Опыт человека — это только ли знания, умения, навыки?⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48
Впонятие «опыт человека» можно включить то, мысль о чем и без науки приходит в голову, — осведомленность (знания), умения, навыки. Но этим опыт не исчерпывается. В ходе той или иной активности в памяти у нас так или иначе сохраняются сопровождающие ее чувства, переживания. Среди этих переживаний важное место занимают так называемые «смысловые образования», связанные с ответом на вопрос: «Ради чего это я делаю?». Ответ тут как раз может быть отнюдь не «формулировкой», а именно общим переживанием ценности творимого. («Люблю варить и кормить!». «Без нас, слесарей, никакого технического прогресса не будет!» и т.п.). В связи с этим употребляется понятие «операционально-смысловые структуры опыта» [218. С. 145—197]. Это психические целостности, включающие как умелость, выучку, так и понимание смысла действий, и соответствующие чувства. «Передать» опыт от одного человека к другому нельзя за счет «натаски» обучаемого только на внешнее техническое исполнительство работы. В несколько иной связи (в параграфе 3.3) приведен такой пример. В свое время было придумано «немое фортепьяно» (клавиатура, не связанная с извлечением звуков). Думали, по-видимому, что вот-де пусть человек приобретает опыт (работы пальцами), станет виртуозом. Не вышло. Нужны, оказывается, и музыкальные переживания, хотя их со стороны не видно. Опыт (в охарактеризованном понимании) осознается отнюдь не просто. А осознание его психологического «устройства» важно для владения им, для управления им, в частности, в ситуациях вынужденной перемены деятельности [75] Какой-то имеющийся опыт важно осознать и максимально использовать, какой-то — преодолевать. Что касается вопросов формирования знаний, умений навыков, то соответствующие сведения легко найти в учебниках, пособиях по психологии, педагогике, методике обучения Глава 11 О ТОМ, ЧТО человек хочет 11.1. О разнообразии и роли побуждений (мотивов) Что тут знать? Мои побуждения! Это другие могут о них не знать. А разве я могу о них не знать? Во-первых, оказывается, человек может не отдавать себе отчета в некоторых своих побуждениях (не осознавать их). Во-вторых, знать о возможном множестве побуждений людей важно как для самопонимания, саморазвития, так и понимания других людей и, следовательно, для построения взаимоотношений с ними. Ограничимся далее в основном перечислительным изложением соответствующих явлений психики (с минимальными пояснениями). Говоря о побуждениях (мотивах), мы должны иметь в виду не только некие внутренние «толчки» к внешней активности или ее «поддержке» в ходе какого-то времени, но также и явления ее сдерживания. Строго говоря, побуждающая функция свойственна в той или иной степени любым переживаниям, представлениям, состояниям психики. Но есть и такие психические образования, побуждающая (и вместе с тем регулирующая) функция которых является главной. Таковыми являются прежде всего идеи о том, что является ценным и неценным в жизни, мысленные образцы жизни и деятельности людей, убеждения, потребности, интересы, склонности, а также переживания, то возникающие, то исчезающие в ходе жизни и деятельности (на их «микроинтервалах»). Нравиться (т.е. побуждать к деятельности, поддерживать ее во времени) могут какие-то, казалось бы, странные мелочи по ходу дела. Классический пример тому мы находим в характеристике одного гоголевского героя, занятого переписыванием бумаг. Кратко напомним это. «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. На- слаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его» (Н.В. Гоголь. Шинель). Как бы мы ни относились к представленному персонажу и его делу, но подъем чувств в процессе работы, возникающие при этом побуждения — явления крайне важные не только для внешнего успеха деятельности, но и для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Такого рода побуждения, мотивы можно назвать процессуальными, «поддерживающими» (в отличие от «стартовых» или «сдерживающих»). Примечание (упражнение). Прервав чтение, попробуйте представить, что и в каких делах связано именно лично у вас с возникновением такого рода мотивов. Но есть побуждения иного рода (отчасти перечисленные в начале параграфа). Они относительно устойчиво присущи человеку независимо от конкретных ситуаций жизни и деятельности. Обратимся к ним.
