской революции в жизни евреев Донбасса происходят значительные изменения. Для этого времени характерна значительная степень секуляризации, отхода, особенно молодежи, от традиций иудаизма. С начала 30-х годов власти активно борются с проявлениями религиозности среди верующих евреев. В 1934 г. первая в Юзовке синагога (по 4-й линии, теперь улица Октябрьская, 36) было передано областному комитету профсоюза медицинских работников. Здание другой синагоги было разрушено и сожжено в период немецко-фашистской оккупации (1941-1943). В здании третьей синагоги долгое время размещался дом культуры, а после войны здание было снесено в ходе реконструкции центральной части города. В 1930 г. была закрыта синагога в Енакиево. В её здании разместился аэроклуб, во время немецко-фашистской оккупации в здании работал театр для немецких и итальянских солдат, а с 1948 г. – Сталинский областной драматический театр имени А.С. Пушкина.

После Великой Отечественной войны наиболее значительными центрами иудаизма в области были гг. Сталино (по подсчётам властей – 200-250 активных верующих человек), Жданов (ок. 200 человек), Красноармейск (50-70 человек, общину возглавлял раввин Левин), Горловка (ок. 50-75 человек), Краматорск (25-30 человек), Енакиево (70-100 человек).

Вплоть до конца 80-х годов ни одна из иудейских общин области не имела возможности действовать официально. Несмотря на многочисленные ходатайства верующих власти не зарегистрировали ни одной общины. В городах действовали незарегистрированные миньяны (в Сталино, например, около 15), с которыми власти боролись.

Первая иудейская община на территории области была зарегистрирована в Донецке в 1989 году.

С конца 80-х годов происходит активное возрождение иудаизма в области. Ныне на территории области зарегистрировано 16 общин (Донецк, Макеевка, Шахтёрск, Красноармейск, Краматорск, Харцызск, Торез, Константиновка, Славянск, Горловка, Мариуполь, Артемовск, Енакиево, Дружковка, Дзержинск, Доброполье). Иудейские общины Донецкой области входят во Всеукраинскую еврейскую организацию «Федерация иудейских общин Украины». Все они принадлежат к ортодоксальному течению иудаизма, движению ХаБаТ Любавич (одно из хасидских течений). Главным раввином Донбасса является Ицхак Пинхас Вышецкий, донецкую общину возглавляет Иегуда-Ури Келерман. Адрес донецкой синагоги: 83086, Ул. Октябрьская, 36.

Благодаря активной деятельности Донецкой иудейской общины происходит активное возрождение еврейской жизни в Донбассе. Проводится бесплатное обеспечение общин области атрибутами и продуктами для религиозных праздников, проводятся национальные праздники в городах области, активно действует образовательный комплекс: работает высшая духовная еврейская семинария – ещива «Томхей Тмимим», институт Торы (программа для студентов ВУЗов, общеобразовательная национальная еврейская школа № 99, среднее специальное учебное заведение при национальной еврейской школе «Ешива ктана», работает институт по подготовке преподавателей еврейской традиции для девушек «Хана», две еврейские воскресные школы, действует национальный детский сад. активно развивается и работает культурная программа: действуют детский хор мальчиков «Пирхей Донецк», танцевальный коллектив «Симха», детский клуб «Цивот Гашем», центр изобразительного творчества, театральный кружок имени Шолом-Алейхема и т.д. Работает клуб еврейской интеллигенции, при донецкой синагоге работает библиотека.

Иудейские общины Донецкой области активно занимаются благотворительностью: сеть благотворительного фонда «Хесед-Цдака», под эгидой Всемирной еврейской организации помощи и утешения оказывается гуманитарная помощь социальным учреждениям области. Оказывается материальная и духовная помощь ряду исправительно-трудовых колоний области.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.