Здавалка
Главная | Обратная связь

Препоручение – Шаги Первый, Второй и Третий



 

Наша привычка привела нас в АС, но именно работа по Первому, Второму и Третьему Шагам ввела нас в Программу. Здесь есть разница.

До тех пор, пока мы не испытали на себе эти первые три Шага, мы не смогли бы войти в освобождающую реальность Двенадцати. Эти три Шага были дверью, через которую мы вышли из старой жизни и вошли в новую жизнь, полную чистоты и внутреннего мира. Это шаги смирения и препоручения. Путь наверх сначала ведёт вниз.

Наш образ жизни привёл нас к признанию своего бессилия (Шаг Первый). Без этого мы бы не смогли увидеть своей огромной нужды. Но пока нет препоручения, чувство бессилия не даёт нам реальной надежды. Когда мы увидели, как другие люди совершают этот грандиозный переход, получают поддержку и оказываются на пути свободы, мы поверили, что для нас тоже возможно восстановление и новая жизнь. «Мы пришли к убеждению» (Шаг Второй). Но даже это не помогало, пока у нас не было последнего, третьего элемента изменения отношения – препоручения Богу (Шаг Третий). Наша привычка уничтожала нас; когда мы видели чистоту и Божью жизнь в других людях, это давало нам надежду; но именно наше собственное препоручение Богу принесло нам ту Связь, которая наконец-то стала работать в нашей жизни, и продолжала работать и дальше.

Поначалу нашей «высшей силой» был наш спонсор или наша группа, поскольку мы оставили истинного Бога далеко позади. Но если бы мы остались в этом промежуточном состоянии, это было бы опасно. Мы были бы похожи на машину, которая села на кочку, без толку вращает колесами и никуда не едет. Наш собственный опыт научил нас, что чем скорее мы препоручим всё Богу, - так, как мы Его понимаем или не понимаем, - тем скорее мы осуществим переход от эгоистичного существования к жизни.

 

«Я не мог просто препоручить свою похоть, я должен был препоручить себя».

Изменение сердца

 

Шаги Первый, Второй и Третий описывают изменение сердца, перенаправление его с себя на Бога, без чего в нашей жизни не может быть реальных перемен.

Абстрактного препоручения не существует. Препоручение – это отказ от чего-то конкретного. Конечно, нам всем пришлось отказаться от права мыслить и жить по своей привычке. Однако мы не осознавали, что подошли к этому перекрестку с целым грузом других негативных установок. Мы увидели, что если попытаться отказаться от своей похоти, не отказываясь при этом, например, от своего негодования, гнева, гордыни или зависимости, ничего не получалось. Эти страсти зачастую проявлялись в нашем отношении к родителям, начальству, супругам или другим членам АС. Например, одна женщина обнаружила, что препоручение означало, что она должна отказаться от своего права вредничать своему мужу. Один мужчина должен был отказаться от эмоционального насилия над своей женой и детьми. Ещё один человек хотел отказаться от секса с проститутками, но при этом иметь «отношения». Он понял, что рассчитывал на эти «отношения», надеясь, что они сохранят его от распущенности, и что препоручение похоти должно быть полным, или его не будет вообще. И когда дело доходило до супружеского ложа, многие из нас обнаружили, что для нас это было последним прибежищем похоти, и что здесь тоже помогает только препоручение. Когда для нас наконец наступил момент истины, каким бы он ни был, и как бы долго ни приходилось этого ждать, препоручение должно было быть безусловным.

Препоручение как установка становится ключом в этой духовной Программе и самой её сутью. Когда наступает этот первоначальный поворот, это вселяет в нас веру в сам процесс препоручения. На каждом последующем этапе, прежде чем мы снова ощутим покой, будет критический момент, когда нам нужно будет признать какое-то конкретное отношение или поведение, и отказаться от него. Препоручение – это ключ не только к Двенадцатишаговой Программе и сексуальной чистоте, но к радостной и полной смысла жизни с другими людьми.

Препоручение, необходимое в Первом, Втором и Третьем Шагах, стало источником, из которого проистекало всё остальное во всех других Шагах. Благодаря этой перемене отношения, позднее мы сможем честно оценить себя и открыть это другим (Четвёртый и Пятый Шаги). Мы сможем признать и отпустить другие свои дефекты, когда увидим их (Шестой и Седьмой). Без этого препоручения мы бы даже и не подумали о том чтобы делать Шаги Восьмой, Девятый и Десятый, где мы должны восполнять ущерб, причинённый другим людям. И без него мы будем не в состоянии развивать сознательное общение с Богом в молитве и размышлении (Одиннадцатый) и отдавать себя другим (Двенадцатый). Начинать с самого начала для нас было единственным путем к духовному выздоровлению. И если мы пришли из какой-то другой Двенадцатишаговой Программы, многим из нас нужно было начинать всё сначала, как если бы мы никогда не слышали о Шагах. Для нас не существует никаких обходных путей.

В двух словах, для нас препоручение – это перемена в установках нашего внутреннего человека, без которой жизнь невозможна. Это великое начало, отличительный знак и ключевое слово нашей Программы. И никакое количество знаний о препоручении нам не поможет, пока мы просто не сдадимся, отпустим и позволим действовать Богу. Когда мы препоручаем свою «свободу», мы становимся свободными по-настоящему.

 

 

Шаг Первый

«Мы признали свое бессилие перед похотью – что наша жизнь стала неуправляемой».

«Я СДАЮСЬ!» Это мог быть громкий крик, или момент тихой решимости, но пришло время, когда мы поняли, что всё потеряно. Нас арестовали - остановили на нашей дороге - но мы сами сделали это с собой. Если препоручение пришло исключительно извне, оно никогда «не получалось». Когда же мы препоручали всё Богу из нашей собственной здравой заботы о себе, оно становилось волшебным ключом, который открыл дверь темницы и выпустил нас на свободу.

Быть арестованным и сдаться, чтобы получить свободу - какой парадокс! Но именно наша самовольная свобода убивала нас, и мы начали видеть, что без ограничений мы себя разрушим. Но у нас не было сил ограничивать себя, и чем больше мы погружались в похоть, тем более неуправляемой становилась наша жизнь. Каждый похотливый поступок или фантазия становились ещё одним мощным лучом, проникающим до ядра нашей души и разрушающим те силы, которые сохраняли нас в целости. Таким образом, со временем мы пришли ко всё возрастающему осознанию того, что мы теряем контроль. Именно перед этой истиной мы и сдались – истиной о себе.

 

«Со мной что-то НЕ ТАК, и я не могу это исправить!»

Поначалу мы не осознавали, насколько неуправляема наша жизнь. Но по мере того, как уходили первоначальный шок и духовная слепота, мы начали видеть, что неспособны жить без похоти, негативных установок и зависимостей. Полное отчаяние не всегда наступало моментально; оно приходило, когда мы уже проводили какое-то время в Сообществе. Полнота воздействия Первого Шага проявляется постепенно, поэтапно, по мере того, как мы осознаём свое нездоровье. Именно из этой внутренней честности перед самими собой проистекает ощущение надежды и прощения.

Мы были свободны, чтобы увидеть и признать то, кем мы являемся на самом деле, потому что мы наконец-то получили свободу от импульсивного выражения своей внутренней сущности.

Как долго и как хитроумно мы защищали своё право наносить вред себе и другим, и как долго мы отрицали, что был хоть какой-то вред! Но каждое неправильное отношение или поступок накапливали для нас своё собственное внутреннее наказание, пока, наконец, совокупный вес нашей неправоты не заставил нас опуститься на колени.

