Немного о множестве социальных норм
Почему «социальных», т.е. общественных? Если, положим, я кую раскаленный металл, то ясно, что требуется поспешать, пока он не остыл. Ясно, что удары надо наносить сообразно свойствам вещей (вязкости, ковкости, «красноломкости» металла, тяжести молота и подобн.). Здесь требования ко мне и моим действиям предъявляются, казалось бы, вовсе не обществом, а стечениями неживых обстоятельств: предметом, средствами, условиями работы. Но и здесь за фасадом вещественных обстоятельств нетрудно усмотреть других людей с их опытом, разумением, надеждами, ожиданиями, властными полномочиями, требованиями. Для чего я кую ? Чтобы звон шел по всей округе ? Нет, мне задали сделать, положим, чеку к оси телеги или подкову. И сделать надо именно это, сегодня. Форма, величина изделий исторически закреплена в документах или в личном опыте людей. До какого цвета нагревать металл перед ковкой — до «малинового», «соломенно-желтого» или каких-то их тонких оттенков? Это известно более опытным людям. У них я, положим, учился, и они рассчитывают, что я не «запорю» заготовку (в нее уже вложен немалый труд многих и многих людей, включая рудокопов и металлургов, и даже возчиков, и тех, кто доводит продукт до потребителя). Все это, кстати, и факты культуры (достижений общества). Поэтому правомерным является и словосочетание «норма культурная» (значение его часто трудно отличить от значения слов «норма социальная»). Будем пока говорить просто «норма» и вернемся к прерванной мысли. Итак, нельзя отрицать, что многие требования к работающему человеку задаются как бы непосредственно вещественной технологией дела. Но любая технология с ее, казалось бы, «объективными» требованиями все равно является порождением не природы, а общества. И любые требования, нормы, культивируемые в профессиях, являются по своему происхождению и своей умопостигаемой сути общественными, хртя и сообразованными с природными свойствами вещей. Нормы отличаются от законов природы. Законы природы и многие обусловленные ими свойства вещей относительно устойчивы в масштабах человеческой жизни. Они познаются, открываются, используются. Нет смысла в вопросе о том, хорошие они или плохие. Они есть, и все тут. Нормы же складываются, создаются в группах людей, в сообществах, в обществе в целом. Они могут и изменяться — даже не один раз — в пределах человеческой жизни. Для каждого человека нормы, как и законы природы, могут быть до поры до времени неизвестны. И они могут быть для него предметами познания, усвоения, учета, успешного или ошибочного использования. Но, правда, они могут быть не только хорошими, но и плохими (об этом после). Хорошо, если нормы сообразны природе и психике человека. Обратимся к общему вопросу о сущности норм. Под нормами будем понимать образцы поведения, подразумеваемые в данной организованной общности людей и задающие системы представлений о должном, желательном, допустимом, нежелательном, запрещенном в жизни и деятельности человека. См. [227. С. 441—442], [121. С. 321, 369—373], [13]. Нормы, сложившиеся в данном сообществе и свойственные его представителям, могут быть кем-то хорошо осознаны, сформулированы в речи и даже изложены письменно (хоть на «каменных скрижалях»). Нормы могут и придумываться в порядке законодательных инициатив, законотворчества и пр. Однако действительными регуляторами поведения людей являются не сами по себе материализованные, объективированные нормы, «писаные законы». Правда, их, казалось бы, можно потрогать, указать на них пальцем, и это помогает их осознать. Более того, эти нормы легче оснастить мерами поощрения и наказания (санкциями), специальными блюстителями порядка, «силовыми структурами» и т.