Еще раз об оценке успешности, эффективности работы и работника
О психологической структуре и условиях успешности деятельности мы уже вели речь в параграфе 2.2 (см. также [200] и [256]). Продолжим обсуждение соответствующих вопросов в несколько ином контексте. Образ «вершины» достижений (в труде, в жизни) содержит и нечто печальное. За вершиной идет уклон. Но человек может многие годы работать хорошо, успешно и быть удовлетворенным своими результатами, быть счастливым. Так что будем ориентироваться не на «пики» (они есть тогда, когда есть и «провалы»), а на хорошее, приличное «плато». А судьи кто? Высокие достижения человека нередко могут быть оценены не многими, а узким кругом лиц. История дает примеры, когда люди, сделавшие необыкновенно много, были либо недооценены, либо даже гонимы. Чтобы понять, при каких условиях люди достигают своих наивысших успехов, полезно изучать жизненные пути выдающихся людей [ 16]. Не менее полезно изучать и тех, кому «не повезло». Есть виды труда демонстративные, «на людях», а есть и закрытые от широкой публики. Так что ответ на вопрос об условиях, причинах и признаках наивысших для данного человека трудовых достижений не легок. Человек, например, превозмог инвалидность и встал в обычный трудовой строй, не желая жить на подаяние. На наш взгляд, он выдающийся. А по-вашему? Люди, действительно выдающиеся, как раз и не ставили перед собой цель — «выдаваться». Они честно и самоотверженно служили какому-то понятному им Делу. Это другие присвоили им этикетку незаурядных. Ставить себе цель — «быть выдающимся» — даже и не совсем чисто, с моральной точки зрения. Это предполагает, что другие должны быть «ниже». В патопсихологии давно замечен ненормальный склад психики — «истероидный синдром», «истероидная акцентуация характера». Этот склад психики проявляется в тенденции обесценить, принизить других, чтобы за счет этого почувствовать свое превосходство в чем-то. Человек создает приятный для себя миф о своей незаурядности за счет приписывания другим свойств заурядности. Мы уже отчасти отмечали, что идеологии фашизма, расизма, шовинизма (как и обычных криминальных субкультур [178]) тоже строятся на идеях исключительности или «великости» своей общности в противовес другим. Будем осмотрительны в указанных выше отношениях. И пусть судьей человека, занятого трудом, будет его совесть (голос народа, идущий изнутри). Вопрос об оценке человека как достигшего высокой эффективности, успешности своего труда осложняется еще и следующими обстоятельствами (далее с учетом [200] и [256]). Каждый человек в своей работе совершает и успешные, и не успешные действия. Соотношение тех и других действий является основой общего впечатления об эффективности данного работника. Вклад в это впечатление вносится и представлениями о качестве действий человека «сегодня», «здесь и сейчас», с одной стороны, или на более длительных промежутках времени жизни («обычно», «почти всегда») — с другой. При этом, во-первых, работающий человек сам оценивает себя и успешность, эффективность своей деятельности. Во-вторых, его так или иначе оценивают другие — товарищи по работе, руководители, а также те, кому предназначается продукт его труда, или те, на кого направлен его труд. Иногда это, положим, непосредственные соседи по технологической линии, иногда — контролеры, инспекторы, иногда (если это педагог) — учащиеся и их родители, иногда — незримые потребители. В любом случае работа может оцениваться также и в плане ее соответствия воображаемому идеалу. Все обозначенные выше варианты оценок могут не совпадать, частично совпадать или противоречить друг другу. В результате складываются, например, такие реальности, как репутация работника в некотором кругу лиц и его собственная самооценка. В области профессионального труда распространена, как известно, практика так называемой аттестации (официальной оценки) кадров. При этом обычно толкуют о применении и совершенствовании соответствующих «объективных» показателей успешности, эффективности работников. Но любые показатели в этом случае придумывают, вводят, утверждают и пр. тоже ведь не боги, а субъекты, быть может, принимающие свою точку зрения (неизбежно субъективную) за объективную. Аттестацию, правда, проводят коллегиальные органы — комиссии. Участие в деле аттестации разных субъектов отчасти сглаживает возможные индивидуальные пристрастия, снижает вероятность грубых ошибок при оценке кадров. Но в любых случаях аттестации применяются обычно внешние показатели успешности, эффективности труда работников. В некоторых профессиях материального производства такими показателями (критериями) могут быть данные о производительности труда (количество единиц продукции в единицу времени). Есть целая область знания и практики — нормирование труда. Нормировщики расчленяют трудовое поведение на отдельные движения («взять», «положить», «измерить» и т.п.), которые можно подсчитать, оценить по времени выполнения и пр. Но и в этом случае, казалось бы, внешне одинаковые элементы поведения могут иметь очень разные психологические составляющие. Одно дело — «взять» обычный молоток, другое — сосуд с гремучей ртутью или призму для особо точного оптического прибора. Но даже в материальном производстве далеко не всегда можно, если честно вникать в дело, оценить подлинную производительность труда. Количество продукции подсчитать, конечно, можно. Можно и написать на бумаге нормы времени. А если человек делает разметку нестандартной заготовки или ищет наиболее выгодный вариант раскроя дорогого материала? Это творческий поиск. С такого рода нестандартными задачами справится не любой обученный работник. И все нормы времени и показатели производительности труда тут остаются на бумаге. Мы еще не затронули вопрос об оценке успешности, эффективности труда с точки зрения сохранения здоровья, обеспечения человеку сознания того, что он счастлив в труде. Пусть это сделает, кто может. Вопрос оценки успешности, эффективности труда осложняется еще более, если речь идет о невещественных продуктах труда (о производстве информации, об упорядочении общественных процессов и подобном). Ограничимся здесь призывом к осторожности при аттестации кадров.
