Здавалка
Главная | Обратная связь

Опыт человека — это только ли знания, умения, навыки?



Впонятие «опыт человека» можно включить то, мысль о чем и без науки приходит в голову, — осведомленность (знания), умения, навыки. Но этим опыт не исчерпывается. В ходе той или иной активности в памяти у нас так или иначе сохраня­ются сопровождающие ее чувства, переживания. Среди этих переживаний важное место занимают так называемые «смыс­ловые образования», связанные с ответом на вопрос: «Ради чего это я делаю?». Ответ тут как раз может быть отнюдь не «формулировкой», а именно общим переживанием ценнос­ти творимого. («Люблю варить и кормить!». «Без нас, слеса­рей, никакого технического прогресса не будет!» и т.п.).

В связи с этим употребляется понятие «операционально-смысловые структуры опыта» [218. С. 145—197]. Это психи­ческие целостности, включающие как умелость, выучку, так и понимание смысла действий, и соответствующие чувства. «Передать» опыт от одного человека к другому нельзя за счет «натаски» обучаемого только на внешнее техническое испол­нительство работы. В несколько иной связи (в параграфе 3.3) приведен такой пример. В свое время было придумано «не­мое фортепьяно» (клавиатура, не связанная с извлечением звуков). Думали, по-видимому, что вот-де пусть человек при­обретает опыт (работы пальцами), станет виртуозом. Не выш­ло. Нужны, оказывается, и музыкальные переживания, хотя их со стороны не видно.

Опыт (в охарактеризованном понимании) осознается от­нюдь не просто. А осознание его психологического «устрой­ства» важно для владения им, для управления им, в частно­сти, в ситуациях вынужденной перемены деятельности [75] Какой-то имеющийся опыт важно осознать и максимально использовать, какой-то — преодолевать.

Что касается вопросов формирования знаний, умений на­выков, то соответствующие сведения легко найти в учебниках, пособиях по психологии, педагогике, методике обучения

Глава 11 О ТОМ, ЧТО человек хочет

11.1. О разнообразии и роли побуждений (мотивов)

Что тут знать? Мои побуждения! Это другие могут о них не знать. А разве я могу о них не знать?

Во-первых, оказывается, человек может не отдавать себе отчета в некоторых своих побуждениях (не осознавать их). Во-вторых, знать о возможном множестве побуждений лю­дей важно как для самопонимания, саморазвития, так и понимания других людей и, следовательно, для построения взаимоотношений с ними.

Ограничимся далее в основном перечислительным изло­жением соответствующих явлений психики (с минимальны­ми пояснениями).

Говоря о побуждениях (мотивах), мы должны иметь в виду не только некие внутренние «толчки» к внешней активности или ее «поддержке» в ходе какого-то времени, но также и яв­ления ее сдерживания.

Строго говоря, побуждающая функция свойственна в той или иной степени любым переживаниям, представлениям, со­стояниям психики. Но есть и такие психические образования, побуждающая (и вместе с тем регулирующая) функция кото­рых является главной. Таковыми являются прежде всего идеи о том, что является ценным и неценным в жизни, мысленные образцы жизни и деятельности людей, убеждения, потребно­сти, интересы, склонности, а также переживания, то возни­кающие, то исчезающие в ходе жизни и деятельности (на их «микроинтервалах»).

Нравиться (т.е. побуждать к деятельности, поддерживать ее во времени) могут какие-то, казалось бы, странные мело­чи по ходу дела. Классический пример тому мы находим в характеристике одного гоголевского героя, занятого перепи­сыванием бумаг. Кратко напомним это.

«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил

бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, —

нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему

виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. На-

слаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него

были фавориты, до которых если он добирался, то был сам

не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами,

так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую

букву, которую выводило перо его» (Н.В. Гоголь. Шинель).

