Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовая основа транспортной логистики



Характерная особенность правового регулирования доставки товаров в международной торговле заключается в том, что основные вопросы решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия транспортировки и другие связанные с доставкой товаров операции.

При отсутствии единообразных международных правовых норм обращаются к нормам национального законодательства.

Источниками международного права в области логистики являются: международные договоры и соглашения; резолюции международных организаций по вопросам, связанным с логистическими операциями; национальное законодательство стран; судебная и арбитражная практика; обычаи стран; доктрины различных государств.

Морской транспорт – наиболее регулируемый в международных экономических отношениях. Морским транспортом реализуется до 80% мирового товарооборота, общая стоимость которого превышает 1,5 трлн. долл. Международная практика регулирования морского судоходства насчитывает более 100 лет. Основные соглашения в области международных морских перевозок, носящие коммерческо-организационный характер: Международная конференция по морскому праву; Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила); Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978г. и принятые ею Гамбургские правила.

Старейшей организацией в области международных железнодорожных перевозок является Международный Союз железных дорог (МСЖД), созданный в 1922 г. Цель Союза – улучшение условий строительства и функционирования железнодорожного транспорта в международном и внутреннем сообщении стран-участниц. Союз имеет статус ведомства ООН. Важным документом, регламентирующим коммерческо-организационные вопросы осуществления международных железнодорожных перевозок, является Международная конвенция по перевозкам грузов по железным дорогам. В 1980 г. вышла ее новая редакция – Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). КОТИФ содержит приложения (A и B), которые регулируют отношения, связанные с перевозкой пассажиров (приложение A) и перевозкой грузов (приложение B). Соглашение КОТИФ окончательно вступило в силу в 1985 г. Следует отметить, что особенностью этого Соглашения является то обстоятельство, что оно постоянно обновляется, совершенствуется, учитывая изменение экономических отношений в государствах, подписавших это Соглашение. Участниками КОТИФ являются практически все европейские страны и ряд стран Азии и Африки. Россия вошла в КОТИФ в 2009 году. Присоединение России к КОТИФ облегчило таможенное оформление груза и сократило сроки и стоимость перевозок за счет исключения неоднократного переоформления перевозки грузов в железнодорожно-паромном сообщении между Россией и Европой. В первую очередь, при перевозке грузов в железнодорожно-паромном сообщении по линии Балтийск-Засниц/Мукран (Германия) и Усть-Луга – Засниц/Мукран (Германия), а также с другими портами Европы. Теперь используется единый перевозочный документ (накладную ЦИМ), как на железнодорожном участке пути, так и на морском. После присоединения к КОТИФ стали возможны контейнерные перевозки грузов в железнодорожно-паромном сообщении между Германией и Россией.

Важнейшим соглашением в области организации и осуществления международных речных перевозок, имеющим существенное значение для России, является Конвенция о режиме судоходства на Дунае. Коммерческо-правовое регулирование перевозок грузов по Дунаю осуществляется Братиславскими соглашениями: об общих условиях перевозки грузов; о единых тарифах; о буксировке, оказании помощи при авариях и агентировании (обслуживанию судов в портах морским агентом по заказу владельца и от его имени).

Существует около 40 международных организаций, занимающихся вопросами автомобильного транспорта. Наиболее известные среди них Комитет по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). Важнейшими международными документами в области автомобильного транспорта являются Конвенция о договоре дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. и Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП) 1975 г. (Конвенция TIR). Правовой основой осуществления международных автомобильных перевозок служат также двусторонние правительственные соглашения. Россия имеет подобного рода межправительственные соглашения практически со всеми странами Западной Европы, некоторыми странами Азии и Северной Африки.

Наиболее авторитетной и представительной организацией в области авиатранспорта является Международная организация гражданской авиации (ICAO) – специализированный орган ООН. С целью содействовать развитию безопасного, регулярного и экономически выгодного воздушного транспорта в 1945 г. была создана Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

В Европе разработан ряд унифицированных правил международной перевозки опасных грузов. В частности, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ); Европейское предписание о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ); МПОГ – морским транспортом.

