Здавалка
Главная | Обратная связь

Об общем строении (структуре) профессиональной пригодности



Основные группы составляющих пригодности человека к ра­боте мы не раз характеризовали в предыдущих публикациях [88], [90], [93] и здесь кратко о них напомним:

1. Гражданские качества (мировоззрение, отношения к об­ществу, людям, моральный облик). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным. Примеры обдумайте сами.

2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности', к данной области труда (коротко — профессионально- трудовая направленность и характер личности). Скажем,нет интереса к биологии, физиологии животных — пока , не годишься к работе по проектированию животноводческих помещений, хотя, быть может, ты и неплохой сам по себе чертежник-проектировщик. Человек — не электронный к процессор. Чтобы не ошибаться грубо, надо любить всю предметную область своего дела, а не просто денежное вознаграждение. Либо найди, построй в себе интерес к предметной области, либо считай себя пока непригодным..

3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Она. складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодис­циплина, развитый самоконтроль, бескорыстная умственная инициатива, активность.

4. Единичные, частные, специальные способности, т.е. качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, мысленно поворачивать его — для инженера-конструктора и т.п. Сами по себе они еще не делают автоматически человека «асом», но необ­ходимы в общей системе профпригодности.

5. Навыки, опыт, выучка. Это тоже составная часть (притом большая и важная) профпригодности: научишься, тогда и будешь годен.

Примечание. Вы могли заметить, что первые (заглавные) буквы приведенных выше пяти пунктов, будучи последова­тельно объединены, составляют слово «годен». Это сделано не без умысла. Можно использовать эту связь как опорный пункт для запоминания описанной выше общей структуры профпригодности.

Факт «соответствия/несоответствия» человека требовани­ям трудового поста имеет, как видим, непростую структуру, сложенную из достаточно разнородных особенностей чело­века.

Наиболее очевидными при рассмотрении трудового поста могут быть признаки физической тяжести работы, простран­ственных, временных, информационных, энергетических ее ограничений, а также производные от них (требования к ско­рости действий, к перенесению скоростных, информацион­ных и иных перегрузок, недостаток движений, невесомость). Так, если приходится передвигать очень тяжелые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, действовать очень быстро, укладыва­ясь в доли секунды, то явления «соответствия/несоответ­ствия» человека и работы замечаются сравнительно легко, как самим субъектом труда, так и окружающими.

Менее очевидны, но не менее значимы по последствиям факты, относящиеся к процессам познавательной деятельно­сти, к взаимодействию с людьми. Например, человеку с не­достаточно развитым социальным интеллектом (способнос­тью и опытом разбираться в особенностях и взаимоотношениях людей) приходится «по должности» решать задачи улуч­шения (оптимизации) отношений в группе. Не все ладится. Причины неуспеха не лежат на поверхности. Надо разбирать­ся. Возникающие в подобных случаях трудности могут рас­сматриваться самим работником и окружающими как нечто вполне естественное («труд труден») и не побуждать к само­воспитанию или рационализации производственной системы, включая организационные и предметные ее составляющие. А цена этих, казалось бы, само собой разумеющихся трудно­стей может быть высокой (не только низкая эффективность производственной системы, но и аварии, травмы, заболева­ния, «развал» коллектива, группы и т.п.).

Еще менее очевидны факты соответствия или несоответ­ствия работы и работника в связи с характеристиками его личностных качеств — его идеалами, убеждениями, потреб­ностями, отношениями к разным сторонам мира. А ведь имен­но эти психические регуляторы наиболее существенным об­разом определяют крутые повороты человека на профессио­нальном жизненном пути. Из-за плохой досягаемости кнопки на пульте или «тугой» рукоятки никто менять профессию не станет, а вот из-за разочарования в трудовом коллективе, из-за рассогласования тех или иных взглядов, моральных поня­тий, представлений — да.

Наиболее общими результирующими признаками соот­ветствия человека работе являются ее успешность и его удов­летворенность избранным трудовым путем. Удовлетворен­ность выражается в заметной выраженности благоприятных душевных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочув­ствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и общественной средой). Неудовлетворенность работой (даже при наличии хороших способностей) может Дать эффект частичной непригодности человека к данной работе. Он «может», но «не хочет». И это тоже факт, сказы­вающийся и на успешности работы, и на профессиональном Развитии самого человека.

Важно исходить из того, что, во-первых, творцом профпри­годности в немалой степени является сам субъект деятельно­сти. Ему важно ориентироваться в разнообразии и в тонко­стях личных качеств людей (других и самого себя). Во-вторых, профпригодность в целом не создается, как правило, за счет ка­ких-либо отдельных «выпирающих» ценных психологических качеств. Давно известно, например, что яркая музыкальность может и не привести к значительным достижениям, если у че­ловека не развита волевая саморегуляция. Талантливый выдум­щик технических изделий может не состояться как профессио­нал, если ему лень одолевать премудрости, стандарты черчения, осваивать соответствующие компьютеризованные системы. В то же время история дает многие примеры, когда сильно мо­тивированные и целеустремленные люди «делали себя», несмот­ря на, казалось бы, явные нехватки в арсенале их личных ка­честв. Классический пример—Демосфен в Древней Греции был вначале косноязычен, но, работая над собой, стал признан­ным оратором. Современные примеры подберите сами.

