Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессиональные психологические типы — не нарушения норм развития



Изменения психического склада человека в связи с овладе­нием профессией и дальнейшим становлением его как субъекта труда неизбежны и естественны. И речь здесь мо­жет идти об изменениях не только личности, но самых раз­ных процессов, явлений психики (движений, внимания, вос­приятия, мышления, памяти, воображения и т.д.).

Более того, своеобразную «односторонность» разнотип­ных профессионалов уместно считать во многих случаях яв­лением закономерным и даже ценным. Кажущееся ограни­чение сферы деятельности специалиста здесь может означать недосягаемое для многих расширение и углубление ориенти­ровки в его особом деле, развитие новых качеств психики. То, что кажется «утратой» (ослабление некоторых интересов, не связанных с основным делом, снижение качества каких-либо побочных навыков и т.п.), является, быть может, важным ус­ловием сосредоточения человека на важнейшем деле его жиз­ни и, значит, условием его ценного развития.

В отношении психики распространен следующий предрас­судок. Полагают, что у человека может быть любое сочета­ние личных качеств. А в идеале — «всесторонняя развитость». Это миф, пусть и приятный.

Все обычно понимают, что в технических системах (будь то крючок для вешалки, кронштейн для балкона или Эйфелева башня) требуемая, скажем, прочность закономерно пред­полагает вполне определенные площади опоры, свойства ма­териала, крепежных деталей. Здесь нужно строго соблюдать размеры, «углы», «радиусы» и т.п. Не все со всем сочетается. Но ведь и психика — тоже реальность, и здесь тоже отнюдь не все возможно. Если врач будет «охать» и «ахать», состра­дая больному как обычный «ближний», то будет ли он спосо­бен при этом хорошо думать о диагнозе, своевременно выби­рать и применять лечебные меры, иногда и неотложные? Это вопрос. Врачей иногда упрекают в недостаточной «сострада­тельности». Но ведь люди не только болеют, но и умирают. Врач чаще, чем многие, видит смерть. Ему, в отличие от мно­гих, необходимы внутренние (психологические) средства за­щиты, отстройки от тягостных переживаний в подобных случаях. Это важно для сохранения способности к нормальной, успешной профессиональной работе.

Если, положим, руководитель организации займет позицию «мягкой игрушки» и не станет проводить в жизнь не всем приятные решения, тоже вопрос — долго ли продержится такая организация?

Иногда педагогов упрекают, что у них преобладает «учи­тельный», «назидательный», «морализирующий» тон. А что, педагог без такого тона будет лучше? Опять вопрос небес­спорный.

Литератор (он любит Слово) обычно изъясняется более пространно, чем математик. Человек, облеченный реальной властью, едва ли может быть болтливым. Трудно себе пред­ставить болтливого милиционера или молчаливого политика. И так без конца идет чреда особенностей профессиональных психологических типов людей.

В обыденном общении, в художественной литературе не­редко юмористически обыгрываются черты таких типов (чу­дачество ученых, прямолинейность военных, привычки пе­дагогов сообщать известные сведения — «Волга впадает в Каспийское море» и т.п.). Среди казанских студентов до сей поры ходит «байка» о том, что один профессор математики перед входом в трамвай снял галоши. А, возможно, он был при этом сильно сосредоточен на мало кому понятной теории, в которую внес замечательный вклад? В рассказе Джерома К. Джерома «Почему мы не любим иностранцев» высмеян трамвайный кондуктор, который, заметив, что пассажир во­шел не в ту дверь, остановил транспорт, обратился к полиции и с ее помощью заставил человека выйти, чтобы тот подож­дал следующего трамвая. Нам, возможно, смешно. Но брюс­сельский кондуктор и вызванные им полицейские были чес­тными служаками на своих трудовых постах — блюстителя­ми «печатной инструкции». А хороша ли эта инструкция — вопрос другой.

Во многих случаях реальной жизни уместно проявлять, если не восхищение, то терпимость (толерантность) по от­ношению к чертам психики типичных профессионалов. Не обязательно относить все эти черты к проявлениям «нарушений» психического развития или к нежелательным отклоне­ниям развития человека как профессионала.