 

 

Третий вариант

 

Прежде чем окончательно сдаться, мы жили по одному из двух сценариев: с одной стороны, мы выражали свою одержимость через употребление. С другой стороны, мы пытались заглушить его алкоголем, наркотиками, обжорством, или сжать кулаки и проявить силу воли. И устраивали целое шоу из обещаний и клятв! Многие из нас метались от употребления к подавлению и обратно.

Ни один из этих вариантов не принес нам того мира, которого мы так отчаянно искали. Употребление приводило к неумолимому развитию одержимости, а её подавление лишь создавало растущее внутреннее напряжение, которое рано или поздно прорывалось. Оба варианта только ухудшали ситуацию; мы оказались между молотом и наковальней. Мы не знали, что есть ещё один вариант – препоручение. Каким прекрасным и освобождающим стало это слово для тех из нас, кто применяет его!

Препоручить – значит отпустить. В кругах Двенадцатишаговой Программы рассказывают историю о том, как ловят диких обезьян (вообще-то, это народная сказка). В клетку кладут какой-нибудь фрукт как наживку, и оставляют отверстие, достаточное для того, чтобы обезьяна могла просунуть внутрь руку. Как только обезьяна хватает фрукт, её кулак становится слишком большим и уже не может вылезти наружу. Вместо того чтобы отпустить фрукт и вытащить руку обратно, обезьяна только сильнее сжимает фрукт в кулаке, пытаясь заполучить и фрукт, и свободу одновременно. Это наша история!

Есть ещё одна история о человеке, который в темноте упал с обрыва, во время падения зацепился за ветку и повис на ней. Слабея, он наконец воззвал к Небесам: «Пожалуйста, помоги мне!», и получил ответ: «Отпусти!». «Но если я отпущу ветку, я умру!» - ответил человек. В ответ он услышал только «Отпусти!». Когда в конце концов человек уже не мог держаться, он разжал руки, зная, что его ждёт неминуемая гибель. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что земля была лишь в полуметре под ним!

Пока мы цеплялись за свою привычку или пытались подчинить её себе, она сопротивлялась нам, и поскольку она была сильнее, то всегда побеждала. Только когда мы отпускаем, приходит свобода, как если бы Бог по милости Своей приблизил к нам саму землю, чтобы подхватить нас.

Просто знать и признавать, что мы бессильны перед похотью, какую бы форму она ни принимала, было недостаточно. Нам нужно было отказаться от своего права на эту привычку и отпустить её. Когда произошло это изменение сердца, его невозможно было ни с чем спутать; мы и наши близкие видели это. Препоручение нельзя подделать. И слава Богу, что когда мы в конце концов сдались и перестали бороться, оказалось, что Он всегда был с нами и ждал с распростёртыми объятиями. Вместо того, чтобы убить нас (чего мы боялись), препоручение убило нашу одержимость!

 

 

«Я сексоголик!»

 

Опыт показал нам, что крайне важен публичный аспект препоручения. Кажется, препоручение никогда не бывает полным, пока оно не вышло на свет, в общество других людей. В этом великое испытание, отделяющее пустых мечтателей и нытиков от людей дела.

«Такое ощущение, что до тех пор, пока я не открыл это другим людям, отказывающимся от своей привычки, я не был до конца готов от неё отказаться. Когда я сделал других частью своего препоручения, это помогло мне быть честным».

Что же это за публичный аспект препоручения? Во-первых, это способность признать, кто мы на самом деле. Для некоторых из нас требуются недели или месяцы посещения собраний, прежде чем мы сможем глубоко осознать это и от всего сердца сказать: «Я действительно сексоголик». Другим же удается признать этот факт сразу.

Далее, мы начинаем открыто говорить о себе; прежде всего, о том, что мы сделали и как мыслили в сфере похоти, секса и отношений. Затем постепенно, по мере того, как вскрывается всё больше правды, мы начинаем говорить о других своих дефектах. Обычно это откровение становится более полным с течением времени. Похоже, мы не можем в полной мере увидеть, какую власть имеет над нами сексоголизм, до тех пор, пока не начнём делиться этим в Сообществе. Потом мы начинаем больше понимать и открывать себя другим, видя постепенно растущую честность и открытость других членов группы.

Когда мы видим, что наша открытость не используется против нас, и что другие люди такие же, как мы, или даже в худшем состоянии, в нас начинает расти доверие. Оно углубляется, по мере того, как мы становимся взаимно уязвимыми и ведём других через свою слабость. Когда мы ведём через свою слабость, другие узнают в нас себя, и между нами появляется единство. И это должно начаться с чьей-то откровенности о себе. Кто-то идёт на риск, потому что иначе уже не может, настолько ему больно. Это помогает нам отдёрнуть завесу, которая скрывает правду нашей собственной жизни, и подталкивает нас к открытости. Честность одного ободряет других и позволяет им быть честными, как будто мы всю жизнь ждали именно такого общения, где мы могли бы быть одинаковыми снаружи и внутри.

На всё это нужно время. Мы достигли своего состояния не за один день. Но вскоре у нас появляется взаимная честность и уязвимость. Это прорыв, это вхождение в Программу, которое откроет путь исцеляющей силе Шагов. Вот почему на наших собраниях должны быть те, кому больно, или кому было больно настолько, что они готовы пойти на подлинную честность и препоручить всё Богу. Это делает наши собрания сильными и увеличивает духовное единство и эффективность группы.

Когда мы глубоко осознаём, кто мы на самом деле, и готовы открыть истину о себе другим членам, выздоровление становится для нас возможным. Начав говорить всё как есть, мы становимся частью чего-то большего. Так начинается духовная Связь – с «отключения» от того, что мы делали прежде. И это «отключение» происходит, когда мы говорим об этом, как будто таким образом выбрасывая это из себя. Это переломный момент.

Ключ к эффективному признанию в том, что мы хотим покончить со своими сексуальными и другими проступками и прощаемся с ними. Просто облегчить душу или даже честно рассказать о себе ещё недостаточно. Цель в том, чтобы вынести наши больные установки и поступки на свет, перед другими людьми и Богом, чтобы распрощаться с ними. Если это делается с такой целью, то признание освобождает и даёт нам жизнь.

Вот почему «рассказать всё как есть» - это ещё не Первый Шаг. Признание может быть разным, от хвастливых рассказов о своих похождениях до горестных излияний, или интеллектуального анализа. И даже в этом случае это ещё не «всё», и зачастую это всего лишь поверхностный материал. На самом деле, не мы «делаем» Первый Шаг; это он делает нас. Он овладевает нами. И если это пока не произошло, надеемся, что ещё произойдет. Болезнь и наказание, которые производит наш сексоголизм, продолжают добивать нас, пока мы не будем готовы сдаться, отпустить и признать, что мы бессильны перед похотью.

 

 

«… Наша жизнь стала неуправляемой»

 

Для тех, кто выздоравливает через эту Программу, осознание бессилия приходит вместе с растущим осознанием собственной неуправляемости, факта, что в самой нашей глубине что-то вышло из-под контроля. Ибо сама наша сущность отвернулась от жизни. Если мы довольны собой, просто хотим избавиться от пристрастия, то выздоровления быть не может. Выздоровление – это нечто большее, чем просто чистота.

Глубоко внутри мы всегда знали, что у нас много других проблем, и оказывается, что именно наши пристрастия не давали нам их увидеть. Вот почему, когда состоится первичное препоручение Первого, Второго и Третьего Шагов, Шаги с Четвёртого по Десятый уже имеют дело с раскрытием, признанием и исправлением ущерба, нанесённого нами.

