Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДО ПЕРИОДА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ



Человек отличается от известных существ тем, что ему свойствен самый длинный — многолетний — период, предшествующий взрослости. Детство. В это время происходит много­стороннее (телесное, душевное) развитие человека. Но при условии благоприятного общественного окружения (начиная от родительской заботы и кончая вариантами специальной об­разовательной среды). В разных обществах длительность дет­ства различна. В мало развитых культурах оно короче (дети рано могут включаться в жизнь взрослых, скажем, в собира­тельский труд). В современном развитом обществе подраста­ющему человеку невозможно включиться в сложную жизнь взрослых (в качестве дееспособного члена общества) без до­статочно длительного подготовительного периода.

Существуют области знания и практики (в медицине, пси­хологии, педагогике, литературе, искусстве, технике), ориен­тированные на разностороннее обеспечение детства. Имеет­ся и огромная специально-научная, учебно-методическая и научно-популярная литература по соответствующим вопро­сам (по психологии и педагогике см., напр., [201. Т. 1], [163]. [220], [223], [133], [134], [135]; в каждом из этих источников полезно обратить внимание и на библиографические отсыл­ки) . Отметим лишь, что в основном развитие детей идет по пути освоения ими мира взрослых (и по пути приобщения детей взрослыми к своему сообществу). И было бы странно,' если бы дело обстояло иначе. Ведь смысл жизни любых существ состоит, по-видимому, в воспроизводстве и размножении себе подобных (по телесному устройству и по функциям, поведению в широком смысле слова). Правда, в человечес­ких сообществах, коим неизбежно свойственна та или иная идеология, складываются разные взгляды на детство. Ново­рожденный может считаться уже помеченным «первородным грехом», и полагают, что его нужно держать в повиновении, «страсе божием» и т.п. В других случаях считают, что чело­век рождается (является от природы) добрым, а портится под влиянием внешних условий. Есть точка зрения, что человек от рождения является «чистой доской» (ни плохим, ни хоро­шим), на которой может быть «написано» (как бы запрограм­мировано) самое разное психическое (умственное, нравствен­ное и т.д.) содержание в зависимости от условий среды и вос­питания. Эти позиции мы здесь обсуждать не станем. Если они вас специально интересуют, вы можете без особых труд­ностей найти соответствующую информацию в учебниках и пособиях по истории педагогики (для педагогических учеб­ных заведений).

Примечание. Мы будем, употребляя слова «ребенок», «дети», иметь в виду не обязательно «младенцев», но людей, имеющих детство. Иногда употребляется выражение «дети и подростки» (подразумевается, что дети — те, кто моложе подростков). Из контекста обычно ясно, о каком детском возрасте ведется речь.

Различают календарный и психологический возрасты. Они могут не совпадать. Если вследствие бедственных обстоятельств («плохое материнство», заболевания, невозможность систематического обучения в общеобразовательной школе и подобн.) происходят задержки психического развития, то психологический возраст может отставать от календарного. При специальных же усилиях взрослых по одностороннему развитию каких-либо качеств, способностей (скажем, музыкальных, спортивных, математических) или каких-либо видов умелости детей они (дети) могут опере­жать (в соответствующем отношении) свой календарный возраст.

Охарактеризованное расхождение между календарным (паспортным) возрастом и фактическим уровнем развития может, в частности, создавать у ребенка трудности обще­ния со сверстниками (и вообще — «окружающими»), порож­дать особенности самооценки и другие личностные измене­ния. Отнюдь не простой является и проблема так называе­мых одаренных детей (см., например, [195. С. 49—59; 215—232], [14. С. 264—289]). Соответствующие вопросы мы здесь рассматривать не будем. Заинтересованный читатель может погрузиться в ознакомление с учебниками и пособи­ями по детской и возрастной психологии (для педагогичес­ких учебных заведений). Здесь приведем лишь в общих чер­тах распространенную в нашей стране возрастно-психоло-гическую периодизацию (нормального развития человека). Следует учитывать, что границы между возрастами нечет* ки, «размыты» по причинам отчасти упомянутым выше. Применительно ко всем приведенным ниже градациям возт раста нужно мысленно добавлять — «примерно».

Младенческий(возраст) — от рождения до (примерно) года.

Преддошкольный— от года до 3 лет.

Дошкольный— от 3 до 6 лет.

Младший школьный— от 6—7 до 10 лет.

Подростковый —от 11 до 16 лет.

Первый период юности —16—17 лет.

Второй период юности— 18—22 года.

Первый период зрелости —22—35лет.

Второй период зрелости —35—60 лет.

Пожилой возраст —60—75 лет.

Старческий возраст —75—90 дет.

Возраст долгожительства— 90 лет и далее.

Возможны и детализации каждого из указанных периодов. Например, различают период новорожденностьи (примерно первый месяц жизни) и следующую за ним стадию собствен­но младенчества [163. С. 198—218]. В пределах 3—6 лет раз­личают младший и старший дошкольный возрасты. Более того, есть исследования психологов, обращенные к детям в пренатальном (внутриутробном) периоде их развития (до рождения!). О некоторых детализациях подобного рода речь пойдет ниже. Возможны и очень разные периодизации пси­хического развития человека. Обзор, критический разбор их см. напр, в [226. С. 94—110].

Если вспомним о психологических признаках человека как субъекта продуктивной деятельности, труда (параграф 1.1 и приведенная там табл. 1.1.1.), то становится ясным, что долж­ны произойти значительные и разнообразные накопления в психике взрослеющего человека, прежде чем он будет этими признаками характеризоваться.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.