Здавалка
Главная | Обратная связь

Духовная основа зависимости



 

Физический и психологический аспекты процесса зависимости становятся всё более и более понятными, и мы видим, что сексоголизм во многом похож на другие зависимости. Наш сексуальный опыт или фантазии обычно начинались как «ответ» на все наши нужды. Это работало. Это давало облегчение и удовольствие, как ничто другое. В какой-то момент большинство из нас по всем параметрам стали настоящими зависимыми, а кто-то, возможно, был зависимым с самого начала.

Оглядываясь назад, многие из нас видят следующее. Независимо от того, как, почему или когда это началось, у нас наступал момент, когда мы осознавали не только то, какую власть имеет над нами эта штука, но также и то, что мы действуем против своей воли. Только когда мы пытались остановиться, мы видели, что стали пленниками силы, более могущественной, чем мы. Мы могли понять дилемму некоторых специалистов, которые пытались вылечить алкоголиков (и некоторых из нас!), но в конце концов отчаялись это сделать.

Выздоравливая, мы начали видеть в своём сексоголизме аспекты, лежащие глубже физического и психологического, сходные с некоторыми аспектами, которые были обнаружены выздоравливающими алкоголиками. Они имеют отношение к человеку, затрагивают волю и те внутренние силы, которые формируют личность и характер. Мы говорим об этом как о духовном измерении. Именно здесь мы находим самые мощные силы, движущие нас к зависимости.

Таким образом, мы будем использовать слово «духовный» по отношению к аспекту личности, объясняющему и определяющему все наши установки, решения, мысли и поведение - самой сути человека, самому сердцу личности. Если мы увидим, как процесс зависимости затрагивает наиболее фундаментальный аспект нашего бытия, мы сможем понять, почему выздоровление должно быть, помимо всего прочего, духовным процессом.

Мы используем термин «духовный» в этом более широком, нерелигиозном смысле, ещё и по другой причине. Некоторые из нас говорят, что вели духовную жизнь, одновременно творя свои безобразные дела. Теперь мы видим, что духовный мир включает в себя как добро, так и зло, и что независимо от нашего духовного опыта - даже если он был реальным - в наших действиях не было ничего хорошего или правильного.

 

Начала

 

Наверное, самый лучший способ проиллюстрировать духовную перспективу, это воспользоваться личной историей. Ниже вы прочитаете отрывок из записей, сделанных выздоравливающим сексоголиком по Четвёртому Шагу. (Это было частью его второго Четвёртого шага, написанного через несколько лет выздоровления.)

 

Когда я рассказал матери о своей первой мастурбации, она велела мне не прикасаться к себе и никогда больше об этом не говорить. Конечно, она неправильно повела себя в этой ситуации, но именно тогда я впервые соприкоснулся со злом в самом себе.

Я закрылся, как будто опустил занавес между мной и ею – и всем остальным миром. Я будто бы нажал огромный выключатель и замолчал. Я уже никогда не смогу быть одинаковым снаружи и внутри. То, чем я был внутри, вдруг изменилось, и часть меня ушла в какой-то темный тоннель, очень глубоко внутрь. Я думаю, что именно тогда во мне выкристаллизовалось моё негодование. Может быть, я смогу вспомнить, как всё это было.

Я помню, как я отвернулся от матери, внешне молчаливый и покорный, но что-то внутри меня стало глубоким и темным. Я просто знаю, что тогда во мне произошла крутая перемена внутреннего отношения, как будто включился другой режим существования. Я буду делать, что захочу!

Эта установка была направлена против моей матери. Для того, чтобы делать, что я хочу, мне нужно было пойти против неё. Но это должно было происходить внутри, потому что я боялся идти на открытый конфликт.

В этом даже не было никакой дилеммы: я просто снова прибегнул к мастурбации, даже не задумавшись. Но каждый раз после этого момента мастурбация несла с собой какое-то совсем новое ощущение. Она позволяла мне освободиться от самого себя. Огромное удовлетворение. Великое облегчение. Полный уход от этого внутреннего давления. Какое фантастическое освобождение!

