Основные разновидности нежелательных ходов профессионального развития
Вернемся именно к нежелательным разновидностям, ходам развития человека как субъекта трудовой деятельности. Можно выделить следующие пять таких разновидностей. В каждом случае постараемся обратить внимание на примеры внешних и внутренних (психологических) причин, а также возможных последствий соответствующих явлений. Надобно предупредить, что соответствующие обстоятельства бесконечно разнообразны в разных профессиях. Приводимые ниже сведения нужно рассматривать как примерные иллюстрации. И в каждой жизненной ситуации важно разбираться конкретно (ни один «классик» не написал о «вот этом» человеке, с которым вы, положим, столкнетесь завтра). 1. «Стихийное» развитие. Существенными признаками его являются недостаточная или наивно предвзятая ориентировка как в незримых обстоятельствах среды (мира профессий, возможностей выбора вариантов трудовых путей), так и в своих личных качествах, возможностях и ограничениях. Речь идет о более или менее ситуативном поведении (не обязательно «вообще», а пусть на каких-то этапах профессионального самоопределения). В приведенном выше примере «исповеди» можно усмотреть признаки ситуативное™ выбора профессии («Завлекла меня туда [поступить в технический вуз] хорошая знакомая моей мамы...»). Внешними причинами в подобных случаях могут быть недостатки образовательной среды (плохая постановка профориентационной работы в школе и обществе в целом), нехватка психологической информации, побуждающей человека к самопознанию и помогающей ему в этом. Возможными внутренними причинами могут оказаться нереалистический склад ума или недостаточно развитая самостоятельность мышления, ограниченный кругозор, низкий уровень общей образованности. В качестве последствий в подобных случаях возможно «bi руливание» на пути прогрессивного развития, как это и прс изошло с автором «исповеди». Но возможны и любые пер< числяемые ниже варианты. 2. Ложнонаправленное (девиантное, непутёвое) развитие. Имеется в виду развитие на основе преднамеренно обдумываемых самостоятельных решений, но основанных либо на неприемлемой морали, либо на односторонних убеждениях, взглядах. Например, солдаты перед демобилизацией обсуждают свое будущее. Один намеревается учиться, другой работать. А третий без тени юмора говорит: «Нет, работать не хочу. Пойду в милицию». Морально ущербно само нежелание работать; кроме того, у человека здесь обнаруживается крайне поверхностное и ложное представление о работе в предпочитаемой области. Погоня за денежной добычей без ориентировки на качество, общественную ценность результатов труда может оказаться строгой стратегией поведения иного человека на трудовом посту, сделать его корыстным, нечувствительным к нуждам других. Ложнонаправленными можно признать и, казалось бы, ценные стратегии. Так, человек самоотверженно относится к работе («результат любой ценой и к сроку»). А если ценой тут оказывается свое здоровье? А если в результате развивается хроническое утомление и невротический срыв? В перспективе это закономерно приведет к снижению работоспособности со всеми следствиями этого обстоятельства. Возможна и противоположная стратегия — «самосохранения», основанная на житейской «философии» типа «от работы кони дохнут». Это ведет к задержкам развития, поскольку способности развиваются в относительно напряженной деятельности. Внешними причинами здесь могут особенности «профессионально деформированной среды» [21. С. 16, 17]. Как отчасти сказано, на развитие субъекта труда могут влиять культивируемые в общественном окружении ущербная идеология, невысокая мораль. Может влиять и низкий уровень достатка, в условиях которого человеку «надоело жить». Возможно внушающее влияние авторитетных людей из ближайшего окружения, героев телеэкрана (чего скрывать: телевиденье далеко не стерильно в смысле пропаганды насилия, разврата, «погони за копейкой»). 3. Отягощенное развитие (деструкция). Имеется в виду развитие, сопровождающееся вредными перестройками, утратами или/и новообразованиями в психическом складе человека, например, утратами ценных качеств, появлением душевной черствости. При этом подобные изменения могут порождаться и поддерживаться обстоятельствами самой профессиональной деятельности. Например, у людей располагающих властью (руководителей, менеджеров) отмечают возможность утраты чуткости к нуждам подчиненных, возможность появления ранее не наблюдавшегося стремления «шевелить рычагами власти». У них отмечают излишнюю наклонность приводить других к повиновению (даже по пустякам), нетерпимость к критике «снизу» и бездумное почтение к «вышестоящим». У педагогов иногда отмечают утрату положительного отношения к детям. «Ну, пойду в свой обезьянник», — мрачно шутит учитель, услышав звонок на урок и т.п. Иногда появляется склонность злоупотреблять «командными» формами общения вместо заданных методикой воспитания. Внешними причинами здесь могут быть большая сложность и обилие задач, с которыми сталкивается человек, реальные опасности (не обязательно для жизни, но и для общественного положения), возможность аварий, тяжелые, вредные условия, режимы труда. Сюда же можно отнести и плохую обеспеченность труда научной информацией, дельными рекомендациями (не всегда ясно, чему и как научить работника). Внутренними причинами могут быть недостаток подготовленности, завышенный уровень притязаний на успех и признание, неспособность сменить профессию на более посильную, подходящую, неразвитость ума. Существенное последствие обсуждаемых ходов профессионального развития в том, что изменения в психике профессионала оказываются устойчивыми, поскольку за их счет он как-то приспосабливается к своей работе, «выживает» в профессиональной субкультуре. У человека складываются «привычки и навыки деформированного профессионального поведения, которые затем постепенно становятся внутренними установками, ценностями человека, ...