Здавалка
Главная | Обратная связь

Шаги Шестой и Седьмой



«Были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера».

«Смиренно просили Его устранить наши изъяны».

Боль

 

Если мы находимся на верном пути, то неизбежно настает момент, когда мы взываем к Богу: «Я устал от этого дефекта, я хочу быть свободным от него! Пожалуйста, избавь меня от него!» Боль, которую он постоянно причиняет нам самим, не говоря уже о других людях, становится всё более и более острой, пока не начинает перевешивать то удовольствие или ложную поддержку, которые он давал нам вначале. Это смиренное осознание, этот момент истины обычно освещает один дефект за другим. В этом суть Шестого и Седьмого Шагов.

Кажется так просто, только что сдав Пятый Шаг своему спонсору, тут же «сдать» Шестой и Седьмой, объявляя перед спонсором, Богом и целым миром, что мы полны решимости отказаться от своих заблуждений. Это как будто причисляет нас к тем, кто готов идти в правильном направлении. Но освободиться от власти этих дефектов – совсем другое дело. Как и с похотью и сексуальной зависимостью, мы должны взять на себя ответственность и предпринять необходимые действия, чтобы Божья благодать могла даровать нам победу и над этими недостатками тоже.

Первые пять Шагов должны естественно и неизбежно создать в нас новое сердце, желающее жить правильно. Обратите внимание на слова Шестого Шага: «Были полностью готовы…». Они описывают состояние души и разума, которое проистекает из измененного отношения. Если это состояние отсутствует, что-то не так. Важное изменение отношения, которое должно было сопровождать первые пять Шагов, - препоручение, - так и не состоялось.

 

Снова препоручение

 

Обычно мы предпринимаем Шестой и Седьмой Шаги сразу после Пятого, когда ещё сильны наши осознание и решимость избавиться от своих недостатков. Без этой готовности и первичного препоручения мы в этом новом освоении реальности ничего не достигнем. Мы подошли к моменту, когда мы полностью готовы начать процесс исцеления, отказавшись от права держаться за свои дефекты (Шестой Шаг); затем мы просим об избавлении от них (Седьмой Шаг). (Мы понимаем из Программы АА, что слова дефекты и недостатки говорят об одном и том же.)

Один из способов начать этот процесс – составить список всех дефектов характера, которые открылись в наших Четвёртом и Пятом Шагах. Затем, когда мы будем готовы их отпустить, мы просим Бога дать нам силу, чтобы преодолеть их. Для начала может быть полезной молитва Седьмого Шага из шестой главы книги «Анонимные Алкоголики»:

 

«Мой Творец, теперь я хочу отдать Тебе всего себя, и хорошее, и плохое. Я молюсь, чтобы ты удалил от меня каждый дефект характера, который мешает мне быть полезным для Тебя и для моих ближних. Дай мне силы отныне исполнять Твою волю. Аминь». (стр. 76)

Действие

 

Мы просим Бога удалить наши дефекты, но мы сами должны предпринять необходимые для этого действия, ибо «Вера без дел мертва». Мы начинаем это делать по принципу «есть только один день, только один час, только одна минута». Обычно работа над дефектами идет по одному, по мере того, как они проявляются. Происходит инцидент, встреча, испытание; мы останавливаемся, присматриваемся и прислушиваемся к нашим чувствам и анализируем, что произошло. Иногда, чтобы понять, нужно это прописать. Неважно, какое зло причинил нам другой человек, если мы задеты, это всегда означает, что в нас что-то не так. Особенно в области нашего отношения.

Если мы не видим, что же с нами «не так», мы просим о готовности это сделать. Когда мы это видим, мы признаём это и просим смелости и мудрости всё исправить. Затем мы идём и исправляем, предавая результаты Богу. Но результаты внутри нас наступают мгновенно; мы преодолеваем свой дефект.

«Это, без сомнения, величайший терапевтический процесс, известный человечеству. Он работает во всех случаях без исключения! Я больше не раб Судьбы; у меня есть выбор! Я могу изменить курс своей жизни! Я могу изменить себя!»

В Шестом и Седьмом Шагах мы препоручаем дефекты, выявленные при инвентаризации. В Шагах Восьмом, Девятом и Десятом мы возмещаем ущерб, нанёсенный нами в прошлом и настоящем. На практике эти Шаги работают как единое целое. Мы не можем препоручить наши дефекты, не исправляя то зло, которое они вызвали. И наоборот, исправление причинённого ими зла помогает нам препоручить наши дефекты.

«Наверное, вот почему раньше мне никто не мог помочь; я должен был измениться сам. И по какой-то причине я не могу исправиться, не исправляя то, что я делаю другим».

Неважно, как много мы узнали о Двенадцатишаговой Программе; результат дают только действия, которые мы предпринимаем, чтобы отпустить наши дефекты. И результат этот потрясающий.

 

 

Продолжающийся процесс

 

В выздоровлении мы находим, что когда мы делаем Шестой и Седьмой Шаги, они на этом не прекращаются, а продолжаются дальше. Это не вопрос уничтожения импульсов, побуждающих нас думать и поступать неправильно, а свобода от их власти над нами, в одном искушении за другим. Сам дефект может остаться, но мы больше не обязаны ему подчиняться. Когда мы препоручаем этот импульс и отдаём себя в Божьи руки, каждый раз, когда он поднимает свою безобразную голову, мы обретаем силу, чтобы быть от него свободными. И постепенно сами эти импульсы приходят всё реже и реже. Исцеление.

Когда мы впервые предпринимаем Шестой и Седьмой Шаги, обычно мы думаем: это хорошая идея; почему бы и нет? И мы принимаемся за дело и просим, чтобы были удалены все, или хотя бы такие-то и такие-то дефекты, - например, негодование. Но позднее, когда огонь негодования снова начинает нас пожирать, мы можем наконец отчаяться настолько, чтобы проработать эти Шаги по-настоящему. К тому времени мы готовы сказать: Я хочу, чтобы Ты удалил их все!

Это осознание может прийти постепенно или сразу, в момент, когда мы как бы в самоубийственном порыве препоручаем свою разрушительную сущность.

Некоторые из нас испытывают внезапное освобождение от каких-то дефектов, но для большинства есть один практический способ преодолеть свою неправоту, который никогда нас не подводил: мы препоручаем её Богу и на практике исправляем её. В конце концов, сколько было нужно практики, чтобы эти нездоровые модели поведения и мышления впечатались в наш разум и душу?

Если у нас есть привычка врать или приукрашать действительность, мы исправляем это, опровергая ложь перед тем человеком, которому солгали. Если мы проявили негодование или враждебность, мы исправляем это тем, что идем к человеку, которого это затронуло, и признаём свою неправоту. Если другая сторона не была задета явно, мы преодолеваем негодование тем, что препоручаем его и молимся за того человека. Иногда для того, чтобы сломить власть негодования, нам необходимо признаться этому человеку, при условии, что это не причинит боли ему или другим людям.

 

«На собрании по изучению Шагов я узнал, как другие люди побеждают своё негодование. Мне сказали, что нужно молиться за человека, на которого я разозлился, прося для него того, чего я бы хотел для себя, и не один раз, а постоянно, как только я про него подумаю. Даже когда мне этого не хочется; а мне никогда не хочется. Это действительно работает! Я не знаю, есть ли от этого какая польза для них, но мне это не дает сгорать в огне негодования».

 

Мы находим полезным молиться за объект нашей похоти, потому что мы исправляем свою неправоту. Зло внутри нас, та негативная сила, которую представляет похоть, превращается в позитивную силу, когда мы начинаем отдавать этому человеку, вместо того, чтобы забирать. Отдавая, мы исцеляемся сами. Мы принимаем решение не отдаваться похоти, препоручая ее Богу, и тогда Он даёт нам силы, чтобы быть свободными от неё.

