Профессиональные психологические типы — не нарушения норм развития
Изменения психического склада человека в связи с овладением профессией и дальнейшим становлением его как субъекта труда неизбежны и естественны. И речь здесь может идти об изменениях не только личности, но самых разных процессов, явлений психики (движений, внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.). Более того, своеобразную «односторонность» разнотипных профессионалов уместно считать во многих случаях явлением закономерным и даже ценным. Кажущееся ограничение сферы деятельности специалиста здесь может означать недосягаемое для многих расширение и углубление ориентировки в его особом деле, развитие новых качеств психики. То, что кажется «утратой» (ослабление некоторых интересов, не связанных с основным делом, снижение качества каких-либо побочных навыков и т.п.), является, быть может, важным условием сосредоточения человека на важнейшем деле его жизни и, значит, условием его ценного развития. В отношении психики распространен следующий предрассудок. Полагают, что у человека может быть любое сочетание личных качеств. А в идеале — «всесторонняя развитость». Это миф, пусть и приятный. Все обычно понимают, что в технических системах (будь то крючок для вешалки, кронштейн для балкона или Эйфелева башня) требуемая, скажем, прочность закономерно предполагает вполне определенные площади опоры, свойства материала, крепежных деталей. Здесь нужно строго соблюдать размеры, «углы», «радиусы» и т.п. Не все со всем сочетается. Но ведь и психика — тоже реальность, и здесь тоже отнюдь не все возможно. Если врач будет «охать» и «ахать», сострадая больному как обычный «ближний», то будет ли он способен при этом хорошо думать о диагнозе, своевременно выбирать и применять лечебные меры, иногда и неотложные? Это вопрос. Врачей иногда упрекают в недостаточной «сострадательности». Но ведь люди не только болеют, но и умирают. Врач чаще, чем многие, видит смерть. Ему, в отличие от многих, необходимы внутренние (психологические) средства защиты, отстройки от тягостных переживаний в подобных случаях. Это важно для сохранения способности к нормальной, успешной профессиональной работе. Если, положим, руководитель организации займет позицию «мягкой игрушки» и не станет проводить в жизнь не всем приятные решения, тоже вопрос — долго ли продержится такая организация? Иногда педагогов упрекают, что у них преобладает «учительный», «назидательный», «морализирующий» тон. А что, педагог без такого тона будет лучше? Опять вопрос небесспорный. Литератор (он любит Слово) обычно изъясняется более пространно, чем математик. Человек, облеченный реальной властью, едва ли может быть болтливым. Трудно себе представить болтливого милиционера или молчаливого политика. И так без конца идет чреда особенностей профессиональных психологических типов людей. В обыденном общении, в художественной литературе нередко юмористически обыгрываются черты таких типов (чудачество ученых, прямолинейность военных, привычки педагогов сообщать известные сведения — «Волга впадает в Каспийское море» и т.п.). Среди казанских студентов до сей поры ходит «байка» о том, что один профессор математики перед входом в трамвай снял галоши. А, возможно, он был при этом сильно сосредоточен на мало кому понятной теории, в которую внес замечательный вклад? В рассказе Джерома К. Джерома «Почему мы не любим иностранцев» высмеян трамвайный кондуктор, который, заметив, что пассажир вошел не в ту дверь, остановил транспорт, обратился к полиции и с ее помощью заставил человека выйти, чтобы тот подождал следующего трамвая. Нам, возможно, смешно. Но брюссельский кондуктор и вызванные им полицейские были честными служаками на своих трудовых постах — блюстителями «печатной инструкции». А хороша ли эта инструкция — вопрос другой. Во многих случаях реальной жизни уместно проявлять, если не восхищение, то терпимость (толерантность) по отношению к чертам психики типичных профессионалов. Не обязательно относить все эти черты к проявлениям «нарушений» психического развития или к нежелательным отклонениям развития человека как профессионала. Но что же считать