Здавалка
Главная | Обратная связь

В системе отношений социального партнерства



 

основной социальный партнер профессиональных со- юзов трудящихся республики Беларусь – это наниматели или объединения нанимателей, которые представлены в основном директорским корпусом государственных пред- приятий, а также акционерных обществ, кооперативов и других субъектов хозяйствования.

на национальном уровне созданы следующие предста- вительные организации деловых сообществ.

1. Объединения физических лиц:

• Белорусский союз предпринимателей;


 

 

• Белорусская научно-промышленная ассоциация;

• Минский столичный союз предпринимателей и рабо- тодателей.

2. Объединения юридических лиц:

• союз некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)»;

• республиканская ассоциация предприятий промыш-

ленности (Белапп);

• республиканский союз нанимателей (Белсн);

• Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей име- ни профессора М.с. Кунявского.

правильное, сбалансированное отношение нанимате- лей с профсоюзами является одним из факторов прямого воздействия на деятельность предприятия. любой нани- матель заинтересован в том, чтобы избежать острых соци- альных конфликтов, т. к. они сводят на нет его главную экономическую цель – получение прибыли. объединив- шись в профессиональные ассоциации, наниматели стре- мятся в своих отношениях с профсоюзами проводить со- гласованную политику по вопросам оплаты и условий тру- да, занятости, социальным гарантиям и т. д. тем самым диалог между двумя социальными партнерами – профсо- юзами трудящихся и объединениями нанимателей – мо- жет стать важным инструментом в регулировании трудо- вых отношений.

Через профессиональные объединения предпринимате- ли регулируют свои отношения и с государством. они заинтересованы выработать общие позиции по многим вопросам государственного законодательства и социально- экономической политики, имеющим непосредственное от- ношение к предпринимательской деятельности. в частнос- ти, речь идет о законодательстве по трудовым отношени- ям, о налоговой политике и дотациях из государственного бюджета, о защите интересов национального предприни- мательства на внутреннем и внешнем рынках и т. д.


 

 

объединения нанимателей и, прежде всего, предпри- нимателей создают «группы лоббирования» для того, чтобы оказать давление на органы законодательной и ис- полнительной власти. Через политическое лоббирование они стремятся добиться принятия тех законодательных актов и практических мер со стороны правительства, ко- торые в наибольшей степени соответствовали бы их ин- тересам.

позиции объединений нанимателей в отношении не- которых аспектов государственной социально-экономи- ческой политики нередко схожи с позициями профсоюзов трудящихся. в конечном итоге наниматели заинтересова- ны в повышении жизненного уровня наемных работников, которые составляют основную часть потребителей товаров и услуг.

позиции нанимателей и профсоюзов могут быть доста- точно близки к проблемам образования, профессиональ- ной подготовки, сокращения расходов на государственный бюрократический аппарат, более эффективной деятель- ности правоохранительных органов и т. д.

но фактически объединения нанимателей имеют ряд преимуществ в сравнении с профессиональными союза- ми трудящихся. прежде всего, надо принять во внима- ние, что объединения нанимателей имеют несравнимо более солидную финансовую, материально-техническую и информационную базу для своей деятельности. Это поз- воляет им более широко использовать средства массовой информации и тем самым влиять на общественное мнение и властные структуры. они имеют свои научно-аналити- ческие центры и высококвалифицированных экспертов, что позволяет им быть очень хорошо информированны- ми. Когда решаются спорные вопросы в арбитражном суде или согласительных комиссиях, их интересы защищают наиболее известные адвокаты и специалисты.

использование этих преимуществ во вред или на поль- зу социальному партнерству во многом зависит от уровня


 

 

«цивилизованности» нанимателей, от этических норм, ко- торых они придерживаются. однако процесс надлежащего организационно-юридического оформления статуса нани- мателей и их объединений как субъектов социального партнерства в республике пока не вышел на уровень международно признанных стандартов. К сожалению, еще не принят Закон «об объединениях нанимателей», ко- торый, возможно, поставил бы нанимателей в условия не- обходимости более интенсивного взаимодействия с пред- ставителями наемных работников на отраслевом и регио- нальном уровнях.

учитывая большое количество нанимателей и пред- принимателей, работающих в различных отраслях, а, зна- чит, возможность создания большого числа различных их объединений (союзы, ассоциации, советы руководителей субъектов хозяйствования), в контексте законодательного урегулирования целесообразно ставить вопрос о создании Координационного совета объединений нанимателей как своеобразного представительного органа, наделенно- го необходимыми полномочиями. его главная задача за- ключается в координации действий всех республиканс- ких объединений, ассоциаций, союзов предпринимателей и промышленников в сфере социально-экономических и трудовых отношений.

Координационный совет может стать субъектом соци- ального партнерства со стороны предпринимателей и про- мышленников на национальном уровне при разработке и заключении Генерального соглашения, а также выступать от их имени в работе национального совета по трудовым и социальным вопросам.

на отраслевом и местном уровнях целесообразно со- здать отраслевые и территориальные координационные советы нанимателей, которые могли бы взять на себя фун- кции соответствующих субъектов социального партнер- ства в отрасли и регионе. все это позволило бы преодо-


 

 

леть существующую множественность (раздробленность) объединений, представляющих интересы собственников (капитала), не способствующую проведению ими единой политики на всех уровнях партнерства.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.