Контейнерная транспортная система
Наиболее распространенной в мире системой перевозки грузов укрупненными грузовыми местами является контейнерная транспортная система (КТС). Главное в КТС — сам контейнер как стандартная грузовая единица. Транспортные средства и перегрузочное оборудование создавались исходя из стандартных габаритов и условий перевозки контейнеров. Стандарты на контейнеры были разработаны Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1961 г. (Международный стандарт 830 «Контейнеры грузовые»). В основу были положены стандарты на контейнеры, используемые в США. Технические требования к строительству контейнеров сформулированы в Международной конвенции по безопасным контейнерам 1972 г. Россия является полноправным участником Конвенции. Наиболее распространены в мире 20-футовые контейнеры, боковая стенка которых составляет 20 футов (6 м). На их долю приходится 75% мирового парка контейнеров. На долю 40-футовых (боковая стенка которых равна 40 футам (12 м) приходится более 20%. Доля контейнеров других стандартов, используемых в международной торговле, незначительна. ИСО разработала и рекомендовала стандарты на контейнеры, используемые в международной торговле. Каждая страна, в том числе и Россия, имеет собственные стандарты на контейнеры. В настоящее время практика международной торговли привела к тому, что в странах Европы (в том числе и в России) в основном применяются 20-футовые контейнеры. В США и странах Тихого океана - 40-футовые. Это объясняется тем, что в Европе контейнеры поступают с моря на железнодорожный транспорт и грузятся на стандартную платформу длиной 18 м (рассчитанной на три 20-футовых контейнера), в то время как в странах Тихого океана контейнеры с моря перегружаются на автотранспорт, рассчитанный на транспортировку двух 20-футовых или одного 40-футового контейнера. В США контейнеры перегружаются на железнодорожные платформы длиной 24 м, вмещающие два 40-футовых контейнера. В соответствии со стандартом ИСО каждый контейнер имеет четырехбуквенный код и семизначный номер (например, АВСU-1234567). При этом буквы АBС (или любые другие буквы латинского алфавита) означают код владельца контейнера, буква «U» обозначает, что в соответствии со стандартом ИСО это транспортное оборудование — «контейнер грузовой». Семь цифр — серийный номер контейнера. Контейнер может иметь вторую строку маркировочного кода, состоящего из двух частей - буквенной и цифровой. Буквенная часть состоит из двух букв латинского алфавита, составляя кодовое обозначение страны владельца контейнера. Две следующие цифры означают код размера контейнера, две последние цифры - код типа контейнера. На контейнер также наносятся данные о максимально допустимом весе контейнера - брутто и собственной массе. На контейнере могут быть также яркие надписи рекламного характера, обозначающие владельца контейнера или его арендатора. Например, UZUU 223456 7 UА 2210 UZUU - украинские железные дороги, 223456 – серийный номер контейнера, при этом: 2 - контейнер 20-футовый, 2 - контейнер высотой 2591 мм, 34 - цифры обозначают тип контейнера (универсальный или cпециализированный), 7 – контрольное число, UА - фирма-владелец контейнера, субъект государства Украина 22 - контейнер ICC (20-футовый контейнер), 10 - контейнер закрытый с естественной вентиляцией. По своему назначению контейнеры делятся на универсальные и специализированные. Универсальные контейнеры предназначены для перевозки грузов широкой номенклатуры и обычно находятся в собственности транспортных или лизинговых компаний. Специализированные контейнеры предназначены для транспортировки одного вида или группы однородных грузов. Эти контейнеры чаще всего принадлежат грузовладельцам. Недостаток эксплуатации специализированных контейнеров в том, что в обратном направлении они чаще всего перевозятся порожняком. Из всего мирового контейнерного парка, который составляет примерно 6 млн. ДФЭ (ДФЭ - 20-футовый эквивалент, т.е. количество единиц контейнеров в перерасчете на контейнеры 20-футового стандарта), 95% составляют контейнеры универсальные и 5% — специализированные — рефрижераторные, контейнеры-платформы, контейнеры-цистерны (танктейнеры). С точки зрения управления контейнерными перевозками важную роль играет Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров. Конвенция определяет, считать ли при международных перевозках контейнер товаром, взимать ли с него ввозную пошлину, в равной степени как и с товара, находящегося в нем. Дело в том, что если контейнер записан в контракте купли-продажи как возвратный, то он не облагается пошлиной. Но при этом он может находиться в стране прибытия только в течение трех месяцев с момента пересечения им границы. В течение этого срока он может совершить три поездки по стране, в которую прибыл: первая — доставка на место назначения товара, вторая — подача под загрузку нового товара, третья — выезд из страны. Контролировать движение возвратного контейнера обязаны таможенные органы. Если контейнер невозвратный, то он считается товаром и с него взимается пошлина как за товар. Другие элементы КТС: специализированные суда для перевозки контейнеров, специальный железнодорожный подвижной состав, автомобильные шасси, предназначенные для перевозки контейнеров. Основной тип судов, используемых в международных перевозках контейнеров, — «контейнеровозы ячеистой конструкции» (Fully Cellular Vessels), современные модификации которых способны брать на борт до 4 тыс. единиц контейнеров в пересчете на 20-футовый эквивалент. В ближайшем будущем ожидается появление судов-контейнеровозов на 6 тыс. единиц. С середины 80-х годов в США используют двухъярусные железнодорожные платформы для перевозки контейнеров - «Double Stack», на которых контейнеры перевозятся в два яруса, при этом два 40-футовых контейнера стоят внизу, а на них грузятся 45- футовые контейнеры внутреннего стандарта США. Контейнерная транспортная система включает контейнерные терминалы в портах, на железнодорожных и автомобильных станциях, реже в аэропортах (воздушный транспорт в основном не приспособлен для массовой перевозки контейнеров международного стандарта). Эти терминалы оснащены разнообразным подъемно-транспортным оборудованием для работы с контейнерами (козловыми кранами, кранами на рельсовом ходу, вилочными погрузчиками, контейнероперегружателями разных видов и типов). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|