проявлениями последнего рода? Нежелательными ходами профессионального развития целесообразно считать возникновение таких новообразований в психике, которые устойчиво снижают успешность деятельности. Хотелось бы добавить еще: «и не соответствуют нормам морали и права», но от этого мы здесь воздержимся. Дело в том, что в последние годы нормы морали и права в нашей стране сильно «поплыли». Например, если прежде валютные махинации частных лиц считались тяжким преступлением, то ныне они называются не махинациями, а операциями, и полагаются делом законным. Вернемся к идее успешности труда. Общепонятному слову «успешность» мы придадим здесь несколько специальное терминологическое значение (по [200]). А именно: общая оценка успешности профессиональной деятельности предполагает внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя — оценки со стороны других людей (товарищей по работе, руководителей); внутренняя — оценка успешности своей деятельности самим субъектом. Внешние и внутренние оценки (те и другие, в конце концов, формируют субъекты) могут не обязательно совпадать. Еще Конфуций (примерно двадцать пять веков тому назад) отметил, что один руководитель может ценить подчиненного за следование правильному пути, а другому можно «угодить, если даже угождать, не следуя пути» [104. С. 66]. Близкие современности примеры легко подберете сами. В свою очередь названные составляющие общей оценки успешности включают учет 1) результативности работы (ее количества и качества); 2) эффективности взаимодействия с людьми на работе; 3) инициативности в деятельности. Эти три группы обстоятельств имеют отношение и к внешним, и к внутренним оценкам успешности, хотя и не всегда четко осознаются и различаются людьми. Напоминаем, что объективного (не зависящего от мнений людей) «аршина» для измерения указанных признаков нет. А собственно количество, скажем, изделий неуместно оценивать без учета их качества. Можно, конечно, приписать рассматриваемым явлениям числовые формы, но это даст лишь кажущуюся метрическую точность. Здесь важна точность смысловая (семантическая), следовательно, устанавливаемая субъектами. Что касается внутренней оценки успешности, она складывается, в свою очередь, с учетом ответа на вопросы следующего рода. Ценой каких затрат достигается результат? Здесь имеются в виду многие и разнородные обстоятельства: затраты времени, усилий на освоение профессии, на поддержание дееспособности, утомительность работы, «неудобства, связанные с расположением места работы; трудности увязывания служебных обязанностей с потребностями семьи» и многое подобное [200. С. 64]. Еще один вопрос. Насколько вознаграждение за работу соответствует представлениям человека о качествах его деятельности? При этом речь идет далеко не только о зарплате. Наряду с внешним вознаграждением (положением в обществе, группе, продвижением по службе и собственно денежной оплатой труда) важно видеть и внутреннее вознаграждение. «Внутреннее вознаграждение может заключаться в удовлетворении познавательной потребности, потребности в самосовершенствовании, потребности приносить пользу обществу, эстетической или, например, потребности в адекватных физических нагрузках» (Там же). И собственно удовлетворенность трудом возникает как итоговый эффект всех стечений обстоятельств, относящихся к явлениям внешнего и внутреннего вознаграждения. По имеющимся наблюдениям [200], на практике часто пренебрегают внутренней оценкой успешности. А от нее может зависеть многое, вплоть до принятия человеком решения о перемене работы, увольнении из организации или смене профессии. Мы уже имели повод отметить (в конце параграфа 2.1), что важным условием взаимного соответствия человека и его работы (и значит, его добротного профессионального развития) является сочетание успешности деятельности с удовлетворенностью ею. В этом случае профессиональная деятельность может осуществляться как бы вдохновенным потоком и доставлять наслаждение [24]. УПРАЖНЕНИЯ Ниже приведены краткие описания, «штрихи» изменений (или их результатов, проявлений) психики людей в связи с активностью трудового типа. Выделите случаи ценных и нежелательных, неценных, с вашей точки зрения, тенденций психического развития. а) [По В.