Здавалка
Главная | Обратная связь

Ударим инновациями по традициям?



Ныне стало модным заявлять о действиях по реформирова­нию, модернизации образования, порождению «инноваций» (нововведений) в учебных заведениях. Слова «реформы», «ре­формирование» уже изрядно обесценены на основании ито­гов соответствующих преобразований, и иногда говорят о «модернизации». Но «что в лоб, что по лбу».

В погоне за тем, чтобы учебное заведение похвалили, зач­ли ему «галочку» о наличии «инноваций», делается даже та­кое: переставят порядок следования тем в учебной программе или предметов в учебном плане — вот вам — у нас есть-де «инновации». Вопрос о том, насколько это обосновано по существу, т.е. средствами, достижениями педагогической, психологической науки и практики, может оставаться в стороне.

Известны случаи доведения до абсурда идеи внедрения «новых информационных технологий», компьютеризации образования. А именно, студенты — будущие профессионалы приходят на лекцию. И вместо живого лектора воспринимав ют его на видеофильме. В аудитории идут разговоры, летят записки, кто-то из студентов лег на свободный стол и пр. Чем обогатится студент, отбыв такую «лекцию»? Едва ли многим и важным. Подобная суета в деле изменения системы обра­зования к добру не ведет. Инициаторы «инноваций» гордят­ся содеянным, показывают проверяющим комиссиям ауди­тории, оборудованные видео- и аудиотехникой, а уровень об­разованности будущих профессионалов фактически может оказаться низким. Подобные вещи полезно осознавать.

Другое дело, когда за счет усилий исследователей и прак­тикующих специалистов действительно улучшается конеч­ный продукт образовательных систем — надежно появляют­ся все более ценные качества и опыт учащихся, студентов, сокращаются сроки освоения учебного материала, улучша­ется его осмысление. Реформирование или модернизация образования хороши, когда они затеваются на основе не про­сто идеи общего почтения к нововведениям, не «с потолка»», а вытекают из творческого поиска практикующих педагогов, психолого-педагогических исследований, разработок (см., напр. [204] и подобн.).

Умозрительно затеянные «модернизации» образования могут заключаться и в следующем. «Инноваторы», искренне стремясь откликнуться на запросы жизни и организовать под­готовку людей по некоторой новой специальности, создают учебные планы и программы за счет простого комбинирова­ния учебных курсов и тем из ряда разных областей науки и практики. Казалось бы, это — «междисциплинарный подход», который в общем виде оценивается как нечто ценное. Но глав­ным условием порождения подходящих учебных планов, про­грамм, задающих содержание образования, является психо­логическое изучение деятельности представителей той новой специальности, по которой предстоит вести подготовку (под­робнее [72], [73], [66]).

Приведем общепонятный поясняющий пример. Появле­ние сложной автоматической техники вызвало необходи­мость специальной подготовки наладчиков технологическо-

го оборудования. Хорошо. Взяли соединили в учебном плане темы по слесарному делу, электротехнике, электронике (те­перь появилась еще «мехатроника»). Наладчики, прошедшие обучение, получались все же неуспешные. Почему? Да пото­му, что главное звено в работе наладчика — постановка тех­нического диагноза [205], [206]. Это особая деятельность по решению распознавательных, мыслительных задач. Неполад­ки оборудования и тем более их причины — явления умопос­тигаемые, они отнюдь «не бросаются в глаза». Да и сама дея­тельность успешного наладчика недоступна простому наблю­дению. Так что, стоя у него «за спиной», не сможешь «перенять» его мастерство, ибо часто не поймешь, что он де­лает. Но этой деятельности надо же как-то учить. Поэтому и требуется специальное психологическое изучение соответ-j ствующего труда. Если же учебная программа строится за сче умозрительного комбинирования учебных тем, то успех мало! вероятен. Подготовленный специалист знает и умеет как бы| немало, но не совсем то, что требуется в производственны? ситуациях.

Подобным образом дело может обстоять при подготовке' самых разных специалистов. Скажем, технически грамотный инженер затрудняется руководить производственным кол­лективом, хотя в вузе прослушал курсы «культурологии», «со­циологии», введенные в учебный план в порядке гуманита­ризации технического образования. А специалисту не худо бы изучить и освоить в соответствующих практических за­нятиях, тренировках («тренингах») темы по вопросам дело­вого общения, компетентности в общении, практического мышления руководителя, принятию групповых решений и подобн.

Психологическое изучение профессий необходимая информационная основа профессионального образования

Несообразности между содержанием профессионального об­разования (включая самообразование) и фактическими требованиями труда профессионала могут быть весьма частыми и разнообразными. Спасение здесь видится, прежде всего, в об­ласти психологического изучения профессий. И соответствую­щая информация относится к числу тех основ, на которых и должно строиться содержание образования специалистов.

