Здавалка
Главная | Обратная связь

Тематический анализ



Применение тематического анализа (ТА) позволяет организовать качественные данные. Цель тематического анализа состоит в такой организации данных, которая позволяет распознать в них темы разного уровня обобщения и на этой основе идентифицировать целостный смысл интерпретируемого текста. Составление тематических сетей облегчает структурирование и описание этих тем.

Основная процедура, положенная в основу метода, состоит в вычленении тем разного уровня из представленных в текстовом виде записей фокус-групп и интервью и в нахождении способов наглядно проиллюстрировать разноуровневый характер получаемых при этом результатов. В этом смысле ТА не противоречит основным принципам любого герменевтически ориентированного подхода к анализу эмпирического материала.

Посредством сетевого тематического анализа темы, встречающиеся в текстах ответов респондентов, систематизируются на трех уровнях:

1. Базовые темы. Это – темы наиболее низкого уровня, вычленяемые непосредственно из реакций респондентов. Они являются наиболее простыми характеристиками данных и сами по себе не могут выступать в качестве значимых обобщений. Они приобретают какое-либо значение только в контексте других базовых тем. Несколько смежных базовых тем образуют единство, называемое «организующие темы».

2. Организующие темы – это темы среднего уровня, представляющие собой кластеры, состоящие из базовых тем, касающихся одной и той же проблемы или смежных проблем. Таким образом, они являются абстракцией более высоко уровня и с большей точностью позволяют обращаться к скрытым смыслам высказываний. Их функция – прояснять значения, содержащиеся в базовых темах. В них концентрируются идеи, общие для нескольких базовых тем. В то же время, организующие темы образуют совокупности, на основе которых появляется возможность выявить еще более широкие значения текста, как целого. Такие совокупности обозначаются как «генеральная тема».

3. Генеральная тема. Генеральная тема является суперординативной по отношению к двум предшествующим. Генеральная тема группирует организующие темы и выступает как формулировка основного принципа. Таким образом, генеральная тема сообщает нам, о чем, собственно, идет речь в анализируемом тексте. Генеральная тема одновременно является суммой всех других тем текста и его интерпретацией. Важно, что текст может содержать несколько генеральных тем.

Разработка тематической сети начинается с определения базовых тем и продвигается в направлении идентификации генеральной темы. Когда базовые темы собраны, они классифицируются, и элементы получаемой структуры обозначаются как организующие темы. Организующие темы представляют собой согласованное единство базовых тем и служат основой для дальнейшего их обобщения в генеральную тему. Важно, что при построении тематической сети не используется принцип иерархичности тем, встречающихся в интерпретируемом тексте. Любая базовая или организующая тема рядоположена любой другой и имеет одинаковую с ней ценность для последующего обобщения в генеральную тему.

При проведении СТА необходимо иметь в виду, что сама по себе тематическая сеть не являются результатом анализа качественных данных. СТА – инструмент анализа, а не сам анализ, который начинается тогда, когда тематическая сеть построена и служит принципом организации и иллюстративным материалом для интерпретации и понимания текста.

Полностью процесс сетевого тематического анализа после сбора данных представлен пятью этапами. На каждом из этапов достигается все больший уровень абстракции и обобщения данных.

1 этап. Деформатизация и редукция текста.

Первый шаг в сетевом тематическом анализе делается в направлении уменьшения данных, посредством кодировки, обеспечивающей управляемый перевод текста в сегменты с самостоятельными значениями. Разработка системы кодировки не имеет предустановленных правил и опирается на теоретические предпочтения исследователя, специфику исследовательского вопроса, на особенности текста, выявленные при его первичном прочтении. На втором шаге осуществляется деформатизация текста в соответствии с выбранными кодировочными символами. Кодировочные символы могут отражать значения абзацев, цитат, отдельных слов или других единиц теста, необходимых для анализа.

Несмотря на то, что кодирование является довольно простым процессом, оно обязательно должно следовать некоторым правилам. У единиц кодирования должны быть ясные границы: они не могут быть взаимозаменяемы или избыточны и должны сосредотачиваться на объекте анализа, чтобы избежать необходимости кодировать каждое отдельное предложение в оригинальном тексте.

2 этап. Идентификация тем.

После того, как кодировка текста завершена, происходит вычленение тем. Отобранные темы корректируются таким образом, чтобы отвечать двум основным требованиям. Во-первых, они должны быть четко определены. Не допускается повторение одних и тех же тем. Во-вторых, темы должны характеризоваться достаточной широтой, чтобы включать в себя значения, заключенные в различных сегментах кодированного текста. В результате происходит уменьшение данных и перевод их в управляемый набор тем, которые кратко суммируют текст.

3 этап Конструирование тематической сети.

Идентифицированные темы группируются. Группировка проводится на основе подобия в содержании тем или в соответствии с выбранным теоретическим критерием. К сожалению, иногда построение тематической сети оказывается невозможным из-за слишком ограниченного количества тем или недостаточного разнообразия их содержания. Если же тем много, и их содержание разнообразно, последовательно осуществляется несколько группировок, результатом которых является формулировка нескольких генеральных тем, каждая из которых поддержана рядом обобщающих и базовых тем. Цель состоит в том, чтобы объединить специфические темы и создать большие темы, которые уплотняют понятия и идеи упомянутые на более низком уровне.

4 этап Описание исследование тематической сети.

Как подчеркивалось ранее, тематические сети - инструмент для анализа, а не сам анализ. Поэтому после построения тематической сети должны быть исследованы и идентифицированы образцы, которые лежат в их основе. Необходимо вернуться к оригинальному тексту и интерпретировать его при помощи сетей. Это означает, что текст получает новое прочтение через базовые, организующие и глобальные темы. Функция 4 этапа согласование всех глобальных тем так, чтобы дальнейшая иерархизация частей текста оказалась невозможной.