п. Но все же действительные регуляторы активности людей в обществе — это те нормы, что существуют (оказались) во внутренних мирах людей, в психике (в сознании и даже в области несознаваемого). Важный факт состоит в том, что помимо норм не существует каких-либо иных способов надежно и надолго организовать (объединить в систему) людей. Внешние ограды, цепи, «кнуты и пряники», бомбардировки и пр. дают мнимые эффекты, не говоря о том, что они мало приличествуют званию Человека. Разнообразие норм очень велико как в плане историческом, так и в «современно-срезовом». Это и первобытные «табу» (священные запреты), «тотемы» (предметы почитания, образцы для следования), и сословные предрассудки («родившемуся рабом — рабом и быть»). Это и научно обоснованные или просто насильственно навязанные принципы морали, права, работы (кодексы, конституции, своды законов, уставы, технологические карты, правила внутреннего распорядка и т.п.). Формы выражения норм, доведения их до сознания членов общности могут быть также очень разнообразны. Это могут быть четкие и однозначные речевые формулировки, это могут быть яркие многомерные, многоцветные образы искусства, обычаи, обряды. Это, далее, могут быть и «молчаливые» образцы поведения и деятельности, поступки реальных лиц или исторических героев. Это могут быть и предметы, стечения обстоятельств исторически выработанной среды обитания и труда. Так, например, сложное устройство станка предполагает и как бы «требует», что к нему нужно ставить высококвалифицированного работника. Наличие стульев, скамеек или только ковров, постланных на полу, соответственно предполагает и требует сидеть либо на мебели, либо на подстилке «ножки калачиком» и т.п. К числу норм относятся, прежде всего, идеологические, моральные принципы (начиная от закрепленных в народном сознании житейских предписаний, профессиональных, религиозных заповедей и рекомендаций и кончая философскими, научными, политическими формулами). Это, конечно, также и законы (в юридическом значении слова), указания высших , органов власти, государственные стандарты, ведомственные постановления, планы. К нормативным документам относятся, понятно, уставы, своды правил внутреннего распорядка учреждений и организаций, приказы, технологические, должностные и подобные инструкции, определяющие порядок, способы, условия, цели трудовой деятельности на конкретных трудовых постах. Функцию норм выполняют и правила учебной, игровой деятельности. Упомянем также разного рода предписания, разрешения, запреты, команды, оценочные суждения, идеи, отношения, выражаемые руководителями групп в адрес их членов, а также и самих этих членов в отношении своего окружения. Нормы (как достояние народного сознания или определенного субъекта и как регуляторы поведения людей) могут и не иметь четкой словесной формулировки. Даже молчаливо переживаемые чувства, предчувствия, опасения или энтузиазм опытных людей по поводу возможностей и ограничений деятельности в окружающей предметной среде фактически выступают в функции норм, регулирующих деятельность. Если иметь в виду достаточно сознаваемые нормы, то специи алисты различают в них четыре группы характеристик (см. [74]). 1. Содержаниенормы. Это более или менее ясное представление, описание, определение того, что ожидается, требуется от членов той или иной общности. Здесь могут быть 3 заданы или образцы некоторых вариантов активности человека, или пределы варьирования действий, поведения, образа жизни, или общие принципы, «лозунги», которые соответствуют интересам данной группы или общества в целом («Береги платье снову, а честь смолоду», «Продай кафтан, да купи буквицу»). Примеры из жизни и работы подбирайте здесь и далее сами. 2. Адресатнормы. Указание категорий, разновидностей людей, к которым относятся требования нормы («Приглашаются все желающие» или «Посторонним вход воспрещен»). 3. Условия приложения, применениянормы. Указание, описание тех ситуаций, стечений обстоятельств места, времени, вкоторых данная норма должна соблюдаться («Учись поколе хрящи не срослись», «Не за свое дело не берись, а за своим не ленись»). 4. Модальностьнормы. Имеется в виду качество нормы, выражаемое такими словами как разрешение, акцентирование (подчеркивание предпочтительных вариантов поведения, действий), обязывание, запрещение, порицание, одобрение и подобн.