 

 

Любящий Бог, Который знает и заботится

Когда мы начинаем видеть истинную природу своего духовного и нравственного банкротства, мы можем только удивляться, что это за Бог, Который не только способен всё видеть и знать, но и терпеливо и милостиво работает в нас и с нами, превращая эти ужасные склонности в песню. Бог действительно на стороне сексоголика!

Опыт одного члена представляет глубоко личное восприятие этих Шагов:

Мне было двадцать лет, я учился в колледже и только что женился на первой же девушке, с которой начал встречаться. Какие перемены для практикующего сексоголика!

Секс с женщиной был для меня новым и удивительным. Какое облегчение. Мне никогда больше не придется прибегать к сексу с самим собой. Неприятный сюрприз! Через несколько недель я занялся этим снова. Почему? Секс в браке был совершенным. Я запутался, и это заставило меня обратиться к психологу.

Наша встреча прошла хорошо. Мы мило беседовали обо всем, кроме того, из-за чего я на самом деле пришел. Я не мог заставить себя рассказать о своей проблеме с мастурбацией. Это было слишком стыдно. Вместо этого я в конце концов выпалил: «Вы знаете у нас в колледже такого-то и такого-то?», назвав одного человека по имени. «Я думаю, он мастурбирует. Это же ужасно!»

Психолог посмотрел на меня как-то странно, но ничего не сказал, а я ушел от него, ощущая смутное облегчение, до тех пор, пока несколько часов спустя снова не впал в очередной похотливый запой.

Я практически забыл этот инцидент, и вспомнил его, только когда у меня уже было какое-то время чистоты. Я работал над новой инвентаризацией Четвёртого Шага, и вписал в неё этого человека, которому я причинил ущерб. Когда я наконец нашёл его, - тридцать четыре года спустя, - он был страшно рад моему звонку. Пока я не сказал ему, почему я звоню.

Когда я рассказывал ему, что я сделал, на меня нахлынули чувства вины и стыда. Они нахлынули с такой ясностью и силой, что я безумно захотел сорваться и куда-нибудь убежать от себя. Но бежать было некуда. Мне нужно было «прожить» мои чувства. Это привело к тому, что я написал мини-инвентаризацию по этому случаю, и только тогда увидел, что же произошло на самом деле. Тридцать четыре года назад в кабинете психолога, вместо того, чтобы признать свою собственную проблему, я перенёс её на другого человека. Я даже толком не знал этого человека, и понятия не имел, чем он занимался.

Но мне нужно было, чтобы кто-то взял на себя мой стыд и вину. Кто угодно! Стыд и вина сокрушали меня, и я больше не мог этого выносить. Поэтому я попытался избавиться от этого за чужой счет. И на какое-то время это помогло. Это избавило меня от необходимости посмотреть на себя. Конечно, я понятия не имел о том, что теперь мне придется снова и снова искать для себя козлов отпущения, чтобы перекладывать свою вину на других.

Самыми легкими жертвами были мои собственные жена и дети. Теперь я понимаю, почему они «никогда ничего не могли сделать правильно», и почему они всегда оставались виноватыми. Я был вынужден так жить. Мне всегда было нужно переносить на кого-то свою неправоту, чтобы не видеть, каков я на самом деле внутри. Остальному миру жилось не легче. Мой начальник был идиотом, коллеги – все хуже меня; президент, губернатор, соседи, братья и сестры, учреждения … Я выливал свою негативную силу на всех и вся, когда это было безопасно, особенно на тех, кто находился в числе моих близких.

Теперь я вижу, что это был очередной природный инстинкт, сошедший с ума. Я не могу выносить своей собственной неправоты; она разрушает меня. Но мне нужно, чтобы кто-то понес её на себе, иначе я умру. Но никто не может этого сделать. Даже если захочет, не сможет. Я искал не там, где надо.

Научившись, благодаря Сообществу Программы, путем проб и ошибок предавать свою волю и жизнь Божьей заботе, я увидел, что это действительно работает. Все мои эмоциональные, духовные, физические и материальные нужды стали восполняться, одна за другой. Теперь вопрос стоял иначе: Могу ли я отдать Ему и свою неправоту? Вместо того, чтобы переносить её на других людей, или нести её самому в разрушительной депрессии, или же обращаться к череде других «наркотиков», чтобы покрыть эту неправоту, может ли Он понести её за меня, чтобы мне не пришлось этого делать? Может ли Он забрать её?

Я попробовал. Каждый раз, когда я препоручал свои недостатки – например, искушение похотью, презрение или страх, - и говорил что-то вроде: «Я не хочу это нести; я хочу, чтобы Ты понес это вместо меня; я отдаю это Тебе», - это работало. Кто-то должен нести мою неправоту, и Кто-то это делает. Я не могу понять такую заботу обо мне, но я принимаю её. Всё, что я знаю, - это когда бы и с каким бы дефектом я ни предпринимал это действие, оно никогда не подводило меня.

Шаги Восьмой и Девятый

«Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им причинённый ущерб».

«Лично возмещали причинённый этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».

Неизгладимый список

 

Этот список всегда был внутри нас; он выжжен огнём в нашем разуме. В этом и была проблема. Мы постоянно пытались его замазывать, отбрасывать, топить в наркотиках, убегать от него или заглушать его при помощи секса. Но эти имена, лица и сцены постоянно возвращались и преследовали нас. И чем больше мы притворялись, что невиновны, тем больше зла мы творили, и тем длиннее становился этот список!

Мы мало понимали, что каждое причинённое нами зло только увеличивало наш собственный груз вины и боли и приводило к большему нездоровью. Мы не могли ничего сделать, чтобы прогнать эту вину. Только когда мы перестали убегать, когда повернулись и посмотрели им в лицо и решились всё исправить, тогда их власть над нами была сломлена. Вот когда мы получили свободу.

 

«Я никогда не работал по этим Шагам, потому что не мог увидеть, что они могут мне дать. Теперь я вижу, что каждое зло, причинённое мною людям, выжгло во мне темную дыру. И через эти дыры утекал я сам!»

Теперь мы видим, что процесс возмещения ущерба – это процесс исцеления для нас! Вред, который мы нанесли самим себе, можно исцелить. Мы препоручаем своё эго, гордыню и страх, и принимаемся за дело.

Если наши Четвёртый и Пятый Шаги были прописаны тщательно, то на каждом углу у нас всплывали имена, и мы их сразу записывали. Теперь мы просто выносим их все в один список, и против каждого имени пишем, какое зло мы им причинили. Возможно, кому-то захочется также записать имена людей, с которыми связаны негативные чувства, и которые почему-то постоянно всплывают в памяти. Чаще всего такие воспоминания – это посылаемые нашим подсознанием сигналы о том, что и в этих отношениях ещё что-то не завершено.

Кому-то из нас хотелось броситься в возмещение ущерба так же импульсивно, как мы бросались в свою привычку. Но мы увидели, что будет мудрее обсудить этот список со спонсором, прежде чем что-то предпринимать, особенно там, где были задействованы супруги, дети и бывшие любовницы/любовники. Это служит и нашей, и их безопасности. Спонсор может лучше нас увидеть, не пытаемся ли мы просто «вывалить» свое чувство вины на других, или же на самом деле искренне хотим исправить причинённое нами зло. Он или она может сказать, готовы ли мы эмоционально к тому, чтобы поговорить с этими людьми и сделать это честно, не напоминая им о том, какое зло причинили они нам. Если ущерб был нанесен в сфере денег или имущества, спонсор помогает нам увидеть всё яснее. Иногда нам также бывает нужна помощь в том, чтобы понять, возмещение какого ущерба должно стать для нас приоритетом, а какого – подождать до лучших времен. Спонсор помогает нам оценить то влияние, которое мы можем оказать на пострадавшую сторону. И более всего, спонсор может почувствовать, простили ли мы этих людей за то зло, которое они причинили нам.

