Здавалка
Главная | Обратная связь

Миссия и корпоративный кодекс как основы корпоративной философии (концепция н.в. тесаковой)



От ответа на вопрос, как поднять производительность сотрудников, как удержать опытных специалистов, зависит конкурентоспособность компании на рынке. Подобные мысли приводят к необходимости разработки миссии и корпоративного кодекса в качестве средств максимального совмещения интересов фирмы и сотрудников и показателя соответствия международным стандартам качества менеджмента.

Миссия – это предназначение компании, утверждение о смысле ее существования, которое может включать в себя описание вневременной цели компании, основных средств ее достижения и ценностей фирмы. Миссия – это общественно значимая причина, оправдывающая существование конкретной компании в этом мире. Она может стать реальным инструментом управления персоналом и способом уникальной идентификации компании среди конкурентов.

Процесс разработки миссии приводит к полезным последствиям: уменьшается количество ошибок; улучшается управляемость компании за счет более четкого распределения полномочий; минимизируется количество необходимых согласований между сотрудниками; повышается производительность труда; структура управления становится более гибкой и адекватной поставленным задачам.

Наличие миссии предполагает ее конкретизацию в долгосрочных и краткосрочных целях. Если цели оторваны от миссии, значит, в компании отсутствует стратегическое планирование, что ведет к организационной неразберихе и неэффективным коммуникациям.

Основными группами людей, чьи цели влияют на деятельность организации, являются собственники, сотрудники, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом. Миссия в той или иной степени должна отражать интересы всех перечисленных групп. Степень отражения в миссии интересов разных групп зависит от таких фактов, как размер фирмы, территория ее интересов, сложность бизнеса.

Разработка миссии и корпоративных стандартов – средство для реального снижения трансакционных издержек (затрат на взаимодействие между людьми в процессе жизнедеятельности компании).

Вместе с миссией компания получает: долговременную цель; систему ценностей; идеологию бизнеса. Миссия способствует: формированию или закреплению желаемого имиджа; единению внутри организации, развитию корпоративного духа, созданию благоприятного климата, поскольку выражает философию, принципы, ценностные ориентиры, принимаемые как руководством, так и остальными сотрудниками; позволяет сотрудникам осознать свое место в компании, соизмерить свои личные цели с целями фирмы; гарантирует, что компания действует на основе ясных совместимых целей и избежит ненужных затрат и конфликтов; помогает сохранить устойчивость в неблагоприятной среде; для внешнего мира дает представление, куда и зачем стремится организация; для сотрудников дает единую организующую цель; показывает обществу способность фирмы прогнозировать его потребности быстрее других и с меньшими затратами удовлетворять их и доказывать потребителям свое превосходство над конкурентами.

Сложность в формулировке миссии заключается в том, что она не содержит конкретных цифр. С одной стороны, она должна быть понятной, с другой – задавать общие ориентиры и оставлять место для развития организации.

Миссию можно считать рабочим инструментом, если она не просто заявлена, а разделяется большинством сотрудников и является руководством к действию.

Когда говорят о миссии, говорят о компании, а не о продукте или услуге. Краткая и емкая формулировка миссии – это не текущий рекламный слоган. Ее формулировка в отличие от ситуативного рекламного слогана должна отвечать на вопрос, во имя чего Вы делаете свой бизнес.

Миссии могут существовать столетия. Но внутреннюю среду организации составляют такие переменные, как цели, люди, структура, технологии, финансы. Изменение одной переменной влечет за собой изменения в других. Миссия венчает собой систему целей и является своеобразной «рамкой» организации, определяющей конфигурацию всех других переменных. Изменение миссии меняет содержание всей «картины организации». Смена миссии – это появление другой организации под тем же именем.

Миссия компании – это документ, который вырабатывается ключевыми людьми (руководством) компании. В нем содержится согласованное видение будущего компании. Эффективными помощниками при разработке миссии могут стать психологи. Процедура разработки миссии включает следующие этапы:

1.диагностика текущего состояния компании и желаемого состояния в будущем.

