Тексты резолюции № 61 ЕЭК ООН и ПСВП приведены в редакции оригиналов.
Таблица 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| 3-4 ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ
3.4.1 Водонепроницаемые переборки
| 3-4.1.2 На соответствующем расстоянии от носового перпендикуляра должна быть установлена таранная пере-
| 2.4.64 На всех судах должны быть форпиковая и ахтерпиковая поперечные непроницаемые переборки.
| В соответствии с соотношениями главных раз-
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| борка. Администрация может потребовать доведения таранной переборки на судах с удлиненным полубаком до палубы полубака.
3-4.1.3 На судах, плавающих в зонах 2 и 3, таранная переборка должна быть установлена на расстоянии 0,04 L – – 0,04 L + 2 м. На судах, плавающих в зоне 1, таранная переборка должна быть установлена на расстоянии 0,04 L ‑ 0,08 L в корму от носового перпендикуляра, где L ‑ длина согласно определению в разделе 1-2.
| Форпиковая переборка должна устанавливаться от носового перпендикуляра в корму на расстоянии, не меньшем половины ширины корпуса. Для судов шириной больше 14 м допускается по согласованию с РРР уменьшать длину форпика.
| мерений судов, на которые распространяется действие ПСВП, форпиковая переборка должна устанавливаться на расстоянии 0,085 ¸ 0,1 L,
где L — длина по КВЛ. Требования ПСВП более «жeсткие».
| 3-4.1.4 На судах длиной более 25 м ‑ в кормовой части судна на соответствующем расстоянии от кормового перпендикуляра в зависимости от обводов кормовой оконечности судна должна быть установлена переборка.
| 2.4.64 На всех судах должны быть форпиковая и ахтерпиковая поперечные непроницаемые переборки.
| ПСВП предъявляют требования к наличию ахтерпиковой переборки для всех судов независимо от длины.
Требования ПСВП более «жeсткие», чем европейские предписания для судов менее 25 м..
| 3-4.1.6 В зависимости от конструкции судна Администрация может потребовать
| 2.4.70 На сухогрузных судах минимальное число непроницаемых поперечных
| Требование пункта ПСВП имеет коли-
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| установить, помимо перечисленных выше, другие водонепроницаемые переборки.
| переборок, включая форпиковую и ахтерпиковую, должно быть при длине судна: 20 – 60 м — 3; 61 – 80 м — 4; 81 – 100 м — 5; 101 м и более — 6.
| чественную оценку качественного требования, изложенного в резолюции.
| 3-4.1.7 Администрация может допускать отступления от этих положений при условии обеспечения равноценной безопасности.
| 2.4.71 На судах с двойным дном и двойными бортами поперечные переборки в пределах грузового трюма можно не устанавливать.
В этом случае межбортовые непроницаемые полупереборки (диафрагмы) следует устанавливать не реже чем через 15 шпаций. Толщина полупереборок назначается по 2.4.45, а их набор должен отвечать требованиям 2.4.74‚ 2.4.75‚ 2.4.77‚ 2.4.78.
Каждую вторую межбортовую полупереборку допускается выполнять проницаемой.
| Пункт ПСВП реализует отступление от положений, описываемое п.3-4.1.7 резолюции № 61 ЕЭК ООН.
| 3-5 КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДОВ
3-5.1 Общие принципы
| 3-5.1.4 Допустимый кренящий момент для всех требуемых состояний нагрузки определяется по диаграмме статической и динамической остойчивости согласно значениям допустимого угла крена, которые приводятся для разных критериев остойчивости в разделах 3-5.2 и 3-5.3.
Для прямобортных судов определение допускаемых
| 12.3.1 Проверку остойчивости судна по основному критерию и дополнительным требованиям следует выполнять по диаграммам динамической и статической остойчивости для соответствующих вариантов нагрузки.
12.7.6 Для прямобортных судов классов «Р» или «Л» допускается не выполнять
| Требования европейских предписаний распространяются на суда, плавающие во всех зонах. Аналогичные требования ПСВП (разница в зна-
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| кренящих моментов может быть произведено без построения диаграммы по следующим формулам:
i) при динамическом действии внешних сил:
Мperm = 0,0856·D· ·j perm (кНм)
ii) при статическом действии внешних сил:
Мperm = 0,1712·D · ·j perm (кНм)
где: = начальная метацентрическая высота с поправкой на влияние свободных поверхностей жидких грузов, в метрах,
Mреrm = допустимый кренящий момент.
| расчеты по диаграмме остойчивости, если кренящий момент от динамического действия ветра (см. 12.5) не превышает предельно допустимый момент Mдоп , определяемый по выражению‚ кН×м:
Mдоп = 0,0087Dh¢0qдоп,
(12.7.6)
где D — вес судна при осадке по действующую ватерлинию, кН;
h¢0 — метацентрическая высота, вычисленная с учетом поправки на влияние свободных поверхностей жидких грузов, а для ледоколов и с учетом обледенения, м;
qдоп — предельно допустимый угол при динамических наклонениях, град, который следует принимать равным наименьшему из значений: угла qзал‚ угла входа кромки палубы в воду или угла оголения середины скулы.
| чениях предельно допустимого момента по ПСВП и европейским предписаниям составляет 1,6% в сторону увеличения по ПСВП). Но ПСВП допускают выполнение данного требования только для судов класса «Р» и «Л», то есть плавающих в зоне 2 и 3 согласно европейским предписаниям.