Чистота быстро приводит нас к осознанию того, что мы так же бессильны перед другими дефектами, которые начинают выходить на поверхность (например, негодованием), как были бессильны перед похотью, сексом и зависимостью от других людей. То, что эти проблемы не так очевидны, как похоть, может привести нас к мысли, что мы «в общем-то, ничего». Мы можем долгое время их не проявлять, но когда что-то пойдет не так, берегись! Эти дефекты вырываются наружу с пугающей мстительностью и яростью. Как будто ниоткуда возникают и закипают ужасные чувства – чувства, направленные против других, они изолируют нас и снова заключают в темницу собственного эго. Нам легче верить, что эти вспышки – просто результат того, что делают с нами другие люди, мы не желаем видеть, что мы плохо думаем и поступаем, потому что проблема в нас. Могут ли горькие воды течь из чистого источника?

Какое облегчение наконец-то прийти к тому моменту, когда мы можем сказать уже не просто: «Я бессилен перед похотью», но и: «Я бессилен перед самим собой

Быть абсолютно бессильным перед самим собой нормально. Это лишь показывает, что мы – люди. И самое прекрасное в этом то, что как признание бессилия перед похотью является ключом к сексуальной чистоте, так и признание бессилия перед нашими дефектами является ключом к нашей эмоциональной трезвости. Победа через бессилие по благодати Божьей. Какое удивительное, освобождающее открытие!

В этот момент наша честность перед собой начинает расти, и здесь начинается выздоровление. Но слава Богу, что наши дефекты открываются нам постепенно. В сообществе, где есть понимание, принятие и прощение, мы становимся способными осознавать правду, не разрушая себя и не прибегая к нашим наркотикам. Наш Бог любящий, Он терпелив и добр с нами, и мы должны учиться относиться к другим так же.

Программа призывает усталых и отягощённых бременем собственного «я», тех, кто хочет избавиться от этого бремени, но не может. Она призывает тех, кто сам себя запер в темнице, и не знает, как из неё выйти. Смиренный и сокрушённый дух – дух Первого Шага – это ключ, который открывает дверь и освобождает нас.

Шаг Второй

 

«Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие»

Не Бог

 

Мы почти слышим мысли новичка: «Я думал, что это Программа типа «помоги себе сам»! А вы говорите: я не могу оставаться в чистоте, радости и свободе без Бога!» Или, как говорится в книге Двенадцать и Двенадцать:

 

Люди, посмотрите, что вы сделали с нами!.. Сначала вы довели нас до состояния полного бессилия, а теперь говорите, что только Высшая Сила может избавить нас от нашей одержимости. Кто-то из нас отказывается верить в Бога, другие не могут верить, а третьи верят, что Он есть, но совершенно не верят, что Он совершит это чудо. Да, вы нам помогли оставить бутылку, это так, - но куда же нам двигаться дальше? (стр. 25[ТМ3] )

 

Первые три слова Второго Шага дают нам решение этой дилеммы.

 

Мы пришли

Мы пришли к

Мы пришли к убеждению*

 

Мы начали с того, что просто стали приходить на собрания. Затем, где-то в процессе, мы «пришли к» - увидели свою ситуацию в истинном свете, вышли из состояния эмоционального и духовного шока и пришли к признанию реальности той силы, которая действует в жизни тех, кто остаётся чистым. Затем мы пришли к вере. Для многих из нас это означало неприятное, хотя и очень полезное открытие, что мы не являемся Богом.

Когда мы отдаём себя на милость группы, мы этим, по сути, уже отдаёмся силе, которая больше нас. В конце концов, признаём мы, многие из этих людей остаются сексуально трезвыми, а у некоторых из них ситуация была хуже, чем у нас. Более того, в Сообществе мы чувствуем силу и присутствие. Дух собрания часто кажется чем-то большим, чем просто сумма его членов. Это даёт нам надежду и влечет нас к свету. Вскоре мы осуществляем свою собственную Связь. Вот как описал это один человек:

 

«Сначала я верил лишь в собственную болезнь и недостаток веры. Однако вскоре я уже говорил себе: Надеюсь, что всё это правда. Затем я начал поступать так, как будто бы это было правдой, и у меня появилась вера в саму Программу. По мере того, как я становился более честным и открытым к правде в жизни других, я начал верить, что у них есть вера. В конце концов, очень медленно ко мне пришла искренняя вера в высшую Силу как моего собственного Бога, вера, которая работала для меня».

Признать истину о себе

 

Многим из нас было нетрудно признать вторую часть Второго Шага: «…может вернуть нам здравомыслие»; Первый Шаг уже обнаружил некоторые наши иррациональные виды мышления и поведения. И мы постепенно начали осознавать, что эта утрата контроля была формой безумия. Но так же, как нездоровый разум был неизбежным побочным эффектом наших установок и поступков, так и его исцеление станет побочным эффектом работы по Шагам. В этом великое обетование. Возвращение здравомыслия – очень реальная надежда, потому что мы видим, как это происходит в окружающих нас людях. Здравомыслие заразительно!

Иногда «верующим» в Программе труднее, чем тем, кто вообще никогда не верил или кто утратил веру. То же зачастую можно сказать о тех, кто до АС уже был в другом параллельном Сообществе Двенадцати Шагов. Люди думают, что прежний религиозный опыт или же успех в преодолении другой зависимости сделают достижение сексуальной чистоты более лёгким, но это не всегда так. Зачастую такие члены обнаруживают, что им приходится начинать с нуля, как если бы у них совсем не было веры или они никогда не слышали о Программе. Цепь крепка настолько, насколько крепко её самое слабое звено; отсутствие препоручения в любой из известных нам сфер дефектов блокирует Божью благодать, и выковать крепкую цепь эмоциональной и духовной силы становится невозможно. Успех в преодолении других зависимостей позволил многим из нас думать, что мы работаем по Программе, и у нас всё получается. Неуправляемость нашей жизни доказывала обратное. Многие из нас просто сменили одну зависимость на другую.

Знание и гордыня были нашим главным препятствием. Знание об Истине или знание о Программе, зачастую самовольно признанный авторитет в этой области или даже спонсирование других людей, – всё это лишь позволяло нам не изменять своего отношения и не восполнять причинённого ущерба. Знание никогда не давало нам силы. Мы вытесняли похоть, секс и отношения из процесса признания, препоручения и выздоровления, и это означало, что мы просто не могли полноценно выздоравливать. Неудивительно, что нам всё ещё было плохо. «Полумеры нам ничем не помогли». Некоторым людям, у которых уже несколько лет чистоты в других областях, труднее признать, что у них есть отрицание в области сексоголизма, чем новичкам, которые никогда не слышали о Шагах. Это просто факт из нашего опыта.

Мы трудным путём пришли к пониманию того, что нужно оставить своё знание и гордыню за порогом, если мы хотим войти. Мы могли лишь присоединиться к другим членам и стать частью чего-то большего, когда мы узнавали себя в них, узнавали свою действующую зависимость, бессилие и боль. Мы отождествляем себя друг с другом, когда речь идет о наших слабостях. Наша неправота и нанесённый нами ущерб объединяет нас друг с другом и приводит к Богу.

Многие из нас уже прошли через алкоголь, наркотики, таблетки и переедание. Мы уже увидели, что мы импульсивны практически во всех областях нашей жизни. У нас не осталось больше выбора, как взглянуть в глаза истине о самих себе, перестать обращаться к другим пристрастиям и формам похоти, думая, что сможем избежать последствий, и сдаться нашему Богу.

