Здавалка
Главная | Обратная связь

Повышение квалификации, профессиональное и социально-психологическое обучение



Персонала

Обучение персонала имеет целью повышение адекватности качеств рабочей силы требованиям рабочих мест, обеспечение развития работников и более эффективное использование их потенциала, расширение кругозора и повышение удовлетворенности трудом, обеспечение продвижения по службе, задействование факторов интереса к труду, обеспечение потребности предприятия в кадрах за счет внутреннего рынка труда. Формы и методы обучения достаточно многообразны, имеют различия для разных категорий работников; при их выборе должны учитываться личностные особенности работника и сложившаяся ситуация.

На производстве в советское время сложились следующие формы первичной подготовки рабочих, ранее не имевших профессии:

• обучение на курсах (курсовая подготовка в учебных комбинатах), производившееся с постоянной по составу и однородной по профессии группой численностью 10-30 человек в два этапа: на первом — вся группа обучалась в учебном цехе, мастерской, на участке, на втором — путем индивидуального или бригадного обучения в цехах предприятия. В условиях перехода к рынку содержание учебных подразделений рассматривается предприятиями зачастую как неоправданные издержки;

• бригадное обучение, при котором ученики включаются в состав ученических бригад и проходят подготовку непосредственно на рабочих местах под руководством квалифицированных инструкторов, не освобождаемых от своей основной работы. Деятельность инструкторов и бригадиров таких бригад стимулируется надбавками к зарплате, пониженными нормами и т. д.;

[80] индивидуальное обучение, при котором ученик прикрепляется к высококвалифицированному рабочему-наставнику для получения практических умений и навыков, а теоретическую подготовку осуществляет либо самостоятельно, либо в специально комплектуемых группах, либо консультируясь со специалистами.

Переподготовка рабочих, освоение ими второй специальности осуществлялось с использованием тех же форм, что и для первичной подготовки.

Повышение квалификации на производстве производилось в следующих формах:

• производственно-технические курсы для получения средней и высокой квалификации;

• целевые курсы, открываемые для освоения новой техники и технологии;

• курсы обучения вторым профессиям;

• школы по изучению передовых методов труда.

Существовал и регламент обучения на курсах повышения квалификации — не реже 1 раза в 5 лет. По всем формам обучения разрабатывались учебные программы и учебные планы. Само обучение увязывалось с планами профессионально-квалификационного продвижения рабочих.

В условиях систем с уплотненной технологий на японских предприятиях наиболее эффективной

[81]ЕмельяновЮ. Н. Активное социально — психологическое обучение. — Л.: ЛГУ, 1985. С. 17-46.

Современные методы психологической коррекции личности увязаны с различными научными направлениями: психоанализом (исследование подсознательного источника конфликта, невроза, неадекватного поведения), бихевиоризмом (отучение от «дурных привычек» и восстановление привычного поведения), когнитивистским направлением (изменение восприятия проблем, трудностей), гуманистическим направлением (пробуждение собственных сил для поиска выхода из сложной психологической ситуации). Повторим, что диагностика психических состояний, применение методов обучения общению, повышение коммуникативной компетентности и коррекция психики выходят за рамки традиционных функций по управлению персоналом и требуют участия профессиональных психологов и психотерапевтов.

Приведем описание двух экзотических способов повышения уровня коммуникативной компетенции.

«Информация к размышлению»

Известный отечественный журналист и японовед В. Я. Цветов рассказывает об одном специальном образовательно-воспитательном учреждении, называемом «Школа дьяволов»*.

[82]ДесслерГ. Управление персоналом. — М.: Издательство «Бином», 1997. — С. 166

Метод ситуационного анализа имеет пять основных характеристик: 1) использование фактических организационных проблем; 2)возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов на принятие решений; 3)минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга; считающих (4), что у стажеров есть право как на правильные, так и неправильные ответы, так как несмотря на возможную неполноту ситуаций, они взяты из реальной жизни, и (5) старающихся сделать метод ситуационного анализа проходящим через все последовательно создающиеся уровни развития сценария. Инструктор играет (или должен играть) роль критика. Он — вовсе не лектор или распространитель книжных принципов, а катализатор учебного процесса и тренер. Инструктор должен также быть полезным источником информации по изучаемому вопросу, чтобы поддерживать активную дискуссию среди стажеров.

Как видим, у американской трактовки метода «кейс—стади» большое сходство с методом рассмотрения и анализа деловых ситуаций. С его помощью могут обучаться как специалисты, так и руководители разного уровня.

Там же дается и суть метода «Управленческие игры», сходного с отечественным методом деловых игр.

Управленческие игры (management games) проводятся с использованием вычислительной техники, стажеры делятся на группы по пять—шесть человек, которые должны конкурировать между собой на имитированном рынке. Данный метод применяется в основном для обучения руководителей и организаторов бизнеса.

