Здавалка
Главная | Обратная связь

Мифологичность общественного сознания.



Миф – это универсальный сюжет или архетип, который воспринимается людьми на уровне подсознания как некая достоверность, данность, вне критического осмысления. Можно сказать, что общественное сознание мифологично, нагружено всевозможными мифологемами, и традиционными представлениями, усвоенными предшествующими поколениями, и современными политическими мифами, внедряемыми через СМИ. Современное толкование мифа представлено как: «иллюзия, ложь, лживая пропаганда, поверье, вера, условность или представление ценности в фантастической форме, сакрализованное и догматическое выражение социальных обычаев и ценностей»[26].

Public Relations использует уже сложившиеся мифы общественного сознания, которые мы усваиваемс детства и в течении последующей жизни. Для Public Relations мифы выступают в качестве банка данных, из которого черпаются готовые сюжеты и размещаются в соответствующем контексте для более эффективного воздействия на аудиторию.

Чтобы добиться доверия аудитории к подаваемой информации, Public Relations должен вписать свою информацию в контекст мифологического сюжета.Специалисты отмечают несколько условий, благодаря которым миф-конструкции успешно применяются в политическом Public Relations:

· Информационная перегрузка, или информационный взрыв, с которым разум человека справляется все хуже. В таких ситуациях, миф-конструкт упрощает процесс переработки информации, позволяет охватить мир в целом, объяснить все происходящее доступно и даже предложить программу действия.

· Апелляция к эмоциям или даже инстинктивному поведению избирателей. В расчете на эмоции, а не на рациональную оценку выстраивается большинство избирательных кампаний. И здесь миф-конструкты, опирающиеся на базовые характеристики бессознательного, оказываются весьма эффективны. Достаточно вспомнить апелляцию к страху перед "коммунистическим реваншем-возвращением ГУЛАГОВ-откатом в темное прошлое" в период президентской кампании 1999 года.

· Отсутствие диалога в политических компаниях последних лет. Такой недиалоговой форме ведения компании миф-конструкция соответствует лучше других технологий. Поскольку, миф не дает диалога, в котором содержится непременное требование критики противоположных точек зрения. Миф вне критики вообще".

· Контроль над информационными ресурсами. Недоступность источников информации, содержащих альтернативную точку зрения, многократное воспроизведение через каналы СМК искусственно созданных миф-конструкций делают их высокоэффективными.[27]

С конца 80-ых советские, а позднее российские СМИ активно использовали мифологические конструкции в своих текстах. Анализируя эти конструкции, выделяют активно внедряемые через средства массовой коммуникации "зеркальные мифы".[28] В них перераспределены роли "злодеев" и "жертв": "злодей Сталин" и "жертва Троцкий", "гениальный полководец Тухачевский" и "кристально чистый большевик Киров". Затем, зеркальные мифы были развенчаны и исчезли.

Существуют различные типологии универсальных мифологических сюжетов. Например, по основной направленности выделяют этиологические и эсхатологические мифы. Этиологический мифобъясняет возникновение мира и людского рода. Это всегда рассказ о прошлом, к которому возводится происхождение нынешнего положения вещей (относящегося к космосу, к социальной общности, к отдельному человеку). Это касается как благоприятных сторон жизни (возникновение культурных достояний, включая предметы, тексты и обычаи), так и отрицательных (появление смерти, болезней, пороков и т.п.), что в свою очередь подразумевает изначальное совершенство эпохи первотворения. Отсюда проистекают представления о гармоническом миропорядке в прошлом («золотой век» греческой мифологии, «добрые старые времена» обыденного сознания, «благополучная советская эпоха» и т.п.), о его нарушении в настоящем и о всеобщей деградации человеческого общества и самого человека, его нравственной и физической природы. Об ожидаемом будущем рассказывают эсхатологические мифы, т.е. мифы о конце мира. Сюда относится ожидание надвигающейся космической катастрофы, конкретные воплощение которой (Страшный суд и светопреставление, «тепловая смерть» вселенной, оскудение природных ресурсов, истощение озонового слоя) уже зависят от арсенала знаний и образов, имеющих определенную культурно-историческую обусловленность. Часто здесь присутствует и образ грядущего царства справедливости (ожидание рая на земле, построения коммунистического общества, исламского государства и других форм «правильного» мироустройства и т.д.)

Один из наиболее распространенных и универсальных сюжетов, в который люди безусловно верят – это миф о борьбе Добра и Зла, конечной победы Добра над Злом или как его вариант – миф о Герое (спасителе, рыцаре, хозяине и др.)[29] Этот миф эксплуатируется Public Relations в период предвыборных кампаний с целью закрепить в сознании избирателя образ своего кандидата – Героя и оппонента – Злодея, Обманщика. Другой не менее популярный сюжет – миф о Золушке («Американская мечта», «родом из народа»…). Биографии известных людей, руководителей, политиков обычно представляются в СМИ в контексте данного сюжета с поправкой на потребности аудитории.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.