Здавалка
Главная | Обратная связь

Рассмотрим принципы организации совместного труда производственных рабочих по методу «уплотненной технологии», горизонтальных коммуникаций («тоётизм»).



Здесь уместно сказать несколько слов о принципах современного подхода к организации коллективного труда, к персоналу, следование которым обеспечило успех, процветание и конкурентоспособность передовым японским компаниям и некоторым западным фирмам, системно использовавшим японский опыт.

Отечественная практика управления по настоящее время находится, по существу, в плену тейлористско-фордистской парадигмы, провозглашающей принципы глубокого разделения и

[40]Рюттинеер Р. Культура предпринимательства. — М.: Эком, 1992, с. 106-110.

Правомерно рассматривать приведенную здесь методологию реализации интегративной стратегии, как пример управления по целям, или целевого стратегического управления.

Объемы работ на этих этапах характеризуются следующими цифрами: рассмотрено 20 групп

[41]Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. С. 171.

Итак, для укрепления групповой морали, цементирования группы немецкие ученые советуют:

1. Помогите группе испытать общий успех.

2. Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и, прежде всего, к лидеру.

3. Развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некоей особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе.

4. Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, к уважению, самоуважению, к престижу.

5. Поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных перед нею задач.

Эти же авторы дают рекомендации (шесть мелких шагов) по нейтрализации деятельности групп отрицательной направленности, клик, действующих вразрез с интересами организации:

1. В драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности.

2. Покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей.

3. Посейте недоверие между людьми и, прежде всего, к лидеру группы.

4. Образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего — превратите в перебежчика лидера группы.

5. Ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства.

6. Устраните лидера путем перемещения его на другое место работы.

И еще несколько небесполезных рекомендаций, показывающих возможные направления деятельности руководителя по формированию работоспособного' коллектива, адекватным методом управления которым является демократический, коллегиальный, групповой метод, стиль управления «У». Технология управления группой тяготеет к методам принятия групповых решений типа «мозгового штурма», метода Гордона, рассмотрения деловых ситуаций и т. п.

Использование этих рекомендаций не исключает необходимости исследования собственного коллектива, глубоких фундаментальных знаний и творчества при решении конкретных задач. Данные

[42] организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы.

Из исторических форм хозяйственных организаций, по мнению отечественных социологов, таковы: община, корпорация и ассоциация.

Община — строится на тесных внутренних связях, зачастую объединяется по территориальному или кровному и родственному признакам. Для нее характерны: формальное равенство, общая собственность, нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций, всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку.

Корпорация — относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных, но более профессиональных связях. У нее более узкая функциональная нацеленность, выраженная многоступенчатая иерархия, жесткое разделение внутренних обязанностей, более формальный административный порядок.

Ассоциация — это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Она создается под специальные задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида. Это общества потребителей, а с социологической точки зрения — акционерные общества, члены которых могут покупать и продавать свои права на участие в деле на открытом фондовом рынке.

[43]Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. С. 168-196.

Добровольные ассоциации создаются для защиты общих интересов их членов, членство в них добровольное, они не связаны с правительственными органами.

Тоталитарные организации образуются с целью защиты государственных, религиозных и других организаций. По Гоффману, их типы:

а) больницы, благотворительные заведения, санатории;

б) тюрьмы и концентрационные лагеря;

в) военные казармы, корабли, закрытые учебные заведения;

[44]Татарников А. А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. — М.,1992,с.127.

Для типологизации организаций в данном подходе применяется еще и экстраполяция на организации критериев и понятий, применяемых для описания особенностей человеческого поведения. Так, социолог В. И. Верховин рассмотрел формы экономического поведения организации по отношению к внешней среде, положив в основу типологии поведения фазу воспроизводственного цикла, в рамках которой фирма осуществляет свою деятельность. Ранее понятие «экономическое поведение» связывалось с поведением человека на рынке, а исследование организаций как многообразных и самостоятельных социальных институтов в советской социологии не проводилось.

[45]Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. С. 212.

Фаза 1 — «пионерная». Преимущества: ясные установки целей и высокая мотивация. Хорошая коммуникация. Каждый оказывается там, где он больше всего нужен. Быстрые решения.

[46] культуру управления определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев, в том числе, коммуникативная компетентность, применяемые методы стимулирования, повышения уровня удовлетворенности трудом и т. д.;

• культуру работника правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Нравственная культура имеет внешнюю составляющую, которая проявляется в поведении человека, знании им этикета, правил поведения, хороших манер. Внутреннюю культуру составляет нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение сопереживать. Культуру труда определяют, исходя из уровня

[47]Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель... — М.: Дело, 1993. С. 149-152.

Базовые цели японских компаний:

1. Служение обществу, организации

1.1. Хороший продукт по разумной цене. Качество в первую очередь

1.2. Служение нации, народу. Совместное процветание

1.3. Процветание корпорации

2. Справедливая прибыль

3. Неуклонный прогресс, завоевание доверия

4. Благосостояние работников, уважение к работнику

Общая политика определяется следующим образом:

1. Прогрессивность, активность, созидательность

2. Аналитический, научный подход

[48] адаптивные оргструктуры (проектная организация — временная структура, матричная

организация).

При департаментализации важное значение имеет разделение труда по горизонтали (какие задачи должно решать каждое подразделение) и по вертикали (где какие решения принимаются).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.