Но что же считать проявлениями последнего рода? Нежелательными ходами профессионального развития це­лесообразно считать возникновение таких новообразований в психике, которые устойчиво снижают успешность дея­тельности. Хотелось бы добавить еще: «и не соответствуют нормам морали и права», но от этого мы здесь воздержимся. Дело в том, что в последние годы нормы морали и права в на­шей стране сильно «поплыли». Например, если прежде валют­ные махинации частных лиц считались тяжким преступлени­ем, то ныне они называются не махинациями, а операциями, и полагаются делом законным.

Вернемся к идее успешности труда. Общепонятному сло­ву «успешность» мы придадим здесь несколько специальное терминологическое значение (по [200]). А именно: общая оценка успешности профессиональной деятельности предпо­лагает внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя — оценки со стороны других людей (товарищей по работе, ру­ководителей); внутренняя — оценка успешности своей дея­тельности самим субъектом. Внешние и внутренние оценки (те и другие, в конце концов, формируют субъекты) могут не обязательно совпадать. Еще Конфуций (примерно двадцать пять веков тому назад) отметил, что один руководитель мо­жет ценить подчиненного за следование правильному пути, а другому можно «угодить, если даже угождать, не следуя пути» [104. С. 66]. Близкие современности примеры легко подбере­те сами.

В свою очередь названные составляющие общей оценки успешности включают учет 1) результативности работы (ее количества и качества); 2) эффективности взаимодействия с людьми на работе; 3) инициативности в деятельности. Эти три группы обстоятельств имеют отношение и к внешним, и к внутренним оценкам успешности, хотя и не всегда четко осознаются и различаются людьми. Напоминаем, что объек­тивного (не зависящего от мнений людей) «аршина» для из­мерения указанных признаков нет. А собственно количество, скажем, изделий неуместно оценивать без учета их качества. Можно, конечно, приписать рассматриваемым явлениям чис­ловые формы, но это даст лишь кажущуюся метрическую точность. Здесь важна точность смысловая (семантическая), сле­довательно, устанавливаемая субъектами.

Что касается внутренней оценки успешности, она склады­вается, в свою очередь, с учетом ответа на вопросы следую­щего рода. Ценой каких затрат достигается результат? Здесь имеются в виду многие и разнородные обстоятельства: за­траты времени, усилий на освоение профессии, на поддер­жание дееспособности, утомительность работы, «неудобства, связанные с расположением места работы; трудности увязы­вания служебных обязанностей с потребностями семьи» и многое подобное [200. С. 64]. Еще один вопрос. Насколько воз­награждение за работу соответствует представлениям чело­века о качествах его деятельности? При этом речь идет дале­ко не только о зарплате. Наряду с внешним вознаграждением (положением в обществе, группе, продвижением по службе и собственно денежной оплатой труда) важно видеть и внут­реннее вознаграждение. «Внутреннее вознаграждение может заключаться в удовлетворении познавательной потребности, потребности в самосовершенствовании, потребности прино­сить пользу обществу, эстетической или, например, потреб­ности в адекватных физических нагрузках» (Там же). И соб­ственно удовлетворенность трудом возникает как итоговый эффект всех стечений обстоятельств, относящихся к явлени­ям внешнего и внутреннего вознаграждения.

По имеющимся наблюдениям [200], на практике часто пре­небрегают внутренней оценкой успешности. А от нее может за­висеть многое, вплоть до принятия человеком решения о пере­мене работы, увольнении из организации или смене профессии.

Мы уже имели повод отметить (в конце параграфа 2.1), что важным условием взаимного соответствия человека и его ра­боты (и значит, его добротного профессионального развития) является сочетание успешности деятельности с удовлетворен­ностью ею. В этом случае профессиональная деятельность может осуществляться как бы вдохновенным потоком и дос­тавлять наслаждение [24].

УПРАЖНЕНИЯ

Ниже приведены краткие описания, «штрихи» изменений (или их результатов, проявлений) психики людей в связи с активностью трудового типа. Выделите случаи ценных и нежелательных, нецен­ных, с вашей точки зрения, тенденций психического развития.