Полезно как-то упорядочить все несчетное множество норм, чтобы сделать его для нас более или менее обозримым. Это можно сделать по признаку основного содержания норм. Итак, возможны следующие крупные разновидности норм: 1) идейно-политические нормы; 2) философско-методологи-ческие, научные; 3) нравственные; 4) правовые; 5) деятельно-стные. К этой последней разновидности отнесем те нормы, которые регламентируют протекание определенной деятельности — трудовой, учебной, игровой — и ее разнообразных составляющих. Вопрос о том, какие нормы, когда и для кого являются первичными, а какие производными, не является бесспорным, и мы оставим его в стороне.
Пространство, время и требованияк субъекту труда Почему мы, начиная с Введения, пишем «трудовой пост», а не «рабочее место»? Дело в том, что далеко не всем профессионалам свойственно трудиться в четко очерченном островке физического пространства. Место работы может быть настолько причудливо распределенным в среде (как некая рассеянная «зона»), «переносным», что слово «место» становится мало подходящим для многих случаев. Представьте себе работу инкассатора, водителя транспортного средства, педагога (разве он работает только в классе?), горноспасателя, следователя и так далее без видимого конца. Ряд примеров можете продолжить сами. О структуре трудового поста речь шла во Введении. Были выделены семь его основных составляющих. Рабочее место — подструктура трудового поста (см. шестой пункт в описании упомянутой структуры). Труд предполагает и пространство, и время, скорость, ритм действий и многое другое, о чем речь пойдет ниже. Вернемся к вопросам о пространстве. Мысленно поставьте себя, например, на место штурмана самолета или морского судна (см. [218]). Верстовых столбов и вывесок нет, кругом необъятные просторы, спросить о том, где вы находитесь и куда двигаться, не у кого. «Прохожих» не видно, а в условиях плохой видимости можно с ними и столкнуться. Остро сознается необходимость точной пространственной ориентировки (а на самолете, кстати, вас может снести на километры в сторону за время, пока вы вытираете платком пот на лбу). Высокие требования к пространственной организации поведения, движений возникают во многих профессиях, например, у сборщиков микроэлектронных приборов. Надо ли напоминать о хирургах, музыкантах-исполнителях и многих других профессионалах? Едва ли найдутся профессиональные занятия, где не требовалась бы упорядоченность действий сообразно физическому пространству и соответствующим свойствам вещной среды. Обратимся к некоторым вопросам требований трудового поста к временной организации деятельности человека. Необязательная вставка. Напомним для контраста эпизод из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, чтобы вы могли лучше осознать и оценить встречающиеся ныне требования к учету времени в труде. Чичиков «призвал к себе в тот же час Селифана [своего слугу, кучера. — Е.К.] и велел ему быть готовым на заре, с тем чтобы завтра же в шесть часов утра выехать из города непременно... Селифан произнес: «Слушаю, Павел Иванович»
ГЛАВА 1. Субъект труда и трудовой пост как конфликтующие реальности и остановился... несколько времени у дверей, не двигаясь с места... Ничего, однакож, не случилось так, как предполагал Чичиков. Во-первых, проснулся он позже, нежели думал, — это была первая неприятность. Вставши, он послал тот же час узнать заложена ли бричка и все ли готово; но донесли, что бричка еще была не заложена и ничего не было готово. Это '" была вторая неприятность... Скоро Селифан показался в дверях... — Да ведь, Павел Иванович, нужно будет лошадей ковать. — Ах ты, чушка! чурбан! а прежде зачем об этом не сказал? Не было разве времени? — Да время-то было... Да вот и колесо тоже, Павел Иванович, шину нужно будет совсем перетянуть, потому что теперь дорога ухабиста... Да если позволите доложить: перед у брички совсем расшатался, так что она, может быть, двух станций не сделает. — Подлец ты! — вскрикнул Чичиков, всплеснув руками, и подошел к нему так близко, что Селифан, из боязни, чтобы не получить от барина подарка, попятился несколько назад и посторонился. — Убить ты меня собрался? а? зарезать меня хочешь?... Три недели сидели на месте, а? Хоть бы заикнулся, беспутный, — а вот теперь к последнему часу и пригнал! Когда уж почти начеку: сесть бы да и ехать, а? а ты вот тут-то и напакостил, а? а? Ведь ты знал это прежде? Ведь ты знал это, а? а? Отвечай. Знал? А? — Знал, — отвечал Селифан, потупивши голову. — Ну так зачем же тогда не сказал, а? На этот вопрос Селифан ничего не отвечал, но, потупивши голову, казалось, говорил сам себе: «Видишь ты, как оно мудрено случилось: и знал ведь, да не сказал!»... ...Но всему бывает конец, и желанная минута настала... Через несколько часов бричка... выехала из ворот гостиницы. «Слава те, Господи!» — подумал Чичиков и перекрестился».