 

 

Шаг «Восемь с половиной»

Это подводит нас к очень важному вопросу – прощению. Зачастую нам кажется, что те люди, которым мы причинили зло, сами виновны в реально совершённом или воображаемом проступке против нас. Вынашивая эти обиды, мы не прощали их.

 

«Мне стало страшно, потому что я негодовал на этих людей, и у меня не было слов для возмещения ущерба. Бог дал мне слова, когда подошло нужное время, и когда я изменился».

Где-то между составлением списка и возмещением ущерба есть неписаное условие, что мы должны простить. (Хотя бывают моменты, когда нам нужно возместить ущерб прежде, чем мы сможем простить.) И мы обнаруживаем, что мы так же бессильны перед своим негодованием и духом непрощения, как были бессильны перед похотью, сексом или зависимостью. Так что же нам делать? Мы работаем по Шагам и в этом вопросе, как и во всех остальных.

 

«Мне было нужно признать: Да я же не хочу его прощать! Как бы я ни старался, я никак не мог почувствовать, что прощаю. И я просто признал это перед Богом и перед группой. Когда я услышал, что такая проблема была у всех, я смог признать, что бессилен перед этим, сделать Шаги Первый, Второй и Третий, и препоручить это Богу. Потом я просто попросил о готовности предпринять необходимые действия, прежде всего, в моём собственном сердце. И вскоре я уже смог сказать в самом себе: «Папа, я прощаю тебя». И меня переполнили чувства; я ощутил поток прощения, и получил свободу».

Мы совершаем акт прощения, даже если мы не чувствуем, что прощаем. Большинство из нас не ощущает прощения, пока мы не совершим это внутреннее действие – отказ от своего права негодовать. Мы практикуем прощение в наших сердцах: когда мы думаем об этих людях, а затем вслух, возможно, даже вместе со спонсором, прощаем каждого человека в своём списке, и продолжаем прощать их каждый раз, когда возвращается негодование. Возможно, нам придётся прощать и молиться за них всякий раз, как только мы о них подумаем, до тех пор, пока мы не освободимся от негодования. Готовность простить и дар любви обязательно придут, если мы будем настойчивы.

Что такое негодование, если не осознанное решение обратиться против кого-то, отделение от него? Таким образом, это внутренний гнев, искажение истины, ложь, используемая, чтобы покрыть нашу собственную неправоту. Негодование и его спутники, враждебность и гнев, являются не только отличительными признаками нашей духовной болезни, но и нашими величайшими недостатками, если их не препоручить Богу.

Зачем прощать? Для нас ответ очень прост. Если мы не простим, мы никогда не будем свободными. Пока мы не прощаем, мы сами не имеем прощения; мы остаёмся привязанными к собственной неправоте, неспособными освободиться и выйти из тёмной крепости своего прошлого в сияющий свет любви.

Если мы хотим воздать должное этому аспекту Программы, то следует поставить на нем особый акцент:

 

«Препоручая наши обиды, мы просили о готовности простить всех людей, виновных в реальных или воображаемых грехах против нас, и простили каждого из них».

Шаг Девятый

 

Как только мы предприняли действия, необходимые для прощения, мы получили свободу для возмещения ущерба. Мы прочитали соответствующие разделы из книг Анонимные Алкоголики и Двенадцать и Двенадцать, дающие нам ценное руководство, и работая вместе со своим спонсором, молитвенно возмещали один ущерб за другим, пока мы не сделали всё, что только возможно, чтобы возместить весь ущерб, не причиняя вред этому человеку или другим людям.

Всегда есть способ возместить ущерб, даже в тех случаях, когда этот человек уже умер, ушёл из нашей жизни или его невозможно найти. Можно найти нуждающихся людей и возместить ущерб косвенно, через них. Конечно, этого никогда нельзя делать, когда есть возможность возместить ущерб непосредственно. К примеру, некоторые члены возмещали ущерб проституткам, которых они поощряли в их разрушительном образе жизни, через то, что молились за каждую проститутку, которую видели на улицах, а также молились за проституток из своего прошлого. Другие возмещали материальный ущерб за прошлое воровство на рабочем месте, работая дополнительные неоплачиваемые часы, - в тех случаях, когда непосредственное возмещение ущерба нанесло бы вред их собственной семье. Для тех из нас, кто причинял насилие своим женам, мужьям или детям, возмещение ущерба должно начаться с ежедневного сексуально трезвого, изменённого отношения и поведения. Затем, по мере роста в выздоровлении, мы увидим, как можно возместить ущерб более непосредственно. Здесь незаменима помощь спонсора и группы. Если мы действительно хотим всё исправить, мы всегда найдем способ это сделать.

Никакое чувство не может сравниться с тем, что мы переживаем, когда восполняем давно нанесённый ущерб. Это лучше, чем то облегчение, которое мы испытываем, наконец удалив занозу из загноившегося пальца; это больше похоже на удаление занозы из загноившейся души. Операция на душе. По благодати Божьей, нам становится лучше, и этот процесс исцеления распространяется на окружающих нас людей. Это приключение высшего уровня. Мы оживаем, зачастую испытывая беспокойство и прилив адреналина. Это момент истины. Мы полагаемся на Бога. Мы смело смотрим в глаза не только тому человеку, которого давно избегали, но и самим себе – тому монстру, от которого бежали всю жизнь. Затем, когда мы завершаем эту работу, у нас появляется потрясающее чувство исполненного долга: облегчение, освобождение и огромная радость. И зачем было откладывать это так надолго?

 

Предупреждение: Здесь мы снова советуем новичкам в Анонимных Сексоголиках не открывать своё сексуальное прошлое супругам или членам семьи, которые ещё не знают об этом. Сначала необходимо всё тщательно продумать и прожить какой-то период в сексуальной чистоте, и даже тогда нужно предварительно обсудить это со спонсором или группой АС. Обычно, когда мы приходим в Программу, мы хотим поделиться своей радостью с близкими и рассказать всё начистоту. Такие откровения могут ранить нашу семью или других людей, их не нужно выносить за пределы группы, частью которой мы являемся, пока не будет принято мудрое решение. Однако, если есть вероятность того, что мы подвергли кого-то опасности, мы немедленно предпринимаем необходимые шаги, чтобы попытаться это исправить.

Мало что может так помешать исцелению семьи, как преждевременное признание перед супругом или семьёй, где были нарушены священные узы и доверие. Мы, сами того не осознавая, можем сделать это из желания «вывалить» своё чувство вины, снова быть «на хорошем счету», или просто покрасоваться силой воли.

Шаг Десятый

«Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это».

 

«Я был неправ …» В отношениях между людьми это самые прекрасные слова на свете.

У нас здорово получалось говорить: «Я люблю тебя, я нуждаюсь в тебе, я хочу тебя». Это было легко. Эти слова часто слетали с наших губ в порыве чувств, - а на самом деле, в приступе нашей болезни. Но зато другие три слова, признающие нашу неправоту, стали самыми трудными словами в мире. Почему?

Почему именно этих слов мы всегда требовали от других, но никогда не могли сказать сами? Почему из всех Двенадцати Шагов возмещение причинённого ущерба – самое трудное, и до этого доходит реже всего? Почему так многие из нас, даже поднаторевшие в Двенадцатишаговой Программе, зачастую очень красноречивые и имеющие за плечами годы чистоты, - никак не могут заставить себя произнести эти слова?

