Здавалка
Главная | Обратная связь

Слепота и самообман



 

Как только мы запускаем процесс покрытия наших собственных грехов, мы начинаем терять способность видеть себя и других людей в истинном свете. Алкоголики называют это слепая гордыня. Как остро мы начинаем реагировать на дефекты других людей. Наша способность находить лицемерие в других людях увеличивается в прямой пропорции с нашей слепотой к самим себе, как будто нам нужно усиливать свою критичность к другим, чтобы не заглядывать внутрь себя. Зачастую наша склонность к осуждению выражалась в приступах ярости, обращённой против людей и даже каких-то вещей или мест. Мы не видели, что живём уже в другом измерении, что реальность внутри нас сместилась. Мы никогда бы не узнали всей правды о себе или других, если бы не изменилось наше сердце.

Мы были особенно слепы к собственной зависимости. Хотя что-то нам и подсказывало, что эта привычка контролирует нас, зачастую она была единственной сферой нашей жизни, которую, как нам казалось, мы контролируем сами. Это сделало отказ от привычки более трудным.

Слепота начинается, когда мы отрицаем истину о своей неправоте и держимся за ложь или свои собственные оправдания. Реальность переворачивается с ног на голову. Неправильное становится правильным, потому что мы это делаем. Одержимость собой в действии! Это создает добровольную слепоту – самообман, - которая не лечится ничем иным, как только изменением сердца.

«Вчера вечером я снова изменил жене. Но вы знаете, на этот раз меня это уже так не беспокоило; я не чувствовал себя виноватым. Я просто не позволю этому влиять на наши отношения. Я не могу этого сделать. И пока она не знает…»

Процесс разложения обращен вовнутрь. Таким образом, многие из нас казались нормальными, здоровыми людьми, у которых просто есть одна-две эмоциональные проблемы. Мы даже вводили в заблуждение профессиональных психологов. Неудивительно, что многие из нас подумывали о самоубийстве. Гнетущее ощущение внутреннего умирания не оставляло нам выбора, кроме как снова прибегнуть к нашему больному мышлению и поведению. Даже угроза неизлечимой венерической болезни не могла заставить нас отказаться от своей привычки. (Некоторые из нас даже называли её «ЛЮБОВЬЮ».) Для нас обычным делом было чувствовать себя удивительно свободными от всякого суда, нам даже казалось, что мы находимся под божественным покровительством.

 

Таким образом, мы обманываем себя.

Негативная Связь

 

Мы находим, что в духовной изоляции долго жить невозможно. Природа противится вакууму. Одержимость собой пытается заполнить эту пустоту, поскольку является замкнутой связью с нашим эго. Другой подделкой внутренней близости была мастурбация, которая зачастую продолжалась и в браке, и в других отношениях как «нормальная» вещь.

Но наша ложная связь шла глубже. Похоже, что из всех наших человеческих потребностей – голод, жажда, секс, власть и прочее – самой сильной является то, что можно назвать потребностью в отношениях, потребностью иметь близость с кем-то ещё. Эта потребность просто должна быть восполненной. Когда эта важнейшая сердцевина нашего бытия никуда не подключена, жизнь становится невыносимой. Мы не можем позволить, чтобы шнур питания нашей души просто болтался в воздухе. Мы не можем выжить в одиночестве, будучи отрезанными и отстранёнными от всех. Но большинство из нас спутали личностное с сексуальным, думая, что только сексуальный аспект человеческой близости может удовлетворить то, что, по сути, является духовной потребностью. И мы использовали секс, или похоть, или отношения, чтобы удовлетворить эту потребность, позволяя им занять место Бога как источника нашей жизни. Идолопоклонство.

Эта негативная связь никогда не принесёт удовлетворения. Голод только усиливается, и наш импульсивный поиск чего-то большего, другого и лучшего уводит нас всё дальше. Так же, как потребность в отношениях является силой, ведущей нас к соединению с самым лучшим в нас самих, других людях и с Богом, похоть становится негативной силой, соединяющей нас с самым худшим в нас самих и других людях, и с тем, что кто-то назвал «нашим негативным богом». Именно здесь некоторые выздоравливающие члены АС видят в своем сексоголизме дьявольский аспект.

 

Таким образом, мы извращаем себя.

Духовная смерть

 

Когда мы смотрим на эти духовные аспекты процесса зависимости, нам приходится взглянуть в лицо некоторым вещам, которых мы просто не могли принять, пока не сдались. До выздоровления для нас было невозможно понять или принять истинную природу нашего состояния. «Конечно, - говорили мы, - есть такие несчастные сексоголики, которые дошли до ручки, но только не я!» Взглянув глубже, мы смогли сказать: «Да, и я тоже!»

Мы сами выбираем курс, который направляет нас против самих себя или других, чтобы мы могли упорствовать в своей неправоте. Одержимость собой – это духовный бред, это идолопоклонство коварнейшего рода. Наши нездоровые установки – это непреодолимая сила, уводящая нас прочь от себя, других и Бога, глубже и глубже в нашу зависимость. Темная сторона нашей негативной связи по-настоящему ужасна. И безумие нашего самообмана обрекает нас на состояние, при котором в нас уже не может проникнуть истина о нас самих. И поэтому мы наконец должны задаться вопросом: не является ли всё это слагаемыми духовной смерти?