Если обратимся ко многим видам современного труда, например, труда операторов сложных человеко-машинных систем, то счет времени там может идти не на часы, а на секунды и их доли. И цена оплошностей, недосмотров, ошибок памяти, внимания, мышления, недостатков предусмотрительности может быть очень высокой (аварии, катастрофы). Особенно важны вопросы временной организаций действий людей, составляющих групповой субъект труда (экипажи самолетов, бригады хирургов и подобн.). При этом речь идет о повседневной, как бы будничной работе людей. Вопросы временной организации трудовых действий основательно (и в психологическом контексте) разрабатываются в исследованиях Ю.К. Стрелкова и его последователей [218], в частности, на весьма остром, выразительном материале труда авиаторов, где требования к времени действий могут быть предельно высокими. Вопросы эти, думается, более трудны для понимания, нежели относящиеся к учету требований рабочего пространства (хотя, понятно, действия осуществляются сразу и во времени, и в пространстве). Поэтому, отсылая особо заинтересованного читателя к упомянутой публикации, все же позволим себе некоторые дополнительные разъяснения. Можно указать на два познавательных барьера, препятствующих здесь уразумению сути дела. Их важно преодолеть. Они взаимосвязаны, но рассмотрим их порознь. Первый барьер состоит в следующем. Житейский опыт и, возможно, некоторые философские идеи или геометрические представления (время — это ось абсцисс) создают у нас часто образ времени как чего-то чисто объективного. Образ какого-то равномерного течения чего-то, во что мы погружены, или идею о каких-то вселенских (или божественных) «ходиках», которые «тикают» независимо от нас. На самом деле такого времени нет. Это абстракция, выдумка, возможно, удобная для понимания части неживого мира, но не мира культуры [121. С. 80—85]. Идея относительности времени нелегко уживается с нашим житейским опытом, нелегко понимается и усваивается (это известно тем, кто изучал теорию относительности в курсе физики). Правда, идея эта давно встречается и достаточно ярко, образно выражена в народном сознании. Так, например, одна исламская легенда рисует следующую ситуацию. Ангел Джибрил, улетая на «белоснежном звере» с пророком Мухаммедом из Мекки в «отдаленнейшую мечеть» (в Иерусалим), задел кувшин, который начал падать. Мухаммед, прилетев в Иерусалим, руководил там общей молитвой, осмотрел семь небес, заглянул в одну из отдушин ада, вернулся и... успел подхватить падающий кувшин. Разве это не идея относительности времени? (По [171. С. 276—281].). Вернемся к основному предмету нашего обсуждения. Множество процессов в мире (включая и социальные, психические) — это, образно говоря, множество «ходиков», идущих не обязательно согласованно. Они «тикают» сами по себе, с разной скоростью, с разными ритмами, моментами начал, концов, сбоев. И возникают задачи упорядочения, например, синхронизации или последовательного запуска, учета их. Иначе говоря, возникают, в частности, задачи временной организации действий людей. А значит, и задачи процессуального рассмотрения труда. Впрочем, призывать к этому идеалу легко, а осуществлять его трудно. Второй познавательный барьер состоит в следующем. Когда мы обращаемся, например, к учебникам, пособиям, то они являют нам результаты науки в виде некоей научной картины изученных явлений. Картина эта по необходимости является статичной, неким «стоп-кадром», хотя наука изучает процессы. Никто, конечно, не отрицает, что мир процессуален («все течет, все изменяется»). Но разве не надо дать картину достижений науки на данном этапе? Надо. И это, вероятно, разумно и необходимо в каких-то пределах. Например, из учебников, пособий по психологии мы узнаем, что да, есть у человека личность. У личности есть такие-то свойства (их можно перечислить, описать). У человека есть мышление, ум, качества ума. Положим, есть широта ума, глубина ума, проницательность, быстрота и т.