Ударим инновациями по традициям?
Ныне стало модным заявлять о действиях по реформированию, модернизации образования, порождению «инноваций» (нововведений) в учебных заведениях. Слова «реформы», «реформирование» уже изрядно обесценены на основании итогов соответствующих преобразований, и иногда говорят о «модернизации». Но «что в лоб, что по лбу». В погоне за тем, чтобы учебное заведение похвалили, зачли ему «галочку» о наличии «инноваций», делается даже такое: переставят порядок следования тем в учебной программе или предметов в учебном плане — вот вам — у нас есть-де «инновации». Вопрос о том, насколько это обосновано по существу, т.е. средствами, достижениями педагогической, психологической науки и практики, может оставаться в стороне. Известны случаи доведения до абсурда идеи внедрения «новых информационных технологий», компьютеризации образования. А именно, студенты — будущие профессионалы приходят на лекцию. И вместо живого лектора воспринимав ют его на видеофильме. В аудитории идут разговоры, летят записки, кто-то из студентов лег на свободный стол и пр. Чем обогатится студент, отбыв такую «лекцию»? Едва ли многим и важным. Подобная суета в деле изменения системы образования к добру не ведет. Инициаторы «инноваций» гордятся содеянным, показывают проверяющим комиссиям аудитории, оборудованные видео- и аудиотехникой, а уровень образованности будущих профессионалов фактически может оказаться низким. Подобные вещи полезно осознавать. Другое дело, когда за счет усилий исследователей и практикующих специалистов действительно улучшается конечный продукт образовательных систем — надежно появляются все более ценные качества и опыт учащихся, студентов, сокращаются сроки освоения учебного материала, улучшается его осмысление. Реформирование или модернизация образования хороши, когда они затеваются на основе не просто идеи общего почтения к нововведениям, не «с потолка»», а вытекают из творческого поиска практикующих педагогов, психолого-педагогических исследований, разработок (см., напр. [204] и подобн.). Умозрительно затеянные «модернизации» образования могут заключаться и в следующем. «Инноваторы», искренне стремясь откликнуться на запросы жизни и организовать подготовку людей по некоторой новой специальности, создают учебные планы и программы за счет простого комбинирования учебных курсов и тем из ряда разных областей науки и практики. Казалось бы, это — «междисциплинарный подход», который в общем виде оценивается как нечто ценное. Но главным условием порождения подходящих учебных планов, программ, задающих содержание образования, является психологическое изучение деятельности представителей той новой специальности, по которой предстоит вести подготовку (подробнее [72], [73], [66]). Приведем общепонятный поясняющий пример. Появление сложной автоматической техники вызвало необходимость специальной подготовки наладчиков технологическо- го оборудования. Хорошо. Взяли соединили в учебном плане темы по слесарному делу, электротехнике, электронике (теперь появилась еще «мехатроника»). Наладчики, прошедшие обучение, получались все же неуспешные. Почему? Да потому, что главное звено в работе наладчика — постановка технического диагноза [205], [206]. Это особая деятельность по решению распознавательных, мыслительных задач. Неполадки оборудования и тем более их причины — явления умопостигаемые, они отнюдь «не бросаются в глаза». Да и сама деятельность успешного наладчика недоступна простому наблюдению. Так что, стоя у него «за спиной», не сможешь «перенять» его мастерство, ибо часто не поймешь, что он делает. Но этой деятельности надо же как-то учить. Поэтому и требуется специальное психологическое изучение соответ-j ствующего труда. Если же учебная программа строится за сче умозрительного комбинирования учебных тем, то успех мало! вероятен. Подготовленный специалист знает и умеет как бы| немало, но не совсем то, что требуется в производственны? ситуациях. Подобным образом дело может обстоять при подготовке' самых разных специалистов. Скажем, технически грамотный инженер затрудняется руководить производственным коллективом, хотя в вузе прослушал курсы «культурологии», «социологии», введенные в учебный план в порядке гуманитаризации технического образования. А специалисту не худо бы изучить и освоить в соответствующих практических занятиях, тренировках («тренингах») темы по вопросам делового общения, компетентности в общении, практического мышления руководителя, принятию групповых решений и подобн. Психологическое изучение профессий — необходимая информационная основа профессионального образования Несообразности между содержанием профессионального образования (включая самообразование) и фактическими требованиями труда профессионала могут быть весьма частыми и разнообразными. Спасение здесь видится, прежде всего, в области психологического изучения профессий. И соответствующая информация относится к числу тех основ, на которых и должно строиться содержание образования специалистов. Охарактеризованная выше проблема установления соответствия между содержанием профессионального образования и действительным содержанием труда соответствующих успешных профессионалов неисчерпаемо велика. Ей посвящена большая специальная литература (см. для начала [250. С. 125—134], [201.