Не потому ли, что эти слова больнее всего бьют по нашему «я»? Не потому ли, что они заставляют нас опуститься до уровня других людей и даже угрожают низвести нас ещё ниже? Не потому ли, что они обнажают наше самое слабое место, выставляют нас как есть, делают нас уязвимыми и беззащитными? Не потому ли, что тот барьер, который они ломают, это не просто барьер, который мы воздвигли между собой и другим человеком, но и по этой самой причине барьер между нами и Богом? (А иначе, почему же мы чувствуем себя отделёнными от Бога, когда вынашиваем и лелеем причинённое зло?) Не потому ли, что прежде чем покаяться в своих грехах перед другим человеком, мы сначала должны быть готовы простить его? А кто может простить? Прощение наиболее божественно из всего, чего мы, люди, когда-либо сможем достичь. Сказать «Я прощаю тебя» так же трудно, или даже труднее, чем признать свою неправоту. Но мы можем и должны прощать!

Самое высокое достижение человеческой души – это её движение навстречу другой душе в порыве примирения. Этот Шаг – самое великое средство достижения духовного единства. Разве можно выковать истинное единство где-то ещё, кроме как в огне непонимания, неправоты, признания этой неправоты и прощения? Нет более крепкой связи, чем та, которая становится результатом такого примирения. Она сплачивает людей в самой сердцевине их бытия, там, где они больше всего страдают. Если мы хотим выздоравливать от своей страшной разъединённости, то нет другого пути. И не таким же ли путём мы достигаем единства с Богом? Этот духовный контакт происходит где-то в священном пространстве между двумя сердцами, в том же самом святилище, где мы встречаемся со своим Творцом. Именно здесь мы готовы потерять себя и смириться друг перед другом. Примирение. Нет более святого места.

Какая сила заложена в этом союзе, в этом общении прощённых, прощающих друг друга! Это великое уравнение для высвобождения Жизни. Если в нас будет эта сила любви друг ко другу, устоять перед ней будет невозможно!

 

Чистота – это ещё не всё

 

Если человек не способен прямо, честно и недвусмысленно возмещать ущерб, с ним что-то не так. Если это происходит с нами, мы полагаем, что это из-за того, что у нас не было полного препоручения. У нас по-прежнему остаётся установка на одержимость собой, которая лежит в основе нашей болезни. И в эту категорию попадает большинство из нас. Мы настолько же бессильны перед этой неспособностью возмещать ущерб, как мы всегда были бессильны перед похотью, сексом или зависимостью. Именно поэтому мы и должны это делать, - потому что это не свойственно нам по природе. Нам не хочется возмещать ущерб, но мы это делаем, а затем меняются и чувства. Если мы находим, что всё ещё не готовы возмещать ущерб, мы возвращаемся к первым трём Шагам, признаём своё бессилие, препоручаем свою гордыню и полагаемся на помощь Бога и других людей.

Бывает, что получив облегчение от импульсивного повиновения своей привычке, мы чувствуем себя здоровыми и начинаем разъезжать вокруг с ПУСТЫМ баком. Но те же самые дефекты характера, которые придавали силу нашей зависимости, по-прежнему остаются с нами, и если ими не заниматься, они рано или поздно опять возьмут своё. Почему они всё ещё с нами? Потому что они и есть мы. Результатом Божьей силы, действующей в нас, будет прогрессивная победа над этими дефектами, а не их уничтожение. На самом деле мы сражаемся не против других людей, а против своей старой природы, против той негативной силы внутри нас, которой мы можем подчиниться когда только захотим, той силы, которая всегда готова и способна делать зло. Вот почему наша Программа должна приносить плод в нашей повседневной жизни, а иначе выздоровления не будет.

Программа для жизни

«Продолжали»… Простая мудрость, заключённая в одном слове. Сущность этого Шага – и всей Программы – в продолжающемся процессе. Эти духовные принципы являются образом здоровой жизни, а не каким-то способом раз и навсегда победить свою привычку. Мы заменяем процесс зависимости процессом выздоровления и роста. Таким образом, Десятый Шаг – это логическое продолжение нравственного самоанализа Четвёртого и Пятого Шагов, препоручения своей неправоты Шестого и Седьмого Шагов, и возмещения ущерба Восьмого и Девятого. Всё это вместе основано на нашем личном препоручении в первых трёх Шагах, и должно выполняться каждый день в нашей повседневной жизни в этом обыденном мире.

Повседневная жизнь и есть та арена, на которой Программа испытывается на прочность. Ибо именно когда нам противостоят

 

Пращи и стрелы яростной фортуны…

Та сердца боль и тысяча обид,

Подвластна коим плоть …

 

- тогда мы видим, из чего мы состоим, и признаём свою величайшую нужду. Наши отношения с людьми становятся пробным камнем. Таким образом, супруги, дети, родители, братья и сёстры, начальство, коллеги и наши друзья по Программе – все представляют собой величайший потенциальный источник конфликтов и эмоциональных бурь, а заодно и величайшую возможность применять эти принципы и достигать близости и исцеления.

 

«Возмещение нанесённого ущерба даёт мне больше всего практических возможностей для изменения своих дефектов характера. Это заставляет меня хорошенько подумать, прежде чем что-то слетит с моего болтливого языка, - потому что я знаю, как больно будет потом возмещать этот ущерб».

Новая привычка

 

Мы – нуждающиеся люди. Наша одержимость собой идёт впереди нас, рука об руку с гордыней и негодованием, а за ними следуют страхи, сомнения, нечестность и все остальные наши безобразные черты. Нам нужно постоянно видеть себя такими, какие мы есть, и других – такими, какие они есть на самом деле. Нам нужно постоянно корректировать свои неправильные установки и действия в отношении других людей в нашей жизни. Нам нужно научиться восстанавливать отношения и достигать единства. То есть, нам нужно обзавестись новой привычкой – постоянно заниматься самоанализом.

Вместо того, чтобы всегда и исключительно смотреть на других, мы начинаем смотреть на себя. Мы всегда жили для себя; теперь мы смотрим на себя. Эта Программа – программа самоанализа, который приходит к нам постепенно, по мере того, как мы посещаем собрания, делаем ошибки, поступаем неправильно, учимся видеть и признавать свою неправоту и исправляем её. Вот почему на практике при работе над Десятым Шагом многие стали делать ежедневные записи, как рекомендовано в книге Двенадцать и Двенадцать и в шестой главе книги Анонимные Алкоголики. Кроме того, мы садимся после какого-нибудь эмоционального происшествия и спрашиваем себя: почему это меня задело? Что я сделал не так? Что я сделал, или, наоборот, не сделал, что привело меня к такому состоянию? Как я могу это исправить? Такого рода записи могут творить чудеса.

Десятый Шаг – это Шаг, который мы прорабатываем всегда и везде, где нам приходится сталкиваться с людьми, особенно дома, на работе и на собраниях. Именно здесь есть действие, здесь есть жизнь, здесь люди, и здесь проявляется наше хитрое, коварное и сильное эго. Мы прорабатываем этот Шаг сразу же, на месте, как можно ближе к пеклу событий. Нет более быстрого, лучшего, и вообще – нет другого способа стать здоровым.

 

«Я – ключевая фигура»

 

Следующая история – это опыт одного из наших членов, иллюстрирующий изменение отношения, которое является ключом к наиболее важному принципу нашей Программы – возмещению ущерба.

 

Я больше не мог выносить свою жену. Она просто должна обратиться за помощью и измениться – а не то я…! Я был женат на ней многие годы, а теперь ещё и чист, и уж я-то видел, что у неё проблемы. Я поставил ей кучу диагнозов: зависимость от телевизора, бунтарство, слепота к себе и неспособность меняться. Это описание было странно знакомым, но я был слишком уверен в себе, чтобы думать, что оно хоть как-то может ко мне относиться. Я загнал её в угол и был во всём уверен. Это был ультиматум: меняйся, или катись отсюда.

Чтобы сбежать от этой ситуации, я поехал в выходные на рыбалку с ещё одним сексоголиком. По дороге домой мы наконец разговорились о своих похожих проблемах, и до меня дошло. Я – ключевая фигура, и неправильным было моё отношение.