Ставки оказались гораздо выше, чем мы думали. Если бы мы хоть на минуту увидели истину, мучение оказалось бы невыносимым. Поэтому болезнь просто должна развиваться дальше – и внутри и снаружи. Остановиться означает, что мы должны посмотреть в глаза истине о себе, а это для нас подобно смертельной угрозе. Но если мы не остановимся и не увидим истину о себе, мы останемся в состоянии смерти.

 

Таким образом, мы разрушаем себя.

Выводы

 

Когда мы смотрим на процесс зависимости, мы видим, что подоплекой психологических и поведенческих факторов является то, что мы называем духовными факторами. Эта таящаяся в глубине болезнь души, которую мы смогли увидеть только в выздоровлении, является корнем нашей проблемы. Мы вынуждены прийти к определённым выводам: (1) сексоголизм – это зависимость, и у нас, сексоголиков, есть те же основные характеристики, что у и других зависимых людей, а также, возможно, и некоторые дополнительные и уникальные. (2) Природа того, что мы делали с собой, просто разрушительна. (3) Наша зависимость – это внутренняя работа; мы сами ответственны за установки, которые определяют её курс и приводят в действие наше мышление и поведение. (4) Поскольку это мы сделали себя такими, какие мы есть, мы можем взять на себя ответственность за изменение отношения – препоручение, - которое сделает исцеление возможным. Мы можем увидеть и препоручить Богу то, что мы делали неправильно. Сообщество и Программа Двенадцати Шагов поведут нас дальше.

Каждый раз, когда мы возвращаемся «назад», - так мы говорим, если мы снова вернулись к нашей зависимости, - мы запускаем те же самые процессы, направленные на саморазрушение. Мы снова начинаем обратный отсчет, который ведёт ко всё худшему концу. Мы не можем избежать запуска этого разрушительного механизма, и мы не можем узнать, не пересечём ли мы в этот раз линию, после которой нет возврата.

Если всё это внушает вам чувство отчаяния, то само это отчаяние может указывать на то, что вы готовы впервые увидеть правду о себе. Именно до такого отчаяния нужно было дойти нам, прежде чем мы смогли получить освобождение. Если всё оставить как есть, прогноз будет ужасным. Надежда есть только для тех, кто хочет выздоровления, и таким мы предлагаем великую надежду: освобождение от власти зависимости, потеря вины и стыда, власть над неправотой и свобода поступать правильно, способность жить в ладу с собой, другими людьми и Богом. Именно это мы получим в Сообществе Двенадцати Шагов, если мы сделаем его своим образом жизни.

Но надежда, которую мы предлагаем, имеет своё направление. Поскольку сексоголизм – это, по большей части, процесс духовный (в своем истоке и развитии), из этого следует, что наиболее эффективной программой выздоровления будет та, которая тоже по природе является духовной. Поскольку для нашего состояния характерно неумолимое прогрессирование нездоровых установок, выздоровление для нас будет заключаться в полной перемене установок по отношению к себе, другим людям и Богу, и в возмещении причинённого нами ущерба. Таким образом, Программа АС – это программа действия, начинающаяся внутри и движущаяся вовне.

Для того, чтобы выздоравливать, необязательно всё это понимать. Если это немного помогло рассеять туман непонимания и дезинформации, скрывающий наше подлинное состояние, и позволило вам заглянуть внутрь, то мы считаем свою цель достигнутой. Выздоравливающим также полезно понимать, что если мы хотим жить в чистоте, радости и свободе, изменение нашего сердца и характера должно быть радикальным и непрекращающимся.


Пометка об использовании термина «Духовный». Мы цитируем из Приложения 2 книги «Анонимные Алкоголики».[DI1]

 

В этой книге много раз используются понятия духовный опыт и духовное пробуждение, и при внимательном прочтении это показывает, что личностное изменение, достаточное для выздоровления от алкоголизма, проявляется среди нас в самых разных формах…

В основном наш опыт имеет «образовательный характер», потому что он развивается медленно, в течение какого-то времени. Зачастую друзья новичка начинают видеть в нем изменения задолго до того, как их увидит он сам. В конце концов, он осознает, что пережил радикальную перемену в своём отношении к жизни; что он сам вряд ли мог так сильно изменить себя. То, что зачастую происходит за несколько месяцев, редко удается достичь даже за долгие годы самодисциплины. Наши члены, за небольшим исключением, обнаруживают, что нашли какой-то внутренний неведомый им раньше источник, который теперь они отождествляют со своим собственным пониманием Силы, большей, чем они сами.

Большинство из нас думают, что это осознание Силы, которая больше нас, и есть суть духовного опыта. Наши более религиозные члены называют это «осознанием Бога».

Больше всего мы бы хотели подчеркнуть, что любой алкоголик, способный честно взглянуть на свои проблемы в свете нашего опыта, может выздоравливать, если только он не закрывает глаза на духовные понятия. Он может потерпеть неудачу только в случае собственной нетерпимости или воинственного отрицания.

Мы находим, что ни у кого не должно быть проблем с духовностью Программы. Готовность, честность и открытый ум являются главными условиями выздоровления. Но без них ничего не получится.

