Здавалка
Главная | Обратная связь

Исторические предпосылки возникновения Public Relations.



Полная и всеобъемлющая история Public Relations еще не сформирована, так как многие технологии Public Relations можно разглядеть в вехах исторических событий. Харизматические личности, яркие политические события, неординарные произведения и труды исторически значимых персон, так или иначе, представляют из себя элементы Public Relations деятельности. Именно поэтому, правомерна точка зрения о том, что Public Relations имеют хорошую предысторию, а движущая сила Public Relations — убеждение, и многие приемы, используемые практиками современности были известны еще с времен античности[11].

Почти все, что известно нам сегодня об античном Египте, Ассирии и Персии, дошло до наших дней благодаря материалам, целью которых было прославление очередного правителя. Большая часть литературных произведений и памятников античного искусства создавалась с целью поддержки и признания заслуг царей, правителей и других лидеров.

Юлий Цезарь тщательно готовил общественное мнение Рима к своему переходу Рубикона в 49 г. до н.э.: отправлял сообщения, представляющие его эпические свершения на посту правителя Галлии. Историки полагают, что и знаменитые "Комментарии" создавались Цезарем с целью самопропаганды...

Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало прагматического использования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами.

Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, то есть посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что аттическими ораторами активно обсуждался вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному городу.[12]

Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в. появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, - "Риторика" Аристотеля. В ней представлен глубокий системный анализ искусства убеждения, который позволяет современным специалистам Public Relations находить там идеи, считающиеся «ноу- хау» или достижениями нового времени.

Аристотелем риторика определяется как учение, способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это, по его мнению, не составляет задачи какого-нибудь другого искусства потому, что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой.[13]

Риторика отличается от аналитики и диалектики прикладным использованием, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном споре. Но поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство, которое изучается в аналитике, то Аристотель считает ее вместе с диалектикой теоретической основой риторики.

Что касается самого процесса убеждения, то в "Риторике " выделяются, с одной стороны, способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называются «нетехническими» (всевозможные факты, данные, свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы, посылки, на которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях) , а с другой – «технические методы», которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. Аристотель относит к техническим средствам убеждения наиболее распространенные формы логического вывода - дедуктивные умозаключения, в которых заключение с логической необходимостью вытекает из посылок как аргументов.

Убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей или, как говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т. п. Поскольку именно страсти часто оказывают решающее влияние на поведение людей, то Аристотель всю вторую часть своей "Риторики" посвящает скрупулезному исследованию различного рода страстей, и тому, как оратор должен воспользоваться ими для достижения своей цели.

С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей.

В Риторике нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основывается доказательность, логичная аргументация, эмоционально-психологическая и стилистическая адекватность публичных обращений к общественности.

На ряду с множеством субъективных факторов, целый ряд объективных изменений и исторических событий оказал существенное влияние на становление и развитие предпосылок Public Relations.

Например, В 1456 году Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок— воздействие на общество этого события очень скоро стало ощутимым. Именно широкое распространение более дешевых и легко читаемых (по сравнению с рукописными) книг усилило в XV—XVI вв. религиозность грамотного населения, и в итоге Европу охватили религиозные войны .

С начала XVII в. во многих европейских странах выходят газеты. Отмена цензуры (в Англии — в 1695 г., во Франции — в 1789 г., в США — в 1791 г.) дала большую свободу для Public Relations, особенно политикам, партиям и движениям, находящимся в оппозиции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.