Я ждал, когда изменится она, не осознавая, что именно моё отношение делало это невозможным. Эта женщина соединена со мной. Хорошая она или плохая, она соединена со мной – духовно. Я не понимаю, как это происходит, но когда моё отношение негативно и критично, когда я отвергаю её, она соединена с моей духовной болезнью.

Я увидел, что если бы Бог ждал, пока я изменюсь, чтобы начать работать над моим выздоровлением и исцелением, я до сих пор был бы потерян или даже мёртв. Именно когда я был в своих дефектах, Он прилагал больше всего усилий, чтобы вернуть меня Себе. Теперь, оглядываясь назад, я это вижу. Он терпеливо вёл меня все эти годы, задолго до того, как у меня появились проблески осознания и честности. Когда я был на дне, Он вёл меня Своей потрясающей самоотверженной любовью – ради меня самого, несмотря на то зло, которое я творил, как раз потому, что я был в дефектах и бессилен.

И по дороге домой с того озера я понял, что именно так я теперь должен относиться к своей жене и любить её; не как к жене, но как к другому человеку в Программе, независимо от того, в Программе она или нет. Я должен был обращаться с ней, как Бог и другие люди обращались со мной. Когда мы с моим другом из АС возвращались домой после этого искреннего разговора, моё отношение изменилось.

И вернувшись домой, я понял по её первой же реакции – по этому осторожному взгляду, - что она почувствовала мою перемену в отношении к ней. Она ощутила её; я ничего не сказал, а она уже знала. И она сама изменилась так же внезапно, как изменился я.

Я это почувствовал. Мой негатив превратился в принятие, какой бы она ни была. И то, какой она была, вдруг изменилось!

Женщина соединена со мной. Я не понимаю этого. Но теперь, вместо того, чтобы быть соединённой с моим негодованием, придирчивостью, осуждением и отвержением, она соединена с моим собственным исцелением.

Я не хочу быть ключом, но я и есть ключ. Я получаю то, чем являюсь я сам, и в той мере, в которой я даю, я получаю обратно. Я молюсь о том, чтобы Бог дал мне готовности взять этот ключ и открыть им дверь, ведущую к любви.

 

Шаг Одиннадцатый

«Стремились путем молитвы и размышления углубить сознательный контакт с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».

Вера, которая работает

Углубить контакт с Богом? А когда у нас вообще появился этот контакт? Где-то по дороге от Первого Шага до Десятого, если только мы не обманывали сами себя. Наше признание бессилия должно было стать препоручением себя Богу. Наше изменение отношения привело к тому, что мы посвятили Ему свою жизнь. Нравственная инвентаризация была нашим признанием, кто мы на самом деле перед Богом. Эти тысячи «телеграмм» о помощи, когда мы день за днём получали облегчение от своей одержимости и своих дефектов, - все они означали обращение к Богу вместо самих себя. И искупление своей вины перед теми, кому мы причинили боль и от кого отдалились, удивительным образом открыло путь для восстановления близости с Богом.

Мы не совсем понимали, что, предпринимая все эти действия для собственного выживания, чистоты и душевного покоя, на самом деле мы находили нашего Бога! Пока мы держались за свои похоти, Он был для нас потерян. Но теперь, когда разрушилась стена из нашего зла, когда между нами ничего не осталось, Он оказался близко, внутри нас.

 

«Ах, дорогой, слепой и слабый,

Ведь это ты Меня искал!»

(Фрэнсис Томпсон)

 

Как же нам повезло – мы настолько нуждались, что просто вынуждены были найти то, чего на самом деле искала наша похоть – любящего Бога, наше убежище и силу.

Жажда по Богу так же естественна, как дыхание. Человечество молилось с самого своего появления; кто-то сказал, что человек - это «молящееся животное». Проблема была не в Боге; это с нами было что-то не так. Наше зло отделило нас, мы лишились не способности молиться (многие из нас молились до тошноты), а единства с нашим Богом. В результате наше восприятие Бога исказилось, и мы были потеряны для истинного Бога. Он был для нас либо мстительным тираном, к которому мы боялись подойти, либо огромным Властелином, Дедом Морозом, или ещё каким-нибудь отражением наших же искаженных установок и дисфункциональных отношений. Мы вели себя так, как будто наши «хорошие» периоды (когда мы не практиковали свою зависимость) каким-то образом давали нам право на «плохие» периоды (когда практиковали). Мы пытались манипулировать Богом или заключать с Ним сделки, как делали это с людьми! Создавали бога, который «подходил» к нашей болезни. И если нам изредка удавалось схватить на карусели бронзовое кольцо*, мы суеверно заключали, что всё делаем правильно, и что наш бог помогает нам, и может дать нам бесплатно прокатиться на карусели. Некоторые из нас так и не смогли схватить кольцо, – а некоторым вообще было всё равно, было ли это кольцо в реальности или нет, - но мы бесконечно продолжали платить за входной билет.

Неудивительно, что это никогда нам не помогало. И неудивительно, что на самом деле мы хотели заполнить эту огромную пустоту в самом центре нашей сущности, и обрести веру, которая работает.

 

 

Каков этот Бог?

 

Мало задумываясь о том, Кто Он такой или какова Его воля для нас, мы упрямо пытались использовать Бога в своих эгоистичных целях, которые только мешали нам увидеть в истинном свете и Его, и себя. Таким образом, держась за всех этих ложных богов – похоть, секс, женское или мужское тело, других людей в нашей зависимости, вещи, удовольствия, еду, работу, деньги, успех, - некоторые из нас по-прежнему инстинктивно прибегали к своим религиозным упражнениям, каких бы мы ни были убеждений, совершенно не видя, что происходит по другую сторону нашего идолопоклонства.

Но что если Бог за нас, не за таких, какими мы видели себя сами, а за таких, какими мы были на самом деле? Что, если Он видел нас во всей нашей неправоте и сделался единым с нами, чтобы дать нам свободу? Если это правда, то мы можем открывать перед Ним свою неправоту! Мы, абсолютно лишённые власти над собственной неправотой, можем получать свободу каждый раз, когда отдаём эту неправоту Богу.

Разве мы не убедились в этом на собственном опыте? Каждый раз, когда мы сталкиваемся с искушением, внутренним или внешним, и препоручаем его, разве мы не освобождаемся от его власти? Когда мы исполняем это простое условие, мы получаем спасение от собственного зла. Необязательно знать, как Бог это делает. Это Его победа, а не наша, и это очевидно, если учесть нашу неспособность спасти самих себя.

 

Естественная связь

 

Если всё это правда, как же нам повезло, что у нас есть эта ясная и постоянная необходимость обращаться к такому Богу и просить свободы, водительства и мира. Какая это драгоценная привилегия – быть в Его сфере влияния, под Его водительством, если мы только по-настоящему примирились с Ним в первых девяти Шагах. И как естественно становится для такого человека молиться!

Как воздух является дыханием жизни для наших тел, также и молитва становится дыханием жизни для нашего духа. Это средство, при помощи которого осуществляется Связь. Как общение в атмосфере прощения становится проводником жизни между двумя людьми, также и молитва как выражение нашей внутренней сущности становится средством, при помощи которого мы общаемся с Богом. И это происходит так же естественно! Вот почему мы должны научиться ходить в свете и иметь общение друг с другом, и вот почему так важно ходить на «правильные» собрания. Правильное общение с другими людьми так же важно, как и правильные отношения с Богом. Если мы говорим, что у нас есть последнее, но нет первого, это неправда.

Таким образом, молитва становится не столько способом чего-нибудь попросить, сколько средством жизни и роста внутреннего человека. Молитва и размышление здесь встречаются; и то, и другое даёт нам средство для единения с Богом. Удовлетворение, мир и покой.

