Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественное мнение, Публичный дискурс, ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА, Паблисити, Публичная коммуникация как категории понятийного аппарата PR



Паблик рилейшнз – это управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью).

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС (СУЩНОСТЬ) И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ («ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И «РЕФЛЕКСИЯ» PR) Общественное мнение ,публичный дискурс, публичная сфера, паблисити, публичная коммуникация, как категория понятийного аппарата PR

PR-деятельность дуально по своей сущности, двойственна: в целях, технологиях организации и т.д. в различных источниках используются разные определения термина «PR». Это и искусство (С. Блэк), и наука, и усилия, и функция управления. По М.А. Шишкиной, PR – это деятельная основа, т.к. СО существуют как деятельность. Есть предмет, объект, цель, функции. Это базисный статус, но не однозначный. В перспективе PR – социальный институт.

Гносеологическая проблема PR заключается в недостаточно четкой демаркации теоретиками и практиками PR двух онтологических различий , имеющих общее основание сущностей: PR как деятельность и профессиональная рефлексия этой деятельности, постепенно приобретающей статус науки. Американские специалисты в области теории СО Ботан и Хазлтон: «PR являются быстро развивающейся научной дисциплиной, принадлежащей к социальным наукам. Центральным для становления PR как профессии и академической дисциплины является развитие базиса теоретического знания, которое отличает PR от других профессий и научных дисциплин». PR понимается как деятельность и как рефлексия.

PR – это наука об общественных связях (пиарология). Субъектом PR-деятельности является пиармен, субъект пиарологии – пиаролог (ученый, специалист), имеющий в качестве предмета познания PR. Возможен и распространен симбиоз пиаролога с пиарменом. Пиарология – это формирующаяся наука, находящаяся на начальном этапе своего становления.

Сущностные характеристики пиарологии:

Спиралевидность ее становления. От практики к обобщению практики, затем к теоретическим построениям и обратно к практике.

Наука о СО – это социальная наука, т.е. научная дисциплина, относящаяся к континууму наук, изучающих общество. Теория, методология и технология оптимизации коммуникации социального субъекта связаны как с анализом функционирования организации в социальной среде, так и с изучением закономерностей динамики массового сознания. И то и другое входит в поле познания социальных наук.

Пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной. Это связано со спецификой ее предметной области. Основанием PR является информация. Одно из заметных мест в формировании теоретического базиса PR принадлежит теории коммуникации.

Пиарология является социальной наукой прикладной ориентации или прикладной социальной наукой. В существенной мере пиарология направлена на практику формирования публичного дискурса социального субъекта, и в этом плане может рассматриваться как своеобразная технологическая дисциплина. Предмет (здесь) технология формирования и продвижения имиджа, конструирование события как основания PR-акции; разработка программы PR-акций.

Наука о СО – комплексная интегрированная отрасль знания, возникшая на стыке фундаментальных и прикладных дисциплин. Формирование синтетическое. Комплексность, синтетизм пиарологии вытекает из комплексности деятельности. Комплексность науки PR обусловлена также особенностями исторического обоснования (имеется в виду, что PR произошел из журналистики, литературы и т.д.).

Таким образом, пиарология – комплексная социальная наука прикладной направленности, имеющая междисциплинарную природу и находящаяся на этапе своего формирования. Объект науки пиарологии – социальная коммуникация. Предмет – PR, понимаемые как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между социальными субъектами и их целевыми группами.

Антиномия: «PR как деятельность – пиарология как научная сфера этой деятельности».

Пиарология способна реализовывать практически все присущие социальной науке функции: теоретико-познавательную, практически-преобразовательную, воспитательно-образовательную (т.е. изучение и анализ PR-практик, выявление тенденций и закономерностей функционирования и развития этой сферы деятельности; социальная роль данной дисциплины, которая обеспечивает ее внедрение в управленческую деятельность; обеспечение подговки кадров, информирование общественности об этой сфере деятельности, ее популяризация, поддержание профессионально-этических норм).

Общественное мнение, Публичный дискурс, ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА, Паблисити, Публичная коммуникация как категории понятийного аппарата PR

 

Общественное мнение – единство социальной оценки, социальной воли, которая способна выполнять роль организатора совместной деятельности своих субъектов, направленной на удовлетворение их общего интереса.