«Есть принцип, который является преградой для любой информации, который способен опровергнуть любой аргумент, и который успешно сохраняет человека в вечном неведении, и этот принцип – предубеждение ещё до начала расследования». (Герберт Спенсер) [Из книги Анонимные Алкоголики, стр. 569-570]*


ЧАСТЬ 2

 

С чего начать

Как это работает на практике

Сдаться – Шаги Первый, Второй и Третий

Шаг Первый

Шаг Второй

Шаг Третий

Возместить причинённый ущерб – Шаги с Четвёртого по Десятый

Шаг Четвёртый

Шаг Пятый

Шаги Шестой и Седьмой

Шаги Восьмой и Девятый

Шаг Десятый

Шаг Одиннадцатый

Шаг Двенадцатый

Преодоление похоти и искушения

 

 

Решение проблемы

 

Мы увидели, что наша проблема имеет три составляющие: физическую, эмоциональную и духовную. Выздоровление должно затронуть все три области.

Решающее изменение в нашем отношении произошло, когда мы признали, что бессильны – что наша зависимость одержала победу. Мы стали ходить на собрания и отказались от своей привычки. Для кого-то это означало полный отказ от секса с собой или другими людьми, а также отказ от завязывания новых «отношений». Для других это означало период «протрезвления», когда мы временно прекратили заниматься сексом с супругой или супругом, чтобы выздороветь от похоти.

Мы обнаружили, что смогли остановиться, что решение не утолять похоть не убило нас, что на самом деле секс не является необходимостью. У нас появилась надежда на освобождение, и мы почувствовали себя живыми. Ободренные, мы стали всё чаще и чаще отворачиваться от нашей одержимости сексом и собой, которая ввергла нас в изоляцию, и стали обращаться к Богу и людям.

Нам было страшно. Мы не видели пути, но знали, что другие прошли по нему прежде нас. Когда мы препоручали себя Богу перед каждым следующим шагом, нам казалось, что за этим шагом – пропасть, но мы всё же делали его. И вместо того, чтобы убить нас, препоручение убивало одержимость! Мы делали шаг навстречу свету, выходя на совершенно новую для нас дорогу жизни.

Сообщество обеспечивало нам поддержку и заботу, чтобы мы не отчаивались, оно стало для нас безопасной гаванью, где мы наконец смогли посмотреть в глаза реальности и увидеть себя такими, какие мы есть. Вместо того, чтобы подавлять свои чувства навязчивым сексом, мы стали раскрывать корни своей духовной пустоты и голода. И тогда началось исцеление.

Когда мы смогли увидеть свои дефекты, у нас появилось желание изменяться; препоручение этих дефектов сломило их власть над нами. Мы понемногу начали принимать самих себя и других людей – впервые без нашего «наркотика».

Прощая тех, кто причинил нам вред, и не вредя другим, мы старались исправить наши ошибки. И каждый раз, когда мы возмещали ущерб другим, ужасающее чувство вины становилось всё меньше, пока, наконец, мы не смогли посмотреть миру в глаза и не стали свободными.

Мы стали практиковать позитивную чистоту, проявляя любовь в конкретных делах, чтобы улучшить наши отношения с людьми. Мы учились тому, как отдавать людям – и чем больше мы отдавали, тем больше мы получали. Мы стали находить то, чего наша зависимость не могла нам дать. Мы обрели подлинную Связь. Мы пришли домой.

 

С чего начать

«Нулевой» шаг

 

Есть один неписаный шаг, лежащий в основе всех двенадцати. Назовём его «нулевой» шаг: «Мы начали посещать собрания АС». Без этого никто не может остаться чистым и расти в выздоровлении, хотя некоторые и пытаются. Если мы не имеем какого-либо общения с другими выздоравливающими, большинство из нас не сможет долго жить в чистоте и не увидит «побочных» эффектов выздоровления, роста, свободы и радости. Это происходит даже в случае «одиночек» (тех, кто не входит в группу). Мы не пытаемся это объяснить; это просто факт.

Мы начинаем с того, что регулярно встречаемся с другими членами АС. Если там, где мы живём, нет группы, мы начинаем её сами, даже если это всего лишь встречи с ещё одним человеком. Вот как важно для нашего выздоровления быть в Сообществе. Мы не можем сделать этого в одиночку. Мы молимся о том, чтобы встретить другого сексоголика, который захочет услышать нашу историю, а потом ведём поиск по всем направлениям. Мы связываемся с Центральным офисом АС, чтобы узнать о том, есть ли какие-либо группы в нашем районе, и запрашиваем материалы и литературу. (См. часть III и Приложение 3). Многие группы именно так и начались. Поначалу членов АС могут разделять большие дистанции; некоторым приходится проезжать больше ста миль, чтобы встретиться с другими.

Посвятите себя вашей группе, даже если она только начинается или уже действует, но ещё мала. Вовремя приходите на каждую встречу. Это принесёт больше всего пользы и вам, и вашей группе, в которой не будет постоянства без регулярного посещения членов. Степень этой посвящённости и будет степенью вашего выздоровления.

Мы также используем телефонные встречи двух или более участников, применяя конференц-связь, доступную во многих городах. Некоторые члены подписываются на льготные тарифы, которые предоставляют значительные скидки на междугородные звонки. «Громкая связь» позволяет отдалённому одиночке также участвовать во встречах. Мы усиливаем контакт при помощи писем и посещения других параллельных Сообществ Двенадцати Шагов, многие из которых являются открытыми. В них можно научиться применению Шагов в реальной жизни, увидеть, как проходят встречи, и из этого можно извлечь большую пользу.