С. 349—351]). Мы здесь эту тему лишь обозначили в порядке информации к размышлению. УПРАЖНЕНИЯ Постарайтесь предположительно описать психологические особенности специалиста (по вашему выбору). Можете вообразить и себя в будущем, т.е. пофантазировать. При этом в качестве примерной программы описания можно руководствоваться следующими пунктами (можете, если найдете нужным, усовершенствовать их). 1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): а) преобладающие представления, знания о мире; б) направленность личности: — побуждения, обращенные на общественную среду, — побуждения, обращенные на трудовую деятельность в целом и на ее составляющие, — побуждения, обращенные на другие, смежные предметные области; в) отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности; г) отношения к себе, особенности саморегуляции; ■••)' у д) творческие наклонности (креативность), их проявления, осо- .".е) особенности ума; ж) оперативные (операторные) черты индивидуальности (умелость, готовность к действиям, организаторские, исполнитель-ские способности); з) типичные чувства, их проявления, особенности; и) особенности осознания родства своей профессии с другими; у, к) представления, мнения о способностях, личных качествах, ценных в данной профессии л) представления, мнения о том, какие личные качества (ценные и нежелательные) данная профессия развивает у людей, какие подавляет; м) представления, мнения о своем месте в профессиональной общности. (2. Практически значимые особенности (праксис) профессионала: Ф а) особенности движений; б) умения, навыки, действия, обращенные на предметную об-( ласть труда; в) умения, навыки, действия, обращенные на область организации производства, взаимодействие с людьми (и воздействие на них); г) умения, навыки, обращенные на преобразование информации; д) умения, навыки, обращенные на саморегуляцию (поведения, внутренних состояний, переживаний). 3. Особенности познавательной деятельности: а) процессы приема информации (внимание, восприятие); б) процессы переработки текущей информации и принятия решений (представления памяти, воображения, типичные способы, схемы принятия решений); в) познавательные действия (распознать, следить, отбраковывать, искать причины неполадок в чем-либо, разбираться в необычном и т.п.). 4. Особенности осведомленности, знаний, опыта, общей культуры: а) области науки, в которых считает важным ориентироваться; б) собственно профессиональные знания (о своей предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда и достижения успеха, об условиях своего профессионального развития). 5. Особенности силы переживаний, быстроты их смены. ;";- 6. Особенности переживания трудностей, нагрузок в работе. 7. Представления (и отношения), касающиеся телесных качеств, возрастно-половой принадлежности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (в связи с требованиями профессии).
В порядке умственной игры соотнесите описанные вами качества профессионала с известной вам постановкой соответствующего образования и предположительно наметьте рекомендации по его (образования) улучшению. Не все в сложившейся системе подготовки кадров можно быстро изменить, «модернизировать». Но многие замеченные оплошности сложившейся педагогической системы можно возместить за счет организа- ции самообразования,р&6спъ\ над собой. Наиболее доброкачественны самостоятельно обретенные умения, навыки, знания, а не просто «преподнесенные». Известны всемирно знаменитые люди, которым либо не довелось получить официальное образование, либо которых оно не увлекало. Например, таков писа- тель М. Горький (возможно, помните его «Мои университеты»?). Философ и математик Рене Декарт (начало XVII в.) не любил, как пишут, учиться в школе. Но после семнадцати лет вдруг засел на два года за самостоятельное изучение математики. Он заложил основы аналитической геометрии, ввел понятие переменной величины, что считается поворотным пунктом в истории математики. Сделал и многое другое [42. С. 72, 73], [143. С. 689, 690]. Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Что вы сделали в порядке самообразования, работы над собой? 2. Что произойдет (в пределе), если образовательные системы будут изменяться сообразно замыслам только обучаемых, «заказчиков»? Тема 1.Место и роль самообразования в становлении профессионала. Тема2. Пути и средства совершенствования подготовки профессионала (специальность — по выбору). Глава 3ДОПУСТИМЫЕ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ИСХОДЫ ИЗ СИТУАЦИЙ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|