Здавалка
Главная | Обратная связь

Еще раз об оценке успешности, эффективности работы и работника



О психологической структуре и условиях успешности дея­тельности мы уже вели речь в параграфе 2.2 (см. также [200] и [256]). Продолжим обсуждение соответствующих вопросов в несколько ином контексте.

Образ «вершины» достижений (в труде, в жизни) содер­жит и нечто печальное. За вершиной идет уклон. Но человек может многие годы работать хорошо, успешно и быть удов­летворенным своими результатами, быть счастливым. Так что будем ориентироваться не на «пики» (они есть тогда, когда есть и «провалы»), а на хорошее, приличное «плато».

А судьи кто?

Высокие достижения человека нередко могут быть оценены не многими, а узким кругом лиц. История дает примеры, ког­да люди, сделавшие необыкновенно много, были либо недо­оценены, либо даже гонимы.

Чтобы понять, при каких условиях люди достигают своих наивысших успехов, полезно изучать жизненные пути выда­ющихся людей [ 16]. Не менее полезно изучать и тех, кому «не повезло». Есть виды труда демонстративные, «на людях», а есть и закрытые от широкой публики. Так что ответ на воп­рос об условиях, причинах и признаках наивысших для дан­ного человека трудовых достижений не легок. Человек, на­пример, превозмог инвалидность и встал в обычный трудо­вой строй, не желая жить на подаяние. На наш взгляд, он выдающийся. А по-вашему?

Люди, действительно выдающиеся, как раз и не ставили перед собой цель — «выдаваться». Они честно и самоотвер­женно служили какому-то понятному им Делу. Это другие

присвоили им этикетку незаурядных. Ставить себе цель — «быть выдающимся» — даже и не совсем чисто, с моральной точки зрения. Это предполагает, что другие должны быть «ниже». В патопсихологии давно замечен ненормальный склад психики — «истероидный синдром», «истероидная ак­центуация характера». Этот склад психики проявляется в тен­денции обесценить, принизить других, чтобы за счет этого почувствовать свое превосходство в чем-то. Человек создает приятный для себя миф о своей незаурядности за счет при­писывания другим свойств заурядности. Мы уже отчасти от­мечали, что идеологии фашизма, расизма, шовинизма (как и обычных криминальных субкультур [178]) тоже строятся на идеях исключительности или «великости» своей общности в противовес другим. Будем осмотрительны в указанных выше отношениях. И пусть судьей человека, занятого трудом, бу­дет его совесть (голос народа, идущий изнутри).

Вопрос об оценке человека как достигшего высокой эф­фективности, успешности своего труда осложняется еще и следующими обстоятельствами (далее с учетом [200] и [256]).

Каждый человек в своей работе совершает и успешные, и не успешные действия. Соотношение тех и других действий является основой общего впечатления об эффективности дан­ного работника. Вклад в это впечатление вносится и представ­лениями о качестве действий человека «сегодня», «здесь и сей­час», с одной стороны, или на более длительных промежут­ках времени жизни («обычно», «почти всегда») — с другой.

При этом, во-первых, работающий человек сам оценива­ет себя и успешность, эффективность своей деятельности. Во-вторых, его так или иначе оценивают другие — товарищи по работе, руководители, а также те, кому предназначается про­дукт его труда, или те, на кого направлен его труд. Иногда это, положим, непосредственные соседи по технологической ли­нии, иногда — контролеры, инспекторы, иногда (если это пе­дагог) — учащиеся и их родители, иногда — незримые потре­бители. В любом случае работа может оцениваться также и в плане ее соответствия воображаемому идеалу. Все обозначен­ные выше варианты оценок могут не совпадать, частично совпа­дать или противоречить друг другу. В результате складывают­ся, например, такие реальности, как репутация работника в некотором кругу лиц и его собственная самооценка.