Мы просто не можем этого переоценить: опыт показал нам, что мы должны быть частью группы, иначе мы не сможем продолжать эффективное препоручение, видеть себя в верном свете, или работать по Шагам. Без регулярного участия в жизни Сообщества выздоровления не будет.

Мы перестаем употреблять

 

Мы прекращаем практиковать своё пристрастие во всех его формах. Мы не можем быть чистыми в одной сфере, пока мы «торчим» в другой. Вы не испытаете облегчения от наваждения похоти, если будете практиковать хоть одну её форму.

«Я могу мастурбировать, видя перед собой одну лишь пустую стену, и всё равно при этом я прибегаю к своему наркотику».

 

Мы прекращаем кормить похоть. Мы избавляемся от любых материалов и пусковых механизмов, находящихся в сфере нашего контроля. Мы прекращаем подкармливать похоть через взгляды, фантазию или память. Мы перестаём смаковать язык похоти, негодования и гнева. Мы перестаем жить исключительно в собственном воображении. Один из побочных эффектов посещения групп состоит в том, что это помогает нам выйти из собственной изоляции.

По мере того, как мы начинаем осознавать другие виды зависимости в своей жизни, мы молимся о готовности препоручить каждую из них. Не может быть подлинного выздоровления от зависимости, если мы позволяем ей процветать хоть в одной сфере, будь то наше мышление или наше поведение.

Когда мы начинаем встречаться с другими, мы говорим этим: Я должен остановиться; помогите мне, пожалуйста.

Но нам нужно видеть некоторое проявление доверия, и когда мы слышим истории других членов, мы начинаем постепенно опускать свой защитный барьер. Вскоре мы пересекаем границу сомнений, недоверия и страха, и отказываемся от своего наркотика.

Программа не говорит нам, как остановиться, - мы проделывали это уже тысячу и один раз; она показывает нам, как удержаться и не начать снова. Мы делали всё наоборот; до этого мы всегда хотели, чтобы нас остановил психолог, супруг или Бог; чтобы они «починили» нас. Теперь перестаем употреблять мы, и тогда, в нашем препоручении, Божья сила начинает действовать в нас.

 

Мы принимаем участие

 

Поначалу всё, что мы могли сделать, это просто посещать собрания. Нам говорили: «Забудь о Шагах, забудь обо всем, просто приноси сюда свое тело». Мы так и делали, даже если нам приходилось тащить самих себя за шкирку, и даже если разум и воля плелись далеко позади. Но вскоре мы начали делиться на собраниях, рассказывать свою историю, вытаскивать потаённое наружу. И мы увидели, что нам становится гораздо лучше, когда мы не просто посещаем собрания, но идём на риск откровенности.

«Эти проблемы казались мне такими безнадёжными. Когда я всего лишь вытащил их на свет, это уже сделало их в два раза меньше».

Мы последовали рекомендации принять участие в технической стороне собраний: помочь расставить стулья, убраться, разложить литературу и приветствовать новичков. Участие позволило нам почувствовать себя частью чего-то, и это так отличалось от того пустого, безжизненного ощущения непричастности.

«Я начал делать что-то, хоть что-нибудь, и это позволило мне выйти из своей раковины в реальный мир».

 

Именно эти простые первые шаги позволили нам позже чувствовать себя более комфортно на встречах с другими членами один на один и на неформальных общениях после собраний. Мы начали болезненный, но желанный процесс роста путем выхода из своей раковины. Сообщество чистоты – это место, где есть действие, где есть волшебство, где есть чувство принадлежности, где есть настоящая Связь.

Мы получали или просили номер телефона одного или более членов, которым мы могли регулярно звонить. Многим из нас это казалось странным и неестественным, но вскоре мы обнаружили, что именно это поначалу помогло многим оставаться чистыми.

 

«Внезапно я стал ценным, каким бы я ни был больным. Какое достоинство заключено в полном принятии!»

Первое испытание: препоручение[DI2]

 

Присоединение к группе не избавляет нас от проблем само по себе. Большинство из нас пытались остановиться много раз. Проблема в том, что мы не могли оставаться в этом состоянии; мы никогда не препоручали это Богу. Поэтому при первом же случае, когда внезапно просыпается тяга, когда у нас появляется желание употребить, мы отказываемся от этого, даже если кажется, что без этого мы умрём. И порой в нашем новом мышлении этот голод может показаться сильнее, чем когда-либо. Но мы не боремся с ним, как мы делали это прежде; это всегда было заведомое поражение, которое только укрепляло позиции противника. Но мы и не подкармливаем этот голод, и не поддаёмся ему. Мы препоручаем себя Богу. Мы побеждаем, сдавшись. Каждый раз.

Отказ от нашей привычки может показаться очень сложным.

 

«Моя голова машинально поворачивается в эту сторону! Я ничего не могу с собой поделать. У меня нет выбора!»

 

Но мы всегда сами подкармливали свою привычку. Мы просто этого не осознавали. И поэтому каждый раз, когда это происходит, мы просто признаём свое бессилие. Вместо борьбы или погружения в похоть, мы сдаёмся. Мы набираем номер, просим помощи, идём на собрание. Мы даже признаём, что не так уж сильно хотим победы над похотью; у большинства из нас не слишком чистые мотивы в нашем желании оставаться чистыми. Выздоровление – это медленный процесс.