Требования ПСВП для судов класса «О», т.е. плавающих в зоне 1 по европейским предписаниям, более «жeсткие».
| 3-5.2 Основной критерий
| 3-5.2.3 Кренящий момент от динамического давления ветра принимается равным:
| 12.5.1 Кренящий момент от динамического действия ветра на судно определяет-
| Требования ПСВП более «мягкие» по
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| Мwd = 0,001 · Рwd · Аw · lw (кНм),
где Рwd — удельное давление ветра, значение которого принимается по нижеследующей таблице в зависимости от зоны плавания судна и возвышения центра парусности;
lw — возвышение центра парусности свободно плавающего судна — расстояние между центром парусности и плоскостью действующей грузовой ватерлинии в прямом положении судна на спокойной воде (м).
Удельное давление ветра Рwd, (Па):
В площадь парусности Аw должны включаться проекции всех поверхностей: корпуса, надстроек, палубных механизмов, палубных грузов и других элементов надводной части судна на диаметральную плоскость судна в прямом его положении. Площади проекций конструкций круглого сечения, отдельно расположенных на палубе, должны приниматься с эффективным коэффициентом обтекания 0,6.
При вычислении боковой площади конструкций решетчатого типа засчитывают-
| ся по формуле‚ кН×м:
Mкр = 0,001pSz, (12.5.1)
где p — условное расчетное динамическое давление ветра, Па;
S — площадь парусности судна при средней осадке по действующую ватерлинию, м2;
z — приведенное плечо кренящей пары при одновременных крене и боковом дрейфе судна, м.
12.5.2 Условное расчетное динамическое давление ветра необходимо принимать в соответствии с классом судов по табл. 12.5.2 в зависимости от возвышения центра парусности zт, м, над плоскостью действующей ватерлинии (при средней осадке Т):
zт = zп – Т, (12.5.2)
где zп — возвышение центра парусности над основной плоскостью судна, м.
Таблица 12.5.2
Возвышение центра парусности zT‚ м
| Условное расчетное динамическое давление ветра р‚ Па
| «М»
| «О»
| «Р» и «Л»
| не более 0‚5
1‚0
1‚5
2‚0
2‚5
3‚0
4‚0
5‚0
не менее 6‚0
|
|
|
|
| сравнению с европейскими предписаниями.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| ся площади, ограниченные контурами решетчатых конструкций, умноженные
на коэффициенты заполнения, значения которых принимаются из нижеследующей таблицы:
Тип решетчатой конструкции
| Коэффициент заполнения
| Леерные ограждения:
|
| - не затянутые сеткой
| 0,2
| - затянутые сеткой
| 0,6
| Прочие решетчатые конструкции
| 0,3 – 0,5
| | 12.5.3 В площадь парусности должны быть включены проекции на диаметральную плоскость всех сплошных поверхностей элементов корпуса, надстроек и рубок, мачт, дымовых труб, вентиляторов, шлюпок и палубных грузов, а также тентов, которые могут быть натянуты при штормовой погоде.
Парусность несплошных поверхностей элементов судна — лееров, крановых ферм решетчатого типа, рангоута (за исключением мачт), такелажа и т. п. приближенно допускается учитывать увеличением вычисленных для минимальной осадки суммарной площади упомянутых выше сплошных поверхностей на 5 %, а ее статического момента относительно основной плоскости судна — на 10 %.
|
| 15-3 Остойчивость (пассажирских судов)
| 15-3.1 С помощью расчетов, основанных на результатах применения стандарта остойчивости неповрежденного судна, должно быть доказано, что остойчивость неповрежденного судна является достаточной. Все расчеты должны производиться без учета крена, дифферента или затопления.
| ПСВП не имеют аналогичного требования.
| Целесообразно рассмотреть вопрос о включении аналогичного требования в ПСВП.
| 15-3.2 Остойчивость неповрежденного судна должна быть доказана для следующих стандартных условий загрузки:
| 12.8.1 Проверка остойчивости пассажирских судов по основному критерию, указанному в 12.4, должна быть выполнена при следующих
| Требования ПСВП и европейских предписаний различаются
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| i) в начале рейса: 100% пассажиров, 98% запасов топлива и пресной воды, 10% сточных вод;
ii) во время рейса: 100% пассажиров, 50% запасов топлива и пресной воды, 50% сточных вод;
iii) в конце рейса: 100% пассажиров, 10% запасов топлива и пресной воды, 98% сточных вод;
iv) порожнем: без пассажиров, с 10 % запасов топлива и пресной воды; без сточных вод.
Для всех стандартных условий загрузки судна балластные цистерны считаются либо пустыми, либо полными в соответствии с нормальными эксплуатационными условиями.
В качестве предварительного условия замены балласта на ходу судна необходимо удостовериться в выполнении требования пункта 15-3.3 iv) для следующих условий загрузки:
100% пассажиров, 50% запасов топлива и пресной воды, 50% сточных вод; все остальные резервуары с жидкостями (включая балластные цистерны), считаются заполненными на 50%.
