Об общем строении (структуре) профессиональной пригодности
Основные группы составляющих пригодности человека к работе мы не раз характеризовали в предыдущих публикациях [88], [90], [93] и здесь кратко о них напомним: 1. Гражданские качества (мировоззрение, отношения к обществу, людям, моральный облик). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным. Примеры обдумайте сами. 2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности', к данной области труда (коротко — профессионально- трудовая направленность и характер личности). Скажем,нет интереса к биологии, физиологии животных — пока , не годишься к работе по проектированию животноводческих помещений, хотя, быть может, ты и неплохой сам по себе чертежник-проектировщик. Человек — не электронный к процессор. Чтобы не ошибаться грубо, надо любить всю предметную область своего дела, а не просто денежное вознаграждение. Либо найди, построй в себе интерес к предметной области, либо считай себя пока непригодным.. 3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Она. складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная умственная инициатива, активность. 4. Единичные, частные, специальные способности, т.е. качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, мысленно поворачивать его — для инженера-конструктора и т.п. Сами по себе они еще не делают автоматически человека «асом», но необходимы в общей системе профпригодности. 5. Навыки, опыт, выучка. Это тоже составная часть (притом большая и важная) профпригодности: научишься, тогда и будешь годен. Примечание. Вы могли заметить, что первые (заглавные) буквы приведенных выше пяти пунктов, будучи последовательно объединены, составляют слово «годен». Это сделано не без умысла. Можно использовать эту связь как опорный пункт для запоминания описанной выше общей структуры профпригодности. Факт «соответствия/несоответствия» человека требованиям трудового поста имеет, как видим, непростую структуру, сложенную из достаточно разнородных особенностей человека. Наиболее очевидными при рассмотрении трудового поста могут быть признаки физической тяжести работы, пространственных, временных, информационных, энергетических ее ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных, информационных и иных перегрузок, недостаток движений, невесомость). Так, если приходится передвигать очень тяжелые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, действовать очень быстро, укладываясь в доли секунды, то явления «соответствия/несоответствия» человека и работы замечаются сравнительно легко, как самим субъектом труда, так и окружающими. Менее очевидны, но не менее значимы по последствиям факты, относящиеся к процессам познавательной деятельности, к взаимодействию с людьми. Например, человеку с недостаточно развитым социальным интеллектом (способностью и опытом разбираться в особенностях и взаимоотношениях людей) приходится «по должности» решать задачи улучшения (оптимизации) отношений в группе. Не все ладится. Причины неуспеха не лежат на поверхности. Надо разбираться. Возникающие в подобных случаях трудности могут рассматриваться самим работником и окружающими как нечто вполне естественное («труд труден») и не побуждать к самовоспитанию или рационализации производственной системы, включая организационные и предметные ее составляющие. А цена этих, казалось бы, само собой разумеющихся трудностей может быть высокой (не только низкая эффективность производственной системы, но и аварии, травмы, заболевания, «развал» коллектива, группы и т.п.). Еще менее очевидны факты соответствия или несоответствия работы и работника в связи с характеристиками его личностных качеств — его идеалами, убеждениями, потребностями, отношениями к разным сторонам мира. А ведь именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом определяют крутые повороты человека на профессиональном жизненном пути. Из-за плохой досягаемости кнопки на пульте или «тугой» рукоятки никто менять профессию не станет, а вот из-за разочарования в трудовом коллективе, из-за рассогласования тех или иных взглядов, моральных понятий, представлений — да. Наиболее общими результирующими признаками соответствия человека работе являются ее успешность и его удовлетворенность избранным трудовым путем. Удовлетворенность выражается в заметной выраженности благоприятных душевных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и общественной средой). Неудовлетворенность работой (даже при наличии хороших способностей) может Дать эффект частичной непригодности человека к данной работе. Он «может», но «не хочет». И это тоже факт, сказывающийся и на успешности работы, и на профессиональном Развитии самого человека. Важно исходить из того, что, во-первых, творцом профпригодности в немалой степени является сам субъект деятельности. Ему важно ориентироваться в разнообразии и в тонкостях личных качеств людей (других и самого себя). Во-вторых, профпригодность в целом не создается, как правило, за счет каких-либо отдельных «выпирающих» ценных психологических качеств. Давно известно, например, что яркая музыкальность может и не привести к значительным достижениям, если у человека не развита волевая саморегуляция. Талантливый выдумщик технических изделий может не состояться как профессионал, если ему лень одолевать премудрости, стандарты черчения, осваивать соответствующие компьютеризованные системы. В то же время история дает многие примеры, когда сильно мотивированные и целеустремленные люди «делали себя», несмотря на, казалось бы, явные нехватки в арсенале их личных качеств. Классический пример—Демосфен в Древней Греции был вначале косноязычен, но, работая над собой, стал признанным оратором. Современные примеры подберите сами. Способности, профпригодность важно не только оценивать, диагностировать, выявлять, но — «выявляя, строить, формировать». УПРАЖНЕНИЕ Подберите несколько примеров известных вам (по жизненному опыту, литературе, иным источникам) представителей вашей профессии, успешных в своем деле, хотя и разных по личным качествам (т.