Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные разновидности нежелательных ходов профессионального развития



Вернемся именно к нежелательным разновидностям, ходам развития человека как субъекта трудовой деятельности. Мож­но выделить следующие пять таких разновидностей. В каж­дом случае постараемся обратить внимание на примеры вне­шних и внутренних (психологических) причин, а также возможных последствий соответствующих явлений. Надобно предупредить, что соответствующие обстоятельства беско­нечно разнообразны в разных профессиях. Приводимые ниже сведения нужно рассматривать как примерные иллюс­трации. И в каждой жизненной ситуации важно разбираться конкретно (ни один «классик» не написал о «вот этом» чело­веке, с которым вы, положим, столкнетесь завтра).

1. «Стихийное» развитие. Существенными признаками его являются недостаточная или наивно предвзятая ориенти­ровка как в незримых обстоятельствах среды (мира профес­сий, возможностей выбора вариантов трудовых путей), так и в своих личных качествах, возможностях и ограничениях. Речь идет о более или менее ситуативном поведении (не обя­зательно «вообще», а пусть на каких-то этапах профессио­нального самоопределения). В приведенном выше примере «исповеди» можно усмотреть признаки ситуативное™ выбо­ра профессии («Завлекла меня туда [поступить в техничес­кий вуз] хорошая знакомая моей мамы...»).

Внешними причинами в подобных случаях могут быть не­достатки образовательной среды (плохая постановка профориентационной работы в школе и обществе в целом), нехват­ка психологической информации, побуждающей человека к самопознанию и помогающей ему в этом.

Возможными внутренними причинами могут оказаться не­реалистический склад ума или недостаточно развитая самостоятельность мышления, ограниченный кругозор, низкий уровень общей образованности.

В качестве последствий в подобных случаях возможно «bi руливание» на пути прогрессивного развития, как это и прс изошло с автором «исповеди». Но возможны и любые пер< числяемые ниже варианты.

2. Ложнонаправленное (девиантное, непутёвое) развитие. Имеется в виду развитие на основе преднамеренно обдумы­ваемых самостоятельных решений, но основанных либо на неприемлемой морали, либо на односторонних убеждениях, взглядах. Например, солдаты перед демобилизацией обсуж­дают свое будущее. Один намеревается учиться, другой ра­ботать. А третий без тени юмора говорит: «Нет, работать не хочу. Пойду в милицию». Морально ущербно само нежела­ние работать; кроме того, у человека здесь обнаруживается крайне поверхностное и ложное представление о работе в предпочитаемой области.

Погоня за денежной добычей без ориентировки на каче­ство, общественную ценность результатов труда может ока­заться строгой стратегией поведения иного человека на тру­довом посту, сделать его корыстным, нечувствительным к нуждам других.

Ложнонаправленными можно признать и, казалось бы, ценные стратегии. Так, человек самоотверженно относится к работе («результат любой ценой и к сроку»). А если ценой тут оказывается свое здоровье? А если в результате развивается хроническое утомление и невротический срыв? В перспективе это закономерно приведет к снижению работоспособности со всеми следствиями этого обстоятельства. Возможна и противоположная стратегия — «самосохранения», основанная на житейской «философии» типа «от работы кони дохнут». Это ведет к за­держкам развития, поскольку способности развиваются в относительно напряженной деятельности.

Внешними причинами здесь могут особенности «профес­сионально деформированной среды» [21. С. 16, 17]. Как отча­сти сказано, на развитие субъекта труда могут влиять куль­тивируемые в общественном окружении ущербная идеоло­гия, невысокая мораль. Может влиять и низкий уровень достатка, в условиях которого человеку «надоело жить». Воз­можно внушающее влияние авторитетных людей из ближай­шего окружения, героев телеэкрана (чего скрывать: телеви­денье далеко не стерильно в смысле пропаганды насилия, раз­врата, «погони за копейкой»).

3. Отягощенное развитие (деструкция). Имеется в виду развитие, сопровождающееся вредными перестройками, утратами или/и новообразованиями в психическом складе че­ловека, например, утратами ценных качеств, появлением ду­шевной черствости. При этом подобные изменения могут порождаться и поддерживаться обстоятельствами самой про­фессиональной деятельности.

Например, у людей располагающих властью (руководите­лей, менеджеров) отмечают возможность утраты чуткости к нуждам подчиненных, возможность появления ранее не на­блюдавшегося стремления «шевелить рычагами власти». У них отмечают излишнюю наклонность приводить других к повиновению (даже по пустякам), нетерпимость к критике «снизу» и бездумное почтение к «вышестоящим». У педаго­гов иногда отмечают утрату положительного отношения к детям. «Ну, пойду в свой обезьянник», — мрачно шутит учи­тель, услышав звонок на урок и т.п. Иногда появляется склон­ность злоупотреблять «командными» формами общения вме­сто заданных методикой воспитания.

Внешними причинами здесь могут быть большая слож­ность и обилие задач, с которыми сталкивается человек, ре­альные опасности (не обязательно для жизни, но и для обще­ственного положения), возможность аварий, тяжелые, вред­ные условия, режимы труда. Сюда же можно отнести и плохую обеспеченность труда научной информацией, дель­ными рекомендациями (не всегда ясно, чему и как научить работника).