п. Образно говоря, научное знание представляется в виде некоторого огромного штабеля хорошо наколотых, расклассифицированных, промаркированных дров. Согласимся, что это полезно. Тут удобно ориентироваться, находить то, что нужно. Но есть и другая группа вопросов. Продолжая образное сравнение, заметим, что можно изучать не сами дрова, а то, как они горят. А соответствующие процессы, повторяем, идут с разной скоростью. Начинаются и заканчиваются или обрываются не одновременно. Каждый процесс идет отчасти сам по себе, в своем темпе и ритме. И приходится ввести понятие собственного времени каждого процесса. Это понятие не всем привычно. Не худо бы привыкнуть. Для начала можно и отбросить слово «время», отягощенное рядом нежелательных привычных представлений, и говорить о ходе, последовательности, цикличности и т.п. событий. Это и есть действительно существующее время. Временной подход к изучению явлений труда предполагает и соответствующие методы [218]. О разнообразии и структуре требований трудового поста к человеку В первом абзаце параграфа процитирована деловая грамота XVII века, в которой излагаются требования к некоему руководителю. Они касаются не пространства и не времени, но особенностей общественной среды. А именно: чаяний, ожиданий мирян в отношении свойств, качеств мирского старосты как личности и субъекта деятельности. При этом предусмотрены качества и желательные и противопоказанные. Выражаясь современным языком, в данном документе, имеющем признаки общественной нормы, представлен личностный подход к подбору кадров. Требования трудового поста могут относиться и к информационной составляющей среды. Работающему человеку приходится ответственно воспринимать, удерживать в памяти, мысленно перерабатывать и выдавать подчас большие объемы разного рода сведений, да еще и в условиях ограниченного времени. Например, дежурный оператор сортировочной горки, диспетчер на железнодорожном узле, диспетчер аэрофлота могут быть захлестнуты потоками информации, требующими ответственных действий (двигательных, умственных, речевых). Например, на железнодорожном узле один товарный поезд готов к отходу, вагоны другого надо рассортировать по разным маршрутам, третий имеет срочный груз, и его надо как-то пропустить поскорее и т.д. Перед работником огромный пульт управления не только с телефоном, но и с множеством разных приборов, сигнальных устройств, индикаторов, рукояток управления, кнопок. Пишущему эти строки довелось видеть, как такому оператору в обеденное время поднесли тарелку с едой, и тот, не отрывая глаз от пульта, что-то «похлебал». Некогда, отвлекаться нельзя. Ошибешься. Информации может быть так много, что переработка всех ее потоков может оказаться и непосильной для человека со всеми вытекающими из этого следствиями (см. [18]). И дело тут не обязательно, например, в человеке-операторе. Возможно, рабочее место спроектировано неудачно и работу следует распределить между несколькими работниками или передать некоторые рутинные функции управления событиями компьютеризованным средствам труда, если это практически реализуемо. Поскольку различимых трудовых постов очень много, нет ни малейшей возможности перебрать и рассмотреть все разнообразие возможных их требований к работникам. Ограничимся для начала тем, что предложим вам в форме упражнения разобрать требования какого-либо определенного трудового поста (вашего или хорошо вам знакомого). УПРАЖНЕНИЕ Вернитесь к Введению, где охарактеризована структура трудового поста. Семь пунктов, характеризующих эту структуру, используйте как примерную программу для аналитического рассмотрения (разбора) определенного трудового поста (по вашему выбору). Постарайтесь построить как можно больше утверждений в ответ вопросы, приведенные ниже. Пусть ваши утверждения будут всего лишь предположительными, «пристрелочными», и пусть они будут выражены не в научной психологической терминологии, а на общепонятном, житейском языке: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду». Самое главное — подумать над этими вопросами (в связи с каждым пунктом программы порознь и последовательно). Вопросы следующие: 1. Какие личные качества в данном случае нужны? 2. Какие личные качества в данном случае будут помехой для хорошей работы? 3. Какие личные качества являются | противопоказанными в данном случае? 4. Что в данном случае нужно знать, помнить? 5. Что нужно мысленно представлять по описанию? 6. Нужно ли в данном случае что-то придумывать самому? 