Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессия — это что?



Приходится считаться с тем, что в обиходной речи и в лите­ратуре слово «профессия» употребляется в нескольких раз­ных значениях. Когда мы выше вели речь о профессии, то под­разумевали следующее. Профессия это необходимая для общества и сложившаяся в нем ограниченная (вследствие разделения труда) область осуществления человеком трудо­вых функций, позволяющая ему получить взамен приложен­ного им труда средства существования и развития.

Если профессии понимать так, то они существуют в виде множеств распределенных в обществе трудовых постов. Это словосочетание мы выше уже употребляли в расчете на то, что оно «в общих чертах» более или менее понятно. Трудо­вой пост — системное образование, включающее, как мини­мум, семь следующих подсистем. При этом шесть, перечис­ляемых ниже, относительно обособлены, а седьмая, предпо­лагающая особый психологический, акмеологический [5], [52], [15], [51], [118] анализ ситуации, как бы «накладывает­ся» на каждую из шести предшествующих, «цепляет» их. 1. Заданные или построенные самим субъектом труда пред­ставления об ожидаемых в обществе результатах труда (цели). Результаты могут быть не только вещественными, но и информационными, процессуальными (как, скажем, бесперебойная работа торгово-промышленного комплек­са, обслуживаемого управленческой «командой», или нор­мальное напряжение тока в электросети, обеспечиваемое операторами энергосистемы). Результаты труда могут су­ществовать и в физическом мире, и в мире культуры, и даже во внутреннем мире людей (как, например, навыки счета, отношение к природе и подобные реальности, ус­военные учениками в результате труда учителя).

2. Заданный или подлежащий поиску, созданию предмет, ис­ходный материал. И это не обязательно вещь, но любая си­стема (биологическая, техническая или неживая природ­ная, социальная, знаковая, художественно-эстетическая). Исходным «материалом» в некоторых видах труда может быть ситуация неопределенности: скажем, в работе гео­лога-разведчика, исследователя, следователя, «антикри­зисного» управляющего фирмой, пришедшей в упадок.

3. Система средств, орудий труда. Она включает не только внешние, но и внутренние средства, т.е. схемы принятия решений, мысленные образцы (эталоны) нормальности трудового процесса и прочее подобное. И мастерство про­фессионала во многом зависит от владения этой второй разновидностью средств («Не котел варит, а стряпуха»). Иногда средства, орудия труда надо специально создавать.

4. Система заданных и внутренне принятых работником обя­занностей (трудовых функций).

5. Система прав работника (на оплату труда, его безопасные условия и подобное в соответствии с законодательством, нормами морали).

6. Производственная среда (предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия, «режимы» и т.п.).

7. Зона мыслимых возможностей и ограничений для разви­тия субъекта деятельности (на данном трудовом посту). Его развитие в профессиональной деятельности (ценное или не­желательное) — это, повторяем, тоже один из ее законо­мерных результатов [142], [68]. К соответствующим воп­росам мы неоднократно вернемся в дальнейшем тексте. Мир профессий изменчив. Они возникают, отмирают, объединяются, расчленяются. При сохранении названия мо­жет заметно изменяться содержание труда (в связи с компь­ютеризацией, информатизацией и подобными нововведени­ями). Это обостряет вопросы развития, сохранения и повы­шения деловых качеств (квалификации) профессионалов.

Причастность человека к той или иной профессии накла­дывает некоторый «отпечаток» на его душевный склад (ми­ропонимание, интересы, структуру опыта, отношения к раз­ным сторонам действительности и многое подобное). Эту большую группу сведений оставим пока в стороне и вернем­ся к вопросу о многозначности термина «профессия».

Под профессией иногда имеют в виду общность людей, за­нятых определенным видом деятельности. Сообразно этому существуют профсоюзы. Профессией могут называть и то, что присуще работнику (опыт, знания, умения, мастерство). Говорят: «у него есть профессия, а у тебя еще нет...». Всякий раз важно вникать по контексту, о чем идет речь.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.