Во Франции метод «Кейс—стади» имеет несколько другое содержание. Здесь кейс — скорее портфель документов, отражающих и фиксирующих детально изученную, воспроизведенную и качественно представленную в них сложную ситуацию, в которую попала реальная организация. Метод предназначен для обучения управлению предприятием. Вот какие элементы кейса выделяет директор

[83] начальник ПРБ 2-го цеха Ларионов Н. А., 29 лет, высшее экономическое образование по специальности «Планирование производства», общий стаж работы и стаж работы по специальности 4 года. С работой справляется, знает основы рыночной экономики и методы оперативного планирования в условиях неопределенности с заказами. Отношения в возглавляемом им коллективе хорошие;

• начальник ПРБ 3-го цеха Немцов Л. Л., 27 лет, выпускник педагогического института, стаж работы и работы по специальности 2 года. В данной должности 0,5 года, осваивается с работой.

[84]Основы управление персоналом./Под ред. Б. М. Генкина. — М.: Высш. шк ., 1996, гл.9.

Оклады специалистам и служащим устанавливаются по принятой на предприятии системе тарифов, отраженной в штатном расписании, принятой по договору между работодателем и работниками. Индивидуальность набора профессиональных и личностных качеств работника отражается в его трудовом соглашении (контракте). Систематическая аттестация работников и перезаключение коллективных договоров и соглашений позволяет отразить изменения, произошедшие в условиях, влияющих на оплату труда. Оценка индивидуальных достижений специалиста производится и с использованием системы надбавок и премий. По западным определениям, надбавка выплачивается чаще за личный вклад в разработку новой продукции, принесшей прибыль, и имеет форму «ройялти», т. е. выплачивается ежемесячно в течение периода получения сверхприбыли от новинки. Премия, по сути, это — паушальный платеж, единовременно осуществляемый за получение фирмой экономического эффекта. К примеру, надбавки и премии работникам функциональных подразделений могут устанавливаться за снижение сверхнормативных запасов ресурсов, привлечение поставщиков и клиентов, расширение объемов продаж, экономию на сделках, договорах, заключение выгодных сделок и т. п. Отдельным служащим могут устанавливаться надбавки за выполнение срочных работ, совмещение функций, освоение новых методов работы и технических средств, за добросовестное выполнение заданий повышенной сложности и т.п. Для творческих личностей тенденция в оплате труда — приближение к гонорарной форме.

Оплата труда руководителя обычно устанавливается в его контракте и является конфиденциальной информацией. Кроме оклада или вместо оклада, руководитель может получать долю от полученной прибыли в размере установленного процента или в зависимости от достигнутых результатов по показателям, влияющим на благополучие фирмы и зависящих непосредственно от руководителя. Для руководителей и специалистов обычно устанавливаются премии за выполнение отдельных этапов работ и работы в целом.

Традиционная схема структуры доходов работника может быть представлена следующим образом:

1. Оплата по тарифным ставкам и окладам. Устанавливается на основе тарифных договоров с учетом тяжести труда, содержания, ответственности, условий труда, квалификации, опыта, рыночной ситуации, уровня цен на предметы потребления и т. д.

2. Рыночный компонент. В нем отражаются результаты переговоров работника и работодателя относительно оплаты за труд с учетом уровня спроса на труд, предлагаемый работником.

3. Доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда, за воздействие независящих от фирмы факторов, таких, как инфляция и рост цен, за работу в вечернюю и ночную смену, с повышенной интенсивностью и т. п.

Компоненты 2 и 3 не зависят от сотрудника, отражая внешние по отношению к нему аспекты

[85]Жданова А. А. Организация управление капиталистической фирмой. — М.: Изд-во УДН, 1987.

По системе Скэнлона* определяется в качестве базового коэффициента доля допустимых для фирмы расходов на рабочую силу, на оплату труда в объеме реализованной продукции. Сравнение уровня фактических издержек на оплату труда в реализованной продукции с базовым коэффициентом позволяет определить размер премии или сверхнормативного ущерба. Премия делится между коллективом работников и администрацией обычно в соотношении 75:25, а ущерб покрывается из

[86]Волгин Н. Распределение по труду и собственности: проблемы, варианты, рекомендации. —Человек и труд, 1993, №5-6.

Таблица 7.7. Сетка «вилок» соотношений в оплате труда работников разных квалификационных групп предприятия для системы бестарифной оплаты труда

[87]Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. — М.: Дело ЛТД, 1993. С. 74-77.

Для служащих агрегированный показатель разрабатывается на основе балльной оценки таких

[88] в зависимости от выбора средств к ее устранению, либо принимаются меры к цивилизованному разрешению конфликтной ситуации, либо начинается демонстрация конфликтного поведения.