е. разных, но равноценных). Сделайте предположения о том, за счет каких личных качеств или приемов работы эти iлюди успешны на своих местах. Об основных ступенях (градациях) профессиональной пригодности Полезно для начала хотя бы приблизительно различать некоторые степени профессиональной пригодности. Выделим четыре таких степени: а) Непригодность. Здесь и далее в этом подразделе подразумевается, что мы соотносим человека с данной профессией или даже с определенным трудовым постом. Так, в истории психологии труда (рукопись Ю.В. Котеловой) описан случай, когда человек, потерявший в результате увечья пальцы (кроме одного большого пальца), нашел себя в труде. А именно, он смог выворачивать с изнанки рукавицы, изготовляемые швейниками. К швейному делу он, положим, непригоден, а на определенном участке оказался вполне приспособленным, дееспособным. Непригодность может быть временной или практически непреодолимой по разным причинам. В начале параграфа мы уже кратко вели речь о том, что принято считать инвалидностью, а что, будучи фактически своего рода инвалидностью, называется иными словами. Явления непригодности создаются отсутствием и необходимого опыта или интереса к делу, или недостатками морального облика и многими другими составляющими психического склада человека. Режим «из-под палки» не путь к успеху. Существует развитая практика восстановления дееспособности (трудовой реабилитации) людей. Придумываются и технические средства, возмещающие утраты способности движений, зрения, слуха. Гуманное отношение к людям с утратой трудоспособности — показатель общей культуры и цивилизованности общества. Надо, впрочем, признать, что этот признак общественной среды не всегда оказывается на должной высоте. Нередко «отношение здоровых к инвалидам отмечено недоверием, напряженностью, неприязнью, доходящей до враждебности» [201. Т. 1. С. 358]. Реабилитация людей с недостатками, утратой трудоспособности — комплексная социальная проблема, требующая особого, специального обсуждения и решения. ( Здесь мы о ней лишь упоминаем. б) Годность. Об этой степени профпригодности можно говорить в случаях, когда нет противопоказаний в отношении . той или иной области труда, но нет и особых показаний. Иначе говоря, ни за ни против, что уже неплохо. При этом дело обстоит не так, что ничего не известно о противопоказаниях, а так: известно (установлено), что их нет. Эта ситуация не исключает того, что человек может оказаться очень хорошим работником, профессионалом в ходе дальнейшего своего развития, самовоспитания, профессионального образования. в) Соответствие. Установлено, что нет противопоказаний, и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, включая и опыт, которые явно ценны в данной профессии или в работе на данном трудовом посту. Примеры обдумайте самостоятельно, опираясь на свою общекультурную осведомленность. г) Призвание. Эта степень профессиональной пригодности характеризуется тем, что во всех составляющих ее структуры, рассмотренной выше, есть признаки соответствия человека и требований деятельности. «В этом и именно в этом деле я смогу быть наиболее успешен и удовлетворен» — вот краткая, «формульная» характеристика данной степени профпригодности. Общественное, семейное окружение может не всегда сознавать характеризуемое стечение обстоятельств. И человек, сознающий свое призвание, может кому-то казаться чудаком, «ушибленным» и пр. Так, семья юного П.И. Чайковского (XIX в.) прочила его в юристы, а он стал великим композитором («юриспруденцию на гудок променял!» — негодовал один из родственников). Л. Гальвани и . А. Вольта (конец XVIII в.) увлеченно спорили о том, почему вздрагивает лягушачья лапка, если к ней прикасаются некоторыми металлическими предметами (не колют, а прикасаются) . Невежественные люди из окружения могли бы подумать,1 что вот-де какими пустяками заняты бездельники. Но мы-то знаем, что эти споры неслучайным образом связаны с последовавшими затем величайшими открытиями в области электрохимических, биоэлектрических явлений («животного электричества», как когда-то выражались). Более современные примеры обдумайте сами, мобилизуя свой опыт. См. [15], [16]. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1.О чем нужно знать, по вашему мнению, чтобы проектировать свой жизненный трудовой путь «по душе и по плечу»? 2. Что нужно делать, по вашему мнению, чтобы наилучшим ,< образом выстраивать свой профессиональный жизненный путь на разных его этапах?
Тема1. Миссия представителей данной (вашей) профессии в обществе. Тема 2.Психологическое знание как условие формирования профессиональной пригодности человека. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|