Как бы мы ни относились к представленному персонажу и его делу, но подъем чувств в процессе работы, возникаю­щие при этом побуждения — явления крайне важные не только для внешнего успеха деятельности, но и для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Такого рода побужде­ния, мотивы можно назвать процессуальными, «поддержива­ющими» (в отличие от «стартовых» или «сдерживающих»).

Примечание (упражнение). Прервав чтение, попробуйте представить, что и в каких делах связано именно лично у вас с возникновением такого рода мотивов.

Но есть побуждения иного рода (отчасти перечисленные в начале параграфа). Они относительно устойчиво присущи человеку независимо от конкретных ситуаций жизни и дея­тельности. Обратимся к ним.

 

11.2. О побуждениях, относительно устойчиво присущих человеку

Идеалы — мысленные образцы жизни и деятельности людей. Идеалами могут служить образы литературных героев, исто­рических персонажей, уважаемых людей из наблюдаемого окружения. Идеалы могут быть самостоятельно придуманы человеком (путем объединения представлений об особенно­стях разных людей — реальных или воображаемых). В каче­стве идеала может выступать не только конкретный образ, но и общая идея («Делать то, что должно, и будь что будет» и подобн.). Здесь идеалы сближаются с убеждениями, о которых несколько ниже.

В качестве идеала может «затесаться» в сознание и образ небезупречный, скажем, в моральном отношении (образ удач­ливого пройдохи, ловкача). Идеалы изменяются в ходе жиз­ни, и полезно время от времени их критически пересматри­вать, быть может, и подправлять (а не относиться к ним как к наитию «свыше»). Человек несет ответственность за свои идеалы, как и вообще за другие свойства своей личности. Попробуйте, прервав чтение, осознать (отрефлексировать) ваши идеалы.

Ценностные представления тесно переплетены с идеала­ми (и разделить те и другие можно лишь «на бумаге»). Это мысленные образы того, к чему надо стремиться, против чего бороться (в этом случае говорят об «антиценностях»), на что есть смысл тратить время и силы.

Мечты — представления о желаемом будущем. В отличие, от идеалов, ценностных представлений мечтами называют мысленные сцены, сюжеты, не обязательно включенные в активную целенаправленную деятельность. Мечтая, можно, сознавать отсутствие реальных средств для воплощения об­разов в жизнь. Мечта может быть направлена на деятельность, очень удаленную в будущее время. Временный уход в мечту может даже служить полезным средством овладеть собой, сохранить душевное равновесие при столкновении с серьез­ными, пока неодолимыми жизненными затруднениями. Пло­хо лишь, если мечта постоянно используется человеком как замена реальной деятельности, как утешительное повседнев­ное средство ухода от решения жизненных задач.

Потребности (потребностные состояния) — переживания нашей нужды в чем-то. Они включают а) некоторый образ себя (переживание беспокойства, напряжения); б) ясный или смутный образ своего желаемого состояния; в) более или ме­нее ясные образы видов активности, объектов, посредством которых может быть достигнуто желаемое.

Потребности многообразны. Это и потребность в деятель­ности (безделье тягостно), в признании со стороны окружа­ющих, в познании специальной области явлений. Добавим: потребность в общении, потребность сделать что-то значи­тельное для общества, потребность создать семью, воспитать детей и так без видимого конца, включая потребности в жи­лище, одежде, пище и другие организменные нужды.

Потребности изменяются и развиваются в зависимости от наличных средств их удовлетворения (например, у человека неоткуда взяться потребности в слушании классической му­зыки, если наличные его эстетические потребности удовлет­воряются низкосортной «попсой»). Можно управлять воспи­танием своих потребностей, активизируя разборчивость в средствах их удовлетворения. Подробнее о потребностях можно прочесть в любом учебнике психологии.

