Глава 4. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДО ПЕРИОДА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Человек отличается от известных существ тем, что ему свойствен самый длинный — многолетний — период, предшествующий взрослости. Детство. В это время происходит многостороннее (телесное, душевное) развитие человека. Но при условии благоприятного общественного окружения (начиная от родительской заботы и кончая вариантами специальной образовательной среды). В разных обществах длительность детства различна. В мало развитых культурах оно короче (дети рано могут включаться в жизнь взрослых, скажем, в собирательский труд). В современном развитом обществе подрастающему человеку невозможно включиться в сложную жизнь взрослых (в качестве дееспособного члена общества) без достаточно длительного подготовительного периода. Существуют области знания и практики (в медицине, психологии, педагогике, литературе, искусстве, технике), ориентированные на разностороннее обеспечение детства. Имеется и огромная специально-научная, учебно-методическая и научно-популярная литература по соответствующим вопросам (по психологии и педагогике см., напр., [201. Т. 1], [163]. [220], [223], [133], [134], [135]; в каждом из этих источников полезно обратить внимание и на библиографические отсылки) . Отметим лишь, что в основном развитие детей идет по пути освоения ими мира взрослых (и по пути приобщения детей взрослыми к своему сообществу). И было бы странно,' если бы дело обстояло иначе. Ведь смысл жизни любых существ состоит, по-видимому, в воспроизводстве и размножении себе подобных (по телесному устройству и по функциям, поведению в широком смысле слова). Правда, в человеческих сообществах, коим неизбежно свойственна та или иная идеология, складываются разные взгляды на детство. Новорожденный может считаться уже помеченным «первородным грехом», и полагают, что его нужно держать в повиновении, «страсе божием» и т.п. В других случаях считают, что человек рождается (является от природы) добрым, а портится под влиянием внешних условий. Есть точка зрения, что человек от рождения является «чистой доской» (ни плохим, ни хорошим), на которой может быть «написано» (как бы запрограммировано) самое разное психическое (умственное, нравственное и т.д.) содержание в зависимости от условий среды и воспитания. Эти позиции мы здесь обсуждать не станем. Если они вас специально интересуют, вы можете без особых трудностей найти соответствующую информацию в учебниках и пособиях по истории педагогики (для педагогических учебных заведений). Примечание. Мы будем, употребляя слова «ребенок», «дети», иметь в виду не обязательно «младенцев», но людей, имеющих детство. Иногда употребляется выражение «дети и подростки» (подразумевается, что дети — те, кто моложе подростков). Из контекста обычно ясно, о каком детском возрасте ведется речь. Различают календарный и психологический возрасты. Они могут не совпадать. Если вследствие бедственных обстоятельств («плохое материнство», заболевания, невозможность систематического обучения в общеобразовательной школе и подобн.) происходят задержки психического развития, то психологический возраст может отставать от календарного. При специальных же усилиях взрослых по одностороннему развитию каких-либо качеств, способностей (скажем, музыкальных, спортивных, математических) или каких-либо видов умелости детей они (дети) могут опережать (в соответствующем отношении) свой календарный возраст. Охарактеризованное расхождение между календарным (паспортным) возрастом и фактическим уровнем развития может, в частности, создавать у ребенка трудности общения со сверстниками (и вообще — «окружающими»), порождать особенности самооценки и другие личностные изменения. Отнюдь не простой является и проблема так называемых одаренных детей (см., например, [195. С. 49—59; 215—232], [14. С. 264—289]). Соответствующие вопросы мы здесь рассматривать не будем. Заинтересованный читатель может погрузиться в ознакомление с учебниками и пособиями по детской и возрастной психологии (для педагогических учебных заведений). Здесь приведем лишь в общих чертах распространенную в нашей стране возрастно-психоло-гическую периодизацию (нормального развития человека). Следует учитывать, что границы между возрастами нечет* ки, «размыты» по причинам отчасти упомянутым выше. Применительно ко всем приведенным ниже градациям возт раста нужно мысленно добавлять — «примерно». Младенческий(возраст) — от рождения до (примерно) года. Преддошкольный— от года до 3 лет. Дошкольный— от 3 до 6 лет. Младший школьный— от 6—7 до 10 лет. Подростковый —от 11 до 16 лет. Первый период юности —16—17 лет. Второй период юности— 18—22 года. Первый период зрелости —22—35лет. Второй период зрелости —35—60 лет. Пожилой возраст —60—75 лет. Старческий возраст —75—90 дет. Возраст долгожительства— 90 лет и далее. Возможны и детализации каждого из указанных периодов. Например, различают период новорожденностьи (примерно первый месяц жизни) и следующую за ним стадию собственно младенчества [163. С. 198—218]. В пределах 3—6 лет различают младший и старший дошкольный возрасты. Более того, есть исследования психологов, обращенные к детям в пренатальном (внутриутробном) периоде их развития (до рождения!). О некоторых детализациях подобного рода речь пойдет ниже. Возможны и очень разные периодизации психического развития человека. Обзор, критический разбор их см. напр, в [226. С. 94—110]. Если вспомним о психологических признаках человека как субъекта продуктивной деятельности, труда (параграф 1.1 и приведенная там табл. 1.1.1.), то становится ясным, что должны произойти значительные и разнообразные накопления в психике взрослеющего человека, прежде чем он будет этими признаками характеризоваться. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|