Здавалка
Главная | Обратная связь

РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ, Главный дирижер. Главный хормейстер.



РЯД СОБЫТИЙНЫЙ, Событийный ряд.

С

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, вшироком смысле - все виды и жанры художественнойсамодеятельности, соответствующие видам и жанрампрофессионального искусства или традиционногонародного творчества (фольклора): музыкальная,танцевальная (хореографическая), театральная,изобразительная, декоративно-прикладнаяхудожественная самодеятельность, фото- икинолюбительство. С. и. - один из способовраспространения художественной культуры,привлечения широких масс непрофессионалов кхудожественной творчеству. Характерная черта С. и, -свободное оперирование эл-тами действительности,общеизвестными художественными формами, ихпреобразование без строгого соблюдениясуществующих традиций, канонов, правил. Творчествов рамках С. и. способствует выявлению талантов инередко служит источником для пополнения кадровпрофессионального иск-ва, где уже нет местасамодеятельности-как непрофессиональности,необученно-стк

2)В узком смысле - творчество внехудожественных традиций, канонов и правил, достигающее высот художественно-образного обобщения.Яркий пример такого иск-ва - примитив всамодеятельном изобразительном иск-ве.

САРКАЗМ (гр. sarkasmos < sarkazu, букв, рву мясо), язвительная, жестокая и ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внеш. смысла иподтекста.

 

САТИРА (< лат. satura - мешанина)

1)Обличающая, бичующая ирония.

2)Литературное произведение, обличающее отрицательные явления,

действия.

3)Вид комического, особо острая и язвительная форма комедийной, т. е. эмоционально- эстетической критики, отрицающая саму сущность осмеиваемого явления путем противопоставления его высоким эстетическим идеалам, бичующее изобличение всего, что стоит на пути к их осуществлению; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто несообразное, несостоятельное с помощью преувеличения, заострения (порой доводящего облик изображаемого до деформации), гиперболизации, гротеска.

 

СВЕРХЗАДАЧА, идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением, пафосом художника; жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, ради чего режиссер творит массовое театрализованное действие и объединяет в общий творческий процесс всех его участков. Отход от С. и сквозного действия в режиссуре - это не только потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда постановка у режиссера и образ у актера размельчается на отдельные куски, не создающие целого. (Перспектива),

СВЕРХ-СВЕРХ ЗАДАЧА, жизненная целеустремленность, лежащая в основе творческого пути художника. Личное отношение художника к жизни, к событиям, к-рые являются основой театрализованного действия.

СВЕТ

1)Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.

2)Тот или иной источник освещения. (Софит,Рампа. Лазер) С. и цвет - активные средства пластической художественной характеристики персонажей, атмосферы действия, развития со- бытий. Сценический С. преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть –в хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и серебро. Искусно установленный на сцене С. создает впечатление жары или холода "солнечного утра" или "зимнего вечера", "осенней мглы" или "ясного бездонного неба". С. предназначен также для создания световых эффектов. Но самое важное назначение С. на сцене - создание атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или наоборот, эмоционально окрашенным - праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным. С. на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля (Репетиция монтировочная)- Занимается этим осветительный цех во главе с художником постановки и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне нее, в зрительном зале (т. н. выносная). На сцене аппаратура крепится на портачах и на галереях (длинных балконах). Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в к-рые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы. (Световая партитура. Световая проекция, Световой занавес. Световой эффект.).

 

СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА, составная часть режиссерской документации, в к-рой фиксируется последовательность включения световой аппаратуры и характер световых эффектов для создания атмосферы массового представления. В С. п. указывают световую аппаратуру и технические средства, необходимые для воспроизведения световых эффектов во время представления на сцене и в зрительном зале. В С. п. указывается порядковый номер включения и группа осветительных приборов, наименование эпизода представления и реплики на включение, технологический прием введения света: напр, "резко", "плавно" и т. п. Далее следует реплика на снятие света и технологический прием его выведения. В примечании делается соответст- вующая запись, если свет дается с «наплывом» С. п. обязательно сверяется с монтажным листом режиссера. (Свет. Световая партитура, Световая проекция. Световой занавес. Световойэффект.)