Благоприятное общественное мнение является желаемым результатом PR-деятельности. Понятие «общественное мнение» отражает теоретическую неоднозначность этой отрасли. Обращаясь к теоретическим исследованиям (Э. Ноэль-Нойман, В. Прайс, Д. Гавра), можно прийти к выводу, что общественное мнение является сложным синкретическим, неоднозначным социальным феноменом, для изучения которого стоит применять комплексный познавательный подход (гносеологический, социологический, онтологический анализ). В рамках гносеологического подхода (Гавра) общественное мнение – заинтересованно-ценностное оценочное отношение социального субъекта к затрагивающим его интересам, дискуссионным и информационно доступным объектам, функционирующее в духовной или духовно-практической форме (форме суждений или поведенческой готовности). Общественное мнение имеет 2 стороны:

· оно является духовным;

· оно духовно-практическое образование.

В качестве исходной формы выступает мнение – оценочное суждение, мнение – духовный феномен. При определенных условиях может переходить из одного в другое.

В качестве субъекта общественного мнения понимается множество социальных групп и слоев (либо их массовидная совокупность), формирующих и выражающих свои оценочные суждения по поводу объектов, затрагивающих их интересы. Субъектом может быть территория или национальная общность, население территории или какая-то его часть. Общественное мнение при этом – совокупное мнение соответствующего субъекта, имеющее внутреннюю структуру.

Базовыми категориями при социологическом подходе к определению общественного мнения стоит применять категории деятельности и социального института.

В деятельном аспекте под общественным мнением стоит понимать совместную заинтересованно-ценностную и практическую деятельность социальных субъектов.

Под институтом общественного мнения понимается устойчивая совокупность организационно объединенных ролей и статусов, предназначенных для решения задачи обеспечения включения массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений в процессе социальной регуляции.

Институт общественного мнения – это особая форма социальной организации, способ социального закрепления специфических видов деятельности, выполняющих определенные задачи. Его основная цель – обслуживание общественной потребности, связанной с включением общественного мнения в процессы социальной регуляции, обеспечения более или менее эффективного взаимодействия общественности и власти.

Общественное мнение как единство социальной оценки и воли способно выполнять роль организатора совместной деятельности своих субъектов, направленной на удовлетворение их общего интереса. Выступая как социальная сила, оно может быть партнером государства, других политических институтов.

Через механизм общественного воздействия, трансляцию норм и ценностей, воспроизводство традиций и стереотипов оно участвует в регулировании общественных отношений.

Именно такое общественное мнение, понимаемое в совокупности с его гносеологическими и социологическими характеристиками, выступает важнейшим элементом коммуникативной среды, в которой функционируют субъекты PR, и одной из форм бытия результатов PR-деятельности.

Публичный дискурс – лат. discursus – рассуждения. Термин «публичный дискурс» ввела М.А. Шишкина.

В социологии под дискурсом понимают вид речевой коммуникации, основанный на обсуждении и обосновании любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников.

В теории коммуникации и соцмальной семиотике дискурс – «социальный процесс, в который включен текст» (Хабермас).

Как пишут А.Филиппов и В.Н.Фомина, «дискурс мыслится как возможность критически дистанцироваться от социальной реальности и утвердить ее прин­ципы не на позитивистском принятии существующих норм и ценностей и не на притязаниях единичного субъекта, но на рациональном непредвзятом обсужде­нии».

Дискурс функционирует как продукт аргументированного обсуждения той или иной проблемы, име­ющей в своем основании текст или, шире, любое кодифицированное, опирающееся на какой-либо язы­ковой носитель, сообщение. Языковые выражения, очевидно, предполагаются даже в том случае, когда ком­муникация носит «молчаливый», или невербальный, характер.

 

Гавра: специфику публичной сферы составляют отношения, обладающие свойством публичности.

Субъектное пространство публичной сферы составляют 2 вида субъектов – субстанциональные (индивиды и их общности) и институциональные (соц. организации и соц. институты).

Под публичным статусом мы понимаем статус, связанный, во-первых, с открытостью (в том числе, способностью фун­кционировать в пределах общедоступного дискур­са) и, во-вторых, с ориентацией на общее благо (об­щий интерес).

Публичная сфера, или сфера публичной жизни, субъекта противостоит сфере его приватной (партикулярной) жизни. Для того чтобы тот или иной социальный субъект стал элементом общественности, понимаемой в широком смысле, необходимы следующие условия:

– наличие у него общего интереса или общей ценности с другими субъектами;

– осознание (или эмоциональное переживание) этого интереса или ценности как общего с другими субъектами;

– представленность этого общего интереса или общей ценности в актуальном публичном дискурсе;

– включенность субъекта в отношения коммуникации.

Паблисити (анг. publicity публичность, гласность)

Также как американские коллеги мы будем использовать термин «паблисити» в трех значениях:

· Информация, которая привлекает внимание публики к объекту (индивиду, группе, институту, территории или предмету). Пример из Вебстеровского словаря: газеты уделили много паблисити нашей игре.