7. Что нужно уметь делать на уровне движений? ' * 8. Что нужно уметь на уровне непосредственного познания (заметить, различить, оценить)? 9. Что нужно уметь на уровне мысленного познания (разобрать-собрать в уме, принять решение)? 10. Что нужно уметь на уровне взаимодействия с людьми (установить и поддержать контакт, поручить, приказать, согласиться, оказать помощь и т.д.)? 11. Что нужно уметь на уровне самоконтроля (преодолеть неблагоприятное настроение, сдержаться; повторно проверять сделанное на предмет обнаружения ошибок и т.д.)? Предложенную вам программу и перечень вопросов не надо превращать в догму, «обожествлять». Можете эти средства деятельности усовершенствовать сообразно фактам и своему разумению. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Что бы вы хотели улучшить (и как) в своей деловой среде? 2. Не приведут ли компьютеризация, автоматизация процессов труда к тому, что все работы станут «кнопконажима-тельскими», одинаковыми? И не отпадет ли надобность в выборе профессии «по душе»? 3. Что бы вы хотели улучшить (и как) в своих личных качествах? 4. Развитию каких личных качеств человека способствует работа в вашей (выбранной вами) профессии?
Тема 1. Варианты, пути и задачи установления соответствия между требованиями трудового поста и личными качествами человека. Тема 2. Возможности и ограничения (объектные и субъектные) в деле подбора, расстановки и подготовки профессиональных кадров. Тема 3. Данная профессия (по вашему выбору) в будущем. Тема 4. Развивающие человека функции данной (по вашему выбору) профессии.
1.5. О некоторых требованиях к групповому субъекту труда Человек, включенный в труд, фактически оказывается либо участником более или менее слаженной групповой работы (включая и деятельность по принятию групповых решений [83]) и, следовательно, членом организованной группы, общности, либо также и организатором, руководителем соответствующего объединения людей. Об организационной реальности и организации При целенаправленном взаимодействии двух или более людей складываются (отчасти преднамеренно, отчасти «стихийно») их взаимосвязи и взаимозависимости. Возникает умопостигаемая динамическая (изменчивая) система, которую можно назвать организационной реальностью. Взаимодействие людей может, конечно, быть не только деловым, производственным, но и досуговым, даже случайным. Далее мы без специальных оговорок будем иметь в виду организационную реальность в связи с явлениями, процессами труда. Не исключено, что преднамеренно создаваемая (в деле Жизнеобеспечения) организационная реальность была одним из первых истинно человеческих изобретений. Имеем в виду нашему выбору). Постарайтесь построить как можно больше утверждений в ответ вопросы, приведенные ниже. Пусть ваши утверждения будут всего лишь предположительными, «пристрелочными», и пусть они будут выражены не в научной психологической терминологии, а на общепонятном, житейском языке: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду». Самое главное — подумать над этими вопросами (в связи с каждым пунктом программы порознь и последовательно). Вопросы следующие: 1. Какие личные качества в данном случае нужны? 2. Какие личные качества в данном случае будут помехой для хорошей работы? 3. Какие личные качества являются противопоказанными в данном случае? 4. Что в данном случае нужно знать, помнить? 5. Что нужно мысленно представлять по описанию? 6. Нужно ли в данном случае что-то придумывать самому? 7. Что нужно уметь делать на уровне движений? ' 8. Что нужно уметь на уровне непосредственного познания (за-метить, различить, оценить)? 9. Что нужно уметь на уровне мысленного познания (разобрать-собрать в уме, принять решение)? 10. Что нужно уметь на уровне взаимодействия с людьми (установить и поддержать контакт, поручить, приказать, согласиться, оказать помощь и т.д.)? 11. Что нужно уметь на уровне самоконтроля (преодолеть неблагоприятное настроение, сдержаться; повторно проверять сделанное на предмет обнаружения ошибок и т.д.)? Предложенную вам программу и перечень вопросов не надо превращать в догму, «обожествлять». Можете эти средства деятельности усовершенствовать сообразно фактам и своему разумению.