Если это условие не может быть выполнено, в судовое свидетельство должна быть внесена соответствующая запись о том, что на ходу судна балластные цистерны могут быть только пустыми
| вариантах нагрузки:
.1 судно в полном грузу, с полной нормой запасов и топлива, с полным количеством каютных и палубных пассажиров с багажом;
.2 судно в полном грузу, с 10 % запасов и топлива, с полным количеством каютных и палубных пассажиров с багажом;
.3 судно без груза, с 10 % запасов и топлива, с полным количеством каютных и палубных пассажиров с багажом;
.4 судно без груза и пассажиров, с 10 % запасов и топлива.
При проверке остойчивости судна по основному критерию считается, что все каютные пассажиры находятся в своих помещениях, все палубные пассажиры — на своих палубах, а размещение грузов в грузовых трюмах и на палубах соответствует нормальным условиям эксплуатации данного судна.
Для вариантов нагрузки 12.8.1.1 – 12.8.1.3 должна быть также проверена остойчивость судна, удовлетворяющая дополнительным требованиям, изложенным ниже (см. 12.8.2, 12.8.7, 12.8.12).
12.8.2 Остойчивость пассажирских судов должна быть достаточной в случае скопления пассажиров у одного борта…
| одним случаем загрузки.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| либо полными, причем на ходу судна условия балластировки не могут быть изменены.
| 12.8.7 Остойчивость пассажирских судов при скоплении пассажиров у одного борта должна быть достаточной при наибольшем динамическом крене, возникающем в эволюционный период циркуляции…
12.8.12 Остойчивость пассажирских судов, у которых центр парусности расположен выше 2 м над действующей ватерлинией, должна быть достаточной при скоплении пассажиров у одного борта в случае статического действия ветра.
|
| 15-3.3 Доказательство достаточной остойчивости неповрежденного судна расчетным путем должно быть представлено с использованием следующих определений для остойчивости неповрежденного судна и для указанных в пункте 15-3.2 i) - iv) стандартных условий загрузки:
i) наибольшее восстанавливающее плечо hmax имеет место при угле крена jmax≥15° и должно составлять не менее 0,20 м. Однако при jf < jmax восстанавливающее плечо при угле затопления jf должно составлять не менее 0,20 м;
ii) угол затопления jf должен составлять не менее 15°;
iii)площадь A под диаграммой восстанавливающих плеч
| В главах 12.3 – 12.7 ч. I ПСВП изложен метод проверки остойчивости по основному критерию и дополнительным требованиям, который по базовым подходам отличается от требований резолюции.
| Подходы РРР и GL/BV отличаются.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| в зависимости от положения jf и jmax должна быть равна, по меньшей мере, следующим величинам:
Случай
|
| A
| jmax = 15°
|
| 0,07 м∙.рад до угла j = 15°
| 15°<jmax<30°
| jmax£jf
| 0,055+ +0,001*(30°–jmax) м∙.рад до угла jmax
| 15°<jf <30°
| jmax>jf
| 0,055+ +0,001*(30°–jf) м∙.рад до угла jf
| jmax ³ 30° и jf ³ 30°
|
| 0,055 м∙.рад до угла j = 30°
| где: hmax — наибольшее восстанавливающее плечо;
j — угол крена;
jf — угол затопления, т.е. угол крена, при котором отверстия в корпусе, надстройке или рубках, которые не могут быть задраены до достижения непроницаемости, погружены в воду;
jmax — угол крена, соответствующий наибольшему восстанавливающему плечу;
A — площадь под диаграммой восстанавливающих плеч;
iv) начальная метацентрическая высота GMo с поправкой на влияние свободных поверхностей жидкости в цистернах должна составлять не менее 0,15 м;
v) в каждом из следующих двух случаев угол крена не
| |
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| должен превышать 12°:
- при действии кренящего момента от скопления пассажиров и воздействия ветра в соответствии с пунктами 15-3.4 и 15-3.5;
- при действии кренящего момента от скопления пассажиров и циркуляции в соответствии с пунктами 15-3.4 и 15-3.6;
vi) остаточный надводный борт при действии кренящего момента от скопления пассажиров, воздействия ветра и циркуляции в соответствии с пунктами 15‑3.4, 15-3.5 и 15-3.6 должен быть не менее 200 мм;
vii) расстояние безопасности для судов с иллюминаторами или другими отверстиями в корпусе ниже палубы переборок, не являющимися водонепроницаемыми, при действии всех трех кренящих моментов, указанных в подпункте vi), должно составлять, по меньшей мере, 100 мм
| |
| 15-3.4 Кренящий момент от скопления пассажиров у одного борта рассчитывается по следующей формуле:
[кН∙м],
где: P – общая масса людей на борту в [т], вычисленная путем сложения максимально разрешенного числа пассажиров и наибольшего количества персонала на борту судна, а также членов экипа-
| 12.8.2 Остойчивость пассажирских судов должна быть достаточной в случае скопления пассажиров у одного борта, т. е. должно быть выполнено условие
Mп < M¢доп , (12.8.2)
где Mп — кренящий момент от скопления пассажиров у одного борта, кН×м, см. 12.8.3;
M¢доп — предельно допустимый момент при статиче-
| В ПСВП не приводится лишь сама формула расчeта кренящего момента, в остальном требования РРР и GL/BV идентичны.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| жа в нормальных эксплуатационных условиях, принимая среднюю массу одного человека равной 0,075 т;
y — поперечное отстояние центра тяжести общей массы людей Р от диаметральной плоскости, в [м];
g — ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с²);
Pi —масса людей, приходящаяся на площадь Ai,, в [т]
Pi = ni 0,075Ai [т],
где: Ai —площадь, занимаемая людьми, в [м²]
ni —количество человек на квадратный метр площади;
ni —4 для свободных участков палуб с незакрепленной мебелью; для участков палуб с жестко прикрепленной мебелью, например, лавками, ni рассчитывается, исходя из того, что на одного пассажира отводится сидячее место размером 0,45 (по ширине) на 0,75 м (в глубину);
yi —поперечное отстояние геометрического центра площади Ai от диаметральной плоскости, в [м].