Интересами в психологии называют конкретные прояв­ления познавательных потребностей. Слово «интерес» упот­ребляется за пределами психологии и в других значениях. Например, в экономике, политике интересами называют са­мые разные побуждения, включая и сугубо корыстные. Вся­кий раз надо вникать, «о чем идет речь». Интересы бесконеч­но разнообразны. Один может интересоваться вопросами идейных течений в Древней Руси, другой — тонкостями элек­тросварки. Полезно отдавать себе отчет, что признак интере­са, «интересности» люди часто приписывают объектам. Го­ворят: «интересная работа», «интересная книга». Но интерес не в объекте, а в данном человеке. Одному — нечто интерес­но, а другому — нет. Каковы ваши интересы?

О склонностях говорят в случае, когда у человека при на­личии познавательных побуждений заметно выражены про­явления потребностей в соответствующей практической де­ятельности. Можно интересоваться техникой, читать о ней многое. Это признак интереса. А можно еще и что-то масте­рить, чинить, изобретать (инструменты, одежду, «фирмен-нные» свои блюда и подобное, что доступно). Человека как бы «тянет» не только знать, но и что-то соответствующее прак­тически делать. Строго говоря, познание — тоже есть действо-вание, дело (осуществление познавательных действий). И сколько угодно у человека может быть склонность, скажем, к решению умственных задач, «головоломок».

Убеждения — твердые взгляды, отображающие мир (природный и общественный), а также самого человека, его место и смысл существования в мире. Убеждения — это не просто знания, но и побуждения к деятельности. Они могут быть и научными (основанными на достоверном знании), и религиозными (основанными на вере); они могут быть вза­имно согласованными или бессвязными, обоснованными по­ложительными нормами морали или, наоборот, противоречащими общечеловеческой нравственности. Система убежде­ний — это ядро мировоззрения (и мироотношения) человека. Постарайтесь перечислить свои убеждения.

Мировоззрение — это не только «картина мира», но сис­тема идей, принципов, идеология. То, что отличает человека от животных. Когда, случается, на словах обесценивают иде­ологию, то просто-напросто намереваются вместо одной иде­ологии подставить окружающим другую. Мировоззрение — широкая система знаний и побуждений, «цепляющая» все стороны психики, часть которых мы рассмотрели выше.

В мировоззрении (как свойственном человеку психичес­ком образовании) можно выделить следующие крупные со­ставляющие:

1. Философские, научные или религиозные взгляды. А.О мире как целом («там»). Б. О ближайшей «злободневной» среде («тут»), «Заповеди», служащие основой повседнев­ного поведения, поступков.

2. Политические и экономические взгляды. А.Об обществе в целом. Б. О повседневных явлениях в ближайшей и не­посредственной общественной среде.

3. Актологические взгляды(о деятельности; лат. actus дей­ствие) . А. О труде, учебе, игре, о людях, занятых деятельнос­тью, о роли труда в жизни общества и каждого человека; о важности и роли профессиональной подготовки; об образ­цах достижений в разных областях деятельности; о мире про­фессий и профессионалов. Б. О своей собственной деятель­ности и условиях ее успешного осуществления: о возмож­ных достижениях в том или ином деле (планы, предельные образцы); об условиях, путях достижения успеха и избега­ния существенных неудач в построении своей профессио­нальной судьбы (жизненного пути); о своем месте среди то­варищей по учебе, работе; об образе своей жизни. Человек с развитой системой идейных побуждений (убеж­дений) отличается высоким уровнем саморегуляции, самосто­ятельности, самочинности. Со стороны им трудно управлять, командовать, помыкать. Поэтому люди, стремящиеся господ­ствовать над другими в своекорыстных целях, бывают озабо­чены тем, чтобы разрушить «неугодные» убеждения, приду­мать выгодную для себя идеологию и тем или иным способом сформировать у других людей «новые» убеждения, «промыть мозги». Классический пример из истории времен второй ми­ровой войны — фашисты, стремясь к мировому господству, культивировали идеологию, в основе которой было учение о высшей (арийской) расе и прочих — низших — расах людей (как бы о недочеловеках), которых они предполагали просто истребить. Известно, чем это кончилось.

