Рассмотрим принципы организации совместного труда производственных рабочих по методу «уплотненной технологии», горизонтальных коммуникаций («тоётизм»).
Здесь уместно сказать несколько слов о принципах современного подхода к организации коллективного труда, к персоналу, следование которым обеспечило успех, процветание и конкурентоспособность передовым японским компаниям и некоторым западным фирмам, системно использовавшим японский опыт. Отечественная практика управления по настоящее время находится, по существу, в плену тейлористско-фордистской парадигмы, провозглашающей принципы глубокого разделения и [40]Рюттинеер Р. Культура предпринимательства. — М.: Эком, 1992, с. 106-110. Правомерно рассматривать приведенную здесь методологию реализации интегративной стратегии, как пример управления по целям, или целевого стратегического управления. Объемы работ на этих этапах характеризуются следующими цифрами: рассмотрено 20 групп [41]Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. С. 171. Итак, для укрепления групповой морали, цементирования группы немецкие ученые советуют: 1. Помогите группе испытать общий успех. 2. Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и, прежде всего, к лидеру. 3. Развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некоей особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе. 4. Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, к уважению, самоуважению, к престижу. 5. Поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных перед нею задач. Эти же авторы дают рекомендации (шесть мелких шагов) по нейтрализации деятельности групп отрицательной направленности, клик, действующих вразрез с интересами организации: 1. В драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности. 2. Покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей. 3. Посейте недоверие между людьми и, прежде всего, к лидеру группы. 4. Образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего — превратите в перебежчика лидера группы. 5. Ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства. 6. Устраните лидера путем перемещения его на другое место работы. И еще несколько небесполезных рекомендаций, показывающих возможные направления деятельности руководителя по формированию работоспособного' коллектива, адекватным методом управления которым является демократический, коллегиальный, групповой метод, стиль управления «У». Технология управления группой тяготеет к методам принятия групповых решений типа «мозгового штурма», метода Гордона, рассмотрения деловых ситуаций и т. п. Использование этих рекомендаций не исключает необходимости исследования собственного коллектива, глубоких фундаментальных знаний и творчества при решении конкретных задач. Данные [42] организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы. Из исторических форм хозяйственных организаций, по мнению отечественных социологов, таковы: община, корпорация и ассоциация. Община — строится на тесных внутренних связях, зачастую объединяется по территориальному или кровному и родственному признакам. Для нее характерны: формальное равенство, общая собственность, нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций, всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку. Корпорация — относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных, но более профессиональных связях. У нее более узкая функциональная нацеленность, выраженная многоступенчатая иерархия, жесткое разделение внутренних обязанностей, более формальный административный порядок. Ассоциация — это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Она создается под специальные задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида. Это общества потребителей, а с социологической точки зрения — акционерные общества, члены которых могут покупать и продавать свои права на участие в деле на открытом фондовом рынке. [43]Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. С. 168-196. Добровольные ассоциации создаются для защиты общих интересов их членов, членство в них добровольное, они не связаны с правительственными органами. Тоталитарные организации образуются с целью защиты государственных, религиозных и других организаций. По Гоффману, их типы: а) больницы, благотворительные заведения, санатории; б) тюрьмы и концентрационные лагеря; в) военные казармы, корабли, закрытые учебные заведения; [44]Татарников А. А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. — М.,1992,с.127. Для типологизации организаций в данном подходе применяется еще и экстраполяция на организации критериев и понятий, применяемых для описания особенностей человеческого поведения. Так, социолог В. И. Верховин рассмотрел формы экономического поведения организации по отношению к внешней среде, положив в основу типологии поведения фазу воспроизводственного цикла, в рамках которой фирма осуществляет свою деятельность. Ранее понятие «экономическое поведение» связывалось с поведением человека на рынке, а исследование организаций как многообразных и самостоятельных социальных институтов в советской социологии не проводилось. [45]Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. С. 212. Фаза 1 — «пионерная». Преимущества: ясные установки целей и высокая мотивация. Хорошая коммуникация. Каждый оказывается там, где он больше всего нужен. Быстрые решения. [46] культуру управления определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев, в том числе, коммуникативная компетентность, применяемые методы стимулирования, повышения уровня удовлетворенности трудом и т. д.; • культуру работника правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Нравственная культура имеет внешнюю составляющую, которая проявляется в поведении человека, знании им этикета, правил поведения, хороших манер. Внутреннюю культуру составляет нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение сопереживать. Культуру труда определяют, исходя из уровня [47]Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель... — М.: Дело, 1993. С. 149-152. Базовые цели японских компаний: 1. Служение обществу, организации 1.1. Хороший продукт по разумной цене. Качество в первую очередь 1.2. Служение нации, народу. Совместное процветание 1.3. Процветание корпорации 2. Справедливая прибыль 3. Неуклонный прогресс, завоевание доверия 4. Благосостояние работников, уважение к работнику Общая политика определяется следующим образом: 1. Прогрессивность, активность, созидательность 2. Аналитический, научный подход [48] адаптивные оргструктуры (проектная организация — временная структура, матричная организация). При департаментализации важное значение имеет разделение труда по горизонтали (какие задачи должно решать каждое подразделение) и по вертикали (где какие решения принимаются). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|