Сопоставление требований ПСВП и европейских предписаний к устройству и оборудованию рулевой рубки, устройствам и снабжению
Сопоставление требований ПСВП и европейских предписаний выполнено на уровне попунктного анализа, однако в связи с тем, что многие требования, особенно в правилах GL / BV, оказались идентичными требованиям ПСВП, представим только отличия в требованиях, которые приведены в табл. 1.4-1. Требования к подруливающим устройствам в ПСВП прописаны, однако их объем все же недостаточен. Таблица 1.4-1
Требования к устройству и оборудованию рулевой рубки в ПСВП недостаточно полны, поскольку соответствующие требования приведены в СанПиН 2.5.2-703-98, ГОСТ 12.2.049-80 и ГОСТ 22269-76. Вопрос о дополнениях ПСВП в отношении требований к устройству и оборудованию рулевой рубки следует рассмотреть в том числе и в связи с разработкой технического регламента «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфрастуктуры», а требования к специальному оборудованию рулевой рубки для управления судном одним человеком с использованием радиолокационной установки могут быть включены в ПСВП с областью распространения на суда, выходящие на ЕВВП. Европейские предписания, в частности и правила GL / BV, в отличие от ПСВП чаще всего не регламентируют калибр якорных цепей, диаметр канатов, а нормируют разрывные нагрузки. У каждого из этих подходов есть достоинства и недостатки. Основным достоинством подхода РРР является простота использования Правил и удобство для проектанта и лица, проводящего освидетельствование в эксплуатации. Недостатком является в некоторых случаях большие коэффициенты запаса на прочность и, самое главное, недостаточное стимулирование применения современных вычислительных методов, являющихся несомненным достижением технического прогресса, при проектировании. Приведем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН по массе носовых якорей (текст представлен в редакции оригинала): «10-1.2 Носовые якоря 10-1.2.1 Суда, предназначенные для перевозки грузов, за исключением барж морских судов длиной не более 40 м, должны быть оборудованы носовыми якорями, суммарная масса которых Р рассчитывается по следующей формуле: P = k .B .T [кг] где k — коэффициент, учитывающий взаимосвязь длины L и ширины B, а также тип судна: , при этом для толкаемых барж принимается k = c; c — эмпирический коэффициент, приведенный в следующей таблице:
T' — осадка груженого судна на миделе (м). Пассажирские суда и суда, не предназначенные для перевозки грузов, включая буксиры-толкачи, должны быть оборудованы носовыми якорями, суммарная масса Р которых в кг рассчитывается по формуле и таблице, приведенным выше, при этом вместо грузоподъемности используется водоизмещение в м3. 10-1.2.2 Для водных бассейнов со скоростью течения, не превышающей 6 км/ч, якорное оборудование судов назначается в зависимости от характеристики снабжения N в м2, вычисляемой по формуле: N = LWL (B[WL] + H) + k∑lh, где: k — коэффициент, принимаемый равным 1,0 для судов с суммарной длиной надстроек и рубок, расположенных на всех палубах, превышающей половину длины судна, и 0,5 для судов, у которых указанная суммарная длина находится в пределах от 0,25 до 0,5 длины судна. При суммарной длине надстроек и рубок менее 0,25 длины судна надстройки и рубки при вычислении характеристики снабжения можно не учитывать; l — длина отдельных надстроек и рубок в м; h — средняя высота отдельных надстроек и рубок в м. Для судов, перевозящих грузы на палубе, параметр ∑lh вычисляется как произведение длины боковой проекции уложенного на палубе груза вместе с ограничивающими груз конструкциями и его средней высоты, а коэффициент k принимается равным 0,5 для судов, предназначенных для перевозки только сыпучих грузов, и 1,0 для перевозки других палубных грузов. Масса носовых якорей Р в кг не должна быть меньше следующих значений: i) для судов, имеющих характеристику снабжения N менее 1 000 м2: P = KN; ii) для судов, имеющих характеристику снабжения N = 1 000 м2 и более: P = KN(1000 ∕ N)0,2, где K — коэффициент, принимаемый в