Устойчивые отношения (черты характера) выполняют и функцию побуждений. Отношения к чему? К людям, к делу, к вещам, к себе.

Характер человека является одним из средств своеобраз­ного ориентирования его активности в том сложном мире (прежде всего социальном), в который он погружен. Без ус­военной общей направленности (ядром ее является, как мы помним, система убеждений, мировоззрение) и без устойчи­вых, упрочившихся отношений, выражающихся в ответствен­ном поведении, в поступках, сознание человека просто «за­хлебнулось» бы в хаосе повседневных событий и их несвязностей, порождающих необозримое количество задач и задачек на каждом шагу. Наличие упрочившихся отношений человека к важным сторонам действительности высвобождает внимание человека для обдумывания наиболее значимых выборов, для принятия, в частности, нестандартных решений, для творчес­кого отношения к жизни. А именно это в конечном счете цен­но для существования и развития общества в целом.

Устойчивость характера относительна. Он при определен­ных условиях подвержен изменениям. Было бы неестествен­но, если бы после значимых событий в жизни человека и его поступков в ответственных ситуациях характер бы никак не менялся. Он может и укрепляться, и исправляться, и обога­щаться новыми тонкостями отношений к миру.

Глава 12 О действиях, деятельности И ЛИЧНОСТИ

Пути к мастерству в любом деле идут, в частности, через пред­намеренное освоение действий, которые при этом превраща­ются в умения, навыки. Распространен предрассудок о том, что действия можно наблюдать («Делай, как я!» и т.п.). Нет. Можно наблюдать только исполнительную часть некоторых действий. То, что является действием человека (даже двига­тельным или действием несловесного общения) имеет и не явные для внешнего наблюдателя (в частности психологичес­кие) составляющие. И не простые. Поэтому, чтобы осваивать действия (или учить им других), важно разобраться в их пол­ном устройстве (структуре).

Не любая внешняя или внутренняя активность человека складывается преднамеренно. Организм наш сложен. Каж­дый знает из школьных курсов, что есть многие наследствен­но закрепленные и прижизненно сложившиеся «ответы» организма на внешние стечения обстоятельств. Раздался но­вый звук, появился яркий предмет — невольно обращаем вни­мание, присматриваемся, прислушиваемся — «что такое?». Обжегся — отстранился и т.д. Внутриорганизменные стече­ния обстоятельств тоже могут более или менее «автоматичес­ки» обнаруживаться в изменениях активности (хотя бы так: «Сытый голодного не разумеет» и т.п.). А действия относятся к области преднамеренной активности человека.

12.1. О структуре и разновидностях действий

Действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей цели.

Цель в нашем случае — не внешняя «мишень» (пусть и вы­раженная словесно), а мысленное представление желаемого будущего (пусть и выраженное обобщенно во внутренней речи; скажем, так — «забить гвоздь в доску, не расколов ее»). Направленность действия обеспечивается целью и мотивом, смыслом («Для чего?», «Хочу» и т.п.).

Познавательная составляющая действий часто недооцени­вается (она не наблюдаема извне и часто не осознается). А секрет успешности действий во многом кроется как раз в ней. Есть понятие «ориентировочная (т.е. познавательная) основа действия» [36]. Вообразите, что вам нужно перешаг­нуть через канаву на пути. Вы тут же выстраиваете для себя некое знание и о себе, и о внешней — пусть сиюминутной — обстановке. Мобилизуете представление о ширине своего шага, соотносите его с шириной канавы. Понадобится ли с усилием подпрыгнуть? Оцениваете место, куда ступите, — не обрушится ли край канавы, не скользко ли и т.п. Для внешне­го наблюдателя ваше действие выглядит как мимолетное дви­жение. А на самом деле тут есть и некая «микродрама» идей.

Нет хорошей ориентировочной основы — нет хорошего действия. Ориентировочная основа действия — это знание, осознание множества признаков, тонкостей ситуации (внеш­ней и внутренней), которые необходимо принять во внима­ние для достижения результата.