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Что бы вы хотели улучшить (и как) в своей деловой среде? 2. Не приведут ли компьютеризация, автоматизация процессов труда к тому, что все работы станут «кнопконажима-тельскими», одинаковыми? И не отпадет ли надобность в выборе профессии «по душе»? 3. Что бы вы хотели улучшить (и как) в своих личных качествах? 4. Развитию каких личных качеств человека способствует работа в вашей (выбранной вами) профессии?
Тема 1. Варианты, пути и задачи установления соответствия между требованиями трудового поста и личными качествами человека. Тема 2. Возможности и ограничения (объектные и субъектные) в деле подбора, расстановки и подготовки профессиональных кадров. Тема 3. Данная профессия (по вашему выбору) в будущем. Тема 4. Развивающие человека функции данной (по вашему выбору) профессии.
1.5. О некоторых требованиях к групповому субъекту труда Человек, включенный в труд, фактически оказывается либо участником более или менее слаженной групповой работы (включая и деятельность по принятию групповых решений [83]) и, следовательно, членом организованной группы, общности, либо также и организатором, руководителем соответствующего объединения людей. Об организационной реальности и организации При целенаправленном взаимодействии двух или более людей складываются (отчасти преднамеренно, отчасти «стихийно») их взаимосвязи и взаимозависимости. Возникает умопостигаемая динамическая (изменчивая) система, которую можно назвать организационной реальностью. Взаимодействие людей может, конечно, быть не только деловым, производственным, но и досуговым, даже случайным. Далее мы без специальных оговорок будем иметь в виду организационную реальность в связи с явлениями, процессами труда. Не исключено, что преднамеренно создаваемая (в деле Жизнеобеспечения) организационная реальность была одним из первых истинно человеческих изобретений. Имеем в виду распознание и использование возможностей коллектива для перемещения тяжестей (сдвинуть камень, превратить ствол дерева в мост через поток), для борьбы с крупным зверем и подобное. Скорее всего, древнейшим изобретением человечества в области орудийного оснащения деятельности (орудий, средств труда) было не нечто вещественное (палка, камень и пр.), как обычно считают. Вероятно, это была организационная реальность, т.е. преднамеренное соединение усилий нескольких людей для решения задач, непосильных для одного. Именно в этом случае возникает нужда в понятной друг для друга сигнализации, речи со всеми следствиями этого обстоятельства (сознание как совместнознание, способность умопостигать незримое, отвлеченное мышление и подобное). В данной ситуации потребны (значит, возникают и развиваются) также психологическая направленность ума, способность понимать, что хотят и могут сотрудники, стремление и способность придумать, как можно на них повлиять, упорядочить их активность. Слово «организация» в русском языке может обозначать и процесс некоторого упорядочения объектов, и некоторую действующую (и тем самым существующую во времени и пространстве) общественную систему (скажем, предприятие, бригаду, учреждение и многое подобное). Из контекста обычно ясно, о чем речь. Мы будем употреблять это слово для обозначения соответствующих структур и притом в широком его значении. А именно будем иметь в виду любую структуру, включающую двух или более человек, более или менее тесно объединенных стремлением к некоторой цели [155. С. 9—125], [225. С. 77—106], [129]. Цель может быть названа, но внутренне не принята участниками, казалось бы, совместного действия (фактически у каждого своя цель регулирует его активность). В этом случае на самом деле