В области профессионального труда распространена, как известно, практика так называемой аттестации (официальной оценки) кадров. При этом обычно толкуют о применении и совершенствовании соответствующих «объективных» пока­зателей успешности, эффективности работников. Но любые показатели в этом случае придумывают, вводят, утверждают и пр. тоже ведь не боги, а субъекты, быть может, принимаю­щие свою точку зрения (неизбежно субъективную) за объек­тивную. Аттестацию, правда, проводят коллегиальные орга­ны — комиссии. Участие в деле аттестации разных субъектов отчасти сглаживает возможные индивидуальные пристрастия, снижает вероятность грубых ошибок при оценке кадров. Но в любых случаях аттестации применяются обычно внешние показатели успешности, эффективности труда работников.

В некоторых профессиях материального производства та­кими показателями (критериями) могут быть данные о про­изводительности труда (количество единиц продукции в еди­ницу времени). Есть целая область знания и практики — нор­мирование труда. Нормировщики расчленяют трудовое поведение на отдельные движения («взять», «положить», «из­мерить» и т.п.), которые можно подсчитать, оценить по вре­мени выполнения и пр. Но и в этом случае, казалось бы, внеш­не одинаковые элементы поведения могут иметь очень раз­ные психологические составляющие. Одно дело — «взять» обычный молоток, другое — сосуд с гремучей ртутью или при­зму для особо точного оптического прибора.

Но даже в материальном производстве далеко не всегда можно, если честно вникать в дело, оценить подлинную про­изводительность труда. Количество продукции подсчитать, конечно, можно. Можно и написать на бумаге нормы времени. А если человек делает разметку нестандартной заготовки или ищет наиболее выгодный вариант раскроя дорогого ма­териала? Это творческий поиск. С такого рода нестандарт­ными задачами справится не любой обученный работник. И все нормы времени и показатели производительности тру­да тут остаются на бумаге.

Мы еще не затронули вопрос об оценке успешности, эф­фективности труда с точки зрения сохранения здоровья, обес­печения человеку сознания того, что он счастлив в труде. Пусть это сделает, кто может.

Вопрос оценки успешности, эффективности труда ослож­няется еще более, если речь идет о невещественных продук­тах труда (о производстве информации, об упорядочении об­щественных процессов и подобном). Ограничимся здесь при­зывом к осторожности при аттестации кадров.

 

УПРАЖНЕНИЕ

Ниже приведены в сокращении (по кн.: Н.А. Мейсак. Сколько у нас Маресьевых? — М., 1964. С. 176—183) зарисовки об одном работнике. Обдумайте ответы на вопросы. Какие составляю­щие опыта (жизненного трудового) этот работник, по-видимому, использовал для освоения новой для него деятельности? Какие составляющие своего опыта и как он выстраивал заново? От каких составляющих опыта ему пришлось, по-видимому, отка­заться? Ответы — на ваше разумение (о структуре опыта речь шла в предыдущем параграфе).

«...механик-водитель танка Александр Лагунов потерял руку [левую].

— Ах, Саня, Саня, — участливо сокрушались соседи, — да куда ж ты теперь? Молодой, и на всю жизнь без руки, а?! Уж пошел бы сторожем...

Лагунов окончил курсы автомехаников [он стал заведовать га­ражом. Далее его слова]. — И вот, ...однажды, когда не было в гараже народу, я тихонько попробовал вести одной рукой гру­зовик. Мотор запустил. Врубил первую скорость. Испугался по первости. Рыскает аппарат то вправо, то влево, рычит, как тигр, ЧАСТЬ III. О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОФЕССИОНАЛА

коробка скоростей. Но сказал я себе: «Ты ж человек. Ты ж

_£ должен!» Губы грызу, а из-за руля не вышел!

т ...За труднейшее дело взялся Лагунов [продолжает автор книги Н.А. Мейсак]. Все органы управления автомобилем рассчитаны на две ноги, на две руки и, как говорят шоферы, «на все зубы»... " А как же однорукому? Какую ловкость, какую молниеносную

«реакцию на дорогу» надо воспитать в себе человеку! ' Лагунов так же, как еще недавно на армейском танкодроме, уп­рямо «отрабатывал задания». Он давал их себе сам. «Сегодня перехват от руля на рычаг скорости, — записывал он в ...блок­нот, — завтра — медленная езда по ухабам, в выходной — попробовать... по загородному шоссе...».