 

 

Шаг Третий

«Приняли решение препоручить нашу волю и жизнь Богу, как мы Его понимали».

 

Поворотный момент

 

У первых выздоравливающих алкоголиков, из опыта которых была выкована Программа Двенадцати Шагов, было довольно жёсткое высказывание: «Найди Бога, или умри!» Алкоголь разрушает тело. В некотором смысле это и наша дилемма тоже: «Найди свою истинную Связь, или потеряешь себя!» Похоть разрушает душу. В Третьем Шаге мы препоручаем своё неповиновение и примиряемся со своим Богом.

Мы увидели, что корень нашей проблемы – это сознательное отделение от Источника нашей жизни; решение же – сознательное соединение с этим Источником. Таким образом, когда мы исчерпали себя и сдались, мы подошли к моменту, где мы наконец смогли позволить Богу занять особое, личное место в нашей жизни.

 

Применение Третьего Шага – это как открыть дверь, которая по всем признакам кажется закрытой и запертой. Всё, что нам нужно, это ключ и решимость распахнуть ее. Есть только один ключ, и он называется готовность. Как только готовность отпирает замок, дверь открывается почти сама, и заглянув внутрь, мы увидим путь, рядом с которым есть надпись. Она гласит: «Это путь к вере, которая работает». В первых двух шагах мы занимались размышлением. Мы увидели, что бессильны… но мы также увидели, что вера, хоть какая-нибудь … возможна для всех. Эти выводы не требовали действий; они требовали только принятия.

Как и все последующие Шаги, Третий Шаг требует утвердительного действия, ибо только действием мы можем отсечь от себя своеволие, которое всегда мешало вхождению Бога … в нашу жизнь … Таким образом, наша проблема теперь превращается в вопрос, как и какими конкретно способами мы сможем впустить Его. Шаг Третий представляет собой первую попытку сделать это. По сути, эффективность всей Программы будет зависеть от того, насколько усердно мы старались принять «решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали» (Двенадцать и Двенадцать, стр. 34-35)

 

Далее текст АА описывает роль зависимости в нашей жизни, нашу разрушительную самодостаточность, и приходит к выводу:

 

Итак, скорее благодаря обстоятельствам, а не по каким-то заслугам, мы попали в АА, признали свое поражение, обрели зачатки веры и теперь хотим принять решение препоручить свою волю и жизнь Высшей Силе. (Двенадцать и Двенадцать, стр. 38)

 

Только когда мы пытаемся привести нашу волю в соответствие с Божьей, мы начинаем правильно её использовать. Для всех нас это было самое чудесное откровение. Суть нашей проблемы была в неправильном использовании силы воли. Мы пытались атаковать ею свои проблемы , вместо того, чтобы попытаться согласовать её с Божьим намерением для нас. Цель Двенадцати Шагов АА - делать это всё более и более возможным, и Третий Шаг открывает для этого дверь. (стр. 40)

 

Сделать Третий Шаг – это вопрос сердца, но как и в большинстве других Шагов, если мы раскрываем свои намерения перед другим человеком или группой, мы обретаем силу, которой не было в наших самых лучших намерениях. Дорога в наш личный ад была устлана хорошими намерениями и благородной решимостью. Третий Шаг лучше всего сделать вместе с нашим спонсором или с понимающим человеком в Программе. Однако нас предупреждают, что лучше встретиться с Богом в одиночку, чем с кем-то, кто может этого не понять. Конечно, слова здесь могут быть разными, главное, чтобы мы выразили истинное желание нашего сердца, безо всякого смущения, стремясь наконец-то полностью отдать себя Ему. Вот молитва Третьего Шага:

 

«Бог, я отдаю себя Тебе – созидай меня и делай со мной то, что угодно Тебе. Избавь меня от порабощения самому себе, чтобы я мог лучше исполнять волю Твою. Удали мои трудности, чтобы победа над ними была свидетельством для тех, кому я буду помогать Твоей силой, Твоей любовью и Твоим образом жизни. Помоги мне всегда исполнять волю Твою!» (Анонимные Алкоголики, стр. 63)

 

 

Только один день

 

Когда мы сделали Третий Шаг, его становится легче применять в нашей повседневной жизни. В моменты эмоционального смятения или нерешительности мы можем остановиться, попросить тишины, и в этой тишине просто сказать:

 

«Боже, дай мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого. Не моя, но Твоя воля да будет». (Двенадцать и Двенадцать, стр. 41)

 

Мы обретаем всё возрастающую способность подниматься над похотью, когда просим Бога удалить одержимость, препоручаем Ему наше искушение и доверяем Ему во всем. Мы учимся начинать каждый день с одного и того же посвящения, прося Бога сохранить нас чистыми только сегодня: «Есть только один день». Это означает, что мы учимся жить без похоти и по-настоящему хотим быть свободными. Один человек молился так:

 

«Господи, я препоручаю Тебе свою похоть и прошу тебя сегодня сохранить меня чистым от похоти, потому что я сам не могу, но Твоей силой - смогу».

 

Кроме того, многие из нас перед сном снова препоручают свою похоть и просят свободы от неё в течение ночи. Мы увидели, что должны препоручить всего себя полностью, включая подсознание, поскольку похоть пропитала всё наше существо.

Всю Программу можно изложить в нескольких простых, но очень весомых словах, которые некто написал сам о себе:

 

«Без Бога я этого сделать не могу,

Без меня Бог этого делать не будет».

 

Да обратитесь вы к Нему сейчас.
Возместить причинённый ущерб – Шаги с Четвёртого по Десятый

Самый трудный подвиг

 

Печально, но многие мужчины и женщины, имея за плечами годы физической чистоты в Двенадцатишаговой Программе, так и не осуществляют прорыв в самое сердце Программы и истинного выздоровления. Самым большим препятствием, похоже, для них стали Шаги с Четвёртого по Десятый – наиболее существенная часть Программы. Именно эти Шаги меньше всего применяются на практике. Когда мы впервые узнаём об этих Шагах, многие из нас начинают упираться. Процесс возмещения ущерба чужд для нас. Он как будто находится в световых годах от нашего мира, в каком-то ином измерении; мы не можем его понять. Мы либо сразу отвергаем его, либо говорим себе: «У меня и так всё хорошо». Слепота и отрицание. Мы словно готовы пойти на всё, что угодно, только бы избежать действий, необходимых для нашего собственного исцеления. Когда некоторые члены видят, что такие люди увлечены внешним, и не переживают пробуждения к жизни, они иногда говорят: «Если чистота – это всё, то я её не хочу». Нет почти ничего более жалкого, чем духовная жизнь, убитая в зародыше. Потрясающе, что мы можем производить впечатление живых, будучи на самом деле мёртвыми.

Есть только один путь пойти дальше физической чистоты, и это – выйти из отрицания, увидеть причинённый нами ущерб и с Божьей помощью возместить его, - сделать Шаги с Четвёртого по Десятый своим образом жизни. Результатом является новая жизнь. В случае с нами, сексоголиками, сомнительно, что без этого мы можем даже просто поддерживать сексуальную чистоту, хотя многие из нас и пытаются. Чем больше мы готовы внимать опыту и успеху других, тем больше у нас появляется веры в этот процесс. Мы просим о готовности идти по этому пути, даже несмотря на то, что нам может казаться, что этот путь не для нас. Но как только мы встаём на него, мы уже не можем сойти.

 

 

Встреча

 

Возможно, сейчас самое время рассказать реальную историю одного члена АС, который говорит о себе, что он всегда учится всему наиболее трудным способом (мы изменили некоторые детали, чтобы защитить другую сторону).