В первый раз, когда мы переживаем стресс ломки, отказываясь прибегнуть к наркотику, мы обнаруживаем, что не умерли без него. Вместо этого мы чувствуем себя лучше, сильнее, может, даже ощущаем надежду. Мы рассказываем об этом искушении по телефону или на следующей встрече группы, мы рассказываем всё. Когда мы говорим правду во всей её глубине, в препоручении, это разрушает силу, которую имеет над нами память об этом инциденте. И если на нас снова нападает похоть, мы продолжаем возвращаться и проговаривать это, независимо от того, как нам стыдно и какими неудачниками мы себя чувствуем. Мы все были там, мы знаем, что это такое. Мы также знаем ту свободу и радость, которую даёт нам препоручение, когда мы возвращаемся к свету.

Обычно мы находим, что наше первоначальное препоручение было неполным, и начинаем видеть некоторые огрехи. Мы обнаруживаем какие-то «заначки», припрятанные на черный день - как алкоголики, которые прячут свои бутылки.

 

«Это её ключ, я не могу его выбросить».

«Я сохраню его номер телефона; вдруг когда-нибудь я смогу ему помочь».

«Я попозже выброшу журналы».

В выздоровлении мы просто всё выбрасываем. Не нужно, чтобы нам кто-то говорил об этом, мы и сами знаем. Мы всегда знали; у нас просто никогда не было сил отпустить всё это.

 

Ещё одно испытание, и ещё одно …

 

Рано или поздно тяга возвращается, иногда как будто бы из ниоткуда, и накрывает нас как волна во время прилива. Бам! Может быть, мы впервые почувствовали себя отверженными. Здесь может сыграть любой из бесчисленных пусковых механизмов; даже неважно, какой именно. У всех нас они есть.

 

«Это сильнее меня! ... Никто же не узнает».

«От одного взгляда ещё никто не умирал».

«Все это делают!»

«Я и не думала, что он может снова объявиться. Что же мне теперь делать?»

Зачастую это начинается в наших сокровенных мыслях, когда мы одни, когда мы погружены в свои мысли, и нас переполняют эмоции, с которыми мы никогда не могли справиться. И что же нам делать? Естественно, что мы снова хотим потянуться за своим наркотиком, мы запрограммировали себя на это. Но вместо этого, мы препоручаем себя Богу. Снова. Как в первый раз. И снова ввысь летит мольба о помощи: Я бессилен; пожалуйста, помоги мне!

И мы действуем: покидаем свою раковину и связываемся с другим членом АС. Как можно скорее. Чем скорее мы начинаем действовать, тем лучше. Мы хватаем телефон. Мы звоним. Не потому что мы хотим, а потому что мы не хотим. Мы звоним, потому что знаем, что должны это сделать. На сцену выходит наш инстинкт выживания. И мы как можно скорее идём на собрание.

Когда мы впервые приходим в Программу, этот вопль о помощи становится, по сути, первым кратким выполнением Первого, Второго и Третьего шагов. Препоручение, каким бы оно ни было. Это всё, что нужно, и никто не делает его со всеми правильными мотивами. Когда мы снова испытываем тягу, то в самый ужасный момент, в самой глубине нашего ада мы повторяем это препоручение. Ибо именно там по-настоящему действует признание собственного бессилия, когда мы оказываемся в безжалостном огне искушения и тяги. И снова именно перемена своего отношения приносит нам облегчение. Вместо того, чтобы утверждать: «Я должен получить это, или я умру!», мы изменяем свою позицию и говорим: «Я сдаюсь; я готов отказаться от этого, даже если я умру».

И мы не умираем! Мы получаем отсрочку. Снова. На несколько секунд, минут, часов, или даже дней или недель. Приливная волна разбивается. Тяга проходит. И у нас всё в порядке. Мы познаем истину программного девиза: «Только один день».

Но после будет ещё одна волна, и рано или поздно она снова нас накроет. Это может лишить нас равновесия.

 

«Почему я всегда, после каждого раунда чувствую себя здоровым, а следующая волна застигает меня врасплох?»

Зачастую, когда мы видим, что какое-то время уже не прибегаем к своей привычке, нам кажется, что мы свободны от неё навсегда. Это может быть как раз в тот момент, когда она снова наносит удар. И постепенно к нам приходит осознание, что, возможно, мы всегда будем подвержены искушению и бессильны перед похотью. Мы начинаем видеть, что это нормально – быть абсолютно бессильными перед искушением, если мы можем получить силу для победы. Страх уязвимости постепенно уменьшается, по мере того, как мы остаёмся чистыми и работаем по Шагам. Мы можем ожидать того времени, когда одержимость (но не искушение) исчезнет совсем.

Мы начинаем видеть, что мы не можем заранее заполучить силу для победы над тягой; над этим нужно работать каждый раз, когда это происходит. Следовательно, каждое искушение, каждый случай, когда нам хочется поддаться похоти или любой другой негативной эмоции, это дар к выздоровлению, исцелению и свободе – ещё одна возможность изменить наше отношение и обрести близость с Богом. Мы пришли сюда не за один день; для того, чтобы процесс зависимости стал частью нашего существа, потребовалась практика. Для того, чтобы обрести нашу истинную Близость, тоже нужна практика.