а) [По В.И. Тютюннику, 1989.] Дошкольник Саша Ш. (4 года 7 мес.) опоздал в понедельник в детский сад по вине папы. Всю дорогу он торопил отца, а когда обнаружил, что вместо него уже дежурит (в столовой во время подготовки к завтраку) дру­гой ребенок, то расплакался и стал высказывать папе свою оби­ду: «Я же говорил, что я сегодня дежурный, и надо прийти в детский сад пораньше». Взрослым стоило больших усилий ус­покоить ребенка обещанием, что уже при подготовке к обеду он будет восстановлен в правах дежурного. Но мальчик долго еще был грустным.

б) Проводилась работа с родителями дошкольников, чтобы они (родители), старшие члены семьи привлекали детей к посильной помощи взрослым по дому. Дети получили постоянные поруче­ния (мыть посуду, ухаживать за цветами, участвовать в уборке квартиры). В некоторых семьях у детей появились фартуки для домашней работы, специальные подставки, чтобы дети могли доставать до мойки и мыть посуду под струей воды. Успехи в домашнем труде стали предметом гордости детей. Они напере­бой и с восторгом сообщают, что они умеют делать и что дела­ют дома. Труд стал престижным занятием этих детей и в детс­ком саду.

в) Из протокола беседы психолога с помощником воспитателя одного из детских садов.

«— Почему Вы сами накрываете на столы, разве дети не помо­гают Вам?

— От их помощи одни убытки.

— Почему?

— Когда я сама накрываю на столы, то ухожу домой в четыре часа, а когда мне «помогают» дети, то ухожу на 15—20 минут позже...»

г) [По A.M. Кабальеро Портуондо. 1981.] Опрос студентов млад­ших курсов пединститута показал, что они в будущем намерева­ются (в роли учителей) знакомить своих учащихся с миром профессий, помогать детям обдумывать их будущие трудовые пути. А студенты старших курсов отвечали, что вопросами профори­ентации школьников должны заниматься «другие». Сами же они выражали намерение хорошо учить детей по своему предмету.

д) (По А.В. Даринскому. 1980.] Некоторые учителя, преподаю­щие курс экономической географии страны, приходят к мнению, что нужно улучшать связь преподавания с жизнью. Для этого они, собрав информацию о содержании труда различных про­фессионалов, вводят новое дополнительное содержание в свои уроки. А именно, излагая программный материал по предмету, знакомят школьников также с соответствующими возможностя­ми выбора профессий и путей профессионального образова­ния (самочинно выходят за рамки программы).

е) [По Овсянниковой В.В. 1982.] Новичкам, поступившим в проф­техучилище на обучение профессии телеграфиста, задавался, в частности, вопрос о том, на какие известные им профессии по­ходит та, которую они для себя выбрали. Новички называли много таких родственных, с их точки зрения, профессий, напри­мер: продавец, педагог, врач скорой помощи, даже космонавт, артист и т.п. (общий смысл, объединяющий эти профессии, — помощь людям, обслуживание плюс проявление некоторой ро­мантической приподнятости в отношении к делу). По мере обу­чения представления о родстве профессий меняются, уменьша­ется и количество называемых («родственных») профессий. Называются в основном профессии, связанные с передачей ин­формации на расстояние и с обслуживанием соответствующих технических систем («радисты», «связисты», «регулировщики аппаратуры связи» и подобн.).

 

Мобилизовав свой опыт, знание литературы, общекультурную подготовку, приведите примеры, иллюстрирующие ценные и не­желательные изменения психики людей в связи с трудом в ка­ком-либо производстве (материальном, духовном) или профес­сиональным обучением.

 

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. По каким внешним проявлениям, признакам можно узнать об изменениях психики человека (например, об измене­нии его мнений, взглядов, отношения к чему-либо, умело­сти, осведомленности)?

2. Как отличить временные, обратимые изменения психики человека, с одной стороны, и стойкие — с другой?

 

Тема 1. Нежелательные и недопустимые варианты профес­сионального развития, их предупреждение (профилактика) и исправление (коррекция).

Тема 2. Профессиональные типы психического склада людей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.