Размышление в более узком смысле – это успокоение и внутренняя открытость перед Богом, а молитва – это то, что мы озвучиваем, вслух или про себя, в любом состоянии, месте и в любое время. Зачастую молитва и размышление сливаются воедино.

 

«Я прибегаю к этому, когда мне нужна помощь. К примеру, когда я снова негодую, или когда я в стрессовой ситуации или в искушении, или когда я ощущаю эту ужасную внутреннюю пустоту. Я ищу Божьего присутствия и говорю Ему: «Сейчас я ищу Твоего присутствия». Я сосредотачиваюсь на Его присутствии и на том, что Он сейчас со мной, и что Он – в этой ситуации. Проблема теряет силу. Как будто я взлетел на самолёте и поднялся над ней, и я снова чувствую это единение».

Учиться молиться в чистоте – это как учиться ходить или говорить; никто не может сказать нам, как это делать, или сделать это за нас. Мы учимся на практике, как и всему другому в этой Программе. Мы просто начинаем разговаривать с Богом.

 

 

«Шумные души»

 

У большинства из нас, приходящих в Анонимные Сексоголики, в душе как будто постоянно присутствует какой-то шум. Загрязнение. Поначалу мы можем этого не осознавать, поскольку этот шум увеличивался постепенно, с годами, и мы не видим в нем ничего ненормального. Постепенно росло наше пристрастие заполнять свои глаза и уши (и рты?) каким-то «шумом». Он пропитывает весь наш мир, как постоянный поток чувственных сигналов самого разного рода.

Мы зависимые, и это – часть нашей болезни. Для нас противоестественно жить без этого. Когда мы куда-нибудь уходим, чтобы «от всего сбежать», обычно мы берём этот шум с собой, и это может выглядеть по-разному. Мир всегда готов занять и «развлечь» нас целым арсеналом «разного», «лучшего» и «большего». Этот шум помогает нам отвлечься от собственного духовного расстройства – нашего собственного шума, – а также подпитывает это расстройство. Что угодно, лишь бы не ощущать наших чувств и не видеть того, что у нас внутри. Что угодно, лишь бы не дать нам прийти и испить воды жизни, которая одна может нас удовлетворить по-настоящему.

Вот почему, когда мы прекращаем своё употребление и отказываемся от своего основного наркотика, мы можем почувствовать беспокойство, дискомфорт или суетливость.

 

«Я никогда не мог усидеть на месте. Всю свою жизнь я убегал. Я не могу быть наедине с собой. Самое большее, что я мог сделать в начале чистоты, это коротко помолиться, и то обычно на бегу. Я учился молитве и размышлению как маленький ребёнок, шаг за шагом, спотыкаясь и падая».

 

Размышление

 

Кто знает, как влияет на нас вся эта непрерывная искусственная стимуляция, которая стала частью современного мира? Размышление не только полезно для разума и тела, но и является одним из лучших естественных способов успокоить наш внутренний дискомфорт. Эти результаты могут прийти даже тогда, когда размышление не связано с молитвой и не имеет никакой религиозной подоплёки.

Однако, для нас размышление без работы по первым Десяти Шагам может подорвать и испортить желаемые результаты и не достичь своей цели. Если мы занимаемся размышлением, но предварительно не препоручили Богу свою волю и жизнь, то с чем мы будем соединены? Если мы не видим свою неправоту, как может наше внутреннее видение быть верным? И не настроившись на исправление своей неправоты, как мы можем познать Добро? Некоторые из нас на собственном опыте увидели, что если заниматься размышлением «в неправильном состоянии», мы можем даже войти в контакт с собственной тёмной стороной. В конце концов, мы получаем отражение того, кем мы являемся на самом деле.

Как бы мы ни работали по Шагам, всегда полезно прорабатывать их по порядку.

Одиннадцатый Шаг в книге Двенадцать и Двенадцать даёт практическое введение для тех, кто никогда не занимался размышлением. Ниже мы приводим опыт одного из членов АС.

 

Обычно я начинаю свой день с чтения отрывка из Программной или духовной литературы, или Писания. Я прошу Бога, чтобы сегодня Он сохранил меня чистым от моей похоти, негодования и других негативных эмоций, называя дефекты, которые в последнее время были особенно активны и причиняли мне проблемы.

У меня ничего не получается, если я держусь за своё негодование или непрощение; мои мысли начинают скакать, я начинаю плохо думать о других людях, и мне приходится останавливаться. У меня также ничего не получается, если мой разум заполнен образами из средств массовой информации, которых я насмотрелся накануне.

Затем я размышляю, используя для этого отрывок или какую-то фразу, которая остается в моей памяти. Или я беру имя Господа, или фразу из двадцать второго Псалма, или молитву «Отче Наш». Повторение вслух помогает мне успокоиться, и часто я потом замечаю, что повторяю эти слова мысленно. Я проходил через разные этапы, разные периоды жизни, когда для меня были значимыми разные отрывки или способы обращения к Богу. Когда я успокаиваюсь, я часто испытываю покой и ощущение единства и близости. С годами получается всё лучше, но бывают «засушливые периоды», когда я как бы отдаляюсь и не заставляю себя делать этого. Такие моменты, наверное, показывают, что мне нужно поработать над собой.

Зачастую во время размышления мне на память приходят разные люди, и я молюсь за них, или молюсь, чтобы Божье царство пришло в какую-нибудь область или предприятие, чтобы там была исполнена Его воля.

В течение дня, если я испытываю стресс, трудности или беспокойство, я стараюсь уединиться и устраиваю себе мини-размышление на несколько минут, или насколько это возможно. Это всегда возвращает мне душевный покой.

 

Размышление – это индикатор того, кто мы такие на самом деле, глубоко внутри. Оно показывает нам, открыт ли «канал связи», чист ли он и всё ли в нём в порядке. Зачастую что-то бывает не так; но именно так мы и учимся. И это приходит со временем. Мы начинаем с малого, всего лишь с нескольких минут, затем уделяем этому больше времени, - когда понимаем, что это для нас значит.

Суть Одиннадцатого Шага в том, чтобы впустить Бога в каждое наше искушение, каждое чувство, трудность, успех, неудачу, печаль и радость. Настоящее единство с Источником нашей жизни.

Шаг Двенадцатый

«Получив духовное пробуждение, к которому привели эти шаги, мы старались донести эту весть до других сексоголиков и применять эти принципы во всех наших делах».

Это Шаг, который не нужно прописывать и нельзя ускорить. Это неизбежный результат того, что уже случилось. Если человек переживает реальность первых одиннадцати Шагов, он или она провозглашает истину этой своей новой жизни.

Нашей первоначальной целью было оставаться чистыми; результатом, о котором мы и не думали, стало духовное пробуждение. Если и можно чему-то научиться из нашего опыта, так это тому, что без такого пробуждения не будет исцеления. А разница между простым воздержанием от нашей зависимости (оставаться «сухим») и исцелением – в новой жизни. Если мы хотим, чтобы наша прежняя жизнь осталась без изменений, просто без этой привычки, то мы на самом деле не хотим исцеления, потому что наша болезнь и заключается в нашем старом образе жизни.

 

 

Пробуждение

 

К чему же «привели эти шаги»? Каковы их результаты? Это препоручение Первого Шага, признание того, что мы бессильны, что мы сексоголики, и своими силами у нас ничего не получается. Это посвящение Богу, Который может вернуть нам здравомыслие (Шаги Второй и Третий). Это способность видеть и открывать другому человеку свою истинную природу (Четвёртый и Пятый). Это отказ от всех тех дефектов, которые мы осознаём, и обращение к Богу с просьбой избавить нас от них (Шестой и Седьмой). Это желание исправить причинённое нами зло (Восьмой, Девятый и Десятый). И это сознательное единение с истинным Источником нашей жизни (Одиннадцатый). Пробуждение к жизни.