 

Отсрочка наваждения

 

При первом знаке облегчения от нашего наваждения мы порой теряем бдительность. Как только мы научились жить без самого очевидного, мы можем замедлить шаг и расслабиться – успокоиться.

 

«Это как переключатель, который только что выключили. Чистота – это так легко; нет ничего сложного».

Нам может показаться, что одержимость была совершенно чуждым для нас явлением, которое мы удалили как занозу из пальца; что мы можем остаться неизменными, с теми же установками и мышлением, как раньше.

 

«Я просто пойду и посмотрю этот фильм. Я же всегда могу закрыть глаза, если будут плохие сцены».

Нравится вам это или нет, многие из нас именно так и поступают. Мало-помалу. Вместо того, чтобы с радостью бежать к небесам, мы понемногу отползаем от нашего ада. Таким образом, зачастую избегая полного срыва, мы думаем, что можем позволить себе полусрывы, наслаждаясь временным облегчением, которые они приносят. Испытываем, как далеко мы можем зайти. У нас есть самые разные стратегии отрицания.

Возможно, едва почувствовав свободу от своей импульсивности, мы начинаем оглядываться и замечать, что происходит вокруг нас. И нам начинает казаться, что все делают то, что мы делать уже не можем. Нас это задевает.

«Как может что-то, что выглядит так классно и приносит хорошие ощущения, быть вредно для меня?»

На нас находит грусть. Нам становится трудно засыпать. Мы становимся беспокойными, потерянными, ощущаем пустоту, и не знаем, в чем дело. Снова наступает старая внутренняя паника, и мы тянемся к своему наркотику.

Здесь мы опять начинаем действовать. Боль – уже не говоря о страхе падения – возвращает нас к реальности. Мы идём на собрание, звоним по телефону, связываемся с кем-то, кому мы доверяем. Мы выходим из своей раковины и начинаем двигаться.

 

«Если я сейчас останусь жить в собственных мыслях, я мертвец!»

Мы снова признаём, что мы бессильны перед этим наваждением, только теперь мы добавляем к своему отчаянному воплю ещё несколько слов: «Пожалуйста, помоги мне. Не моя воля, но Твоя да будет».

И снова приходит облегчение и утешение. Опять передышка. Отсрочка. Даже если мы всё равно скоро расслабимся, сейчас у нас есть внутренний мир, которого мы никогда раньше не испытывали.

Возможно, мы обманываемся, потому что наше препоручение было «на сытый желудок». У нас только что был разрушительный приступ, и мы поклялись: «Больше никогда!» И мы действительно так думали. (Впрочем, как и всегда.) Но в следующий раз, когда приходит тяга, нас накрывает волна и сбивает с ног, мы не поступаем по привычке, мы не прибегаем к своему наркотику, - день за днем, час за часом, иногда минута за минутой. И «голод» проходит!

Препоручение должно быть постоянным. Практика. День за днем, час за часом. Когда мы часто практикуем препоручение, оно становится привычным. Так мы добиваемся перемены отношения, которая открывает дверь для Божьей благодати, чтобы она прогнала наваждение.

Мы начинаем видеть себя

 

Возможно, мы переживаем первые несколько волн похоти или искушения и выстаиваем, а потом начинаем думать, что у нас всё под контролем. Может быть, мы смотрим в зеркало; собрания и контакт с другими членами помогают нам увидеть себя. Мы начинаем немного понимать, что сделала с нами наша привычка – с нашим телом, эмоциями, способностью жить нормальной жизнью, волей к жизни, семьей, работой, деньгами, временем… Мы начинаем видеть какие-то внутренние вещи, которые пытались заглушить своим наркотиком.

 

«Почему я никак не могу избавиться от этого ужасного негодования?»

«Как я мог снова причинить своей жене такую боль?»

По мере того, как начинают вырисовываться неясные контуры наших нездоровых моделей поведения, мы продолжаем изменять своё отношение. Мы начинаем смотреть на себя. Впервые до нас доходит истина: «… каждый раз, когда мы потеряли душевный покой, независимо от того, в чем причина, проблема находится в нас. Если кто-то причинил нам боль, и мы страдаем, мы тоже неправы». (Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, стр. 90)

Мы также начинаем обнаруживать некоторые свои более тонкие оправдания:

 

«Я же тут рядом, я просто зайду и скажу «Привет!»

«Я позвоню своему бывшему и скажу, что я в Программе».

«Я только посмотрю, чтобы понять, есть ли там что-то, на что мне не нужно смотреть».

Мы даже можем обнаружить, что снова кружим по своим излюбленным местечкам или флиртуем, - безо всякой особенной причины, конечно же. Мы думаем: может быть, на этот раз я просто столкнусь с чем-то сногсшибательным и непреодолимым, и тогда я не буду виноват. Такие установки могут оставаться, даже когда мы уже живем в чистоте.

Хотя мы постоянно слышим: «Полумеры нам ничем не помогли», мы проходим через фазу, когда нам кажется, что они чем-то нам помогают. Видимо, мы сами должны в этом убедиться на собственном опыте, даже если мы окажемся по уши в грязи. Так, в ярком свете нашей новообретённой чистоты и успеха мы сами можем обречь себя на поражение. Похоть хитра, коварна и сильна – и очень терпелива. Но если мы хотим выздоравливать, мы будем приходить снова и снова!