Расчеты должны производиться применительно к скоплению людей как у левого, так и правого борта.
Распределение людей должно соответствовать наиболее неблагоприятному случаю с точки зрения остойчивости. При расчете кренящего момента от скопления пассажиров каюты считаются незаня-
| ских наклонениях судна, кН×м, см. 12.8.5.
12.8.3 Кренящий момент Mп следует определять по расчетной схеме скопления пассажиров у одного борта, что соответствует наиболее опасному их размещению, возможному в нормальных условиях эксплуатации судна. В этом случае размещение пассажиров следует принимать у одного борта на площадях палуб, свободных от оборудования и устройств, с учетом ограничений допуска пассажиров на ту или иную часть палубы.
При определении кренящего момента Mп плотность размещения пассажиров необходимо принимать: на судах, совершающих постоянные рейсы продолжительностью более 24 ч, — 4 чел. на 1 м2 свободной площади палуб; на судах, совершающих рейсы продолжительностью менее 24 ч, — 6 чел. на 1 м2.
Площади наружных проходов, расположенных возле фальшбортов или леерных ограждений, следует принимать с коэффициентом 0,75 при ширине проходов более 0,7 м и с коэффициентом 0,50 при ширине £ 0,7 м.
Площади проходов между диванами (скамейками, креслами), на которых возможно скопление пассажиров дополнительно к сидя-
|
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| тыми.
Для расчета различных условий загрузки центр тяжести одного человека принимается расположенным на высоте 1 м над самой низкой точкой палубы при 0,5 Lwl без учета седловатости палубы, а масса одного человека принимается равной 0,075 т.
Подробный расчет палубных площадей, занимаемых людьми, может не производиться при использовании следующих величин:
P = 1,1× Fmax× 0,075для судов, совершающих дневные рейсы
1,5× Fmax× 0,075для каютных судов,
где: Fmax —максимально разрешенное количество пассажиров на борту;
Y = B/2, в [м].
| щим на своих местах, следует принимать с коэффици-ентом 0,5.
Массу одного пассажира следует принимать равной 75 кг, а центр тяжести — расположенным на высоте 1,1 м от уровня палубы.
|
| 15-3.5 Кренящий момент от статического действия ветра (Mwst) рассчитывается следующим образом:
Mwst = pw .Aw .(lw+T/2) [кНм],
где: pw —удельная ветровая нагрузка, равная 0,15 кН/м² для зоны 3 и 0,25 кН/м² для зон 1 и 2;
Aw —боковая проекция судна над плоскостью ватерлинии для рассматриваемых условий загрузки, приведенных в пункте 15-3.2, в м²;
lw —расстояние от центра тяжести боковой проекции AW над плоскостью ватерлинии для рассматриваемых условий загрузки, приведенных в пункте 15-3.2, в м.
| ПСВП не рассматривают кренящий момент от статического действия ветра.
| —
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| 15-3.6 Кренящий момент от действия центробежной силы (Mcf), вызванной циркуляцией судна, рассчитывается следующим образом:
Mcf = ccf .CB .v² .D/LWL .(KG - T/2)[кНм],
где: ccf —коэффициент, равный 0,45;
CB —коэффициент полноты водоизмещения (если он неизвестен, то принимается равным 1,0);
v —максимальная скорость судна, в м/с;
KG —расстояние от центра тяжести до основной плоскости, в м.
Для пассажирских судов с системами движителей в соответствии с 6-6 Mcf вычисляется исходя из результатов опытных или модельных испытаний, либо путем соответствующих расчетов.
| 12.8.8 Динамически приложенный кренящий момент, действующий на судно в эволюционный период циркуляции‚ кН×м:
Mц = cv20D (zg – a3T)/L, (12.8.8)
где c — коэффициент, зависящий от типа судовых движителей и равный 0,029 для винтовых и водометных и 0,045 для колесных судов;
v0 — скорость судна перед входом в циркуляцию, принимаемая равной 0,8 скорости полного хода на прямом курсе, м/с;
D — вес судна при осадке по действующую ватерлинию, кН;
zg — возвышение центра тяжести судна над основной плоскостью, м;
a3 — коэффициент, учитывающий смещение центра бокового давления по высоте при дрейфе судна и определяемый по табл. 12.8.8 в зависимости от отношения B/T (B — ширина судна по действующую ватерлинию);.
Таблица 12.8.8
В/Т
| a3
| B/T
| a3
| < 2,50
3,00
4,00
5,00
6,00
| 0,73
0,50
-0,27
-1,27
-2,33
| 7,00
8,00
9,00
>10,00
| -3,38
-4,45
-5,40
-6,00
| L и T — соответственно длина судна и его средняя осадка по действующую ватерлинию, м.