В 1976 г. вступило в силу Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов в специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС). Соглашение регулирует перевозку скоропортящихся грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, а также в смешанном сообщении указанными видами транспорта.

Российское транспортное право не унифицировано в отношении различных видов транспорта. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в случае противоречия между национальным и международным правом преимущество имеют нормы международного пра­ва. В соответствии с коллизионным правом России при отсутствии необходимых норм, регулирующих какие-либо вопросы, в том числе и связанные с логистическими операциями, его участники руковод­ствуются положениями Гражданского кодекса РФ 1995 г.

Основным законодательным актом, регулирующим эксплуатацион­ную, техническую, правовую, организационную и оперативную дея­тельность морского транспорта и, соответственно, организацию и осу­ществление морских перевозок грузов российским флотом, являет­ся Кодекс торгового мореплавания РФ. В случае если предприятие внешнеэкономического комплекса является достаточно крупным, ре­гулярно отправляющим значительные партии, то возможно заключе­ние прямого договора между данным предприятием и пароходством.

При выполнении перевозок грузов железные дороги вступают в опре­деленные отношения с грузовладельцами. Эти отношения затрагивают большой круг вопросов, в частности, право предприятий и организа­ций предъявлять груз к перевозке и обязанности дороги перевезти его; порядок заявления и рассмотрения претензий и исков по перевозке (если у грузовладельца есть основания к их предъявлению) и ряд дру­гих вопросов организационного, экономического и правового поряд­ка. Данный круг вопросов решает Устав железнодорожного транспор­та РФ. Помимо Устава очень важным документом для грузоотправите­лей и грузополучателей являются Правила перевозок грузов.

В области организации и осуществления международных перевозок железнодорожным транспортом важным является Соглашение о меж­дународном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Наряду с основным текстом СМГС существует дополнение к нему: Единый междуна­родный транзитный тариф (ЕТТ), применяемый для исчисления пла­ты за перевозку грузов транзитом по дорогам стран — участниц СМГС (впоследствии был принят Международный транзитный тариф (МТТ); Служебную инструкцию к СМГС; Правила пользования вагона­ми в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении (ППВ); Правила расчетов по СМГС.

Помимо СМГС в России действуют другие важные соглашения в обла­сти международных железнодорожных перевозок: соглашения о прямом железнодорожном сообщении с Финляндией, Афганистаном, Турцией, Ираном, Австрией, Югославией (с аналогичным СМГС со­держанием); Соглашение о перевозке грузов в контейнерах в между­народном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом со­общении между СССР и Болгарией (МЖВСК); Соглашение о созда­нии единой контейнерной транспортной системы (ЕКТС).

Основным документом, регулирующим деятельность автотранспор­та во внутренних перевозках, является Устав автомобильного транс­порта РСФСР 1969 г. Перевозки грузов осуществляются на основе до­говора между перевозчиком и грузовладельцем. Структура договора имеет стандартное для подобного рода документов содержание. Юри­дической основой международных автомобильных перевозок является Конвенция о договоре международной перевозки груза (КДПГ), а по­тому содержание договора не должно противоречить ее основным по­ложениям. Вопросы пересечения автотранспортом границ решаются Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с при­менением книжки МДП (Конвенция TIR).

Основным законом, регулирующим передвижение в воздушном про­странстве России, является Воздушный кодекс РФ. В Кодексе говорится, что при международных перевозках пас­сажиров, багажа и грузов на гражданских воздушных судах РФ дей­ствуют общие положения о воздушных перевозках, если иное не вы­текает из международных договоров РФ. Международные воздушные перевозки почты осуществляются с соблюдением правил междуна­родных почтовых соглашений, заключенных РФ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.