Результат работы по Шагам – это, по большей части, не физическое или эмоциональное пробуждение, хотя и это тоже есть. Самое важное – это духовное пробуждение, когда дух, мёртвый для Бога, других людей и праведности, становится живым для Бога, живым для людей и живым для праведности. Духовное пробуждение – это не просто чистота, приобретение знаний о Шагах, вера в Шаги или понимание их психологии и причин, почему они работают. Это изменение состояния, пробуждение того, что раньше было мертво.

 

Послание

 

Пробуждение сопровождается импульсом поделиться им с другими, и он появляется с самого начала. Этот импульс возникает спонтанно в сердце выздоравливающего человека. «Я хочу отдавать то, что у меня есть. Мне просто необходимо отдавать то, что у меня есть». Мы должны точно знать, какое же послание мы несём людям. Послушайте, как сказал об этом один человек:

 

«Единственное, о чём я могу свидетельствовать, так это о правде моего собственного опыта. Потому что это то, что я сам хочу слышать от других. Я хочу видеть и ощущать реальную истину чьей-то внутренней жизни и поведения, которая откликается и во мне. Я не хочу, чтобы мне говорили, что делать, или проповедовали. Знание истины о религии или Программе мне не помогло. В новую жизнь меня ввело то, что я увидел и признал истину о самом себе. Именно истина о себе – несовершенная истина – и привлекает людей так, как не может привлечь никакая проповедь в мире».

Если мы всё ещё живы для своего прежнего образа жизни, мертвы для Бога и мертвы в своей неправоте, то мы несём послание болезни и смерти. Есть ли у нас при этом чистота или нет, даже если мы произносим правильные слова, мы всё равно не можем передавать жизнь. Если мы умерли для своего собственного зла и живы для Бога, то послание, которое мы несём, это сама жизнь, даже если мы говорим просто, немного, и запинающимся языком.

Жизнь порождает жизнь. Мы хотим, чтобы другие люди выздоравливали. Ещё один парадокс духовной жизни состоит в том, что если мы не отдаём, мы не можем ничего сберечь. Мы учимся быть открытыми для нужд других, при этом будучи щедрыми с самими собой.

 

 

Применение принципов

 

Конец Двенадцатого Шага: «и применять эти принципы во всех наших делах», на самом деле не конец, а только начало. По природе своей наше выздоровление должно идти дальше, чем простое прекращение нездоровых действий. Похоть и зависимость – это больше чем нездоровое внешнее поведение; они повреждают нашу душу, нашу связь с Богом и другими людьми, они извратили самую сердцевину нашей человечности. Именно эта сердцевина и нуждается в обновлении. Если воздавать должное этому аспекту Программы, его можно было выделить особо и назвать его «Шаг Двенадцать с Половиной»:

 

«Предприняли действия, основанные на любви, чтобы улучшить взаимоотношения с другими людьми».

 

 

Уделите внимание позитивному

 

Чистота, основанная на негативном, ничего нам не дала. Это было некомфортно, опасно и кратковременно.

 

«Я не изменял жене. Я не занимался сексом с самим собой. Я не рассматривал картинки и не ходил в эти места. Не, не, не… В течение долгих месяцев я жил этим НЕ. Наконец, этого НЕ стало для меня недостаточно, и я взялся за старое».

Мы обнаружили, что если мы не найдём того, что так безуспешно пыталась заполнить наша похоть, у нас ничего не получится. Либо мы заполняли вакуум чем-то подлинным, либо нам оставался лишь негатив. Либо мы начинали предпринимать действия, основанные на любви, либо возвращались к той пустой подделке, которую мы называли «занятия любовью».

Мы также обнаружили, что углубить свой сознательный контакт с Богом невозможно, если не углублять свой сознательный контакт с другими людьми. Обе эти связи были разорваны вместе, и их исцеление должно происходить одновременно. Это был единственный способ достичь душевного покоя. Мы не могли добиться одного без другого. Мы, люди, которые на деле не любили своих мужей, жен, родителей, детей, братьев или сестёр, которых можно увидеть, не могли любить и Бога, Которого увидеть нельзя.

Для нас исцеление будет неполным без позитивной чистоты исцелённых отношений с людьми. Зачастую мы видим, что наша неспособность строить отношения началась ещё в детстве, в дисфункциональной среде. После какого-то периода чистоты и выздоровления многие из нас начинают ощущать нужду в том, чтобы поработать над этой заброшенной сферой своей жизни.

 

 

Делать то, что не-естественно

 

«Любовь» - это одно из самых неправильно используемых слов в нашем языке. Вот почему мы говорим не просто о любви, но о действиях, основанных на любви. Мы увидели, что любовь, как и вера, это не чувство, а отношение, выраженное в действии. Мы предприняли действия, которые нужно было предпринять по отношению к другим людям, потому что не хотели их предпринимать. Чувства появились позже. Любить для нас значит действовать, делать то, что нам несвойственно.

 

«Хотя я и понимал, что мне нужно выйти из своей скорлупы, посмотреть на жену и улыбнуться ей, я никак не мог этого сделать. Не знаю, почему. Но если я просто это делал, желание улыбнуться приходило вслед».

Мы начинаем ходить на собрания и принимать участие в Программном Сообществе до того, как нам захочется это сделать. Мы перестаём заглушать свои проблемы сексом и похотью, перестаём негодовать прежде, чем нам покажется, что мы на это способны. И мы начинаем предпринимать правильные действия по отношению к другим людям ещё до того, как нам этого захочется. В этом парадокс нашей «невозможной» Программы.

Как мы можем это делать, когда чувствуем себя настолько бессильными, и когда даже не уверены, хотим ли мы этого? У нас есть Бог, Который работает, и в этом всё дело; воскресить нас из нашей смерти – это Его работа! Но «вера без дел мертва». Мы получаем Его силу в тот момент, когда начинаем действовать, не раньше.

 

«После сотни таких инцидентов я начал понимать, что ключ ко всему тому, что не получается само собой, как раз в препоручении, это ключ ко всей

Программе. Ключ к моему собственному счастью. Когда я перестаю слушаться собственных чувств, и просто иду и делаю то, что правильно, происходит чудо, и я выхожу из своей тёмной норы».

Многие из нас обнаружили, что как только эти действия становятся привычными и входят в нашу повседневную жизнь, мы на самом деле начинаем меняться. Мы становимся лучше, и как результат, в нас появляется удовлетворённость собой и другими людьми.

 

 

Отказаться от потребительского отношения

В предыдущих Шагах мы осознали, что наша естественная склонность – брать, используя людей как ресурс для своей жизни, так же, как мы использовали еду, питьё или развлечения. Теперь мы учимся, как распознавать и препоручать этот «естественный» импульс, откывазать себе в праве пользоваться людьми, и начать отдавать себя, не заботясь о том, чтобы что-то получить взамен, кроме собственного душевного покоя и свободы. «Мы получаем в той мере, в какой отдаём».

«Когда трава по ту сторону ограды кажется мне зеленее, я начинаю поливать свой собственный газон».

«Поначалу самой серьёзной практикой самоотдачи для меня было, когда я встречал объекты своей похоти. Я осознал, что когда я «напивался» образом этого человека, усиленным собственной фантазией, я забирал. Неважно, были они согласны или нет, глядя на них похотливыми глазами, я совершал насилие – что-то забирал у этого человека. Я их имел. И я начал молиться за каждого человека, которого вожделели мои глаза. Поначалу это казалось невозможным; мне вообще не хотелось этого делать… Но когда я всё же молился, у меня не только исчезала похоть, но и появлялось это потрясающее чувство освобождения. Я говорил что-нибудь типа: «Пожалуйста, помоги ей», только ради того, чтобы что-то исходило от меня, вместо того, чтобы затягивать этого человека в себя. Это приносило удовлетворение! Похоть же никогда его не давала. Где я был всё это время?»