11.2. О побуждениях, относительно устойчиво присущих человеку Идеалы — мысленные образцы жизни и деятельности людей. Идеалами могут служить образы литературных героев, исторических персонажей, уважаемых людей из наблюдаемого окружения. Идеалы могут быть самостоятельно придуманы человеком (путем объединения представлений об особенностях разных людей — реальных или воображаемых). В качестве идеала может выступать не только конкретный образ, но и общая идея («Делать то, что должно, и будь что будет» и подобн.). Здесь идеалы сближаются с убеждениями, о которых несколько ниже. В качестве идеала может «затесаться» в сознание и образ небезупречный, скажем, в моральном отношении (образ удачливого пройдохи, ловкача). Идеалы изменяются в ходе жизни, и полезно время от времени их критически пересматривать, быть может, и подправлять (а не относиться к ним как к наитию «свыше»). Человек несет ответственность за свои идеалы, как и вообще за другие свойства своей личности. Попробуйте, прервав чтение, осознать (отрефлексировать) ваши идеалы. Ценностные представления тесно переплетены с идеалами (и разделить те и другие можно лишь «на бумаге»). Это мысленные образы того, к чему надо стремиться, против чего бороться (в этом случае говорят об «антиценностях»), на что есть смысл тратить время и силы. Мечты — представления о желаемом будущем. В отличие, от идеалов, ценностных представлений мечтами называют мысленные сцены, сюжеты, не обязательно включенные в активную целенаправленную деятельность. Мечтая, можно, сознавать отсутствие реальных средств для воплощения образов в жизнь. Мечта может быть направлена на деятельность, очень удаленную в будущее время. Временный уход в мечту может даже служить полезным средством овладеть собой, сохранить душевное равновесие при столкновении с серьезными, пока неодолимыми жизненными затруднениями. Плохо лишь, если мечта постоянно используется человеком как замена реальной деятельности, как утешительное повседневное средство ухода от решения жизненных задач. Потребности (потребностные состояния) — переживания нашей нужды в чем-то. Они включают а) некоторый образ себя (переживание беспокойства, напряжения); б) ясный или смутный образ своего желаемого состояния; в) более или менее ясные образы видов активности, объектов, посредством которых может быть достигнуто желаемое. Потребности многообразны. Это и потребность в деятельности (безделье тягостно), в признании со стороны окружающих, в познании специальной области явлений. Добавим: потребность в общении, потребность сделать что-то значительное для общества, потребность создать семью, воспитать детей и так без видимого конца, включая потребности в жилище, одежде, пище и другие организменные нужды. Потребности изменяются и развиваются в зависимости от наличных средств их удовлетворения (например, у человека неоткуда взяться потребности в слушании классической музыки, если наличные его эстетические потребности удовлетворяются низкосортной «попсой»). Можно управлять воспитанием своих потребностей, активизируя разборчивость в средствах их удовлетворения. Подробнее о потребностях можно прочесть в любом учебнике психологии. Интересами в психологии называют конкретные проявления познавательных потребностей. Слово «интерес» употребляется за пределами психологии и в других значениях. Например, в экономике, политике интересами называют самые разные побуждения, включая и сугубо корыстные. Всякий раз надо вникать, «о чем идет речь». Интересы бесконечно разнообразны. Один может интересоваться вопросами идейных течений в Древней Руси, другой — тонкостями электросварки. Полезно отдавать себе отчет, что признак интереса, «интересности» люди часто приписывают объектам. Говорят: «интересная работа», «интересная книга». Но интерес не в объекте, а в данном человеке. Одному — нечто интересно, а другому — нет. Каковы ваши интересы? О склонностях говорят в случае, когда у человека при наличии познавательных побуждений заметно выражены проявления потребностей в соответствующей практической деятельности. Можно интересоваться техникой, читать о ней многое. Это признак интереса. А можно еще и что-то мастерить, чинить, изобретать (инструменты, одежду, «фирмен-нные» свои блюда и подобное, что доступно). Человека как бы «тянет» не только знать, но и что-то соответствующее практически делать. Строго говоря, познание — тоже есть действо-вание, дело (осуществление познавательных действий). И сколько угодно у человека может быть склонность, скажем, к решению умственных задач, «головоломок». Убеждения — твердые взгляды, отображающие мир (природный и общественный), а также самого человека, его место и смысл существования в мире. Убеждения — это не просто знания, но и побуждения к деятельности. Они могут быть и научными (основанными на достоверном знании), и религиозными (основанными на вере); они могут быть взаимно согласованными или бессвязными, обоснованными положительными нормами морали или, наоборот, противоречащими общечеловеческой нравственности. Система убеждений — это ядро мировоззрения (и мироотношения) человека. Постарайтесь перечислить свои убеждения. Мировоззрение — это не только «картина мира», но система идей, принципов, идеология. То, что отличает человека от животных. Когда, случается, на словах обесценивают идеологию, то просто-напросто намереваются вместо одной идеологии подставить окружающим другую. Мировоззрение — широкая система знаний и побуждений, «цепляющая» все стороны психики, часть которых мы рассмотрели выше. В мировоззрении (как свойственном человеку психическом образовании) можно выделить следующие крупные составляющие: 1. Философские, научные или религиозные взгляды. А.