Эти этапы правомерно отнести к предконфликтной стадии. При своевременной диагностике и правильном управлении на этих этапах можно найти конструктивное решение.

Существенным условием, определяющим возможность цивилизованного разрешения противоречий, является наличие либо отсутствие желания понять другую сторону. Действие данного условия определяется личностными свойствами инициатора конфликта и наличием (либо отсутствием) необходимой информации.

Индикаторами наличия противоречий в трудовой сфере могут служить: снижение производительности труда, качества продукции, резкое уменьшение количества предложений по улучшению результатов труда и экономии ресурсов, повышение уровня текучести персонала, рост числа случаев травматизма и заболеваемости, ухудшение взаимоотношений между работниками и т. д. Сюда же можно отнести появление слухов, фактов наушничества, сплетен.

Источниками напряженности в трудовом коллективе, которая может перерасти в конфликт, А. Г. Здравомыслов* определяет проблемы, связанные с размерами заработка, его распределением, низкой

[89]Социология труда /Под ред. Н. И Дряхлова и др. — М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 200.

Современные отечественные психологи* представляют типологию видов и фаз конфликта следующим образом (рис. 8.1):

Цель реалистического конфликта — добиться каких-то конкретных результатов, материальных или нематериальных преимуществ; цель деструктивного конфликта — освободиться от напряжения, разрядиться. В конструктивной фазе конфликта оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности, правильно оценивают собственные и партнера возможности и состояние. В

Степень внимания к своим интересам Рис. 8.2. Типы поведения в конфликте (по К. Томасу)

[90] на стадии контроля качества выполнения задания — обвинение руководителя в предвзятости;

попытки спровоцировать руководителя на нетактичное поведение; выражение сомнения в компетентности руководителя и т. п.

Хотя эти приемы широко использовались во времена гарантированной занятости, применяются они и сейчас.

К ошибочным тактикам или приемам взаимодействия относятся такие элементы поведения (отражающие негативные особенности личности) как перебивание партнера в разговоре, проявление антипатии к нему, мелочные придирки и пренебрежение к нему, унижение партнера; угрозы, стремление преуменьшить его вклад и преувеличить свой, нежелание признавать свои ошибки и правоту партнера; давление, попытки сместить объект обсуждения в другую плоскость; негибкость, неискренность, несдержанность, некомпетентность, посягательство на права партнера и т. п.

Покажем некоторые элементарные приемы, составляющие стратегии управления конфликтом,

1. Стратегия предотвращения конфликта:

а) выявить и устранить реальный предмет конфликта;

б) привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо и проявить готовность подчиниться его решению;

в) найти возможность склонить одного из конфликтующих к отказу от предмета конфликта в

пользу другого.

2. Стратегия подавления конфликта в необратимо, деструктивной фазе и беспредметного конфликта:

а) сократить число конфликтующих;

б) разработать систему регламентов поведения и деятельности;

в) создать условия, препятствующие непосредственным контактам конфликтующих.

3. Стратегия отсрочки (временная мера, позволяющая на время ослабить конфликт):

а) изменить «силу» одной из сторон в глазах другой;

б) изменить представление сторон о мотивах, условиях конфликта;

в) изменить значимость, ценность объекта конфликта в глазах конфликтующих, сделав конфликт

[91]ПанасюкА. Ю. Управленческое общение: практические советы. — М.: Экономика, 1990.

Известный бизнесмен X. Маккей, например, предлагает провинившемуся сотруднику сесть в кабинете главы фирмы на его, хозяина, кресло и предложить выход из ситуации с позиции хозяина. Дискомфорт, который испытывает работник, находясь на недосягаемом для него рабочем месте, запоминается надолго, помогает понять позицию владельца фирмы и настраивает на конструктивное преодоление недостатков в работе.

Форму подачи наказания и его вид следует сообразовывать с личностью работника, прогнозировать его поведение на стадии получения наказания и после. Простейшие наблюдения: флегматик, получивший нагоняй с утра, может «выпасть» из трудового ритма на весь день. Человек с застревающей акцентуацией характера при неправильной подаче наказания затаит, а затем раздует обиду до гипертрофированных размеров. Знание психологических особенностей сотрудников поможет добиться максимума результатов при минимуме потерь для руководителя и дела.

Ситуация увольнения наиболее тяжела, она несет в себе элементы личной драмы, а возможно, и трагедии. Однако увольнять людей по разным причинам приходится, поскольку, по мнению того же X. Маккея, «Вашу жизнь портят 'не те люди, которых Вы уволили, а те, которых Вы не уволили». Провинившемуся обычно дают возможность исправиться, устанавливают срок избавления от ошибок,

[92]Роль и действия службы персонала в условиях кризиса. Методическое издание. -СПб.: Петербургский профессиональный кадровый клуб, Учебный центр подготовки руководителей СПбГТУ, 1999.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.