 

В нашем небольшом районе все жители получают местную почту через женщину, которая владеет небольшим хозяйственным магазином. Все жалуются, что она всегда не в духе и ведёт себя грубо. Зная, как сильно я хочу погрузиться в негодование при одном её виде, каждый раз, прежде чем войти в ее магазин, я обычно препоручаю своё право негодовать и сохраняю спокойствие духа.

Но однажды она снова меня поймала, и вместо того, чтобы промолчать, я ответил ей весьма вызывающе. И конечно, она высказала мне всё, что она обо мне думает. Не дав ей договорить, я заорал, что ничего не желаю больше слышать, и пусть она закроет свой рот, - и выскочил за дверь.

Я думал, что на самом деле не утратил контроль, и знал, что я полностью оправдан, мне даже нравилось то, что произошло, но через три дня этот инцидент стал снова и снова проигрываться в моей памяти. Каждый раз я чувствовал себя как на суде, я защищал своё дело перед судьёй и каждый раз выигрывал! Но это повторялось снова и снова, пока я не сдался и стал просить о готовности посмотреть на это честно.

Я пришел к выводу, что моё беспокойство показывает, что проблема во мне, что несмотря на все её слова, я сделал что-то не так. Я мстил ей, пытаясь нанести ответный удар. Я мог бросить ей вызов иначе. Я нашёл повод отвергнуть и оттолкнуть её – и эта модель поведения была моей чумой всю жизнь. И только я знал, что я был неправ, и что причиной беспокойства был я сам.

С момента этого происшествия я налегал на еду и не отходил от телевизора безо всякой видимой причины. Я даже не мог молиться без того, чтобы не вспомнить об этой сцене. Я увидел, что не могу избавиться от этого воспоминания, и что если я не исправлю ситуацию, мне придется покрывать её, как-то замазывать или топить в чем-то ещё.

Я попросил смелости, препоручил свой страх и гордыню, вернулся в магазин и сказал женщине, что был неправ, накричав на неё. Неожиданно я увидел боль в её глазах, и она попыталась всё объяснить. Она не стала защищаться, сердиться или кричать, как я боялся; вместо этого, я увидел, что она сокрушена и уязвима, и у меня появилось сострадание. Поскольку я «инвалид любви» и редко могу выразить это чувство, я понял, что ради себя самого я должен действовать быстро, несмотря на свою природную неспособность. Слава Богу, те, кто был в Программе до меня, научили меня делать то, что было мне несвойственно. Я положил свою руку на её руку, и эта связь привлекла меня к ней; это сокрушило остаток страха, гнева и гордыни. Мне даже захотелось обнять её.

В её глазах стояли слезы, она посмотрела на меня с выражением стыда, опустила голову, затем снова взглянула на меня, как будто её тоже удивил дар жизни, пульсирующей между нами. В этот бесценный момент, когда мы оба смотрели друг на друга, каждый зная, что неправ, каждый прощая друг друга, у нас появилось духовное единство – наиболее удивительное и сверхъестественное переживание, полнота славы и великая радость. Я ушел из магазина совершенно другим, полным света и огромной освобождающей силы.

 

 

Естественный закон

Теперь давайте посмотрим, что же произошло в этом эпизоде, попытаемся вывести духовные законы, которые при этом действовали, и применить их к нашему опыту.

 

1. Мы делаем что-то неправильное; неважно, по какой причине; неважно, что сделал нам другой человек.

2. Мы испытываем неизбежные и немедленные последствия. Это нарушает наше душевное равновесие. Это выбивает нас из колеи.

3. Нам не нравится это состояние; нам некомфортно; и мы инстинктивно пытаемся заглушить свое беспокойство.

4. Первая наша попытка – отрицание; мы пытаемся оправдать себя в своих глазах.

5. Когда это не приносит облегчения, нам остаётся лишь два варианта: лечить либо сам дискомфорт, либо причину дискомфорта.

6. Единственный способ, как мы можем вылечить причину своего дискомфорта и исправить свою неправоту, это возместить ущерб, причинённый другому человеку.

7. Как только мы признаём свою неправоту, нам становится лучше, и когда мы возмещаем ущерб, мы освобождаемся. Тирания памяти и чувства вины уходит в прошлое. Мы чувствуем это освобождение. И если другой человек прощает нас, то и он освобождается, и между нами возникает духовное единство, как в вышеизложенной истории.

 

Когда этот человек рассказывал свою историю на собрании, он заметил:

 

«Эта формула освобождает меня быстрее всего! Моментальный успех! Слова «Я был неправ», которые я всю жизнь пытался вытянуть из других людей, становятся самыми чудесными словами в мире, когда я произношу их сам. Они дают мне мир! Как может что-то настолько ужасное превратиться в такое великое благо?»

Заметьте, что тот же самый негативный духовный процесс, который задействован в зависимости (Часть 1), снова выходит на сцену каждый раз, когда мы делаем что-то неправильно. Мы не можем этого избежать: на каждое неправильное действие внутри нас появляется негативная реакция.

 

«Я не просто свой собственный злейший враг, я единственный реальный враг самому себе! Я получаю то, что делаю сам».

С технической точки зрения, герой нашей истории восполнил, хоть и запоздало, ущерб по Десятому Шагу. Мы рассказываем эту историю здесь, чтобы показать, что честная оценка самого себя и восполнение нанесённого ущерба – это главный принцип, лежащий в основе Шагов с Четвёртого по Десятый. Суть всей Программы – в работе над собой. Ключ к выздоровлению и духовному росту лежит в исправлении своей неправоты. Это растворяет чувство вины, освобождает и дает радость и силу.

Исправление нашей неправоты становится самым мощным средством достижения успеха в духовном росте и выздоровлении. Почему? (1) Это избавляет нас от зла, которое мешает Божьему действию в нас. (2) Регулярное выполнение этих действий начинает постепенно ослаблять власть дефектов над нами.

Неудивительно, что именно таких упражнений мы боимся больше всего; это сильное лекарство. И большинство из нас предпочитает более мягкие, более легкие средства. Поэтому нам стоит отнестись к этому серьезно и начать усердно работать по этим Шагам; если мы хотим выздоравливать, мы не сможем их обойти.

Мы можем задать вопрос: «Каким образом исправление нашей неправоты может принести освобождение и исцеление? Что происходит в этом процессе на самом деле?» В лучшем случае, в ответ здесь лишь можно привести некоторые аналогии, поскольку наш внутренний мир не поддается точному описанию.

Давайте вернемся к этой сцене в хозяйственном магазине. Зло, причиненное той женщине, произвело в мужчине разрушительное действие. Исправление этого зла не только остановило этот негативный эффект, но и создало импульс позитивной энергии, исцеляющей и творческой. Таким образом, если на каждый неправильный поступок в нас возникает негативная реакция, которая лишает нас жизни, то на каждый правильный поступок возникает позитивная реакция, которая дает жизнь.

Этот закон нашей духовной биологии играет в выздоровлении такую важную роль, его можно было бы даже выделить в отдельный шаг: «Предприняли действия, основанные на любви, чтобы улучшить взаимоотношения с другими людьми». Но этот плод не может появиться, пока мы не совершили великий поворот Четвёртого – Десятого Шагов. Об этом позже.

 

 

Выздоровление

 

Ещё одна причина, по которой исправление неправоты должно быть частью нашего выздоровления, в том, что именно так можно остановить то смертоносное отделение, которое действует в процессе зависимости, и восстановить единение. В той мере, в которой мы препоручаем себя Богу и прекращаем поступать по нашим дефектам, исправляя то зло, который они причинили, мы испытываем единство с самими собой (цельность), единство с другими людьми и с Богом.