Примечание. Формула (12.8.8) действительна для водоиз-
| ПСВП учитывают при расчeте отношение В/Т судна в отличие от европейских предписаний в которых коэффициент, зависящий по ПСВП от отношения В/Т, постоянен.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
|
| мещающих однокорпусных судов с числом Фруда по длине
Во всех остальных случаях материалы по остойчивости судна на циркуляции являются предметом специального рассмотрения РРР
|
| 15-3.8 В случае затопления плавучесть судна должна быть доказана для стандартных условий загрузки, указанных в пункте 15-3.2. Соответственно, математическое доказательство достаточной остойчивости должно быть представлено для трех промежуточных стадий затопления (25%, 50% и 75% заполнения от конечного затопления) и для конечной стадии затопления.
| —
| Требования европейских предписаний более детализированы, чем ПСВП.
| 15-3.9 Суда, эксплуатируемые в зонах 1, 2 и 3, должны соответствовать 2-отсечной непотопляемости [1]/, кроме судов длиной не более 45 м и предназначенных для перевозки максимум 250 пассажиров, которые могут иметь 1-отсечную непотопляемость. Тем не менее суда, которые должны соответствовать 2-от-сечной непотопляемости и которые эксплуатируются в зонах 2 и 3, могут иметь 1-отсечную непотопляемость при условии наличия двойных бортов и двойного дна с минимальными междудонным и межбортовым рассто-
| 13.1.2 В расчетах непотопляемости размеры повреждений борта и днища должны быть приняты в соответствии с 13.1.3 и 13.1.4.
13.1.3 Размеры и форму повреждений бортовой части корпуса следует принимать такими:
.1 длина повреждения — 4 % длины судна L;
.2 глубина повреждения, измеренная от внутренней поверхности наружной обшивки под прямым углом к диаметральной плоскости, — 0,075 В или 0,9 м в зависимости от того, что меньше;
| Требования ПСВП в отношении размеров повреждений пассажирских судов более «мягкие» по сравнению с европейскими предписаниями.
Требования ПСВП более «жeсткие» в отношении отстояния нижних кромок откры-
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| яниями, равными 0,6 м, и если междудонное и межбортовое пространства соответствуют 2-отсечной непотопляемости. В зоне 3 Администрация бассейна может допустить 1-отсечную непотопляемость.
При рассмотрении затопления надлежит учесть следующие предположения о размере повреждений:
i) предполагаемые размеры повреждений для 1-отсечной и 2-отсечной непотопляемости приведены в таблице ниже:
Размеры бортовых повреждений
| длина l [м]
| 1,20 + 0,07·LWL
| ширина b[м]
| B/5
| по вертикали h [м]
| от днища неограниченно вверх
| Размеры повреждений по днищу
| длина l [м]
| 1,20 + 0,07·LWL
| ширина b[м]
| B/5
| по вертикали h [м]
| 0,59; трубопроводы, проложенные в соответствии с пунктом 15-2.13 iii), считаются неповрежденными
| ii) для 1-отсечной непотопляемости переборки считаются неповрежденными, если расстояние между двумя смежными переборками превышает размер зоны повреждения. Продольные переборки на расстоянии, меньшем, чем В/3, измеренном перпендикулярно осевой линии от наружной обшивки при наибольшей осадке, в расчетах не учитываются;
| .3 размер повреждения по вертикали — от основной плоскости неограниченно вверх;
.4 повреждение по форме — прямоугольный параллелепипед.
13.1.4 Размеры повреждения по днищу следует принимать такими:
.1 длина повреждения — 4 % длины судна L;
.2 ширина повреждения — 0,1 В;
.3 размер повреждения по вертикали — 0,05 В или 0,8 м в зависимости от того, что меньше.
3.2.1Требования ПСВП к непотопляемости судов считаются выполненными, если при затоплении отсеков 13.2.2:
.1 предельная линия погружения не входит в воду;
.2 нижние кромки открытых отверстий, через которые забортная вода может распространяться в неповрежденные отсеки, возвышаются над аварийной ватерлинией до спрямления не менее чем:
0,3 м — для пассажирских судов, судов специального назначения, разъездных судов и непассажирских судов, перевозящих организованные группы людей, классов «М», «О», «Р» длиной 25 м и более;
0,15 м — для судов класса «М», кроме указанных в
| тых отверстий, через которые забортная вода может распространяться в неповрежденные отсеки, до аварийной ватерлинии.
Требования ПСВП и европейские предписания идентичны в отношении значений коэффициентов проницаемости отсеков.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| iii)для 2-отсечной непотопляемости каждая переборка внутри поврежденной зоны считается поврежденной. Судно должно остаться на плаву после затопления;
iv) самая нижняя точка каждого отверстия, не являющегося водонепроницаемым (например, дверей, иллюминаторов, лазов и люков), в конечной стадии затопления должна находиться на расстоянии по меньшей мере 0,10 м над ватерлинией поврежденного судна. В конечной стадии затопления палуба переборок не должна быть погружена в воду;
v) коэффициент проницаемости принимается равным 95%. Если в результате расчетов доказано, что в каком-либо отсеке средняя проницаемость составляет менее 95 %, то вместо этой величины может использоваться значение, полученное расчетным путем.