О мире как целом («там»). Б. О ближайшей «злободневной» среде («тут»), «Заповеди», служащие основой повседневного поведения, поступков. 2. Политические и экономические взгляды. А.Об обществе в целом. Б. О повседневных явлениях в ближайшей и непосредственной общественной среде. 3. Актологические взгляды(о деятельности; лат. actus действие) . А. О труде, учебе, игре, о людях, занятых деятельностью, о роли труда в жизни общества и каждого человека; о важности и роли профессиональной подготовки; об образцах достижений в разных областях деятельности; о мире профессий и профессионалов. Б. О своей собственной деятельности и условиях ее успешного осуществления: о возможных достижениях в том или ином деле (планы, предельные образцы); об условиях, путях достижения успеха и избегания существенных неудач в построении своей профессиональной судьбы (жизненного пути); о своем месте среди товарищей по учебе, работе; об образе своей жизни. Человек с развитой системой идейных побуждений (убеждений) отличается высоким уровнем саморегуляции, самостоятельности, самочинности. Со стороны им трудно управлять, командовать, помыкать. Поэтому люди, стремящиеся господствовать над другими в своекорыстных целях, бывают озабочены тем, чтобы разрушить «неугодные» убеждения, придумать выгодную для себя идеологию и тем или иным способом сформировать у других людей «новые» убеждения, «промыть мозги». Классический пример из истории времен второй мировой войны — фашисты, стремясь к мировому господству, культивировали идеологию, в основе которой было учение о высшей (арийской) расе и прочих — низших — расах людей (как бы о недочеловеках), которых они предполагали просто истребить. Известно, чем это кончилось. Устойчивые отношения (черты характера) выполняют и функцию побуждений. Отношения к чему? К людям, к делу, к вещам, к себе. Характер человека является одним из средств своеобразного ориентирования его активности в том сложном мире (прежде всего социальном), в который он погружен. Без усвоенной общей направленности (ядром ее является, как мы помним, система убеждений, мировоззрение) и без устойчивых, упрочившихся отношений, выражающихся в ответственном поведении, в поступках, сознание человека просто «захлебнулось» бы в хаосе повседневных событий и их несвязностей, порождающих необозримое количество задач и задачек на каждом шагу. Наличие упрочившихся отношений человека к важным сторонам действительности высвобождает внимание человека для обдумывания наиболее значимых выборов, для принятия, в частности, нестандартных решений, для творческого отношения к жизни. А именно это в конечном счете ценно для существования и развития общества в целом. Устойчивость характера относительна. Он при определенных условиях подвержен изменениям. Было бы неестественно, если бы после значимых событий в жизни человека и его поступков в ответственных ситуациях характер бы никак не менялся. Он может и укрепляться, и исправляться, и обогащаться новыми тонкостями отношений к миру. Глава 12 О действиях, деятельности И ЛИЧНОСТИ Пути к мастерству в любом деле идут, в частности, через преднамеренное освоение действий, которые при этом превращаются в умения, навыки. Распространен предрассудок о том, что действия можно наблюдать («Делай, как я!» и т.п.). Нет. Можно наблюдать только исполнительную часть некоторых действий. То, что является действием человека (даже двигательным или действием несловесного общения) имеет и не явные для внешнего наблюдателя (в частности психологические) составляющие. И не простые. Поэтому, чтобы осваивать действия (или учить им других), важно разобраться в их полном устройстве (структуре). Не любая внешняя или внутренняя активность человека складывается преднамеренно. Организм наш сложен. Каждый знает из школьных курсов, что есть многие наследственно закрепленные и прижизненно сложившиеся «ответы» организма на внешние стечения обстоятельств. Раздался новый звук, появился яркий предмет — невольно обращаем внимание, присматриваемся, прислушиваемся — «что такое?». Обжегся — отстранился и т.д. Внутриорганизменные стечения обстоятельств тоже могут более или менее «автоматически» обнаруживаться в изменениях активности (хотя бы так: «Сытый голодного не разумеет» и т.п.). А действия относятся к области преднамеренной активности человека. 12.1. О структуре и разновидностях действий Действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей цели. Цель в нашем случае — не внешняя «мишень» (пусть и выраженная словесно), а мысленное представление желаемого будущего (пусть и выраженное обобщенно во внутренней речи; скажем, так — «забить гвоздь в доску, не расколов ее»). Направленность действия обеспечивается целью и мотивом, смыслом («Для чего?», «Хочу» и т.