Только истинное единение заполняет ту пустоту, которую пытались удовлетворить наши нездоровые связи. Но обретение Бога, или обретение духовного единства с другими людьми – это не результат какого-то поиска, а результат нравственной «уборки» в самом себе. Как сказал один ветеран АА, когда мы раскрываем и выбрасываем наши неправильные установки и поведение, мы обнаруживаем настоящих себя, других людей и Бога. Бог – это не то, что добавляется извне. Мы находим Его внутри себя, когда очищаемся от мусора и обломков.

Когда мы раскрываем себя, единство становится возможным. Как можно быть цельным, если какая-то наша часть прячется от нас самих?

Таким образом, великое уравнение духовного здоровья и заполнения пустоты нашего сердца выглядит так:

 

Раскрыть ----- Отбросить ----- Обнаружить

 

Шаги Первый, Второй и Третий приводят нас к моменту, когда мы обретаем способность начать этот процесс, и когда он начался, исцеляющее действие Шагов с Четвёртого по Десятый превращается в образ жизни. Каждый новый цикл осознания, препоручения и открытия приводит к росту, единству и видению, что даёт нам ещё больше осознания, препоручения и открытий. Это узкий путь, но поскольку нам всё больше открывается, что нужно отбросить, наше видение обостряется, и возникающая перед нами картина становится всё более удивительной и прекрасной. Многие из нас переживали радость, которую открыл для себя этот человек:

 

«Именно в исправлении моей неправоты и открывается Связь! И каждый раз, когда я препоручаю свою похоть или желание обидеться, и принимаю Божье избавление, я переживаю единение с Богом! Вы можете в это поверить? Мне самому не верится, но это так. И каждый раз, когда я препоручаю своё желание осудить другого человека или держаться за свой эгоистичный страх, - словом, когда я делаю, что нужно для моего же здоровья, - я обретаю близость. Вот это подарок!

И когда я спотыкаюсь и наношу ущерб, то когда я признаю его перед кем-то и возмещаю этот ущерб, это не только исправляет мою ошибку, но и приносит единство. Это, наверное, самая невероятная вещь во всей вселенной».

Исчерпав себя и совершив препоручение первых Трёх Шагов, мы готовы начать путешествие вверх к выздоровлению, исцелению и росту, начинающееся с Четвёртого Шага. Эти действия заставляют нас посмотреть в глаза страшному монстру, от которого мы всегда убегали, - самим себе. Они побуждают нас к тому, чтобы увидеть наше внутреннее безобразие, чтобы мы могли измениться, и дают нам для этого силы. Каждое несовершенство превращается в проводник благодати. И как волшебное зеркало, они сначала дают нам увидеть себя, а затем, когда у нас появляется смелость, помогают нам совершить прыжок и войти в новое царство, которого мы никогда не знали.

Начать избавляться от этого бремени неправоты и вины, которое мы сами на себя взвалили, нужно сейчас. Из великого отчаяния проистекает истинное препоручение, которое высвобождает в нас желание быть хорошими и возмещать ущерб, причинённый другим людям. Если мы не можем заставить себя это сделать, значит, мы ещё не прошли через врата Третьего Шага. Лучше остановиться и не идти дальше, чтобы, притворяясь, что мы работаем по следующим Шагам, мы не запечатали свою вину как инфицированную кисту. Никто не может сделать посвящение Третьего Шага, если сознательно держится за свою неправоту.

Но точно так же, как сделанное нами зло привело нас к отчаянию, так и смирение перед Богом и людьми в области нашей неправоты откроет дверь для того великого освобождения и преобразования, которые ожидают нас впереди. Исцеление начинается внутри и выходит наружу, и мы начинаем видеть истину древней притчи: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а признающий и оставляющий их будет помилован».

Мы сами являемся хирургами в этой операции души, и мы проводим её безо всяких обезболивающих. Слава Богу, мы не одни; те, кто шёл впереди нас, подставили себя под этот нож и смогли возродиться для яркого солнечного света новой жизни, познавая себя, других людей и Бога, и красоту самой жизни. Это наша самая прекрасная одиссея.

 

 

Шаг Четвёртый

«Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения»

Лицом к лицу с диким слоном

 

Где-то глубоко внутри мы всегда понимали, что нам придётся честно посмотреть на себя, но мы продолжали убегать, отказываясь от этого испытующего взгляда в глубину зеркала. И чем дольше мы это откладывали, тем больше прибегали к помощи наркотика, чтобы заглушить свои чувства и вину, что приводило к ещё более уродливому образу, от которого мы бежали ещё быстрее.

Мы были подобны человеку из древней притчи, который, убегая от дикого слона, прячется в колодец. Он повисает на двух ветках, перекинутых над колодцем, а его ноги опираются на какие-то предметы, выступающие из его стен. На одной из веток он находит сотовый мёд и начинает его есть. Это удовольствие плюс темнота колодца мешают ему увидеть, что две крысы, белая и черная, вот-вот перегрызут ветки, на которых он повис, что ноги его стоят на четырёх змеях, высунувшихся из своих нор, и что под ним лежит дракон с открытой пастью, готовый его пожрать.

Две крысы означают день и ночь, которые поочередно уменьшают длительность нашей жизни. Четыре змеи представляют собой основные элементы нашего организма, которые позволяют нам сохранять равновесие. Мёд – это чувственные удовольствия, обманчивая сладость которых обольщает нас к нашей же гибели. А дракон – это неизбежный конец, ожидающий всех нас. Можно добавить, что дикий слон – это наше «я», от которого мы убегаем, страх перед которым гонит нас в эту тёмную дыру, где мы предпочитаем прятаться в своём безумии.

Когда мы выходим из своего убежища, поворачиваемся и смотрим в глаза этому ужасному зверю в Четвёртом и Пятом Шаге, он исчезает. На его месте оказывается обнаженное и заблуждающееся «я», которое мы оставили позади, - наше истинное «я».

Если мы не посмотрим в глаза истине о самих себе, у нас не будет надежды обрести длительную чистоту, здравомыслие и свободу.

 

«Я никогда не мог понять, почему знание истины о Боге не могло меня освободить. Или знание психологии, или Двенадцатишаговой Программы. Но когда я наконец увидел истину о себе, и отчаялся … Всё началось с этого».

 

Какое облегчение – наконец взглянуть в лицо великому СТРАХУ – самому себе! Мы всегда знали, что нам нужно именно это, но мы слишком долго держались за свое несчастье, и в какой-то момент увидели, что уже не можем его отпустить. И когда мы решаемся на Четвёртый Шаг, мы «убираем свою гордость в карман и идём вперед, освещая каждый поворот в нашем характере, каждый темный уголок своего прошлого» (Анонимные Алкоголики, стр. 75).

Если признание своего бессилия привело нас к изменению отношения и примирило нас с Богом (Шаги Первый, Второй и Третий), то истина о себе становится строительным материалом, из которого будет строиться наша новая жизнь. Наше «я» может измениться, жить и расти, только если мы увидим его в реальном свете; «я», которое прячется в колодце, непременно умрёт.

