Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационная деятельность в со: правовые основы, типы источников информации, особенности работы



Если вспомнить, что современное общество характеризуется как общество информационное, если как следует осознать, что большинство современных открытий представляют собой синтез уже имеющейся информации, станет понятным, почему практически каждый из социальных субъектов все более и более озабочен проблемами производства, поиска и потребления информации. Информация постепенно превращается в один из главных продуктов, способных непосредственно обеспечивать как локальное благополучие и индивидуальный комфорт, так и прогрессивную динамику социума.

В этой ситуации буквально на всех видах рынков – политическом, экономическом, культурном и т.д. – разворачивается и нарастает серьезная конкурентная борьба за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена, применена.

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает - разъяснение, сообщение, осведомленность.

Информация– 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Информирование – процесс передачи информации и протекания в нем процессов, воспринимаемых человеком и специальными устройствами.

Информация (у журналистов) – группа жанров, предназначенная для передачи новостей, и сам жанр журналистского произведения (заметка, интервью, репортаж).

Понятие информации является базовым для PR, журналистики, рекламы (оно их объединяет). А разделяют – цели и способы их передачи.

Информация бывает разной:

1.Смысловая информация: смысл происходящего, основа общения между людьми. Любую информацию можно назвать смысловой. Она рождается в процессе социальной деятельности.

2.Личностная – информация, которая возникает в процессе освоения человеком окружающей действительности. Личностная информация является социальной (наиболее сложный, многообразный тип информации), отражает все виды человеческой деятельности (от идеологии, политики до науки, культуры), т.к сам человек является компонентом социальной деятельности (общества). Иногда личностная информация перерастает в общественную.

3.Социальная: производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты, служит для общения между людьми и достижения обусловленных их социальным положением социальных целей.

Существует три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещественная среда.

Документ (широкое значение) – материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, перфокарта, магнитная запись и т.п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Это хранилище информационных продуктов, благодаря которому они включаются в коммуникативный процесс. Документ в узком смысле – информационный продукт особого рода, а именно: официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то.

Человек. В американской научной традиции он обозначается как «живой источник». Это центральное звено информационной среды. Во-первых, человек – это нередко свидетель или участник происходящих событий и потому выступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем субъективном мире и облике. В-третьих, он – транслятор информации, полученной от других. Особенность, осложняющая его освоение: он может либо «открыться», либо не «открыться» (т.е. человек сам программирует свое информационное поведение).

Предметно-вещественная среда – обстановка, которая окружает человека. По обстановке «прочитываются» события, отношения людей, их характеры, но при одном условии: нужно знать язык вещей, уметь видеть и понимать их «речь».

Информация в правовом контексте. Юридически значимые признаки, обуславливающие специфику информации как объекта правового регулирования:

• нематериальный характер (ценность информации – в ее сути, а не в материальном носителе, на котором она закреплена);

• субъективный характер (информация – результат интеллектуальной деятельности);

• необходимость объективации для включения в правовой оборот;

• количественная определенность;

• непотребляемость, возможность многократного использования;

• сохранение передаваемой информации у передающего субъекта;

• способность к воспроизведению, копированию, сохранению и накапливанию.

Понятие информации как объекта правового регулирования дано в статье 2 Федерального закона РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Под информацией понимаются: сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Термины «явления» и «процессы» охватывают как конкретные фактографические данные, так и неформализованные знания или заблуждения об окружающем или воображаемом мире.

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене», в статье 2, вводит термин «документированная информация», что очень важно для правоотношений, возникающих по поводу информации. Определению документированной информации соответствует зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документирования информация «закрепляется» на материальном носителе и тем самым обособляется от своего создателя. В итоге в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях.

Основными объектами правового регулирования в информационной сфере являются информационные ресурсы в виде массивов документов, производные информационные продукты, формируемые на основе основных информационных ресурсов в соответствии с реальными или прогнозируемыми запросами пользователей.

Согласно Конституция РФ:Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

PR-деятельность – управленческая деятельность, информационная деятельность, управление социальной информацией.

Управление информацией – контроль и создание информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения. Многие отождествляют PR и управление информационной деятельностью.

Журналистская информация призвана обеспечить объективное информирование массовой аудитории. Журналистика полагается на принцип объективности (правда, только правда, ничего, кроме правды), беспристрастности, полноты освещения (в идеале).

PR-информация – избирательна, селективна, необходима и источникам и адресатам информации. (Тщательно отобранные факты, которые позволяют выполнить функцию гармонизации.) Для PR-информации характерна изначально заданная положительная оценка факта, и для этого необходимо говорить правду, только правду, но не всегда всю правду; важен ракурс освещения необходимого материала и контекст.

Журналист информирует, помогает сориентироваться в мире происходящих событий, выработать свою точку зрения. PR-специалист стремится убедить аудиторию в своей правоте, склонить ее к какому-то мнению. В связи с этим взаимодействие журналистов и PR-специалистов порой представляет собой соперничество за возможность предоставить аудитории свою версию происходящих событий.

Роль журналиста заключается в производстве «социальной информации, обеспечивающей понимание происходящих в обществе событий и возможность принятия оперативных решений… Дело журналиста – непрерывно предъявлять способы поведения в разнообразных событиях».

В зависимости от того, каким журналисту видится предназначение своей профессии, он может быть информатором аудитории, защитником ее интересов, помощником, партнером по поиску истины, учителем и т.д. Через выбор освещаемых тем, путем постановки проблем, журналист может влиять на гражданские чувства аудитории.

Различие в понимании принципов информирования аудитории: в рамках журналистской деятельности информация служит познанию объективной картины мира, а PR-информация прямо или косвенно отстаивает чьи-то приоритеты Т.о., можно предположить, что PR-информация отличается от журналистской тем, что ее появление и тиражирование в СМИ обусловлено интересами какой-либо организации, коммерческой структуры, политической партии и т.д., их заботой о своем имидже, репутации. К тому же, в отличие от журналистики, описывающей реальные события, PR достаточно часто сам выступает в роли создателя этого события.

Разница между PR и журналистикой состоит в уровне понимания задач. «Журналисты выполняют некие замыслы, PR-специалисты – те, кто эти замыслы создают». В то же время, и та, и другая профессии имеют возможность влиять на аудиторию СМИ: читатели, зрители либо «начинают смотреть на событие глазами журналиста, либо думать головой PR-специалиста».

«Журналист ищет тему, которая обществу интересна, болезненна, остра. И пытается эту тему анализировать, возможно, найти выход». Т.е. журналист является одним из участников конструктивного решения общественных проблем. Главная задача PR-специалиста – «создать положительный имидж своей организации».

Разница в принципах работы с информацией: журналист старается быть максимально объективным, тогда как PR-специалист «управляет, манипулирует информацией». Причем, он пытается управлять не только информацией, но и «поведением и восприятием нужной ему информации журналистом».

PR-специалист управляет информацией до того момента, пока она не попадет в руки журналиста. А дальше ему приходится положиться на компетентность работников СМИ, их объективность, профессионализм. Некоторые, не желая так рисковать, предпочитают разместить материал на платной основе. Или пытаются «контролировать работу журналиста, «учить его», «вести в нужном для себя направлении».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.