Правда, по мере повторений, что часто случается в труде, многие действия перестают быть таковыми, превращаясь в навыки, умения, привычки, которые проявляются без замет­ных усилий познания и исполнения, «автоматически», «глад­ко». Но к этому надо прийти.

Действия бывают отнюдь не только двигательными, но по­знавательными и коммуникативными.

Что значит распознать, разобраться, запомнить, оценить, определить, измерить, придумать, проконтролировать себя и т.п. ? Это значит совершить действия познания. Движения при этом тоже имеют место (например, «ощупывающие», «отсле­живающие» движения глаз, рук и подобные двигательные «настройки» органов чувств). Но при двигательных действи­ях ориентировка обслуживает движения, а при познаватель­ных, наоборот, — движения служат познавательным целям.

Во множестве познавательных действий различают дей­ствия чувственного познания и репрезентативного (на уров­не представлений). К первой из названных групп относятся

действия по поводу объектов, в основном доступных органам чувств. Ко второй — действия на уровне памяти, отвлеченно­го мышления, воображения. Различия эти относительны в том смысле, что в живой деятельности человека разные действия тесно, «неразъемно» взаимосвязаны. Скажем, контролер готовой продукции в текстильном производстве действует, ка­залось бы, глазами. Но ведь он постоянно сличает проходя­щую перед ним зрительно воспринимаемую ткань с мыслен­но представляемыми образцами нормы и отклонений, с раз­новидностями возможного ее брака. В его работу включены и память, и мышление, и внимание. Некто, занимающийся теорией, тоже сличает свои выкладки с фактами, отображе­ния которых могут быть доступны и органам чувств (в виде схем, чертежей и иных знаковых систем). Теоретическое, от­влеченное мышление протекает не без чувственных опор, иначе оно может выродиться в бесплодное умствование.

Знать о теоретически выделяемых видах действий полез­но, чтобы усматривать их проявления в целостной, живой ак­тивности людей.

Что значит установить деловой контакт с человеком, под­держивать контакт, корректно прекратить его? Что значит предложить помощь, принять или отвергнуть ее, распорядить­ся, приказать, дать совет и т.п.? Это все разновидности комму­никативных действий. Здесь тоже есть познавательные и испол­нительно-двигательные (речь, средства несловесной вырази­тельности поведения) составляющие. Подробнее обо всем этом см., например, [89. С. 100—129] или [88. С. 151—195].

v 12.2. О деятельности и личности -■?

Деятельность — основная разновидность существования це­лостного психического склада человека. Склад этот — реаль­ность процессуальная, т.е. существует как процесс, течение, деление чего-то.

Примечание, Реальности подобного рода есть во множестве и в природном, техническом мире. Идет, скажем, дождь. Он существует, пока идет. И никто не скажет, что разговоры о дожде являются выдумкой, мифом. Существуют, положим, мощность, КПД (коэффициент полезного действия) элект­родвигателя. Никто не сомневается в их реальности. Но они существуют как таковые (а не в форме отображений в тек­стах и т.п.), пока машина работает. Авот психике не повезло в том смысле, что вопрос о ее сущности и самом существовании всегда был и остается областью и сомнений, и споров. Здраво­мыслящие люди не отрицают существование нервной систе­мы с ее центральными и периферическими составляющими. А вот где там психика? Изучили мозг до клеток, молекул, ато­мов и психику там не встретили. Ее, выходит, нет? Пробле­ма соотношения мозга и психики — не для начального зна­комства с психологией. Информацию о соответствующих вопросах можно найти в учебниках, пособиях по общей пси­хологии, психофизиологии. Вернемся к теме параграфа в предположении, что психика существует.

К деятельности отнесем, прежде всего, совокупности дей­ствий, преднамеренно направленные на приспособление че­ловека к требованиям среды или на преобразование ее (сре­ды) и имеющие значение для развития человека и/или обще­ства.

Основными видами деятельности принято считать труд, учение, игру. (В порядке возрастного становления — игру, учение, труд.)