Мы наполняемся, когда отдаём. Мы насыщаемся, когда отдаём свой хлеб другому. Но это нельзя сделать наперёд, только случай за случаем.

Именно этого мы и искали всё это время, этого вожделели, добивались сексом и поэтому забирали. Отнимая, мы отделили себя от людей, самих себя и от Бога. Отдавая, мы нашли настоящее единство с людьми и с Богом, и воистину, нашли саму любовь. Но она вошла незаметно, через чёрный ход. «Настигнут радостью».

 

Подлинное единение

 

Мы увидели, что истина, открытая в книге Двенадцать и Двенадцать, была применима к нам: «Важнейший факт, который мы не могли признать - это наша полная неспособность образовать истинное партнёрство с другим человеком». (стр. 53)

Великие «любовники», всё это время мы на самом деле были лишь инвалидами любви, и даже не знали об этом. Сексуальные партнёры были для нас всего лишь мишенью, материализовавшимися фантазиями, которые нужно было найти, захватить, овладеть и рано или поздно выбросить. В романтических отношениях секс был осложнён похотью или нездоровой зависимостью. Зачастую супруги были для нас не только сексуальными объектами, но и своего рода «родителями» и объектами зависимости. Так каковы же были наши шансы научиться нормальным отношениям с людьми, если сама наша способность взаимодействовать с ними была в полной неисправности?

Мы обнаружили, что настолько же неспособны правильно строить отношения, как были неспособны оставить нашу зависимость; это было частью нашей зависимости. Таким образом, мы должны были подойти к этому точно так же, используя Шаги – наше чудодейственное средство. Когда мы это сделали, мы буквально на глазах стали расти в подлинной мужественности и женственности.

История, изложенная ниже, может послужить хорошей иллюстрацией. Она открывает некоторые из тех изменений, через которые прошёл один сексоголик в собственном браке в первые несколько лет чистоты и трезвости. Это тот же самый человек, чей путь к чистоте описан в личной истории в начале этой книги. Члены АС, не состоящие в браке, тоже узнавали в ней себя; эти принципы применимы к любым человеческим отношениям.

 

 

Всё только начинается

 

Я начал ходить на собрание и отказался от своих физических наркотиков: секса, алкоголя, транквилизаторов. Затем я начал отказываться от первого из своих духовных наркотиков – похоти. Я ожидал от своей жены немедленной теплоты, неописуемой благодарности и принятия. В конце концов, теперь я чист, добр и верен, не так ли? В ответ я не получил НИЧЕГО!

Я ждал, когда же она окружит меня любовью и заботой. Я думал, что её реакция будет такой же потрясающей, как и мой новый опыт. А в ответ ничего! Полная неблагодарность! Я думал: разве ты не видишь, от чего я отказался ради тебя?! Во мне вспыхнуло негодование на неё за то, что она не понимает, через что мне приходится проходить. Это ничего мне не дало.

Через несколько недель, затем месяцев чистоты она и наш сын по-прежнему делали всё не так, как надо. И я снова стал обращаться с ними, как раньше: раздражался, устраивал скандалы по мелочам, отвергал их. Чистый!

Чистота всё же принесла одну важную перемену: когда я испытывал приступ гнева или негодования, я уже не пытался заглушить его сексом, а использовал его как повод сбежать. Но нашей входной двери доставалось по-прежнему. ХЛОП! Я шёл в кино или просто катался по городу, чтобы избавиться от этого ужасного внутреннего давления, своеобразной клаустрофобии. Ходить или ездить по городу было моей давней привычкой. Я просто знал, что мне нужно сбежать от НИХ.

Сцены, которые я устраивал жене и сыну, продолжались и в чистоте. Такие сцены, похоже, были моим единственным способом общаться на интимном уровне. (Кажется, наш секс вообще не был общением, а всего лишь частью болезни! Какой шок.) Каждый большой взрыв был КОНЦОМ. «Всё, хватит!» «Это конец!» «Я так больше не могу!» Это тянулось многие годы, но постепенно такие инциденты стали случаться всё реже.

Каким-то образом я научился уходить сразу после того, как битва начиналась, а потом и до её начала. Я обнаружил, что сбежать на собрание или к моему спонсору было лучше, чем просто куда глаза глядят. Прогресс.

Дальше то же, только я перестал хлопать дверью. По большей части.

Я запустил программу по заманиванию жены на Двенадцатишаговые собрания, чтобы она изменилась, будь то со мной или без меня. Ничего! «Мне не нужны эти собрания», - был её короткий ответ. «Это нужно тебе». Новое негодование и новое бегство.

Утренние «разговоры» по воскресеньям. Мои с ней. Я говорил: «Мне очень важно сейчас с тобой поговорить». До меня не доходило, что она, мягко говоря, не испытывала по этому поводу энтузиазма. Скорее, это было похоже на ужас. Эти разговоры были на самом деле монологами (как только она могла так долго это терпеть?), моими попытками манипулировать ею и показать ей, в чём она неправа. Только теперь я делал это «по-хорошему». Ну, я хотя бы не так много кричал. «Разве ты не видишь?...» - говорил я постоянно. Когда я оглядываюсь назад, у меня появляется странное ощущение, что тогда я делал то же самое, что и в кабинете психотерапевта или во время групповой терапии: у меня была эгоррея – понос моего эго. И когда бы моя жена ни пыталась выразить свои чувства и мысли, я начинал злиться и уходил.

Чтобы изменить эту модель поведения, потребовались годы, ведь это было всё, что мы знали! Но постепенно она стала бояться этих «разговоров» как огня. Оказалось, что я был просто не готов и неспособен посмотреть на себя, хотя иногда она и заставляла меня заглянуть внутрь. (А может, это Программа сделала меня чуть-чуть честнее.) Тогда я сразу же шёл на собрание или встречался со спонсором, настолько мне было больно. Я не знал, что это была здоровая боль самоосознания; я просто знал, что С ЭТОЙ ЖЕНЩИНОЙ ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО! Теперь я благодарю Бога за её честность и терпение, а также за честность и терпение сына. Это Божий дар для меня. Чистая благодать.

Через несколько лет чистоты наш брак, вместо того, чтобы стать лучше, становился только хуже. И тот прекрасный свет, сиявший на её лице в начале нашей совместной жизни, продолжал угасать, радость и пение зачахли и растаяли в пустыне нашего отчаяния. И это всё в чистоте!

Близкие контакты дурного характера становились всё более редкими, но казались более опустошительными. Снова и снова мы расходились с чувством, что решения не существует.

Затем она начала видеть мою повторяющуюся модель поведения. Когда я был «в таком настроении», я явно пытался выместить его на ней. Обычно по какому-нибудь грандиозному поводу, типа волос в раковине. Глобальный вопрос. Оказалось, что на самом деле это моя хитрая, коварная и властная похоть искала повод, чтобы сменить партнёра. Неудивительно, что порой я мечтал о её смерти.

Каким-то образом она увидела, что не она – причина такого моего настроения, что за этими нападками на неё было нечто другое, чем её «преступления». Важное открытие. Она начала говорить мне об этом, но я закрывался или нападал ещё больше. Теперь я вижу, что я просто пытался перенести свою неправоту на другого человека, чтобы мне не пришлось отвечать за неё самому.

Когда до неё дошло, что я нападал на неё, чтобы покрыть свою сущность и свои дела, её гнев и негодование накалились добела.

Здесь важно отметить временную шкалу и шкалу боли. Годы. Крики, бегство и масса боли. Годы и боль – вот что это значило для нас.

Моя боль стала настолько сильной, что у меня не оставалось другого выхода, как начать работать по принципам, воплощённым в наших Шагах. И тогда всё постепенно начало изменяться. Просто чистота, даже годы чистоты, не исцелили ни меня, ни мой брак! Ходить на собрания? Очень существенно! Я должен был увидеть себя и







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.