КРИЗИС КАК ОСОБЫЙ ЭТАП ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ (БЫЧКОВА М.Н.)⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Существует несколько теорий конфликта. Ральф Дарендорф (диалектическая теория) считал, что конфликт должен включать особую переменную – разногласия. Он анализирует любую социальную организацию, начиная от индивида, небольшой группы или учреждения, до общества в целом. Для этой организации характерно четкое разделение ролей и статусов, отношения власти стремятся быть узаконенными. Особенности протекания конфликта зависят от того, каково отношение и принадлежность к власти и авторитету различных ролевых подгрупп и личностей. Дарендорф выделяет 2 типа ролей – правящие (заинтересованы в сохранении своего положения) и управляемые(заинтересованы в перераспределении власти). Но распределение власти узаконивает новые группы правящих и управляемых, которые снова начинают конкурировать. Таким образом, развитие организации – это цепь повторяющихся конфликтов по поводу отношений власти. Георг Зиммель (конфликтный функционализм) считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Конфликт является естественной составляющей процессов ассоциации и диссоциации (из этих процессов состоит социальная структура общества). Конфликт необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям. Льюис Козер в своей работе «Функции социального конфликта» утверждал, что конфликт присущ всем уровням социальных систем и не может рассматриваться как патология, слабость или отклонение. Мир есть рабочий процесс разрешения конфликта. Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины: · Конкуренция – особый вид противоборства, цель которого получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. Может сопровождаться конфликтом, а может и не сопровождаться. · Соперничество – борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. · Соревнование – более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества. · Враждебность – фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Не всегда выливается в конфликт, так же как и не в любом конфликте доминирует враждебность. · Кризис – состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям. Кризису часто предшествуют и сопровождают конфликты, но не каждый конфликт порождает кризис. Есть три фазы конфликта: 1. конфронтационная – стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого 2. переговорная – стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный 3. коммуникативный – выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов. Если конфронтация не превращается в коммуникацию, можно говорить о кризисе. Параметры кризисной ситуации: · большая степень угрозы жизни, безопасности и самому существованию организации; · отсутствие времени: принятие решения должно происходить намного быстрее, чем обычно; · стресс у тех людей, которые отвечают за менеджмент данной ситуации. Кризис имеет 2 основные составляющие – удар (по репутации, собственности, финансам) и потенциальная возможность обновления (и даже прорыв на новый уровень). Кризис не возникает на пустом месте, ему предшествует предкризисный период, который почти всегда можно определить по наличию симптомов. Философы смотрят на кризисные ситуации весьма оптимистично. С их точки зрения, развитие возможно только через кризис. Толкот Парсонс(социолог) рассматривал 4 уровня организации социального действия: уровень биологического организма, уровень личности, уровень социальной системы, уровень культурной системы. Протекание действия на каждом уровне связано с решением 4 функциональных проблем: сохранением самотождественности системы, достижением цели, интеграцией и адаптацией. Основной проблемой в теории социальногодействияявляется проблема равновесия, т.е. поддержания стабильности существующих социальных систем. Роберт Кинг Мертонв своей интерпретации структурно-функционального анализа утверждает, что в процессе функционирования общества жесткая связь между структурными элементами и определенными функциями отсутствует. Концепции Парсонса и Мертона дают возможность применить системный подход к исследованию функционального значения кризиса, как необходимого явления для устойчивого функционирования такой сложнейшей системы, которой является современная организация. Сегодня о функциональных особенностях кризиса, его сложной и противоречивой природе, его огромной роли в развитии организации, решающем значении для состояния репутации и необходимости программ по его преодолению рассуждает множество теоретиков и практиков сферы PR. Каждый сотрудник должен знать, какие действия предпринять до, во время и после кризиса. В первый день кризиса разрабатывается сценарий мероприятий «8» часов. Выделяются информационные потоки, которые проходят через целевую аудиторию. Назначаются ответственные за координацию мероприятий лица. Назначаются сотрудники для ведения переговоров со СМИ. После кризиса необходимо действовать незамедлительно, не останавливаясь «на передышку». Необходимо периодически организовывать «спровоцированные кризисы». Очень важно относиться к кризису как к новым возможностям. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|