Может быть, в это время многие из нас начинают серьезно задумываться, в чем же сущность Программы. Возможно, мы выживали за счет урывков Первого Шага и может быть, небольших кусочков некоторых других Шагов. Но так мы никуда не придём. Может быть, мы даже сорвались, нам больно, и мы не знаем, что сбило нас и что теперь делать. Нами правят замешательство и недоумение.

 

«Я верю в Шаги; в чем же дело? Почему мне это не помогает?»

Мы сидим, смотрим в никуда, и вдруг наше отупение сменяется прозрением: Шаги не будут работать в моей жизни, пока я не буду работать по Шагам!

До этого момента наше выздоровление, возможно, было таким же импульсивным, как наше пристрастие. Но наступает момент, когда этого становится мало. Это просто слишком некомфортно. Мы начинаем видеть, что одержимость и импульсивные поступки – всего лишь симптом нашей более глубокой духовной болезни. Даже Сообщества уже недостаточно. Нам нужно добраться до источника своих проблем – до самих себя. Вместо этой подсознательной, скрытой установки: «Пожалуйста, почините меня!», - как будто какой-то человек или группа людей могут добиться выздоровления для нас, - мы начинаем брать ответственность за собственное выздоровление. Мы начинаем работать по Шагам.

Мы находим спонсора в АС

 

Когда мы начинаем работать по Шагам, мы понимаем, что нам необходимо положиться на тех, кто уже прошел этим путем. В программах Двенадцати Шагов обычно используется термин «спонсор». Неважно, как мы называем этого человека, его вообще необязательно как-то называть. Результат приносит наше обращение за помощью и принятие его рекомендаций.

Опытные члены советуют найти временного спонсора, как только человек начинает серьезно относиться к выздоровлению. Позже, когда мы уже лучше ориентируемся в Сообществе, мы можем выбрать другого спонсора.

Отказ от нашего пристрастия может повергнуть нас в состояние эмоционального и духовного шока, который может продолжаться в течение некоторого времени. Наш сексоголизм так сильно отделял нас от реальности и других людей, что окружающим может показаться, что мы где-то «не здесь». Мы не можем увидеть истину о себе, потому что мы заблудились внутри себя. И в течение некоторого времени мы страдаем от туннельного видения, близорукости, дальнозоркости, астигматизма или от всего этого вместе – всё, что угодно, только не нормальное зрение. Обычно бывает необходимо, чтобы кто-то мягко – или не очень мягко – показал нам наше собственное отражение и подтолкнул к этому, но больше всего нам нужно увидеть пример человека, у которого это получается.

Мы берём на себя ответственность за собственное выздоровление, но мы не остаемся в изоляции и не берем выздоровление «под контроль». Мы препоручаем себя Богу и следуем ведению спонсора. Так, мы ходим на собрания и начинаем строить близость с людьми. В одиночестве мы бы не смогли осуществить этот переход к реальности.

Совершенство спонсора не является необходимостью, да оно и невозможно. Здесь важно выйти из своей раковины, даже если делать этого совсем не хочется. Спонсор может помочь нам преодолеть ложное убеждение, что мы должны делать только то, что хотим. «Начни действовать, - говорит спонсор, - и чувства изменятся. Если ты будешь ждать, когда придёт желание, этого никогда не случится».

Мы обнаруживаем, что глубокое сокрушение нашего эгоизма – один из ключей к чистоте и росту, и просьба о помощи зачастую помогает нам достичь этой цели. Просьба о помощи – это один из способов начать разрушать стену, которую мы так тщательно возводили вокруг себя. Протягивая руку к другому человеку, мы протягиваем руку к самому лучшему в себе. Это подтверждает наше посвящение чистоте и является началом радикальной перемены отношения. Мы отказываемся быть центром вселенной.

«Я хотел оставаться главным. Вот почему Бог и исцеление никогда не могли до меня достучаться».

Есть очень мало абсолютных требований, по которым нужно выбирать будущего спонсора, и одним из них является некоторый период успешной сексуальной чистоты, включающей прогрессивную победу над похотью. Ещё одно требование: он или она должны идти впереди нас в работе по Шагам. Нормой является, когда мужчины являются спонсорами для мужчин, а женщины – для женщин. Мы следуем их руководству, регулярно звоним, встречаемся с глазу на глаз, когда это возможно, - раз в неделю или чаще, особенно поначалу. Некоторые новички находят очень полезными ежедневные телефонные звонки. Звонит тот, кому нужна помощь; мы отказываемся от старой идеи об опеке. Иметь спонсора с такой же формой зависимости, как и у нас, не очень важно; гораздо важнее иметь спонсора, который применяет принципы Шагов и Традиций в своей жизни, и чьи слова не расходятся с делами.

Мудрые спонсоры знают, что они не могут нести сексоголика на своих руках, они могут только донести до него весть о своём собственном выздоровлении. Поэтому они не дают советов и не берут ответственности за другого человека. Точно также и мы не становимся зависимыми от спонсора, как мы были зависимы от родителей, супругов, любовников или даже психотерапевтов. Цель хорошего спонсора – это конечная независимость и духовная и эмоциональная зрелость человека; он помогает человеку встать на верный путь и пойти в верном направлении. Мудрый спонсор также даст нам знать, что наши отношения – это ещё не все. Нам нужно самим завязывать отношения с группой и становиться ее частью.