Примечание. Иногда употребляют такое перечисление ви­дов деятельности: «познание, общение, труд». Но при внимательном рассмотрении явлений труда такое различение неудобно. Например, чем заняты контролер-приемщик готовой продукции, испытатель электровакуумных приборов ? Познанием. Но это и есть их труд, основное содержание которого — познание. Чем заняты воспитатель, организа­тор производства, экскурсовод, продавец-консультант? Раз­ными видами делового общения. Но это и есть труд этих людей. Наконец, что это может быть за труд, если он проти­вопоставляется познанию? Пуговицу не пришьешь без по­знавательной ориентировки в среде и в себе.

Психика человека не «вырастает» сама по себе по мере со­зревания организма. Широко признано, что она, как уже от­мечалось, и проявляется, и складывается, формируется в дея­тельности. Чтобы повлиять на психику (свою или других), на ход ее развития, нужно создать условия для изменения дея­тельности, включить (себя или других) в подходящую деятель­ность. Детальные разновидности деятельности человека столь же разнообразны, как и возможные предметы его потребно­стей.

По ряду причин являются важными, волнующими (и не для всех приятными) вопросы проявления и развития личности в деятельности. В частности, вопросы «личностного развития профессионала», «формирования личности в профессии», вопросы «нежелательных вариантов развития личности в про­фессии» и подобные.

По вопросу о том, что такое «личность», существует мно­жество разных мнений. Иной раз к личности относят любые явления индивидуального (психологического) своеобразия людей, иногда вводят некоторые ограничения этого понятия. Иногда различают психические процессы (скажем, познава­тельные), с одной стороны, и свойства личности, — с другой. Но поскольку психика в целом процессуальна, то это мало логично. Явления личности — тоже процессы. Личность че­ловека в жизни и деятельности изменяется (трансформиру­ется [140]), иной раз существенно. Весь вопрос в длительнос­ти, времени изменений. Явления познания, переживания чувств, волевых усилий могут быть относительно кратковре­менными, а некоторые особенности личности, правда, могут сохраняться и всю жизнь (скажем, убеждение в ценности труда, отношение к людям и подобное). Но сохранение здесь не «окаменелость», а процессуальное поддержание челове­ком тождества самому себе.

Мы, не предаваясь здесь пространным дискуссиям, при­соединимся к той точке зрения, что в структуру личности вхо­дят свойства относительно устойчивых побуждений и само-

сознания человека. Среди указанных побуждений — соб­ственно идейная направленность, а также относительно обо­собленная структура — характер. Особенности опыта, спо­собности и особенности психодинамики, темперамента (об этом можете почитать в учебниках психологии для педагоги­ческих вузов) отнесем в основном к структуре субъекта дея­тельности.

Человек как личность отличается относительно устойчи­вой определенностью (положительной или отрицательной, с моральной точки зрения). Это отчасти отмечено выше в свя­зи вопросом об убеждениях. Потому-то и важны вопросы (и, конечно, научно и морально обоснованные ответы на них) о становлении личности человека в разных видах деятельнос­ти, включая профессиональную. Первые три части данной книги построены так, чтобы побудить читателя к обдумыва­нию и построению соответствующей информации.

12.3. О взаимной связи психологических особенностей человека

Принимать в расчет взаимные зависимости явлений, процес­сов объектов и их свойств важно решительно в любом деле.

Вообразите простую ситуацию. Вам нужно вскипятить мо­локо. Вы выбираете посуду сообразно объему молока и осо­бенностям того генератора тепла, которым располагаете. Со­блюдаете режим нагрева («не подгорело бы!»). Поскольку молоко, закипая, обычно всходит пеной и может пойти через край посуды, вы либо кладете в посуду «сторож для молока» (есть такая штучка), либо ждете. Иначе молоко «убежит». Вы действуете сообразно известным зависимостям между свой­ствами объектов.