· Заинтересованное внимание публики (общественности) к тому или иному объекту. Пример: политик стремится к паблисити.

· Деятельность или бизнес по завоеванию и удержанию публичного заинтересованного внимания к тому или иному объекту. Пример: агент обеспечивает паблисити рок-звезде.

На языке маркетинга под паблисити понимается неличное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством рекламирования фирмы в СМИ и посредством презентаций, которые необязательно оплачиваются определенным спонсором. Данное определение является более специализированным и представляет собой технологическое уточнение третьего из приведенных выше значений паблисити. Не отвергая маркетинговой концепции термина, мы все же полагаем более обоснованным трехпозиционное определение паблисити. С точки зрения Шишкиной, паблисити стоит рассматривать в 3-х значениях:

1. информация, которая привлекает внимание публики к субъекту PR.

2. заинтересованное внимание публики к субъекту PR.

3. деятельность или бизнес по удержанию и завоеванию публичной заинтересованности, внимания к субъекту PR.

Паблисити – это информация, полученная из внешнего источника, которая используется СМИ, поскольку представляет по их мнению ценность, заключающуюся в новизне информации. Паблисити представляет собой неконтролируемый метод размещения сообщений в СМИ, поскольку источник не платит за их размещение. Паблисити формируется не только средствами PR, но и основной деятельностью организации, отзывами клиентов и партнеров. Паблисити – это в большей степени известность внешняя, для широкой публики, формируемая с широким использованием СМИ.

Кроме этого, встречаются следующие определения паблисити:

1) неличное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене, которые не оплачиваются определенным спонсором;

2) публичность, гласность, известность, популярность – Словарь иностранных слов.

3) создание информационных поводов с целью увеличения известности и популярности в коммерческой, политической сфере. – Б.Л.Борисов. Технологии рекламы и ПР.

 

В кибернетике под «коммуникацией» понимают «обмен информацией между сложными динамическими системами, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать». В философии она трактуется как «процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте». в основании PR лежит социальная коммуникация. Социальная коммуникация – это обмен информацией между социальными субъектами (индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами).

В теории коммуникации существуют различные ее модели. Базовая модель: S-M-R, где S – источник – кодирование; M – сообщение – декодирование; R – получатель. При этом получатель и источник соединены обратной связью.

В социальной коммуникации по критерию их цели и статуса передаваемого послания подразделяются на 2 большие группы: публичные и непубличные коммуникации. Публичные коммуникации представляют собой вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Какой бы статус не имело сообщение, которое собирается передать коммуникатор в процессе публичной коммуникации, по завершении этого процесса оно приобретает публичный статус. Таким образом, цель публичной коммуникации – дуальна: осуществить обмен информацией и придать этой информации публичный статус.

Под публичным статусом мы понимаем статус, связанный, во-первых, с открытостью (в том числе способностью функционировать в пределах общедоступного дискурса) и, во-вторых, с ориентацией на общее благо (общий интерес).

В рамках публичной коммуникации в качестве как источника информации (коммуникатора), так и ее получателя (коммуниканта) могут выступать индивиды, социальные общности, социальные организации. Если мы имеем дело с коммуникацией, которая доносит сообщение до массового субъекта, то это массовая коммуникация. При этом очевидно, что во всех случаях первичным получателем первичного сообщения является индивид, выступающий и сам по себе, и как представитель какой-либо классической или неклассической социальной общности.

Непубличная коммуникация имеет дело с информацией, у которой нет публичного статуса. К этому виду коммуникаций относятся, например, приватные коммуникации, специализированные коммуникации, закрытые и секретные коммуникации и т.п.

Итак, PR является деятельностью, осуществляемой через публичную коммуникацию. Публичная коммуникация составляет субстанциональное содержание PR, то есть она является субстанцией PR.

Субстанция (лат. – сущность, нечто лежащее в основе).

Предлагаемое нами понимание публичной комму­никации в качестве субстанциональной основы связей с общественностью опирается, с одной стороны, на изложенные выше соображения о связи и отношениях данных феноменов и, с другой стороны, на принятую в философии трактовку категории субстанции. «Суб­станция (лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно суще­ствующему».

Неразрывная связь феноменов публичной комму­никации и PR дает основания для вывода о том, что на протяжении всей человеческой истории сфера публич­ной коммуникации функционировала как сфера, где за­рождались и реализовывались практики, которые се­годня могут рассматриваться как предшественники и прототипы связей с общественностью, как протоформы PR, а затем воплощались в жизнь и сами практики паблик рилейшнз. Таким образом, и история соответ­ствующей научной рефлексии может трактоваться как история формирования предварительного теоретичес­кого базиса науки о связях с общественностью.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.