организации нет. Классический пример тому дан в известной всем басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Пишущему эти строки довелось наблюдать из окна, как четверо мужчин взялись помочь водителю «Жигулей» выбраться с заснеженной обочины дороги. Двое толкали машину спереди, двое сзади. Возможно, они хотели создать «раскачку» буксующего автомобиля. Но согласованных усилий не было (для этого надо было, чтобы кто-то командовал всеми, включая и водителя, «куда» и «когда»). Ничего не вышло, остановили проезжающий транспорт, который вытащил буксующую легковушку «на веревке». Здесь одна организация развалилась в самом начале совместной активности людей и возникла несколько другая. Существование организации может быть кратковременным (минуты, часы). Иногда это вполне целесообразно. Организация существует, пока действует, функционирует. Существование организации может быть и длительным, многолетним, если это нужно. В этом втором случае приходится думать об условиях устойчивости и ценного (прогрессивного) развития организации. Организации могут быть, в частности, весьма большими по признаку количества занятых в них людей; могут состоять из многих подсистем, так или иначе упорядоченных (по принципу иерархии, сети) и распределенных в пространстве. Организации бесконечно разнообразны по многим признакам. И мы ограничимся лишь общеориенти-рующими сведениями о них в контексте психологии труда. Минимальные психологические условия возникновения и минимальная структура организации представлены на схеме 1.5. Любое объединение людей погружено в некоторую среду. К среде отнесем и ближайшую объемлющую общественную систему, по отношению к которой рассматриваемая организация является субсистемой. К среде отнесем и множество Других разнотипных (известных или возможных) систем. С ними рассматриваемая организация может взаимодействовать или не взаимодействовать, она может от них зависеть или быть относительно независимой. Отношения организации со средой обозначены стрелками, имеющими направления как бы изнутри системы в сторону среды и обратно. Объемлющая социальная система, внешние системы
Сознаваемые цели (Что? Для кого?) Участники дела, Знаемые технологии (Как? Где?) их личные качества (Кто? Какие?) Знаемые доступные объектные ресурсы (Чем можем располагать?) Схема 1.5 Минимальная психологическая структура организации
Обсуждаемая структура организации названа минимальной, поскольку предусматривает лишь то, без чего организация (даже очень плохая, мало дееспособная) не состоится.] Положим, кому-то хочется построить сельский дом. Один не] построишь, нужны хотя бы «помочи»1. Если цели одного внутренне не принимаются другими, организация невозможна. Если цели сознаются, принимаются, но нет знания о способах1! их осуществления («технология», «как?» и т.д.), организация 1 В российских селениях издавна существовал и отмечался, по крайней мере в XIX веке, обычай, который так и назывался «помочи». Хозяин при-;-глашал на помочи (в жнитве, в распашке, в строительстве и т.п.) «одно- • сельцев», жителей ближайших деревень [45. С. 32—70]. Существовали, при этом некоторые нормы. В помочах участвовали те, кто сам пожелал. t Работали бескорыстно и старательно. Но хозяин должен был угощать приглашенных. Он не должен был им делать замечания (мог только не пригласить их в следующий раз) и т.д. невозможна. Если люди есть, но у них нет необходимых умений, опыта, побуждений и других субъектных качеств, организация не состоится. Если нет представлений о доступных внешних ресурсах, средствах, исходных материалах и подобном, дело не пойдет. [225. С. 79—106], [153. С. 9—39]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|