п.). Познавательная составляющая действий часто недооценивается (она не наблюдаема извне и часто не осознается). А секрет успешности действий во многом кроется как раз в ней. Есть понятие «ориентировочная (т.е. познавательная) основа действия» [36]. Вообразите, что вам нужно перешагнуть через канаву на пути. Вы тут же выстраиваете для себя некое знание и о себе, и о внешней — пусть сиюминутной — обстановке. Мобилизуете представление о ширине своего шага, соотносите его с шириной канавы. Понадобится ли с усилием подпрыгнуть? Оцениваете место, куда ступите, — не обрушится ли край канавы, не скользко ли и т.п. Для внешнего наблюдателя ваше действие выглядит как мимолетное движение. А на самом деле тут есть и некая «микродрама» идей. Нет хорошей ориентировочной основы — нет хорошего действия. Ориентировочная основа действия — это знание, осознание множества признаков, тонкостей ситуации (внешней и внутренней), которые необходимо принять во внимание для достижения результата. Правда, по мере повторений, что часто случается в труде, многие действия перестают быть таковыми, превращаясь в навыки, умения, привычки, которые проявляются без заметных усилий познания и исполнения, «автоматически», «гладко». Но к этому надо прийти. Действия бывают отнюдь не только двигательными, но познавательными и коммуникативными. Что значит распознать, разобраться, запомнить, оценить, определить, измерить, придумать, проконтролировать себя и т.п. ? Это значит совершить действия познания. Движения при этом тоже имеют место (например, «ощупывающие», «отслеживающие» движения глаз, рук и подобные двигательные «настройки» органов чувств). Но при двигательных действиях ориентировка обслуживает движения, а при познавательных, наоборот, — движения служат познавательным целям. Во множестве познавательных действий различают действия чувственного познания и репрезентативного (на уровне представлений). К первой из названных групп относятся действия по поводу объектов, в основном доступных органам чувств. Ко второй — действия на уровне памяти, отвлеченного мышления, воображения. Различия эти относительны в том смысле, что в живой деятельности человека разные действия тесно, «неразъемно» взаимосвязаны. Скажем, контролер готовой продукции в текстильном производстве действует, казалось бы, глазами. Но ведь он постоянно сличает проходящую перед ним зрительно воспринимаемую ткань с мысленно представляемыми образцами нормы и отклонений, с разновидностями возможного ее брака. В его работу включены и память, и мышление, и внимание. Некто, занимающийся теорией, тоже сличает свои выкладки с фактами, отображения которых могут быть доступны и органам чувств (в виде схем, чертежей и иных знаковых систем). Теоретическое, отвлеченное мышление протекает не без чувственных опор, иначе оно может выродиться в бесплодное умствование. Знать о теоретически выделяемых видах действий полезно, чтобы усматривать их проявления в целостной, живой активности людей. Что значит установить деловой контакт с человеком, поддерживать контакт, корректно прекратить его? Что значит предложить помощь, принять или отвергнуть ее, распорядиться, приказать, дать совет и т.п.? Это все разновидности коммуникативных действий. Здесь тоже есть познавательные и исполнительно-двигательные (речь, средства несловесной выразительности поведения) составляющие. Подробнее обо всем этом см., например, [89. С. 100—129] или [88. С. 151—195]. v 12.2. О деятельности и личности -■? Деятельность — основная разновидность существования целостного психического склада человека. Склад этот — реальность процессуальная, т.е. существует как процесс, течение, деление чего-то. Примечание, Реальности подобного рода есть во множестве и в природном, техническом мире. Идет, скажем, дождь. Он существует, пока идет. И никто не скажет, что разговоры о дожде являются выдумкой, мифом. Существуют, положим, мощность, КПД (коэффициент полезного действия) электродвигателя. Никто не сомневается в их реальности. Но они существуют как таковые (а не в форме отображений в текстах и т.