компонентом его профессионального мировоззрения, то есть личностными образованиями» [21. С. 16]. 4. Застой развития (стагнация). Проявляется в том, что человек перестает совершенствоваться в своем деле, застревает в рамках привычной деятельности. Поведение «начинает развертываться в форме отдельных операций и стереотипов, остается ежедневная техника реализации текущих дел» [229. С. 24, 25]. Внешними причинами здесь могут быть вынужденное однообразие (монотонность) выполняемых действий, безвыходное положение в смысле возможной смены вида или места работы, ухудшение состояния здоровья, старение человека. Внутренними причинами могут быть нежелание, неспособность построить перспективы своего развития в новых условиях, неумение подходящим образом к ним приспособиться. В результате может возникать пассивная жизненная позиция («не хочу высовываться», «от добра добра не ищут» и т.п.), общая усталость, безразличие к жизни. Возможны конфликты с окружающими. 5. «Обратное» развитие (деградация). Проявляется в тех или иных стойких утратах качеств профпригодности, обретенных ранее. Это может происходить из-за невостребованности всех возможностей работника, из-за вынужденной многолетней (удовлетворительной в целом) работы человека на одном и том же месте. Это может происходить и в связи с резким обновлением внешних средств труда (модернизацией техники). В этом случае имеющиеся у человека навыки, накопления|; опыта оказываются ненужными (а требуются иные), и он оказывается как бы непригодным в новых условиях. Упомянем здесь также возрастные изменения работоспособности, хронические заболевания, признаки инвалидности в медицинском значении этого слова. К числу психологических причин отнесем здесь нежелание или неумение приспособиться к новым условиям. Следствиями описанного рода обстоятельств оказываются снижение результативности работы, состояние подавленности. В порядке своего рода психологической защиты возможен уход в воспоминания о прошлом: «Были когда-то и мы рысаками!» В предшествующем тексте мы не без умысла старались избегать выражений типа «профессиональные деформации», «деформации личности профессионала» и подобных. Деформация — изменение, искажение формы чего-либо. А в нашем случае важно подумать о содержательном психологическом наполнении тех изменений, о которых мы вели речь. Впрочем, когда в литературе пишут о деформациях психики, то фактически имеют обычно в виду ее содержательные изменения. У вас мог возникнуть вопрос о том, где же граница между «нежелательными» и «недопустимыми» исходами из ситуаций несоответствия качеств субъекта и требований трудового поста. Недопустимыми уместно считать те ходы развития, которые явно не соответствуют нормам морали, права, приводят к нарушениям физического и психического здоровья. В каждом случае поставленный вопрос требует конкретного рассмотрения. «Недопустимость» — предельная градация «нежелательности». Понятно, что оценки в подобных случаях даются субъектами, мнения которых могут не совпадать.
УПРАЖНЕНИЕ Ниже приведены (в случайном порядке) высказывания о челевеке и его деятельности. Разберите, обсудите, упорядочьте их, учитывая признаки желательности и нежелательности (недопус-' тимости) отмечаемых в них явлений. Труд облагораживает человека (В.Г. Белинский). Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына (М.Е. Салтыков-Щедрин). Дела не делаю и от дела не бегаю (Поговорка). Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни (А.П. Чехов). ...что человек делает, таков он и есть... (Г.В.Ф. Гегель). Лошадь любит овес, земля — навоз, а воевода — принос (Пословица). Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее (Л.Н. Толстой). Укатали сивку крутые горки (Пословица). Труд проявляется в каждом — скромном и великом — творческом деянии, направленном на благо человеческого общества (Р. Роллан). Рана от ножа заживает, рана от языка — нет (Пословица). О методах и последствиях психологического воздействия в контексте проблемы психологической безопасности см. подробнее ■ УЭ [77. С. 30-38], [81], [180], [214].
Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Существует много высказываний людей разных времен и народов о благотворном влиянии труда на человека. Что же, это неправда? 2. Доводилось ли вам встречать людей, имеющих признаки нежелательных отклонений психического склада в связи с их профессиональной (должностной) принадлежностью? 3. Как, по вашему мнению, можно помочь людям, оказавшимся на нежелательных путях профессионального развития? И не будет ли такая помощь посягательством на свободу их личности, на «права человека»?
Тема 1. Моральные и правовые основания работы по предупреждению и исправлению нежелательных вариантов раз- вития психики на трудовом пути (разновидности профессий — по вашему выбору). Тема 2.Методы, средства, «технологии» предупреждения и исправления нежелательных вариантов развития людей как субъектов труда1. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|