общем случае равным 1,0, однако Администрация бассейна в зависимости от условий плавания может установить иное значение этого коэффициента.». Сопоставим требования РРР и предписания резолюции № 61 ЕЭК ООН к массе носовых якорей и длинам якорных цепей этих якорей при скорости течения до 6 км/ч. Как видно из анализа рис. 1.4-1 – 1.4-4, для судов, эксплуатирующихся в бассейнах разряда «М» (в европейской классификации аналога нет), требования ПСВП по массе носовых якорей более «жесткие», чем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН. Для судов, эксплуатирующихся в бассейнах разряда «О» (зона 1 по европейской классификации), требования ПСВП для буксиров более «жесткие», чем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН; для самоходных и несамоходных судов до характеристики снабжения 1000 м2 требования ПСВП и рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН практически совпадают, а при характеристике снабжения более 1000 м2 требования ПСВП более «жесткие», чем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН. Рис. 1.4-1 Рис. 1.4-2 Рис. 1.4-3 Рис. 1.4-4 Для судов, эксплуатирующихся в бассейнах разряда «Р» (зона 2 по европейской классификации), требования к массе носовых якорей по ПСВП для буксиров до характеристики снабжения 350 м2 чуть более «жесткие», чем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН, а при характеристике снабжения более 350 м2 требования и рекомендации практически совпадают. Для самоходных и несамоходных судов до характеристики снабжения 350 м2 требования ПСВП и рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН совпадают, а при характеристике снабжения больше 350 м2 требования ПСВП более «жесткие», чем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН. Для судов, эксплуатирующихся в бассейнах разряда «Л» (зона 3 по европейской классификации), до характеристики снабжения 400 м2 требования ПСВП и рекомендации ЕЭК ООН к массе носовых якорей для буксиров совпадают, а при характеристике снабжения более 400 м2 требования ПСВП «мягче», чем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН. Для самоходных и несамоходных судов требования ПСВП «мягче», чем рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН. Требования директивы № 2006/87/ЕС, рекомендации резолюции № 61 ЕЭК ООН без указания области распространения по скорости течения и правил GL / BV по массе носовых якорей более «жесткие», чем требования ПСВП. Так, для судна с характеристикой снабжения 3200 м2, предназначенного для эксплуатации в зоне 1 (разряд «О») суммарная масса носовых якорей по правилам GL / BV составляет 4083 кг, что на 28 % больше, чем по требованиям ПСВП. Отметим при этом, что требования ПСВП дифференцированы в зависимости от класса судов, а европейские предписания — нет. Например, для судна с характеристикой снабжения 345 м2, предназначенного для эксплуатации в зоне 3 (разряд «Л») суммарная масса носовых якорей по европейским предписаниям без учета скорости течения реки составляет 169 кг, что примерно на 43,67 % меньше, чем определенная в соответствии с ПСВП (300 кг). Минимальная длина якорной цепи носового якоря согласно европейским предписаниям, будь то резолюция № 61 ЕЭК ООН или директива № 2006/87/ЕС, должна быть не менее 40 или 60 м, в то время как ПСВП требуют минимальную длину цепей, указанную на рис. 1.4-5. Рис. 1.4-5 Из анализа этого рисунка следует, что цепью носового якоря длиною 60 м могут быть оборудованы суда классов «Р» и «Л» с характеристикой снабжения около 20 м2, при этом якорная цепь длиной 60 м в соответствии с ПСВП явно недостаточна для судов с большей характеристикой снабжения или других классов. Проведенное исследование в отношении якорного снабжения поставило больше вопросов, чем подготовило ответов, поэтому детальному сопоставительному анализу требований ПСВП и правил GL / BV посвящен материал отдельной главы 3. Возвратимся теперь к табл. 1.4-1. Заключение, сделанное в последней строке табл. 1.4-1 относительно спасательных средств, основано на анализе следующего пункта европейских предписаний: «В