Обычно, когда мы приходим в Программу, нам кажется, что все наши личные проблемы являются самыми главными: грядущее расставание или развод, проблемы с личной жизнью, кризис в области работы, здоровья, закона или финансов. Большинство из нас думали, что если только решить эти проблемы, у нас всё будет в порядке. Мы и не подозревали, что Программа работает благодаря этим проблемам и внутри них! Программа не работает в вакууме; она работает только в повседневной рутине нашей жизни. Испытания, скорби и боль – это почва, в которой Шаги могут дать росток, пустить корни и принести плод в нашей жизни.

Таким образом, каждая проблема, неважно, большая или маленькая; каждый кризис, каждая обида, боль, болезнь, стресс, конфликт, депрессия, - все они, без исключения, могут быть обращены во благо. Каждый раз, когда мы чувствуем, что больше не можем, наш спонсор может указать нам путь от жалости к себе, негодования или страха к правильному мышлению, помогая нам сказать: «Я благодарю Бога за хорошее и за то, что кажется плохим, так как это необходимо для моего роста. Не моя воля, но Твоя да будет».

То, что получают от этого спонсоры (если они находятся на своём месте), это такой опыт работы над своей собственной Программой, который иначе приобрести невозможно. Работа с другими людьми может дать нам нечто уникальное. Это поистине дар, даже если ищущий помощи не проявляет благодарности или не остается в чистоте. Мы помогаем, не ожидая ничего взамен, и мы получаем в той мере, в какой отдаём себя другим.

 

 

Первая помощь

 

Вот как два человека помогли друг другу оставаться чистыми, когда у них не было группы:

 

Я нашёл ещё одного человека в Программе Двенадцать Шагов, который тоже хотел оставаться сексуально чистым. Мне было сорок девять лет, а ему – двадцать один. Он был холост, а я женат. У меня высшее образование, а его выгнали из школы, когда он учился в старших классах. У нас было мало общего, но мы начали звонить друг другу почти каждый день. Мы держали друг друга в курсе наших искушений похотью, рассказывая друг другу о том, через что мы проходим, чтобы разрушить ту власть, которую имеют над нами наш опыт или фантазии. Потом мы также стали сообщать друг другу о своём негодовании. Похоть и негодование стали испаряться, когда мы выносили их на свет, как испаряется туман, когда восходит солнце. Я называю это «двойная ежедневная доза» - каждый день избавляться от того и другого. Когда искушение было особенно сильным, мы сразу же звонили друг другу. Иногда мы вместе молились.

Предавать друг другу свою похоть и негодование по мере их появления оказалось очень эффективной формой препоручения. Какую удивительную радость и свободу это принесло. И в этом процессе мы вырывались из смертельной изоляции, в которой сами себя заперли. Я вспоминаю это время как один из самых ярких моментов моего вхождения в Программу. Я начал оживать.

 

Как это работает на практике

 

Это название адаптировано из 5 главы книги Анонимные Алкоголики, которая называется «Как это работает». Книги Анонимные Алкоголики и Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций (Двенадцать и Двенадцать) являются основными текстами оригинальной Программы Двенадцать Шагов. Этот раздел не был задуман как подробное объяснение Шагов. Здесь мы хотим попытаться передать главную цель каждого Шага или группы Шагов, чтобы их можно было сразу применить на деле. Программа АС – это программа действий.

Всё начинается с чистоты. Без чистоты нет программы выздоровления. Но без изменения тех смертоносных качеств, которые лежат в основе нашей зависимости, не будет позитивной и длительной чистоты. Чтобы выздоравливать после целой жизни, основанной на неправильных отношениях, одержимости собой, отделении от других, ложной близости, слепоте и духовной смерти, нужна программа действий, которая включает в себя фундаментальное изменение отношения, изменение характера, единство с людьми, истинную Близость, осознание себя и духовную жизнь. Для нас это стало возможным благодаря работе по принципам Шагов как новому образу жизни.

Однако даже если Шаги хорошо объяснить, понять и принять, они ничего не будут значить, пока они не будут проработаны в нашем мышлении и в нашей жизни. Шаги не работают, пока мы не работаем по ним.

Мы попытаемся представить вам реалистичную картину нашего собственного опыта выздоровления. Мы верим, что это прольёт свет на тот путь, который предстоит пройти многим, и объяснит вам, прямо и при помощи личных историй, как Программа работает для нас. Если вам покажется, что наши ноги слишком твердо стоят на земле, это потому, что никто из нас не может похвастаться идеальной работой по Шагам. Наш путь шел вверх и вниз, был то гладким, то каменистым. Иногда нас окружали прекрасные пейзажи, а порой мы были в тумане, видели не дальше одного шага и продвигались очень медленно. Иногда мы испытывали огромную радость; а иногда – сомнение, неуверенность, депрессию и страх. Иногда казалось, что на наших ногах выросли крылья, а порой – что мы стоим на месте, или даже что почва уходит у нас из-под ног. Но мы обнаружили, что когда стали на эту дорогу, что-то глубоко внутри нас говорило, что мы на верном пути. Мы просто знали это. И этого было достаточно, чтобы двигаться дальше. Каким бы ни был наш опыт, мы увидели, что это – величайшее приключение нашей жизни.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.