Значения коэффициента проницаемости должны быть не менее:
Салоны — 95%
Машинное и котельное отделения — 85%
Багажные отделения и кладовые — 75%
Междудонное пространство, топливные цистерны, балластные и прочие цистерны в зависимости от того, должны ли эти емкости в соответствии с их назначением считаться заполненными или
| предыдущем абзаце, а также для пассажирских судов, судов специального назначения, разъездных судов и непассажирских судов, перевозящих организованные группы людей, классов «М», «О» длиной менее 25 м;
0,075 м — для пассажирских судов, судов специального назначения, разъездных судов и непассажирских судов, перевозящих организованные группы людей, класса «Р» длиной менее 25 м и для остальных судов;
.3 углы крена до и после спрямления не превышают значений, регламентированных 13.2.8;
.4 аварийная остойчивость удовлетворяет требованиям 13.2.10;
.5 параметры аварийной диаграммы статической остойчивости соответствуют нормативам, установленным в 13.2.11.
13.1.7 В проверочных расчетах непотопляемости расчетный объем затапливаемых отсеков следует определять с учетом коэффи-циентов проницаемости объемов каждого помещения отсека, которые необходимо принимать равными:
0,98 — для междубортовых и междудонных отсеков, балластных цистерн, порожних нерефрижераторных трюмов, свободных подпалубных отсеков судов-площадок;
|
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| порожними, когда судно погружено по плоскость наибольшей осадки – 0 или 95%
Расчет влияния свободных поверхностей на промежуточных стадиях затопления должен быть основан на общей площади поверхности поврежденных отсеков;
vi) если повреждение с размерами меньшими, чем указанные выше, может привести к более тяжелым последствиям в отношении крена или уменьшения метацентрической высоты, оно должно быть учтено для целей расчетов.
| 0,95 — для жилых и пассажирских помещений, сухих форпиковых и ахтерпиковых отсеков, помещений, загруженных колесной порожней техникой;
0,93 — для порожних рефрижераторных трюмов;
0,85 — для машинных отделений средних и крупных судов (L > 40 м);
0,80 — для машинных отделений малых судов (L < 40 м);
0,60 — для помещений, занятых генеральными грузами, судовыми запасами;
0,55 — для трюмов, занятых насыпным грузом, в том числе углем;
0,35 — для трюмов, занятых лесным грузом;
0,25 — для трюмов, загруженных мешками с мукой или цементом в пакетах.
13.1.5 Если любое повреждение судна с размерами, меньшими, чем указано в 13.1.3, 13.1.4, может привести к более тяжелым последствиям в отношении аварийной посадки и (или) аварийной остойчивости, то такой вариант повреждения должен быть рассмотрен при выполнении проверочных расчетов непотопляемости.
|
| 15-3.10 На всех промежуточных стадиях затопления, указанных в пункте 15-3.8, должны соблюдаться следующие критерии:
| Требования в отношении промежуточных стадий затопления в ПСВП отсутствуют.
| Требования ПСВП более «мягкие», чем европейские предписания.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| i) угол крена j в состоянии равновесия на рассматриваемой промежуточной стадии затопления не должен превышать 15°;
ii) вне крена в состоянии равновесия на рассматриваемой промежуточной стадии затопления положительная площадь под кривой восстанавливающих плеч должна соответствовать восстанавливающему плечу GZ ≥ 0,02 м до погружения первого незащищенного отверстия или достижения угла крена j, равного 25°;
iii)отверстия, не являющиеся водонепроницаемыми, не должны погружаться в воду при отсутствии крена в положении равновесия в рассматриваемой промежуточной стадии затопления.
| |
| 15-3.11 В конечной стадии затопления должны соблюдаться следующие критерии при учете кренящего момента от скопления пассажиров в соответствии с пунктом 15-3.4:
i)угол крена jE не должен превышать 10°;
ii)вне состояния равновесия положительная площадь под кривой восстанавливающих плеч должна соответствовать восстанавливающему плечу GZR ≥ 0,05 м с площадью А ≥ 0,0065 м×рад. Эти минимальные величины остойчивости должны быть соблюдены до погружения первого незащищенного отверстия или в любом случае до достижения
| 13.2.8 Угол крена в конечной стадии несимметричного затопления до принятия мер по спрямлению судна не должен превышать:
15° — для пассажирских судов;
20° — для непассажирских судов.
13.2.9 Угол крена при несимметричном затоплении после принятия мер по спрямлению судна не должен превышать:
7° — для пассажирских судов;
12° — для непассажирских судов.
13.2.11 Диаграммы стати-
| Требования ПСВП более «мягкие», чем европейские предписания в отношении угла крена в конечной стадии затопления.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| угла крена jm ≤ 25°;
iii)отверстия, не являющиеся водонепроницаемыми, не должны погружаться в воду до достижения положения равновесия; если такие отверстия погружаются в воду до достижения этого положения, то помещения, сообщающиеся с рассматриваемым помещением, при расчете аварийной остойчивости считаются затопленными.
| ческой остойчивости поврежденного судна должны иметь достаточную площадь участков с положительными плечами. При этом в конечной стадии затопления, а также после спрямления для всех судов, кроме несамоходных судов-площадок, должно быть обеспечено следующее:
.1 значение максимального плеча диаграммы аварийной остойчивости не менее +0,1 м;
.2 протяженность части диаграммы аварийной остойчивости с положительными плечами — не менее 30° при симметричном затоплении и не менее 20° при несимметричном.