СВЕТОВАЯ ПРОЕКЦИЯ, световой эф- фект, базирующийся на возможности света давать изображение на экран с помощью специальной проекционной аппаратуры (кино-, видеопроекторы - для динамической проекции и диаслайдпроекторы - для статической). Различают фронтальную С. п. - со стороны зрительного зала и просветную (рирпроекцию) - со стороны арьерсцены. Художественные эффекты закладываются в само изображение (особенно при монтаже динамической проекции) или при демонстрации материала используются возможности проекционной аппаратуры. (Свет, Световая партитура. Световой занавес. Световой эффект. Техника сцены. Эффекты сценические).

 

СВЕТОВОЙ ЗАНАВЕС, световой эффект, к-рый базируется на наличии пыли на любой театральной сцене. Различные приемы устройства С. з. позволяют получать эффектную дымку и тем самым как бы увеличивать глубину сцены, выделять одни планы сцены и перекрывать другие, сделать незаметной смену декораций, не прерывая действия и не перекрывая сцену традиционным занавесом, создать "занавес" светом рампы, направленной в зрительный зал. ,В последнем случае источники света несколько ослепляют зрителей, делая невидимой для них работу на сцене, поэтому реж-ру следует подумать об этике использования этого приема. С. з, должен соответствовать стилю характеру оформления зрелища. (Свет, Световая партитура. Световаяпроекция. Световой эффект.)

 

СВЕТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ, технические приемы с использованием света, к-рые совместно с др. компонентами внешней формы зрелища помогает реж-ру и художнику образно вскрыть его содержание, т. о. С. э. становится не только техническим приемом, но и выразительным средством сценографии, С. э. бывают стационарные (звезды, луна, туман, радуга и т. п.) и динамические (молния, взрыв, пожар, дождь, снег, ход поезда и проч.). Для С. э. служат специально изготовленные приборы и приспособления или проекционный аппарат с неподвижными и движущимися диапозитивами ("радуга", "дождь", "снег", "бегущие облака", "волны"и т. д.). (Проекция). "Туман", к-рый можно имитировать сложным контражуром, гораздо эффектней получается, если в специальных испарителях через сухой лед пропускают горячий пар. "Молнию" легко показать обыкновенной фотовспышкой, если поместить ее подальше от авансцены и повыше, чтобы зритель видел только отраженный свет вспышки. Эффектный "снег" получается от вращающегося шара, обклеенного кусочками стекла, если на него направить луч света и вращать на горизонтальной оси. Специальные осветительные приборы, направленные на декорацию, расписанную люминофорами (светящимися красками), могут на глазах у зрителей превратить сарай в роскошный замок, дремучий лес - в экзотическое подводное царство и т д. Люминесцентные краски применяются и для росписи костюмов, а иногда и в актерскихгримах. "Черный кабине т" - С. э. основан на свойстве черного бархата максимально поглощать свет. Человек, одетый в черный бархат, на фоне черного бархата не виден. Поэтому в черном кабинете предметы и люди могут исчезать на глазах у зрителей либо плавать в воздухе, "никем не поддерживаемые". Для этого эффекта необходим умело поставленный свет. Все С.э., как правило, требуют на сцене особого, неяркого света или полной темноты. (Голография, Люминесценция, Световая проекция, Световой занавес, Светомузыка, Естественное освещение местности).

СВЕТОМУЗЫКА, синтетический вид иск-ва, основанный на различных видах синтеза музыки и света (цвета, изображения, пространственно организованного света). Впервые попытка соединения музыки и цвета была предпринята А. Н. Скрябиным (1871-1915) в симфонии "Прометей". С. относится к слухо-зрительным, пространственно-временным иск-вам техническогокомплекса, к классу выразительных, интонационных его разновидностей. Художественная реализация С. осуществляется в двух основных жанрах - светомузыкальные концерты (спектакли) и кинофильм. Наряду с ними развиваются и прикладные формы С . использующие приемы и технику автоматического светозвукового синтеза (кабинетов релаксации на производстве, светомузыкальные фонтаны, декоративное оформление дискотек). В 1987 г. состоялся первый Всесоюзный фестиваль С.

 

СВОБОДА МЫШЦ, умение актера целесообразно распределять и затрачивать свою физическую энергию, освобождайся от излишнего мышечного напряжения; достигается тренингом. В совокупности с занятиями пластикой, ритмикой, танцами и т. д. у актера вырабатывается умение двигаться выразительно и правдиво.

СВЯЗКА

I) Несколько однородных предметов, связанных вместе.

2)Переходный, логически обоснованный, момент, соединяющий два соседних эпизода в театрализованном представ- лении: «мостик».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.