5 этап Интерпретация глобальных тем.

На этом этапе происходит возвращение к основному исследовательскому вопросу, ответы на который подкрепляются аргументами, основанными на выявленных образцах взаимосвязей между базовыми, организующими и глобальными темами.

Структурный анализ

Структурный анализ позволяет установить компоненты изучаемого феномена и их взаимосвязь.В качественном исследовании структурный анализ имеет пять ключевых этапов. Они могут быть пройдены линейно. Тогда данные могут быть собраны прежде, чем начнется анализ. Кроме линейной последовательности, может использоваться кумулятивная последовательность сбора и анализа данных. Тогда сбор и анализ данных происходят одновременно.

Ключевыми этапами структурного анализа являются:

· Знакомство с информацией (данными)

· Идентификация тематической направленности данных

· Кодирование

· Категоризация

· Интерпретация

Знакомство с информацией (данными) подразумевает полное или частичное транскрибирование и прочтение данных. Идентификация тематической структуры – это первичное построение структуры данных на основе, как априорных источников, так и данных, полученных на первом этапе. Первичная тематическая структура должна усложняться и уточняться на последующих этапах.

Кодирование – это присвоение текстуальных или численных значений специфическим частям данных, относящихся к той или иной теме. Кодирование является важной частью структурного анализа. Данные подвергаются внимательному изучению (многократному прочтению или сопоставлению результатов транскрибирования). Результатом должно стать выявление значимых сегментов или компонентов будущей структуры. Выявленные компоненты кодируются. Кодирование – это присвоение компонентам структуры символических, описательных значений или названий категорий или компонентов структуры. Существует много различных типов кодирования. Наиболее часто используются априорное и индуктивное кодирование. Априорное кодирование состоит в формулировке названий категорий до знакомства с данными. Этот прием чаще используется в контент-анализе. В собственно качественном исследовании предпочтительнее использовать индуктивное кодирование. Оно осуществляется по мере сбора данных или знакомства с ними.

Коды (или названия компонентов структуры) используются для построения систем категорий. Различают иерархические, последовательные и типологические системы категорий.

Иерархическая система категорий представляет разные уровни обобщения. Например, категория «фрукты» включает в себя множество различных конкретных плодов – яблоки, груши, апельсины и так далее. Таким образом, некоторые темы или идеи, содержащиеся в собранных данных, являются более обобщенными, чем другие. Компоненты структуры в этом случае связаны «по вертикали». Примером иерархической структуры могут быть результаты исследования факторов успеха психологического консультирования. В этой иерархии десять категорий расположены на четырех уровнях (рис. 1)

 

Рис.1 Иерархия факторов успеха в психологическом консультировании

 

В последовательной системе категории связаны линейно. Так, в исследовании, посвященном исследованию людей пожилого возраста, выявлено пять стадий старения. Название каждой стадии является обобщением характеристик, выявленных в процессе первичного кодирования данных (рис. 2).

 

 

Рис. 2 Линейная связь стадий старения

 

В типологиях компоненты структуры, образующие общую систему категорий, различаются в соответствии с каким-либо признаком. Вновь обратимся к примеру. В исследовании изучалось отношение учителей к нарушениям школьниками дисциплины. Кодировка данных позволила установить, что одной из категорий являлось понятие «ответственности». С одной стороны, учителя считали необходимым брать на себя ответственность в тех случаях, когда ученики вели себя неподобающим образом, и совершать действия, направленные на поддержание дисциплины. Другие учителя видели свою задачу в организации только учебной деятельности детей, а ответственность за соблюдение ими дисциплины перекладывали на родителей, администрацию школы и так далее. Таким образом, возникает типология: в соответствии с общим признаком описывается две группы учителей.

Однако оказывается, что эта типология может быть более объемной. Категоризация данных позволяет установить еще одну категорию. Оказывается, независимо от того, готовы или не готовы учителя брать на себя ответственность за нарушение учениками дисциплины, они имеют собственную точку зрения на то, каким образом следует действовать в таких ситуациях. Некоторые из них готовы оказать конкретную помощь ребенку, другие считают, что целесообразно игнорировать возникающую проблему или прибегать к наказанию. Таким образом, получается еще одна типология.

Поскольку содержание каждой категории специфично и не повторяет содержание другой, их можно рассматривать как независимые факторы, определяющие отношение учителей к нарушениям учениками дисциплины. Обратите внимание, что эти рассуждения воспроизводят логику факторного анализа в количественных исследованиях. Так же как и в этой статистической процедуре, появляется возможность организации общего для двух факторов факторного пространства. Результаты взаимного пересечения факторных пространств показаны на рис. 3

 

Рис. 3. Факторные пространства при изучении отношения учителей к нарушению школьниками дисциплины.

 

Обратите внимание, что каждому типу можно дать название. Для тренировки попробуйте сделать это.

Интерпретация результатов структурного анализа имеет своей целью упорядочивать феномены в соответствии с их природой или степенью проявленности, находить взаимосвязи внутри данных, которые позволили бы формулировать объяснения или предлагать стратегии практического применения исследовательских результатов. При этом следует иметь в виду существование различных вариантов отношений между выявленными категориями:

Вариант отношений между категориями Пример
. Полное включение а = разновидность б
Частичное включение а= часть б
Причинно следственная связь а= результат б; а= причина б
Рационализирование а= причина для совершения б
Локализация действия а= место для совершения б
Функция а= используется для б
Средство-цель а= способ сделать б  
Последовательность а= этап (ступень) в б
Приписывание (атрибутирование) а= характеристика б

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.