Внутренними причинами могут быть недостаток подготов­ленности, завышенный уровень притязаний на успех и при­знание, неспособность сменить профессию на более посиль­ную, подходящую, неразвитость ума.

Существенное последствие обсуждаемых ходов профес­сионального развития в том, что изменения в психике про­фессионала оказываются устойчивыми, поскольку за их счет он как-то приспосабливается к своей работе, «выживает» в профессиональной субкультуре. У человека складываются «привычки и навыки деформированного профессионального поведения, которые затем постепенно становятся внутрен­ними установками, ценностями человека, ...компонентом его профессионального мировоззрения, то есть личностными образованиями» [21. С. 16].

4. Застой развития (стагнация). Проявляется в том, что человек перестает совершенствоваться в своем деле, застре­вает в рамках привычной деятельности. Поведение «начина­ет развертываться в форме отдельных операций и стереоти­пов, остается ежедневная техника реализации текущих дел» [229. С. 24, 25].

Внешними причинами здесь могут быть вынужденное од­нообразие (монотонность) выполняемых действий, безвыход­ное положение в смысле возможной смены вида или места работы, ухудшение состояния здоровья, старение человека.

Внутренними причинами могут быть нежелание, неспособ­ность построить перспективы своего развития в новых услови­ях, неумение подходящим образом к ним приспособиться.

В результате может возникать пассивная жизненная по­зиция («не хочу высовываться», «от добра добра не ищут» и т.п.), общая усталость, безразличие к жизни. Возможны кон­фликты с окружающими.

5. «Обратное» развитие (деградация). Проявляется в тех или иных стойких утратах качеств профпригодности, обре­тенных ранее.

Это может происходить из-за невостребованности всех возможностей работника, из-за вынужденной многолетней (удовлетворительной в целом) работы человека на одном и том же месте. Это может происходить и в связи с резким обнов­лением внешних средств труда (модернизацией техники). В этом случае имеющиеся у человека навыки, накопления|; опыта оказываются ненужными (а требуются иные), и он ока­зывается как бы непригодным в новых условиях. Упомянем здесь также возрастные изменения работоспособности, хро­нические заболевания, признаки инвалидности в медицинс­ком значении этого слова.

К числу психологических причин отнесем здесь нежела­ние или неумение приспособиться к новым условиям. След­ствиями описанного рода обстоятельств оказываются сниже­ние результативности работы, состояние подавленности. В порядке своего рода психологической защиты возможен уход в воспоминания о прошлом: «Были когда-то и мы рыса­ками!»

В предшествующем тексте мы не без умысла старались из­бегать выражений типа «профессиональные деформации», «деформации личности профессионала» и подобных. Дефор­мация — изменение, искажение формы чего-либо. А в нашем случае важно подумать о содержательном психологическом наполнении тех изменений, о которых мы вели речь. Впро­чем, когда в литературе пишут о деформациях психики, то фактически имеют обычно в виду ее содержательные изме­нения.

У вас мог возникнуть вопрос о том, где же граница между «нежелательными» и «недопустимыми» исходами из ситуа­ций несоответствия качеств субъекта и требований трудово­го поста. Недопустимыми уместно считать те ходы развития, которые явно не соответствуют нормам морали, права, при­водят к нарушениям физического и психического здоровья. В каждом случае поставленный вопрос требует конкретного рассмотрения. «Недопустимость» — предельная градация «нежелательности». Понятно, что оценки в подобных случа­ях даются субъектами, мнения которых могут не совпадать.

 

УПРАЖНЕНИЕ

Ниже приведены (в случайном порядке) высказывания о челевеке и его деятельности. Разберите, обсудите, упорядочьте их, учитывая признаки желательности и нежелательности (недопус-'

тимости) отмечаемых в них явлений.

Труд облагораживает человека (В.Г. Белинский).

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына (М.Е. Сал­тыков-Щедрин).

Дела не делаю и от дела не бегаю (Поговорка).

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни (А.П. Чехов).

...что человек делает, таков он и есть... (Г.В.Ф. Гегель).

Лошадь любит овес, земля — навоз, а воевода — принос (По­словица).

Телесный труд не только не исключает возможность умствен­ной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и по­ощряет ее (Л.Н. Толстой). Укатали сивку крутые горки (Пословица). Труд проявляется в каждом — скромном и великом — творчес­ком деянии, направленном на благо человеческого общества (Р. Роллан).

Рана от ножа заживает, рана от языка — нет (Пословица).

О методах и последствиях психологического воздействия в контексте проблемы психологической безопасности см. подробнее ■ УЭ [77. С. 30-38], [81], [180], [214].

 

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Существует много высказываний людей разных времен и народов о благотворном влиянии труда на человека. Что же, это неправда?

2. Доводилось ли вам встречать людей, имеющих признаки нежелательных отклонений психического склада в связи с их профессиональной (должностной) принадлежнос­тью?

3. Как, по вашему мнению, можно помочь людям, оказав­шимся на нежелательных путях профессионального раз­вития? И не будет ли такая помощь посягательством на свободу их личности, на «права человека»?

 

Тема 1. Моральные и правовые основания работы по пре­дупреждению и исправлению нежелательных вариантов раз-

вития психики на трудовом пути (разновидности профессий — по вашему выбору).

Тема 2.Методы, средства, «технологии» предупреждения и исправления нежелательных вариантов развития людей как субъектов труда1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.