Действительно, первая мастурбация и все последующие оказались абсолютно разными. Первая была просто новым и приятным физическим ощущением, которого я не понял, и которое мог вынести на обсуждение. Но последующая мастурбация была уже совсем не физическим опытом; она стала средством для того, чтобы войти в новый и свободный мир внутри меня. Это был духовный акт, по-другому описать это просто нельзя. Невозможно переоценить это чувство. Физические ощущения были приятными, но это было не главное; зато каким открытием для меня стали эти другие ощущения!

 

Давайте попробуем изучить этот опыт, изолируя его от сексуального поведения, чтобы увидеть в развитии зависимости духовный процесс.

 

· Основываясь на реальном или вымышленном травматическом опыте, мы создаем негативное отношение к другому человеку и держимся за него; мы делаем выбор искажать истину. Так рождается бунт, а следовательно, и негодование. (Возможно, здесь будет уместнее более широкий термин, грех).

· Это искажение реальности дает нам ложный духовный «кайф» - удовлетворение, удовольствие и освобождение от конфликта, который был вызван нашим негативным отношением. Бунт и негодование восполняют нашу нужду (или даже потребность).

· Мы подпитываемся негодованием; оно поддерживает нас. Оно поддерживает новую реальность, которая является ложью. Оно скрывает нашу неправоту; нам больше не нужно смотреть ей в лицо и что-то с ней делать. Таким образом, негодование используется как наркотик.

· Чтобы и дальше оправдывать перед собой свою неправоту, мы периодически проигрываем этот инцидент заново, каждый раз побеждая другого на этом суде. Переживая таким образом негодование заново, мы стремимся вернуть тот первый «кайф».

· Наше использование негодования становится привычным, приводя к ещё большей неправоте; и теперь, чтобы покрыть эту новую неправоту, нужно больше наркотика. Так зарождается порочный круг; он приобретает свою собственную жизнь, и он уже не связан с первоначальным событием.

· Упрямство этой привычки производит расстройство. Глубоко внутри мы всегда знаем, что мы неправы; ложь никак не может ужиться с чем-то внутри нас, с тем, что мы видим в реальном мире и с отзывами, которые мы получаем от других людей. Плюс к этому, мы испытываем чувство вины за то, что наслаждаемся этим неестественным экстазом, и наша отстранённость усиливается.

· Мы пытаемся воздерживаться от этой внутренней духовной привычки, поэтому мы внешне обращаемся с объектами нашего негодования так, как будто мы не обижаемся. Но это притворство лишает нас нашего наркотика (негодования), создает новую ложь, которая требует больше наркотика, и заставляет нас лечить боль «ломки» тем лекарством, которое даёт облегчение – еще большим негодованием.

· Это внутреннее поведение соответствует трём критериям зависимости, о которых было сказано выше: привыкание, воздержание и ломка. Теперь мы полностью зависимы от негодования как духовной установки, и это не привязано к какому-то внешнему поведению.

 

Теперь, если мы добавим к этому духовно-умственному процессу ингредиент некоей физической привычки (в нашем случае – секс), то мы сможем увидеть, как модель фиксации, обусловливания и программирования становится всё более тотальной, жесткой и контролирующей. Как только эта модель укореняется в нашем внутреннем человеке, она начинает требовать проявления в какой-либо форме внешнего поведения – мы уже готовы к зависимому поведению. Таким образом, процесс зависимости может жить во внутреннем человеке задолго до того, как он проявится в нашем поведении.

Когда человек, описанный выше, стал воздерживаться от похоти и сексуальной зависимости, внезапно в нём с вулканической силой взорвалось негодование, о котором он и не подозревал, и овладело им так, как раньше владела похоть. Он использовал свою физическую зависимость, чтобы покрыть или притупить духовную болезнь. Для того, чтобы выздоравливать по-настоящему, он должен исправлять свою неправоту внутри себя. Чтобы оставаться сексуально чистым и расти в выздоровлении, ему придётся отказаться от своего негодования.

 

Духовный процесс

 

Основываясь на предшествующем примере и на опыте других выздоравливающих сексоголиков, давайте подытожим элементы духовного процесса, лежащего в основе процесса зависимости и разжигающего ее. Когда мы будем рассматривать их по отдельности, в конце мы увидим, что на каждом этапе этого процесса мы сами несём за это ответственность. Независимо от того, какие другие факторы играли роль в развитии нашей зависимости, мы в нём – самый активный ингредиент.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.