Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория и практика сопровождения избирательных кампаний (концепция м.е. кошелюка)



И сама политика, и предвыборная кампания - это своего рода игра, результат которой либо обретение власти, либо поражение. О том, как играть для того, чтобы выиграть, пишет Мирослав Кошелюк в своей книге.

По его мнению, политика - это виртуальная реальность, параллельная повседневной действительности. Оказаться в ней, стать политиком означает быть символом и тем самым частично утратить свою индивидуальность. Кроме того, политик обречен постоянно находиться в зазоре между настоящим и будущим. С одной стороны, он живет и действует в настоящем моменте. С другой - положение обязывает отстраниться от той действительности, которой надо управлять. Его решения принадлежат будущему, в которое он постоянно заглядывает, и одновременно с тем формируют следующий день. Страх, ответственность, сомнения - то, что встречает каждый политик на каком-то этапе своей карьеры, - это и есть высокая цена обретения власти.

Политическую кампанию нельзя назвать правдивой или грязной, рассуждает Кошелюк. Она представляет собой формирование некоего воображаемого мира и придание ему черт правдоподобия. Сторонники кандидата в этом случае - это те, кто разделяет его иллюзии и принимает игру. Сам же политик также уподобляется ребенку, скачущему на стуле, даме, читающей сентиментальный роман, или же футболисту, принимающему игровое поле за поле битвы. Именно этот игровой момент помогает политику сохранить в порядке свою психику и примирить виртуальную реальность, в которой ему приходится существовать, с повседневностью.

Так политик входит в интерактивную игру избирательной кампании. Все кандидаты, участвующие в предвыборной гонке, подобны персонажам захватывающего фильма, соревнующимся за «овладение» сюжетом. Здесь разворачивается борьба Героя и Антигероя, конкуренция вымысла - предвыборных платформ кандидатов и прочие страсти, достойные изысканной «мыльной оперы».

Кошелюк помещает феномен избирательной кампании в широкий социокультурный контекст. Его концепция объединяет цепочку понятий, через которые рассматривается теоретическое содержание проблемы: управление социальным конфликтом - социальная игра - короткоживущая самоорганизующаяся система - особое состояние сознания - диалог - выбор - архетип - миф - ритуал. Такой подход, учитывающий знания социологии, культурологии, социальной психологии и философии, вполне соответствует мнению автора, что избирательные технологии будущего станут более наукоемкими, и потребуется создание новых «мета-технологий», связанных с управлением социальными процессами.

Любая кампания - это острый политический конфликт, но им можно управлять с помощью политтехнологий. Благодаря этому «безвредному» оружию борьба перерождается в социальную игру со строгими правилами, предписанными законом. Во время выборов происходит ритуальное «убийство» соперника, проигравшего по результатам голосования, и конфликт исчерпывается.

Сложность понимания событий избирательной кампании заключается в измененном состоянии социального субъекта по сравнению с повседневной жизнью. Накануне выборов обостряются все социальные конфликты, общество переструктурируется по основным линиям поляризации «оппозиция – власть» и «богатые – бедные». Поэтому Кошелюк называет период избирательной кампании «короткоживущая самоорганизующаяся система». Она существует только в предвыборной ситуации и самостоятельно изменяет свою конфигурацию. В этой системе господствует другое, чем до выборов, состояние сознания людей - психология человека в толпе. Это влечет за собой действие так называемого «закона выбора»: как правило, голоса избирателей распределяются пропорционально «определившейся» части электората, в которую входят лидеры мнений. Иными словами, влияние происходит по неформальным каналам, через общение людей.

В этом процессе не последнюю роль играет образ кандидата, который, по мнению автора, формируется как отражение политиком своего электората, принимая в себя качества, привлекательные для его избирателя. Строительство образа происходит на протяжении всей кампании. Главная задача для политтехнолога - чтобы конструируемый образ «попал» в один из архетипов и вызывал стойкие ассоциации с частичкой коллективного подсознательного. Тогда победа кандидата обеспечена. Ведь вся предвыборная кампания - это миф, виртуальная реальность-игра, где острый сюжет борьбы между кандидатами заканчивается ритуальным подсчетом их очков (голосованием) электоральным жюри.

 

 

Дополнительно:

Считается, что одним из ключевых факторов выбора кандидата является его имидж. Имидж есть отражение политиком избирателя. Политик — это зеркало, но зеркало «продвинутое». В этом зеркале избиратель находит то, что скрыто в глубине его самого. «Попадание» политика в менталитет избирателей является необходимым условием победы. Чем больше сходство кандидата с актуальным в данный момент архетипичным героем, тем выше шансы кандидата на успех. Согласно В. Амелину, вариантов архетипа четыре — мудрец, воин-защитник, царь-кормилец, борец за справедливость. На тему каждого из них в каждой культуре (и в каждом регионе!) существует свой набор вариантов. И именно они являются теми точками отсчета, на уровне которых происходит базовый выбор. Строительство имиджа кандидата идет на всем протяжении кампании, и это встречный процесс — от избирателя к кандидату и от кандидата к избирателю.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.