Когда говорят о чем-то «независимом» — это ложь. Неза­висимых явлений в мире нет. Всегда важно вникать, что, от чего и как зависит. Психика человека с ее процессуальными подструктурами (деятельность, личность, опыт) есть система во многом не явная. Но ее составляющие не представляют собой простую «свалку» многих особенностей, с которыми можно обращаться как угодно. Они взаимно связаны. И это тоже необходимо учитывать в любом деле, в частности, при построении профессионального жизненного пути.

Полезно различать «личные» и «личностные» особеннос­ти, качества людей. Личностными называют те, которые вхо­дят в структуру личности. А личными — вообще любые, при­сущие данному человеку (как общие для многих, так и инди­видуально своеобразные).

Характер (как подсистема личности) неслучайным обра­зом связан с убеждениями. Система черт характера так или: иначе согласуется с убеждениями и опирается на них. А если не согласуется, возникают переживания внутреннего конф­ликта («сам себе не рад» и т.п.).

Не случайна также связь характера с умом человека. Ха­рактер включает познавательную составляющую (знание об объектах отношений). Но дело не только в знании. Взаимо­действуя с миром и разбираясь в самом себе, человек совер­шает многочисленные познавательные действия. Он приоб­ретает при этом некоторые способности, качества познава­тельной деятельности, система которых и обозначается как ум (интеллект). Поскольку познание человека обращено на те стороны действительности, которые являются предметом его отношений (как черт характера), складываются и своеоб­разные наборы качеств ума, которые иногда получают спе­циальные обозначения. Выделяют, например: «социальный интеллект»; «технический интеллект»; «гуманитарный интел­лект»; «математический»; «вербальный», т.е. «словесный», «теоретический»; «невербальный», т.е. наглядно-образный; «практический» и другие в зависимости от предметной обла- > ста, где занят человек. Удовлетворимся здесь общеязыковым пониманием приведенных выражений.

Как и характер, ум (интеллект) — это относительно устой­чиво присущая человеку и развивающаяся в течение жизни. система свойств, качеств, действий в области его познавательной активности, его ориентировки во внутренних (психоло­гических) и внешних обстоятельствах жизни и деятельности, включая и обстоятельства общественной среды. В относитель­но узком смысле слова умом называют именно хорошо раз­витые познавательные способности человека. В любом слу­чае воспитание и самовоспитание характера (как и мировоз­зрения) не может быть успешным в отрыве от воспитания (и самовоспитания) умственного.

Некоторые особенности человека называют индивидны­ми, т.е. присущими человеку как организму, природному су­ществу, отличному от других (лат. individuum — неделимое, особь).

К числу индивидных свойств относятся особенности тем­перамента, некоторым образом связанные с характером. Тем­перамент в целом — это система стойких (существенно обус­ловленных природным типом нервной системы) особеннос­тей человека. Они проявляются в темпе, интенсивности протекания, изменения процессов, состояний внутреннего мира, быстроте их взаимной смены. Темперамент влияет на формирование характера, но не предопределяет его. Напри­мер, такие черты характера, как общительность, доброжела­тельность могут сложиться у людей и с быстрым и с замед­ленным протеканием эмоциональных переживаний (чувств). Но если у первого общительность проявляется в легкости ус­тановления контактов с новыми людьми, инициативности в построении широкого круга общения, то у второго — в дли­тельности, устойчивости таких контактов, в предпочтении контактов с кругом знакомых людей. Оба могут быть общи­тельны, но по-разному. Например, инициативность в обще­нии складывается легче у подвижного человека, чем у медли­тельного. А основательность и надежность в сохранении кон­тактов легче складывается у медлительного.

Одно из различий людей по свойствам темперамента та­ково, что некоторые больше нуждаются во внешних впечат­лениях (без них им скоро становится скучно), а другие живут

«внутренним накалом» и больше погружены в свои пережи­вания. Это в специальной литературе соответственно назы­вают: экстравертированность (обращенность вовне) и интро-вертированность (обращенность внутрь себя).