Способности, профпригодность важно не только оцени­вать, диагностировать, выявлять, но — «выявляя, строить, формировать».

УПРАЖНЕНИЕ

Подберите несколько примеров известных вам (по жизненному опыту, литературе, иным источникам) представителей вашей про­фессии, успешных в своем деле, хотя и разных по личным каче­ствам (т.е. разных, но равноценных). Сделайте предположения о том, за счет каких личных качеств или приемов работы эти iлюди успешны на своих местах.

Об основных ступенях (градациях) профессиональной пригодности

Полезно для начала хотя бы приблизительно различать неко­торые степени профессиональной пригодности. Выделим че­тыре таких степени:

а) Непригодность. Здесь и далее в этом подразделе подра­зумевается, что мы соотносим человека с данной професси­ей или даже с определенным трудовым постом. Так, в исто­рии психологии труда (рукопись Ю.В. Котеловой) описан слу­чай, когда человек, потерявший в результате увечья пальцы (кроме одного большого пальца), нашел себя в труде. А имен­но, он смог выворачивать с изнанки рукавицы, изготовляе­мые швейниками. К швейному делу он, положим, неприго­ден, а на определенном участке оказался вполне приспособ­ленным, дееспособным.

Непригодность может быть временной или практически непреодолимой по разным причинам.

В начале параграфа мы уже кратко вели речь о том, что принято считать инвалидностью, а что, будучи фактически своего рода инвалидностью, называется иными словами. Яв­ления непригодности создаются отсутствием и необходимо­го опыта или интереса к делу, или недостатками морального облика и многими другими составляющими психического склада человека. Режим «из-под палки» не путь к успеху.

Существует развитая практика восстановления дееспо­собности (трудовой реабилитации) людей. Придумываются и технические средства, возмещающие утраты способности движений, зрения, слуха.

Гуманное отношение к людям с утратой трудоспособнос­ти — показатель общей культуры и цивилизованности обще­ства. Надо, впрочем, признать, что этот признак обществен­ной среды не всегда оказывается на должной высоте. Неред­ко «отношение здоровых к инвалидам отмечено недоверием, напряженностью, неприязнью, доходящей до враждебности» [201. Т. 1. С. 358]. Реабилитация людей с недостатками, утра­той трудоспособности — комплексная социальная проблема, требующая особого, специального обсуждения и решения. ( Здесь мы о ней лишь упоминаем.

б) Годность. Об этой степени профпригодности можно го­ворить в случаях, когда нет противопоказаний в отношении . той или иной области труда, но нет и особых показаний. Ина­че говоря, ни за ни против, что уже неплохо. При этом дело обстоит не так, что ничего не известно о противопоказаниях, а так: известно (установлено), что их нет. Эта ситуация не исключает того, что человек может оказаться очень хорошим работником, профессионалом в ходе дальнейшего своего раз­вития, самовоспитания, профессионального образования.

в) Соответствие. Установлено, что нет противопоказа­ний, и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, включая и опыт, которые явно ценны в данной про­фессии или в работе на данном трудовом посту. Примеры об­думайте самостоятельно, опираясь на свою общекультурную осведомленность.

г) Призвание. Эта степень профессиональной пригоднос­ти характеризуется тем, что во всех составляющих ее струк­туры, рассмотренной выше, есть признаки соответствия че­ловека и требований деятельности. «В этом и именно в этом деле я смогу быть наиболее успешен и удовлетворен» — вот краткая, «формульная» характеристика данной степени профпригодности. Общественное, семейное окружение мо­жет не всегда сознавать характеризуемое стечение обстоя­тельств. И человек, сознающий свое призвание, может кому-то казаться чудаком, «ушибленным» и пр. Так, семья юного П.И. Чайковского (XIX в.) прочила его в юристы, а он стал великим композитором («юриспруденцию на гудок проме­нял!» — негодовал один из родственников). Л. Гальвани и . А. Вольта (конец XVIII в.) увлеченно спорили о том, почему вздрагивает лягушачья лапка, если к ней прикасаются неко­торыми металлическими предметами (не колют, а прикасают­ся) . Невежественные люди из окружения могли бы подумать,1 что вот-де какими пустяками заняты бездельники. Но мы-то зна­ем, что эти споры неслучайным образом связаны с последовав­шими затем величайшими открытиями в области электрохими­ческих, биоэлектрических явлений («животного электриче­ства», как когда-то выражались). Более современные примеры обдумайте сами, мобилизуя свой опыт. См. [15], [16].

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1.О чем нужно знать, по вашему мнению, чтобы проектиро­вать свой жизненный трудовой путь «по душе и по плечу»?

2. Что нужно делать, по вашему мнению, чтобы наилучшим ,< образом выстраивать свой профессиональный жизненный путь на разных его этапах?

 

Тема1. Миссия представителей данной (вашей) профес­сии в обществе.

Тема 2.Психологическое знание как условие формирова­ния профессиональной пригодности человека.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.