Охарактеризованная выше проблема установления соот­ветствия между содержанием профессионального образова­ния и действительным содержанием труда соответствующих успешных профессионалов неисчерпаемо велика. Ей посвя­щена большая специальная литература (см. для начала [250. С. 125—134], [201.С. 349—351]). Мы здесь эту тему лишь обо­значили в порядке информации к размышлению.

УПРАЖНЕНИЯ

Постарайтесь предположительно описать психологические осо­бенности специалиста (по вашему выбору). Можете вообразить и себя в будущем, т.е. пофантазировать. При этом в качестве при­мерной программы описания можно руководствоваться следую­щими пунктами (можете, если найдете нужным, усовершенство­вать их).

1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельно­сти):

а) преобладающие представления, знания о мире;

б) направленность личности:

— побуждения, обращенные на общественную среду,

— побуждения, обращенные на трудовую деятельность в це­лом и на ее составляющие, — побуждения, обращенные на другие, смежные предметные области;

в) отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности;

г) отношения к себе, особенности саморегуляции;

■••)' у д) творческие наклонности (креативность), их проявления, осо-

.".е) особенности ума;

ж) оперативные (операторные) черты индивидуальности (уме­лость, готовность к действиям, организаторские, исполнитель-ские способности);

з) типичные чувства, их проявления, особенности; и) особенности осознания родства своей профессии с другими; у, к) представления, мнения о способностях, личных качествах, ценных в данной профессии

л) представления, мнения о том, какие личные качества (цен­ные и нежелательные) данная профессия развивает у людей, какие подавляет;

м) представления, мнения о своем месте в профессиональной общности.

(2. Практически значимые особенности (праксис) профессионала: Ф а) особенности движений;

б) умения, навыки, действия, обращенные на предметную об-( ласть труда;

в) умения, навыки, действия, обращенные на область организа­ции производства, взаимодействие с людьми (и воздействие на них);

г) умения, навыки, обращенные на преобразование информации;

д) умения, навыки, обращенные на саморегуляцию (поведения, внутренних состояний, переживаний).

3. Особенности познавательной деятельности:

а) процессы приема информации (внимание, восприятие);

б) процессы переработки текущей информации и принятия решений (представления памяти, воображения, типичные спо­собы, схемы принятия решений);

в) познавательные действия (распознать, следить, отбраковывать, искать причины неполадок в чем-либо, разбираться в нео­бычном и т.п.).

4. Особенности осведомленности, знаний, опыта, общей культуры:

а) области науки, в которых считает важным ориентироваться;

б) собственно профессиональные знания (о своей предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда и достижения успеха, об условиях своего профессионального развития).

5. Особенности силы переживаний, быстроты их смены. ;";-

6. Особенности переживания трудностей, нагрузок в работе.

7. Представления (и отношения), касающиеся телесных качеств, возрастно-половой принадлежности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (в связи с требованиями профессии).

 

В порядке умственной игры соотнесите описанные вами каче­ства профессионала с известной вам постановкой соответству­ющего образования и предположительно наметьте рекоменда­ции по его (образования) улучшению. Не все в сложившейся системе подготовки кадров можно быстро изменить, «модерни­зировать». Но многие замеченные оплошности сложившейся педагогической системы можно возместить за счет организа- ции самообразования,р&6спъ\ над собой. Наиболее доброкачественны самостоятельно обретенные умения, навыки, знания, а не просто «преподнесенные». Известны всемирно знаменитые люди, которым либо не довелось получить официальное образование, либо которых оно не увлекало. Например, таков писа- тель М. Горький (возможно, помните его «Мои университеты»?). Философ и математик Рене Декарт (начало XVII в.) не любил, как пишут, учиться в школе. Но после семнадцати лет вдруг засел на два года за самостоятельное изучение математики. Он заложил основы аналитической геометрии, ввел понятие пере­менной величины, что считается поворотным пунктом в истории математики. Сделал и многое другое [42. С. 72, 73], [143. С. 689, 690].

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Что вы сделали в порядке самообразования, работы над собой?

2. Что произойдет (в пределе), если образовательные системы будут изменяться сообразно замыслам только обучае­мых, «заказчиков»?

Тема 1.Место и роль самообразования в становлении про­фессионала.

Тема2. Пути и средства совершенствования подготовки профессионала (специальность — по выбору).

Глава 3ДОПУСТИМЫЕ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ИСХОДЫ ИЗ СИТУАЦИЙ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.