— Вихляла моя «полторашка» по мостовой, будто пьяная! Но... , с каждым днем все трезвее становилась. Да-а-а... Тяжело было

очень. На танке кто я? Король. А тут — то тебе ямка, то ухаб, то встречный транспорт, то дамочка какая-либо шальная прет по дороге, на небо глядя...

Закипал мотор. Ломило от напряжения глаза. Приходилось все время оглядываться: не догоняет ли автоинспектор? И порой тревожила мысль: «А не бросить ли все к чертовой бабушке?...»

— Но, — рассказывает Лагунов, — в такие горькие минуты вспоминался мне Павка Корчагин. Ведь железо ломал человек на пути к цели! А разве я не могу?...

[Когда Лагунов пришел сдавать экзамен на водительские права, автоинспектор поинтересовался, давно ли он сошел с ума. И его к экзамену не допустили. Но он организовал поддержку «сверху» и добился, чтобы экзамен у него приняли. Далее ци­тируем книгу Н.А. Мейсака].

Крепко сжав зубы, собрав в кулак всю свою волю, вел он трех­тонку по загородному шоссе, сигналя, обгонял машины, тормо­зил, ловко переключал скорости. А когда, сделав красивый раз­ворот, подъехал к воротам автоинспекции, лейтенант, стряхивая пыль с комбинезона, хмуро сказал торчавшим во дворе штраф­ным шоферам:

— Вот как надо машину любить!.. И так надо ездить! Ясно?

И по глазам инспектора, добрым, повлажневшим, обрадованно

понял Лагунов: разрешат!

Когда ему выдали шоферские права, он отвернулся к стене.

— Что же ты, дружище? Герой, а плачешь? — дрогнувшим голо­сом спросил лейтенант.

— Так человек же я, товарищи...

— Человек, дорогой! Отличный ты человек!».

 

Примечание. Существует специальная область знания и практики, представители которой заняты трудовой и обще­ственной реабилитацией людей с частично утраченной трудоспособностью. Реабилитация — восстановление дееспо­собности. Но соответствующие вопросы требуют особого и обстоятельного обсуждения (см., например, [201. Т. 1. С. 357—359]).

О явлении и понятии «акме»

«Акме» (в широком значении слова) — «...это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость» [5. С. 300]. Разновидность этого явления (и обозна­чение его в более специальном значении слова) — «акме» в профессиональном развитии человека (или профессиональ­ное «акме» [5. С. 304—317]). Профессиональное «акме» — «это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени» (Там же. С. 305). Об «акме» можно говорить, если достижения человека заметно превышают обычный (нормативный) уровень в данной про­фессии или если они превышают предыдущие результаты данного человека (Там же. С. 306). Существуют и другие раз­новидности «акме».

Полезно учитывать (в частности, руководителям органи­заций), что периоды спада, застоя в профессиональном раз­витии могут быть кажущимися, тогда как на деле они могут представлять собой периоды скрытого развития. О профес­сионализме говорят в случае, если человек «выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложив­шихся в профессии к настоящему времени» (Там же. С. 308).

Ясно, что это возможно при подходящих условиях производ­ственной среды.

Вопросы и темы для размышленияразработки, дискуссий

1. Какие «высокие образцы» труда и личности есть в вашей профессии?

2. Как относиться к «высоким образцам» (см. вопрос 1) — подражать? Копировать? Проектировать свои варианты? Еще что?

3. Как отличить застой на жизненном трудовом пути кажу­щийся (связанный со скрытым развитием субъекта) от за­стоя действительного?

Тема1. Действительное и кажущееся профессиональное «акме» (на материале изучения представителей вашей про­фессии).

Тема 2. Виды скрытого профессионального развития при кажущемся спаде, застое на жизненном трудовом пути (про­фессия по выбору).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.