 

К этому моменту новичок, пожалуй, уже сделал следующие выводы: что главной причиной его алкоголизма и неудавшейся жизни были его дефекты характера, которые представляют собой заблудшие инстинкты; что, если он не начнёт изо всех сил работать над устранением самых худших из этих дефектов, то и чистота, и душевный покой будут по-прежнему ускользать от него; что все неправильные основания его жизни должны быть отвергнуты, и нужно начать строить всё сначала на скале. (Двенадцать и Двенадцать, стр. 50)

 

 

Нравственная инвентаризация

 

Что представляет собой инвентаризация Четвёртого Шага? Вот как называют её книги Анонимные Алкоголики и Двенадцать и Двенадцать:

 

Личная уборка

Процесс обнаружения и признания фактов

Попытка увидеть истину о себе

Поиск собственных недостатков, которые стали причиной наших неудач

Поскольку мы были побеждены собственным эго, мы рассматриваем его главные проявления:

негодование, гнев, обиды, страх.

Мы ищем свои ошибки – ситуации, в которых мы были виноваты: мы были эгоистичны,

нечестны, напуганы, искали только своего.

Мы честно признаём свою неправоту и готовы исправить свои ошибки.

Мы описываем то зло, которое причинили другим людям.

Мы обнаруживаем те решения и установки, которые привели к тому, что мы выбрали именно эту

роль.

(Из книги Анонимные Алкоголики, глава 5.)

 

Эти извращения, эти болезни души – не слишком приятное зрелище. Наши бушующие инстинкты сопротивляются исследованию. В тот момент, когда мы делаем серьёзную попытку исследовать их, нас ожидает жёсткая реакция.

Если по природе мы склонны к депрессии, мы можем потонуть в болоте вины и отвращения к себе… Если же мы более склонны к самоправедности или мании величия, то наша реакция будет обратной. Нас оскорбит … предполагаемая инвентаризация … Мы верим, что наш некогда милый характер воскреснет, как только мы прекратим это исследование. … Если мы всегда были довольно хорошими людьми, разве что слишком много пили, то зачем нужно какое-то нравственное исследование сейчас, когда мы трезвы?

Мы также хватаемся ещё за одно чудесное оправдание, чтобы не проводить эту инвентаризацию. Наши нынешние переживания и проблемы, жалуемся мы, вызваны поведением других людей, и это они на самом деле нуждаются в таком исследовании … Поэтому мы думаем, что наше возмущение оправдано и разумно, что наше негодование «праведно». Не мы виноваты, а они! ... Люди, водимые собственной гордыней, неосознанно ослепляют сами себя и отказываются видеть свою ответственность» (Двенадцать и Двенадцать, стр. 44-46).

 

Послушайте честное признание человека, который после многих искренних попыток не смог принять ни чистоту, ни саму Программу:

 

«Я до ужаса боюсь Четвёртого Шага. У меня предчувствие, что мне не просто придется обо всем этом кому-то рассказать, но и что после этого мне придется что-то с этим делать. А я ничего такого не хочу; я просто хочу, чтобы мне стало хорошо».

Такое отношение запирает нас на замок, и мы никогда не вырвемся на свободу. И только мы сами можем изменить это отношение. Для этого человека это могло бы быть началом выздоровления. Не стоит бояться той свободы и радости, которую может принести Четвёртый Шаг. В этом наш опыт совпадает с опытом алкоголиков:1234

 

Гордыня говорит: «Тебе не нужно идти этим путём», а Страх говорит: «Не смей даже заглядывать туда!» Но свидетельство Анонимных Алкоголиков, которые по-настоящему проводили эту нравственную оценку, состоит в том, что подобные гордыня и страх на поверку оказываются всего лишь пугалом, и только. Когда у нас появляется полная готовность предпринять это исследование и приложить все силы, чтобы выполнить его как следует, чудесный свет проливается на эту туманную сцену. В процессе у нас рождается какая-то новая уверенность, а чувство облегчения, которое мы испытываем, когда наконец честно посмотрим на себя, просто невозможно описать». (Двенадцать и Двенадцать, стр. 49-50)

 

 

Как это сделать

 

Не думайте, что процедура Четвёртого Шага очень сложна. Она очень проста. Писать Четвёртый Шаг значит писать о себе – о том, кто мы есть на самом деле. И поскольку наши дефекты появились не в вакууме, мы можем раскрыть правду о себе, рассказав о наших отношениях и столкновениях с другими людьми.

Один из способов это сделать состоит в том, чтобы один за другим рассмотреть инциденты или людей, по отношению к которым мы испытываем неприятные чувства. Описав те чувства, которые возникли у нас в тот момент, и исследовав их, мы затем можем задаться вопросом, что мы сами сделали неправильно или в чём у нас было неправильное отношение. Простая процедура и примеры, описанные в пятой главе книги Анонимные Алкоголики, помогли многим из нас.

Никто и никогда не выполнял Четвёртый Шаг полностью или совершенно. Многие люди находили, что им было очень полезно снова выполнять этот Шаг на более поздних этапах роста и осознания. Хорошо выстроенное или красиво написанное исследование может на самом деле вовсе не быть подлинной оценкой себя. Четвёртый Шаг – это личность, и в эмоциональной сфере люди – это не компьютеры. Человеческие эмоции не похожи на прямые линии, они, скорее, напоминают беспорядочные зигзаги. Вовсе не обязательно рабски следовать чужому формату, плану или процедуре. Мы пишем о себе так, как только можем. Ключ в том, чтобы посмотреть на собственные дефекты и неправоту, особенно в области наших отношений с людьми. Нужно ли исследовать дефект за дефектом, или описывать человека за человеком, или инцидент за инцидентом, обычно становится ясным в начале работы. И как только мы примемся за работу, откроются заблокированные каналы, и всё начнёт выходить наружу.

Должны обнаружиться все наши неправильные установки и поступки, поэтому мы их выписываем. Мы фиксируем их чёрным по белому, чтобы увидеть самих себя лицом к лицу. Когда всё это будет записано, мы не сможем просто отвернуться и тут же забыть то, что увидели, как забываем мимолётный образ в зеркале.

Если мы обнаруживаем, что мы зациклены на своём прошлом, не нужно форсировать этот Шаг. Мы молимся о готовности. Если мы видим, что не можем сделать этого без недолжного сексуального возбуждения, что-то не так; здесь рекомендуется поговорить со своим спонсором. Лучше подождать, пока мы не будем способны посмотреть на себя с другим отношением. В таком случае неудачная попытка говорит нам о том, что где-то в нашем отношении недостает препоручения.

Даже если это кажется невозможным и неестественным, мы предпринимаем бесстрашную попытку оценить самих себя. Мы делаем это именно потому, что не хотим этого делать! И это становится частью великого приключения, когда мы делаем всё не так, как раньше. Зная, что мы разделим его с другим человеком, который уже прошёл свои Четвёртый и Пятый Шаги, мы решаемся посмотреть на наши самые темные тайны и проступки, и записываем их на бумаге. Подлинная ответственность за своё собственное выздоровление начинается с нравственной инвентаризации Четвёртого Шага.

 

 

Плоды

 

Есть ещё одна причина, по которой эта оценка так необходима. Как мы можем пережить прощение и свободу от сделанного нами зла, если мы не вынесем его наружу? Пролитие света на свои тайны – одно из первых конкретных проявлений того, что мы хотим измениться, и это запускает длительный процесс, который будет приносить хорошие плоды. Четвёртый и Пятый Шаги могут стать началом пожизненного роста в способности видеть себя как есть и брать ответственность за собственное выздоровление. Выздоровление и исцеление будут нашей наградой, если мы пойдем навстречу этому чудесному духовному единству с самими собой и другими людьми, и даже, хотя мы этого и не осознаём, к единству с Источником нашей жизни. Пока мы не пропишем свой Четвёртый Шаг, мы, по-видимому, не сможем увидеть себя как мы есть; пока мы не сдадим его другому человеку, мы не будем готовы избавиться от нашей неправоты и обрести свободу.