Для несамоходных судов-площадок эти нормативы являются рекомендуемыми.
|
| 15-3.13 Если предусмотрены отверстия для перетока, уменьшающие несимметричное затопление, они должны отвечать следующим требованиям:
| Правила РРР не содержат требований к конструкции устройств для перетекания воды с целью выравнивания и спрямления судна в аварийной ситуации.
| Возможно, имеет смысл рассмотреть целесообразность введения в ПСВП
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| i) для расчета перетока надлежит применять резолюцию ИМО A.266 (VIII);
ii) они должны быть автоматическими;
iii) они не должны быть оснащены запорными устройствами;
iv) время, требуемое для полной компенсации несимметричности, не должно превышать 15 мин.
|
| рассматриваемого пред-писания.
| 3-5.3.2 Грузовые суда
| 3-5.3.2.2 Кренящий момент судна от статического действия ветра Мwst не должен превышать предельно допускаемого момента при статических наклонениях судна Мреrm, т.е. должно быть выполнено условие
Мреrm ≥ Мwst,
где: Мwst = согласно 15-3.5;
Мреrm = предельно допускаемый момент при статических наклонениях судна ‑ момент, отвечающий углу крена, составляющему 80% от критического угла.
| ПСВП не рассматривают кренящий момент от статического действия ветра.
| —
| 3-5.3.2.3 Все суда, у которых соотношение между суммарной мощностью главных механизмов Nе и максимально допустимым водоизмещением Δ составляет Nе / D > 0,75 кВт/т, подвергаются проверке по критерию циркуляции, согласно пункту 15-3.6. При этом угол их статического крена в данном случае не должен быть более 80% критического угла.
| 12.9.4 Для всех грузовых судов с энерговооруженностью‚ то есть мощностью Рe, кВт, приходящейся на единицу водоизмещения V, м3, , должна быть проверена остойчивость в эволюционный период циркуляции, т. е. должно быть проверено условие:
Mц < Mдоп, (12.9.4)
где Mц — динамически приложенный кренящий
| В целом, требования ПСВП носят более «мягкий» характер, чем европейские предписания.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
|
| момент, кН×м, действующий на судно в эволюционный период циркуляции‚ см. 12.8.8;
Mдоп — предельно допустимый момент, кН×м, определяемый по диаграмме статической или динамической остойчивости в зависимости от угла qдоп (см. 12.9.5).
12.9.5 Предельно допустимый угол qдоп следует принимать равным или углу входа палубы в воду, или углу входа ватерлинии, проходящей на 75 мм ниже кромок отверстий, считающихся открытыми, в зависимости от того, какой из этих углов будет меньше.
|
| 3-5.3.3 Буксиры
| 3-5.3.3.1 Буксирные суда обладают достаточной остойчивостью, если предельно допускаемый момент судна Мреrm (см. 3-5.2.1) больше или равен сумме кренящих моментов от динамического действия ветра Мwd (см. 3-5.2.3) и динамического действия боковой составляющей тягового усилия Мt (см. 3-5.3.3.2), т.е. если выполнено условие
Мреrm ≥ Мwd + Мt.
3-5.3.3.2 Кренящий момент от динамического давления боковой составляющей тягового усилия определяется по формуле
Мt = 1,1 · ТB · (zt ‑ Т) (кНм),
где: zt = возвышение точки
| 12.10.2 Остойчивость всех буксирных судов должна быть достаточной при статическом воздействии буксирного каната, т. е. должно быть соблюдено условие
Mc < M¢доп , (12.10.2)
где Mс — кренящий момент от действия на судно статически натянутого буксирного каната, кН×м, см. 12.10.3;
M¢доп — предельно допустимый момент при статических наклонениях судна, кН×м, см. 12.10.6.
12.10.7 Остойчивость буксирных судов с zг >1,2zg (zg — возвышение центра тяжести судна над основной плоскостью, м) следует проверять при динамическом действии буксирного
| Требования ПСВП более «мягкие», чем европейские предписания.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| приложения тягового усилия над основной плоскостью (м);
ТB = максимальное тяговое усилие на кнехтах, замеренное при проверке на швартовах (кН).
В тех случаях, когда ТB неизвестно, в расчет принимаются следующие значения:
для D ≤ 30 т:
ТB = 0,13 Nе ‑ для буксиров без насадки;
ТB = 0,20 Nе ‑ для буксиров с насадкой;
для D ≥ 30 т:
ТB = 0,16 Nе ‑ для буксиров без насадки;
ТB = 0,20 Nе ‑ для буксиров с насадкой:
где Nе ‑ суммарная мощность главных механизмов (кВт).
| каната, т. е. должно быть выполнено условие
Mp < Mдоп , (12.10.7)
где Mр — кренящий момент, кН×м, от динамического действия на судно натянутого буксирного каната, см. 12.10.8;
Mдоп — предельно допустимый момент, кН×м, характеризующий динамическую остойчивость судна см. 12.10.10.
|
| 3-5.3.3.3 Кроме условия, приведенного в 3-5.3.3.1, остойчивость каждого буксира должна удовлетворять следующему дополнительному требованию:
угол крена от совместного действия кренящихся моментов от динамического давления ветра Мwd и от действия центробежной силы на циркуляции Мсf (см.15-3.6) не должен превышать критический угол; в любом случае этот угол не должен быть более 15°.
| Требование, аналогичное 3-5.3.3.3, в ПСВП не используется
| Требования ПСВП более «мягкие» по сравнению с европейскими предписаниями.