Коротко говоря, роль свойств темперамента в развитии личности человека состоит в том, что они могут облегчать или затруднять формирование тех или иных содержательных свойств его внутреннего мира, в частности, характера. Напри­мер, такие привычки и проявления характера, как тщательность предварительной ориентировки в ситуации и предусмотритель­ность легче формируются у человека медлительного, интровертированного, чем у «торопыги», экстравертированного, поскольку последний склонен не долго думая браться за дело и быстро исправлять случающиеся ошибки. Медлительному труднее переключаться с основной работы на исправление оплошностей, поэтому он более расположен обезопасить себя за счет предусмотрительности от необходимости суетиться. Зато сильной стороной человека с быстрым темпом психи­ческих процессов является его расторопность.

Важно руководствоваться идеей возможной обществен­ной, деловой равноценности индивидуально своеобразных людей. Важно не мерить других своим аршином, а понимать их. Но из чего делается, строится знание о другом человеке, о других людях?

Когда слышишь слова о внешнем мире, рождаются в голо­ве образы более или менее известных объектов. Если объек­ты ранее не воспринимались чувственно, то представления о них строятся на основе новых комбинаций «клочков», частей или свойств того, что известно. Скажем, айсберг в океане видели немногие, но представить его все же можно, сильно увеличив (мысленно) признак величины куска льда, плаваю­щего в воде (это-то уж почти каждый видел). А как предста­вить себе психический склад другого человека? Тут полезна память о своих переживаниях. Что-то можно взять из ее за­пасов, усилив (мысленно) одни представления и отвлекаясь от других. Нужно, выходит, соответствующее фантазирова­ние, воображение. Все это развивается в опыте общения при соответствующей положительной направленности личности. Учит понимать других и художественная литература (не лю­бая, впрочем, а хорошая).

Если вы, знакомясь с книгой «по индивидуальной траек­тории», не прочли еще параграф 5.2, можете теперь к нему обратиться. Это расширит ваши представления о психике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Будущее. Да еще и профессиональное. Становление профес­сионала не только как субъекта деятельности, но и как субъек­та будущего [19. С. 135—138]. И не «вообще», а применитель­но к определенной человеческой судьбе. И в сложной, измен­чивой среде. «Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит...» — сказано у великого поэта и мыслителя. Ситуация неопределенности.

Но средством уменьшения неопределенности является ин­формация. В предшествующем тексте, правда, не могло быть жестких конкретных предписаний по построению путей про­фессионального развития для каждого заинтересованного в этом читателя. Такого рода предписания были бы заведомо бесполезны, поскольку они не могли бы соответствовать оп­ределенной действительности. Множество профессий вели­ко, множество неповторимых человеческих индивидуально­стей — тоже. А ведь соответствие идеи действительности ве­дет к истине. Так что, мы заведомо не стремились к истине? Для чего же нужно было, извините, марать бумагу? Книга, надеемся, содержит информацию для читателя, которую он может «вычерпать» из текста и использовать для уменьше­ния неопределенности в делах проектирования и построения своего профессионального жизненного пути. Использовать творчески, с учетом определенных, «вот этих» особенностей ситуаций в своей жизни.

Есть и другая сторона обсуждаемой темы — соответствие действительности идее, замыслу человека ведет его к счастью. И это оправдывает обсуждение будущего — той предметной реальности, которой пока еще, строго говоря, нет. Дело в том, что от каждого из нас в немалой мере зависит то, будет ли со­ответствовать складывающаяся действительность нашей жиз­ни нашим же идеям, замыслам.

Если книга кому-то помогла строить реалистические за­мыслы его профессионального будущего, то это оправдывает ее существование. Еще лучше, если читатель встретил в ней информацию, укрепившую его побуждения, волю к достиже­нию личностно значимых и общественно ценных целей. Це­лей перспективных и согласующихся с высшими ценностя­ми материальной и духовной культуры народа.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.