И. Тютюннику, 1989.] Дошкольник Саша Ш. (4 года 7 мес.) опоздал в понедельник в детский сад по вине папы. Всю дорогу он торопил отца, а когда обнаружил, что вместо него уже дежурит (в столовой во время подготовки к завтраку) другой ребенок, то расплакался и стал высказывать папе свою обиду: «Я же говорил, что я сегодня дежурный, и надо прийти в детский сад пораньше». Взрослым стоило больших усилий успокоить ребенка обещанием, что уже при подготовке к обеду он будет восстановлен в правах дежурного. Но мальчик долго еще был грустным. б) Проводилась работа с родителями дошкольников, чтобы они (родители), старшие члены семьи привлекали детей к посильной помощи взрослым по дому. Дети получили постоянные поручения (мыть посуду, ухаживать за цветами, участвовать в уборке квартиры). В некоторых семьях у детей появились фартуки для домашней работы, специальные подставки, чтобы дети могли доставать до мойки и мыть посуду под струей воды. Успехи в домашнем труде стали предметом гордости детей. Они наперебой и с восторгом сообщают, что они умеют делать и что делают дома. Труд стал престижным занятием этих детей и в детском саду. в) Из протокола беседы психолога с помощником воспитателя одного из детских садов. «— Почему Вы сами накрываете на столы, разве дети не помогают Вам? — От их помощи одни убытки. — Почему? — Когда я сама накрываю на столы, то ухожу домой в четыре часа, а когда мне «помогают» дети, то ухожу на 15—20 минут позже...» г) [По A.M. Кабальеро Портуондо. 1981.] Опрос студентов младших курсов пединститута показал, что они в будущем намереваются (в роли учителей) знакомить своих учащихся с миром профессий, помогать детям обдумывать их будущие трудовые пути. А студенты старших курсов отвечали, что вопросами профориентации школьников должны заниматься «другие». Сами же они выражали намерение хорошо учить детей по своему предмету. д) (По А.В. Даринскому. 1980.] Некоторые учителя, преподающие курс экономической географии страны, приходят к мнению, что нужно улучшать связь преподавания с жизнью. Для этого они, собрав информацию о содержании труда различных профессионалов, вводят новое дополнительное содержание в свои уроки. А именно, излагая программный материал по предмету, знакомят школьников также с соответствующими возможностями выбора профессий и путей профессионального образования (самочинно выходят за рамки программы). е) [По Овсянниковой В.В. 1982.] Новичкам, поступившим в профтехучилище на обучение профессии телеграфиста, задавался, в частности, вопрос о том, на какие известные им профессии походит та, которую они для себя выбрали. Новички называли много таких родственных, с их точки зрения, профессий, например: продавец, педагог, врач скорой помощи, даже космонавт, артист и т.п. (общий смысл, объединяющий эти профессии, — помощь людям, обслуживание плюс проявление некоторой романтической приподнятости в отношении к делу). По мере обучения представления о родстве профессий меняются, уменьшается и количество называемых («родственных») профессий. Называются в основном профессии, связанные с передачей информации на расстояние и с обслуживанием соответствующих технических систем («радисты», «связисты», «регулировщики аппаратуры связи» и подобн.).
Мобилизовав свой опыт, знание литературы, общекультурную подготовку, приведите примеры, иллюстрирующие ценные и нежелательные изменения психики людей в связи с трудом в каком-либо производстве (материальном, духовном) или профессиональным обучением.
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. По каким внешним проявлениям, признакам можно узнать об изменениях психики человека (например, об изменении его мнений, взглядов, отношения к чему-либо, умелости, осведомленности)? 2. Как отличить временные, обратимые изменения психики человека, с одной стороны, и стойкие — с другой?
Тема 1. Нежелательные и недопустимые варианты профессионального развития, их предупреждение (профилактика) и исправление (коррекция). Тема 2. Профессиональные типы психического склада людей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|