| Продолжение табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| 3-5.4 Дополнительные требования к судам для зоны плавания 1 (соответствует судам класса «О»)
3-5.4.1 Общие положения
| 3-5.4.1.1 Остойчивость судов, предназначенных для плавания в зоне 1, должна отвечать требованиям разделов 3-5.1, 3-5.2 и 3-5.3 для судов зоны 2, а также дополнительным требованиям настоящего раздела. Кроме того, условия удовлетворительной остойчивости, указанные в пункте 3-5.1.2, подпунктах i) и ii), должны выполняться также при одновременной бортовой качке судна.
| Требования остойчивости соответствующих разделов ПСВП распространяются и на суда класса «О». Выполнение указанных требований при одновременной бортовой качке судна не требуется.
| Требования ПСВП более «мягкие», чем европейские предписания.
| 3-5.4.1.2 Соблюдение применимых требований Рекомендаций ИМО, касающихся морских судов, может рассматриваться как эквивалентное соблюдение настоящих Рекомендаций.
| Указанное правило не применяется для судов внутреннего плавания РРР.
| —
| 3-5.4.1.3 При проверке остойчивости по основному критерию кренящий момент от динамического давления ветра Mwd вычисляется на основе удельного давления ветра Pwd, соответствующего зоне плавания 2, которое берется из таблицы пункта 3-5.2.3.
| Условное расчeтное динамическое давление ветра для судов класса «О» по правилам РРР отличается в большую сторону от соответствующего давления для судов класса «Р» и «Л», а по абсолютному значению меньше, требуемого резолюцией.
| Требования ПСВП более «мягкие», чем европейские предписания..
| 3-5.4.1.5 В качестве критического угла принимается угол крена, при достижении которого начинается заливание водой внутренних помещений судна через незакрытые отверстия в бортовой обшивке или на палубе. Этот угол может доходить максимально
| 12.7.2 За предельно допустимый угол крена qдоп при динамическом воздействии кренящего момента от ветра и волнения следует принимать или угол опрокидывания qопр или угол заливания qзал, в зависимости от того, какой из этих углов
| Требование ПСВП по допустимому углу крена более «жeсткое», чем европейские предписания.
| Окончание табл. 1.3-1
Требования резолюции № 61 ЕЭК ООН
| Требования ПСВП
| Заключение
| до верхней кромки продольного комингса люка грузового помещения или же до верхней кромки расширительных шахт наливных судов.
| меньше.
|
| Расчет величины амплитуды бортовой качки судна
3-5.4.2.1 Величина амплитуды бортовой качки jm судна с плоским днищем, радиус закругления скулы которого составляет 0,05 В или более, не снабженного скуловыми килями, определяется по нижеприведенной таблице в зависимости от величины m, рассчитанной по формуле:
m = 0,66 ∙ m1 ∙ m2 (с‑1),
где m1 и m2 = коэффициенты, определяемые согласно пунктам 3-5.4.2.2 и 3-5.4.2.3.
m (с-1)
| 0,40
| 0,60
| 0,80
| 1,00
| 1,20
| 1,40
| 1,60 или более
| jm(о)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12.6.1 Расчетные условные амплитуды бортовой качки qm, град, для корпусов судов с закругленной скулой и без скуловых килей (или брускового киля) следует принимать по табл. 12.6.1 в зависимости от частоты m, c-1, которую необходимо определять по формуле
m = m1 m2 m3, (12.6.1)
где m1, m2, m3 — множители, см. 12.6.3.
Таблица 12.6.1
m, c-1
| Амплитуда бортовой качки‚ qm, град
| Класс судна
| «М»
| «О»
| «Р»*
| 0‚40
0‚60
0‚80
1‚00
1‚20
1‚40
1‚60
1‚80
|
|
|
| * Для судов класса «Р»‚ которые признаются годными к плаванию в бассейнах разряда «О» с ограничениями по погоде.
|
| В отличии от европейских предписаний по ПСВП амплитуда бортовой качки рассчитывается с учeтом коэффициента полноты судна и для скулы с любым радиусом закругления.
| Анализ данных табл. 1.3-1 и, как дополнения, требований правил GL / BV и директивы № 2006/87/ЕС свидетельствует о том, что в ПСВП и европейских предписаниях реализованы различные принципы нормирования достаточной остойчивости неповрежденных судов.
Так, для танкеров помимо отличия начальной метацентрической высоты (0,1 м против 0,2 м по РРР) правила GL / BV нормируют минимальное значение плеча восстанавливающего момента при наклонении судна в пределах диапазона положительных значений диаграммы статической остойчивости, ограниченной углом заливания, составляющего 0,1 м, и площадь диаграммы статической остойчивости в пределах от 0° до угла заливания или 27° в зависимости от того, какой угол меньше, составляющую 0,024 м×рад. ПСВП в качестве основного критерия остойчивости устанавливают критерий погоды. Остойчивость судна по основному критерию считается достаточной, если оно при плавании на спокойной воде или на волнении (в соответствии с классом судна) выдерживает динамически приложенное давление ветра, то есть если соблюдается условие (12.4.1) ч. I ПСВП:
Mкр < Mдоп ,
где Mкр— кренящий момент от динамического действия ветра, определяемый согласно 12.5 ч. I ПСВП, кH×м;
Mдоп— предельно допустимый момент при динамических наклонениях, определяемый согласно 12.7 ч. I ПСВП, кH×м.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|