 

Шаг Пятый

«Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».

 

Для этого нужна смелость. Когда у нас появляется готовность отказаться от нашей неправоты, открывшейся в Четвёртом Шаге, мы решаемся совершить этот прыжок и открываем её перед другим человеком. Держаться за то, что убивает нас, значит держаться за проклятие. Когда мы признаём перед другим человеком истинную природу наших заблуждений, мы, наконец, признаём истину перед собой и Богом. Если мы не задействуем этот принцип в своей жизни, у нас не будет надежды на длительную чистоту, здравомыслие и свободу.

 

«Я сделал Пятый Шаг со своим спонсором и ощутил свободу от груза своей прошлой вины. Не произошло ничего сверхъестественного, просто я понял, что я – часть человеческого рода. Я увидел своё место».

Таким образом, Пятый Шаг – это очередное препоручение. Мы отказываемся от права продолжать жить в своих нездоровых установках и поступках и отказываемся от своей нездоровой изоляции. Такое препоручение выводит нас на свет. Это своего рода лакмусовая бумажка, тест на способность быть честными в отношении себя. Если мы не можем сделать это перед другим человеком, можем ли мы надеяться на искреннее исповедание или отношения с Богом?

 

 

Вывести потаённое наружу

 

Принцип Пятого Шага также лежит в основе зарождающихся групп АС. Мы узнаем себя друг в друге и находим настоящее единство через те слабости, которыми мы делимся. И Пятый Шаг даёт каждому из нас первый толчок к открытости, которая затем начинает работать в нашей повседневной жизни и общении на собраниях.

Послушайте, что говорят тексты АА о Пятом Шаге:

 

Но они ещё недостаточно научились смирению, бесстрашию и честности, в той мере, в которой мы считаем необходимым, пока они не рассказали кому-то полную историю своей жизни… Если мы хотим долго и счастливо жить в этом мире, мы должны быть полностью честными с другим человеком. (Анонимные Алкоголики, стр. 73-74)

 

Когда мы, ничего не утаивая, предпринимаем этот шаг, мы находим радость. Мы можем смотреть в глаза этому миру. Мы можем быть наедине с собой, испытывая полный мир и покой. Уходят страхи. Мы начинаем ощущать близость нашего Создателя. (стр.75)

 

Если мы поняли, как наше неправильное мышление и поведение причиняли вред нам самим и другим людям, то необходимость покончить с жизнью одиночки и мучившими нас призраками прошлого становится острой как никогда. Нам нужно с кем-то о них поговорить. (Двенадцать и двенадцать, стр. 55.)

 

Никто никогда не испытывал облегчения, каясь в чужих грехах. Каждый должен каяться в своих собственных. (стр. 56)

 

Божья благодать не сойдет и не развеет наши разрушительные наваждения, пока мы не будем готовы попробовать это. (стр.57)

 

Мы избавимся от этого ужасного чувства изоляции, которое нас всегда мучило. (стр. 57)

 

Мы не чувствовали себя здесь своими, пока не рассказали (абсолютно чистосердечно) о своих конфликтах и не выслушали, как кто-то другой рассказывал о своих. Шаг Пятый был ответом. Это было началом подлинного родства с человеком и Богом. (стр. 57)

 

Наша нравственная инвентаризация убедила нас, что нам необходимо полное прощение, но только когда мы решительно предприняли Пятый Шаг, у нас появилась внутренняя уверенность, что мы сможем получить прощение и прощать в свою очередь. (стр. 58)

 

Только рассказав о себе и ничего не утаив, только приготовившись принять совет и последовать чьему-то водительству, мы смогли стать на путь, ведущий к здоровому мышлению, твердой честности и подлинному смирению. (стр. 59)

 

Пока мы не сядем и не расскажем вслух о том, что так долго скрывали, наша готовность навести порядок в своей жизни будет чисто теоретической. Если мы честны с кем-то, это подтверждает, что мы были честны с самими собой и с Богом. (стр. 60)

 

 

Особенное время

 

В идеале, Пятый Шаг нужно предпринимать вместе со спонсором, человеком, который знает нас лучше, чем кто-либо, и человеком, которому мы больше всего доверяем. В дальнейшей работе как им, так и нам будет полезно, если мы полностью откроем им свою жизнь.

Этому следует уделить много времени; в идеале, лучше вообще не ставить временных рамок. Это слишком важное упражнение, чтобы им управляли расписания, постороннее вмешательство и отвлекающие факторы. Это уникальное, очень личное и конфиденциальное взаимодействие двух людей, время тихого резонанса двух открытых сердец. На тщательную проработку от начала до конца, с откликом и обратной связью спонсора, могут уйти часы. Нужно сделать это за одну встречу, чтобы не нарушать неразрывности, цельности восприятия и не терять движения. Если Четвёртый Шаг был хорошо подготовлен, то от спонсора потребуется минимальное вмешательство. Возможно, он захочет провести параллель с собственным опытом, чтобы поддержать и ободрить вас. Возможно, он захочет задать вопросы, но чаще всего, спонсор задает вопросы позже.

Человеку, делающему свой Пятый Шаг, можно сказать: «Это твоё время, твоя история. Я прошу тебя раскрыться полностью, не утаивая ничего из твоих неправильных поступков или чувств». Кто-то, возможно, захочет в начале вместе помолиться о водительстве и помощи. Спонсор может помолиться о том, чтобы Бог дал ему способность слушать и понимающее сердце.

После того, как человек расскажет обо всех неприятных чувствах и неправильных поступках, о которых может вспомнить, должно быть время оценки. Что эта история открывает об этом человеке? Есть ли у него способность быть честным и открыто говорить о себе? Признался ли он в подробностях даже самых постыдных инцидентов и чувств? Правильно ли он воспринимает себя? Готов ли он увидеть и признать свои неправильные установки и действия, свои разрушительные отношения с людьми, одержимость собой и нечестность? Готов ли он измениться и возместить нанесённый ущерб? Готов ли он пойти на конфронтацию с самим собой? Готов ли он взять ответственность за своё выздоровление и пойти в указанном направлении?

В некоторых случаях можно попросить человека снова сделать обзор своей инвентаризации, возможно, на другой встрече, и в каждом случае негативных отношений с другими людьми задаться вопросом: где я был неправ, и что это говорит обо мне?

Мы предупреждаем человека, работающего по Пятому Шагу, о возможном ощущении упадка сразу после сдачи Шага. Отказ от старого «я» со всей его неправотой может вызвать ощущение потерянности и уязвимости, чувство опустошенности. Здесь должен сыграть свою роль спонсор, помогая превратить эти негативные чувства в прощение, надежду, исцеление и любовь.

Лучше всего об этом сказано в книге «Двенадцать и Двенадцать»:

 

Это ощущение единства с Богом и человеком, это избавление от изоляции через открытый и честный рассказ о своём ужасном бремени вины приводит нас к моменту покоя, где мы можем подготовиться к следующим Шагам, ведущим к наполненной и осмысленной трезвости. (стр.62).

 

Сдача и принятие Пятого Шага – это драгоценный опыт для обеих сторон. Время останавливается, и мы встречаемся с другим человеком в глубочайшем внутреннем святилище нашей души, там, где никто ещё не бывал. Здесь происходит подлинное духовное единение – приобщение. И здесь начинается духовное пробуждение, потому что здесь есть Бог.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.