УПРАЖНЕНИЕ Ниже приведены в сокращении (по кн.: Н.А. Мейсак. Сколько у нас Маресьевых? — М., 1964. С. 176—183) зарисовки об одном работнике. Обдумайте ответы на вопросы. Какие составляющие опыта (жизненного трудового) этот работник, по-видимому, использовал для освоения новой для него деятельности? Какие составляющие своего опыта и как он выстраивал заново? От каких составляющих опыта ему пришлось, по-видимому, отказаться? Ответы — на ваше разумение (о структуре опыта речь шла в предыдущем параграфе). «...механик-водитель танка Александр Лагунов потерял руку [левую]. — Ах, Саня, Саня, — участливо сокрушались соседи, — да куда ж ты теперь? Молодой, и на всю жизнь без руки, а?! Уж пошел бы сторожем... Лагунов окончил курсы автомехаников [он стал заведовать гаражом. Далее его слова]. — И вот, ...однажды, когда не было в гараже народу, я тихонько попробовал вести одной рукой грузовик. Мотор запустил. Врубил первую скорость. Испугался по первости. Рыскает аппарат то вправо, то влево, рычит, как тигр, ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА коробка скоростей. Но сказал я себе: «Ты ж человек. Ты ж _£ должен!» Губы грызу, а из-за руля не вышел! „т ...За труднейшее дело взялся Лагунов [продолжает автор книги Н.А. Мейсак]. Все органы управления автомобилем рассчитаны на две ноги, на две руки и, как говорят шоферы, «на все зубы»... " А как же однорукому? Какую ловкость, какую молниеносную «реакцию на дорогу» надо воспитать в себе человеку! ' Лагунов так же, как еще недавно на армейском танкодроме, упрямо «отрабатывал задания». Он давал их себе сам. «Сегодня перехват от руля на рычаг скорости, — записывал он в ...блокнот, — завтра — медленная езда по ухабам, в выходной — попробовать... по загородному шоссе...». — Вихляла моя «полторашка» по мостовой, будто пьяная! Но... , с каждым днем все трезвее становилась. Да-а-а... Тяжело было очень. На танке кто я? Король. А тут — то тебе ямка, то ухаб, то встречный транспорт, то дамочка какая-либо шальная прет по дороге, на небо глядя... Закипал мотор. Ломило от напряжения глаза. Приходилось все время оглядываться: не догоняет ли автоинспектор? И порой тревожила мысль: «А не бросить ли все к чертовой бабушке?...» — Но, — рассказывает Лагунов, — в такие горькие минуты вспоминался мне Павка Корчагин. Ведь железо ломал человек на пути к цели! А разве я не могу?... [Когда Лагунов пришел сдавать экзамен на водительские права, автоинспектор поинтересовался, давно ли он сошел с ума. И его к экзамену не допустили. Но он организовал поддержку «сверху» и добился, чтобы экзамен у него приняли. Далее цитируем книгу Н.А. Мейсака]. Крепко сжав зубы, собрав в кулак всю свою волю, вел он трехтонку по загородному шоссе, сигналя, обгонял машины, тормозил, ловко переключал скорости. А когда, сделав красивый разворот, подъехал к воротам автоинспекции, лейтенант, стряхивая пыль с комбинезона, хмуро сказал торчавшим во дворе штрафным шоферам: — Вот как надо машину любить!.. И так надо ездить! Ясно? И по глазам инспектора, добрым, повлажневшим, обрадованно понял Лагунов: разрешат! Когда ему выдали шоферские права, он отвернулся к стене. — Что же ты, дружище? Герой, а плачешь? — дрогнувшим голосом спросил лейтенант. — Так человек же я, товарищи... — Человек, дорогой! Отличный ты человек!».
Примечание. Существует специальная область знания и практики, представители которой заняты трудовой и общественной реабилитацией людей с частично утраченной трудоспособностью. Реабилитация — восстановление дееспособности. Но соответствующие вопросы требуют особого и обстоятельного обсуждения (см., например, [201. Т. 1. С. 357—359]). О явлении и понятии «акме» «Акме» (в широком значении слова) — «...это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость» [5. С. 300]. Разновидность этого явления (и обозначение его в более специальном значении слова) — «акме» в профессиональном развитии человека (или профессиональное «акме» [5. С. 304—317]). Профессиональное «акме» — «это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени» (Там же. С. 305). Об «акме» можно говорить, если достижения человека заметно превышают обычный (нормативный) уровень в данной профессии или если они превышают предыдущие результаты данного человека (Там же. С. 306). Существуют и другие разновидности «акме». Полезно учитывать (в частности, руководителям организаций), что периоды спада, застоя в профессиональном развитии могут быть кажущимися, тогда как на деле они могут представлять собой периоды скрытого развития. О профессионализме говорят в случае, если человек «выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени» (Там же. С. 308). Ясно, что это возможно при подходящих условиях производственной среды. Вопросы и темы для размышленияразработки, дискуссий 1. Какие «высокие образцы» труда и личности есть в вашей профессии? 2. Как относиться к «высоким образцам» (см. вопрос 1) — подражать? Копировать? Проектировать свои варианты? Еще что? 3. Как отличить застой на жизненном трудовом пути кажущийся (связанный со скрытым развитием субъекта) от застоя действительного? Тема1. Действительное и кажущееся профессиональное «акме» (на материале изучения представителей вашей профессии). Тема 2. Виды скрытого профессионального развития при кажущемся спаде, застое на жизненном трудовом пути (профессия по выбору). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|