дополнение к спасательным кругам, указанным в статье 10.05(1), все незакрытые участки палуб, предназначенные для пассажиров, должны быть оснащены спасательными кругами, согласно Европейскому стандарту EN 14144:2003 по обоим бортам судна, удаленными друг от друга не более чем на 20 м. Половина из предписанных спасательных кругов должна быть снабжена плавучими линями не менее 30 м длиной, диаметром 8–11 мм. Другая половина предписанных спасательных кругов должна быть снабжена самозажигающимися буйками c аккумуляторным питанием, которые не могут быть потушены в воде.» Именно по количеству кругов, оснащенных самозажигающимися буйками, и наблюдается отличие требований ПСВП от европейских предписаний. Представляется, что рассматриваемое требование может быть включено в ПСВП с областью распространения на пассажирские суда, выходящие на ЕВВП. Обобщая результаты сопоставления требований ПСВП и европейских предписаний, можно сделать следующее заключение: Целесообразно ввести в ПСВП требования к специальному оборудованию рулевой рубки для управления судном одним человеком с использованием радиолокационной установки, а также откорректировать требования РРР к спасательным кругам пассажирских судов. В целях совершенствования ПСВП целесообразно обосновать компромиссную стратегию использования тех или иных методов при выборе якорного снабжения, а также использования различных, в том числе и вновь введенных в ПСВП требований к якорному снабжению. Расширенный сопоставительный анализ требований РРР и европейских предписаний в отношении якорного снабжения (см. главу 3) может рассматриваться как фундамент требуемого обоснования. 1.5 Сопоставление требований ч. II – IV ПСВП Так же как и в 1.4, сопоставление требований ПСВП и европейских предписаний выполнено на уровне попунктного анализа. Однако в связи с тем, что многие требования, особенно в правилах GL / BV, либо оказались идентичными, либо отличались в незначительной мере, либо отличались в сторону недостаточной «жесткости» по сравнению с требованиями ПСВП, в табл. 1.5-1 приведены только принципиальные отличия в требованиях. Таблица 1.5-1
В правилах GL / BV в отличие от ПСВП чаще всего не регламентируются размеры ответственных деталей (толщины, диаметры и т. д.) судовых технических средств, а нормируются предельно допускаемые или расчетные нагрузки. Как указывалось в 1.4, основным достоинством Правил РРР является простота и удобство использования их как для проектанта, так и лица, проводящего освидетельствование в эксплуатации. Недостатком являются в некоторых случаях несколько большие коэффициенты запаса на прочность и, самое главное, ограничение возможности применения современных вычислительных методов, использование которых невозможно без задания граничных условий, в число которых входят и указанные нагрузки. Представляется полезным расширить номенклатуру регламентируемых ПСВП расчетных подходов и методов с целью широкого внедрения современных вычислительных методов, применяемых при проектировании судовых технических средств и элементов судовых устройств, как достижений технического прогресса. Отличия, указанные в строке «Хранение отработанных масел» обусловлены требованиями европейских предписаний, отсутствующими в Правилах РРР. Так, статья 8.07 директивы № 2006/87/ЕС гласит: Масла, применяемые в системах силовой трансмиссии, системах управления и активирующих системах и в системах отопления, хранятся в цистернах, изготовленных из стали; эти цистерны могут быть встроены в корпус судна или надежно закреплены на нем. Если этого требует конструкция судна, может быть использован эквивалентный огнестойкий материал. Эти требования не относятся к тем цистернам, емкость которых составляет не более 25 литров. Данные масляные цистерны не должны иметь общих стенок с цистернами питьевой воды. Данные масляные цистерны, их трубопроводы и другое оборудование должны быть устроены и расположены так, чтобы ни данное масло, ни пары данного масла не могли случайно проникнуть внутрь судна. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|