2.выработка у руководства общего видения своего бизнеса.

3.обсуждение миссии среди ключевых людей компании с целью определения подмиссий и средств трансляции разработанных целей «вниз».

4.литературная обработка полученного черновика, рекламная формулировка миссии.

5.определение возможностей использования миссии для креатива в рекламе и PR.

Корпоративный кодекс – уникальный документ конкретной организации, описывающий: правила корпоративной культуры, повышающие эффективность работы сотрудников и проясняющие для внешнего мира принципы поведения и управления организацией; процедуры внедрения правил поведения и управления в бизнес-процессы организации; механизмы контроля за их исполнением.

Структура корпоративного кодекса может включать: миссию компании; культуру управления; культуру поведения; процедуру внедрения принятых правил поведения и управления (информирование, мероприятия, обучение, закрепление правил в документации); систему контроля за исполнением принятых правил поведения и управления (поощрения, наказания, процедуры разрешения конфликтов); ценности и нормы; стратегические заявления руководства; общее описание продуктов и услуг; обещания разным группам стейкхолдеров; описание стиля руководства, фирменного стиля; отношение к сотрудникам и партнерам; ритуалы и мифы.

Если система управления компанией не сертифицирована в соответствии с общепризнанными международными или российскими стандартами, то такие компоненты системы управления, как организационная структура, внутренние и внешние коммуникации, кадровая политика могут быть включены в Корпоративный кодекс. Некоторые компании ограничивают Корпоративный кодекс описанием моральных ценностей, называя такой кодекс этическим.

Корпоративный кодекс - документ, формулирующий принятые в компании правила поведения и управления, направленные на построение желаемой корпоративной культуры.

Все компоненты корпоративной культуры укладываются либо в культуру управления, либо в культуру поведения. Культуру управления, включающую структуру компании, внутрифирменные коммуникации, коммуникации с внешним миром, кадровую политику, аттестацию, оплату труда, стимулирование сотрудников, социальные гарантии, систему продвижения по служебной лестнице, систему обучения, можно достаточно жестко формализовать и стандартизировать. Культура поведения, включающая стиль управления, систему ценностей, фирменный стиль, мифы, легенды, героев, ритуалы, сложнее поддается формализации.

Корпоративный кодекс является ценным документом лишь при условии включения в систему мер, позволяющих компании достигать намеченных целей. Зафиксированные в нем положения должны соответствовать миссии и целям компании, стратегии, всем элементам системы управления, внешней среде и специфике рынка.

Чтобы изменить систему управления компанией, необходимо разработать и внедрить систему мер по установлению правил желаемой корпоративной культуры. Сопротивление изменениям неизбежно, но руководитель несет ответственность за бизнес и персонал, определяет стратегию и вправе требовать от сотрудников выполнения норм, включенных в Кодекс, если они не противоречат законам. Сотрудники могут уйти из компании, если они не согласны с принятыми в ней нормами.

Миссия и корпоративный кодекс – это программа действий, которая позволяет внутренним и внешним ключевым аудиториям прогнозировать и планировать свое взаимодействие с организацией.

Создатели организации и ее управляющие, работая над миссией и корпоративным кодексом, получают долгосрочную программу развития и эффективный механизм управления. Если компания стремится к долгой жизни на рынке, то ее основной и постоянной целью будет создание и поддержание лояльной клиентской базы, а философией – удовлетворение запросов потребителей. Реализуется эта цель и философия через бизнес-процессы, требующие лояльных и квалифицированных сотрудников, адекватных финансов, качественной продукции, оперативных коммуникаций. В такой системе прибыль будет не целью, а результатом деятельности компании.

Даже просто попытка сформулировать миссию и разработать корпоративные правила управления и поведения – без результата в виде письменного документа и построения системы менеджмента – очень полезная вещь для того, чтобы осознать свои цели и место своего бизнеса на рынке, его возможности и ограничения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.