Здавалка
Главная | Обратная связь

Классический взгляд на пропаганду Ф.А. Буари



Чтобы прояснить ряд идей, Буари использует классическое разделение людей на 3 ипостаси, каждая из которых характеризуется своей социально-экономической функцией:

1. «homo faber» - тот, кто производит ценности и услуги.

2. «homo economicus» - тот, кто потребляет товары и услуги.

3. «homo relationis» - «человек взаимоотношений»; он превращает толпу в группу, потому что «разговаривает с другими». «Homo relationis» существует лишь в той мере, в какой он живет в коллективах, среди других людей, с которыми он неизбежно устанавливает взаимоотношения – хорошие или плохие.

Приняв эту классификацию, легко проводить различия между действиями и посланиями, относящимися к смежным с PR, но отличным от них дисциплинам.

Если акция или корпоративное сообщение адресуются человеку как существу общественному и имеют целью воздействовать на его поведение, или объяснить ему что-то, или повлиять на него, тогда эти акции и послания могут представлять собой либо пропаганду, либо PR. И пропаганда, и PR адресованы индивидууму, рассматриваемому в его единстве и в его глобальности в качестве «человека общественного».

С точки зрения этимологии пропаганда означает распространение идей. В общем виде этим термином обозначают совокупность манипулятивных техник, высочайшая эффективность которых была, в частности, продемонстрирована во время второй мировой войны. В послевоенных конфликтах пропаганда расширила свое поле деятельности настолько, что стала восприниматься как оружие, причем наступательное, требующее собственных специалистов, для которых поле битвы – сознание людей, а главная задача – борьба за это сознание.

Пропаганда – это очень гибкий и удивительно эффективный инструмент политики, в особенности когда речь идет о захвате или удержании власти.

Пропаганда предполагает применение методов, которые не всегда можно признать удовлетворительными с точки зрения морали. Пропаганда обращается не к сознанию индивидуума, а к его подсознательному или бессознательному. У человека имеются 3 уровня, на которых может формироваться решение:

· Уровень сознания, когда мы знаем, что происходит, и можем объяснить причину;

· Уровень подсознания, т.е. предрассудков, эмоциональных импульсов, когда мы еще смутно понимаем, что происходит с нашими чувствами, ощущениями или позициями, но крайне редко можем объяснить, почему это происходит;

· Глубинный уровень, уровень «рептильного мозга» – уровень совершенно неосознанной мотивации, когда мы вообще не анализируем причины нашей мотивации.

Два последних уровня являются основными мишенями пропаганды.

Специалисты в области исследования мотивации Э.Дихтер и Л.Ческин пришли к выводу, что подсознательное и бессознательное лежат в основе поведения и позиций, которые наблюдателям могут казаться иррациональными, однако часто проявляются во всех областях деятельности, включая даже самые важные. Они также показали, что с помощью некоторых приемов можно вполне успешно воздействовать на подсознание и заставлять людей предпринимать действия, в которых они не отдают себе отчета. Знаменитое «тайное увещевание» Вэнса Паккарда: цель – инициировать работу той своеобразной глубинной памяти, в которой хранятся наши первобытные инстинкты, предрассудки и эмоциональные условные рефлексы.

С точки зрения самого процесса технологии пропаганды неизменны. Сначала нужно по возможности вырвать человека из тех традиционных структур, которые в какой-то степени защищают его от внешнего воздействия. Когда индивидуум лишен корней, превращен в «человека массы», он становится идеальной мишенью для СМИ, которые являются главными каналами пропаганды и позволяют навязать ему стереотипные реакции, используя его первобытные инстинкты: Инстинкт самосохранения; Страх; Инстинкт мести или справедливости, предлагающий человеку козла отпущения, на которого возлагается ответственность за все ошибки, за все сегодняшние трудности.

Пропаганда манипулирует символами, стараясь внедрить как можно глубже в человека простые (часто примитивные) взгляды, становящиеся, благодаря их частому повторению, мощными движущими идеями, подавляющими любые мысли и провоцирующими рефлекторные действия. Будучи направлены в нужное русло, эти действия превращаются в коллективную силу – слепую, но при этом мощную, из-за своей неразумности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.