п.), пока машина работает. Авот психике не повезло в том смысле, что вопрос о ее сущности и самом существовании всегда был и остается областью и сомнений, и споров. Здравомыслящие люди не отрицают существование нервной системы с ее центральными и периферическими составляющими. А вот где там психика? Изучили мозг до клеток, молекул, атомов и психику там не встретили. Ее, выходит, нет? Проблема соотношения мозга и психики — не для начального знакомства с психологией. Информацию о соответствующих вопросах можно найти в учебниках, пособиях по общей психологии, психофизиологии. Вернемся к теме параграфа в предположении, что психика существует. К деятельности отнесем, прежде всего, совокупности действий, преднамеренно направленные на приспособление человека к требованиям среды или на преобразование ее (среды) и имеющие значение для развития человека и/или общества. Основными видами деятельности принято считать труд, учение, игру. (В порядке возрастного становления — игру, учение, труд.) Примечание. Иногда употребляют такое перечисление видов деятельности: «познание, общение, труд». Но при внимательном рассмотрении явлений труда такое различение неудобно. Например, чем заняты контролер-приемщик готовой продукции, испытатель электровакуумных приборов ? Познанием. Но это и есть их труд, основное содержание которого — познание. Чем заняты воспитатель, организатор производства, экскурсовод, продавец-консультант? Разными видами делового общения. Но это и есть труд этих людей. Наконец, что это может быть за труд, если он противопоставляется познанию? Пуговицу не пришьешь без познавательной ориентировки в среде и в себе. Психика человека не «вырастает» сама по себе по мере созревания организма. Широко признано, что она, как уже отмечалось, и проявляется, и складывается, формируется в деятельности. Чтобы повлиять на психику (свою или других), на ход ее развития, нужно создать условия для изменения деятельности, включить (себя или других) в подходящую деятельность. Детальные разновидности деятельности человека столь же разнообразны, как и возможные предметы его потребностей. По ряду причин являются важными, волнующими (и не для всех приятными) вопросы проявления и развития личности в деятельности. В частности, вопросы «личностного развития профессионала», «формирования личности в профессии», вопросы «нежелательных вариантов развития личности в профессии» и подобные. По вопросу о том, что такое «личность», существует множество разных мнений. Иной раз к личности относят любые явления индивидуального (психологического) своеобразия людей, иногда вводят некоторые ограничения этого понятия. Иногда различают психические процессы (скажем, познавательные), с одной стороны, и свойства личности, — с другой. Но поскольку психика в целом процессуальна, то это мало логично. Явления личности — тоже процессы. Личность человека в жизни и деятельности изменяется (трансформируется [140]), иной раз существенно. Весь вопрос в длительности, времени изменений. Явления познания, переживания чувств, волевых усилий могут быть относительно кратковременными, а некоторые особенности личности, правда, могут сохраняться и всю жизнь (скажем, убеждение в ценности труда, отношение к людям и подобное). Но сохранение здесь не «окаменелость», а процессуальное поддержание человеком тождества самому себе. Мы, не предаваясь здесь пространным дискуссиям, присоединимся к той точке зрения, что в структуру личности входят свойства относительно устойчивых побуждений и само- сознания человека. Среди указанных побуждений — собственно идейная направленность, а также относительно обособленная структура — характер. Особенности опыта, способности и особенности психодинамики, темперамента (об этом можете почитать в учебниках психологии для педагогических вузов) отнесем в основном к структуре субъекта деятельности. Человек как личность отличается относительно устойчивой определенностью (положительной или отрицательной, с моральной точки зрения). Это отчасти отмечено выше в связи вопросом об убеждениях. Потому-то и важны вопросы (и, конечно, научно и морально обоснованные ответы на них) о становлении личности человека в разных видах деятельности, включая профессиональную. Первые три части данной книги построены так, чтобы побудить читателя к обдумыванию и построению соответствующей информации. 12.3. О взаимной связи психологических особенностей человека Принимать в расчет взаимные зависимости явлений, процессов объектов и их свойств важно решительно в любом деле. Вообразите простую ситуацию. Вам нужно вскипятить молоко. Вы выбираете посуду сообразно объему молока и особенностям того генератора тепла, которым располагаете. Соблюдаете режим нагрева («не подгорело бы!»). Поскольку молоко, закипая, обычно всходит пеной и может пойти через край посуды, вы либо кладете в посуду «сторож для молока» (есть такая штучка), либо ждете. Иначе молоко «убежит». Вы действуете сообразно известным зависимостям между свойствами объектов. Когда говорят о чем-то «независимом» — это ложь. Независимых явлений в мире нет. Всегда важно вникать, что, от чего и как зависит. Психика человека с ее процессуальными подструктурами (деятельность, личность, опыт) есть система во многом не явная. Но ее составляющие не представляют собой простую «свалку» многих особенностей, с которыми можно обращаться как угодно. Они взаимно связаны. И это тоже необходимо учитывать в любом деле, в частности, при построении профессионального жизненного пути. Полезно различать «личные» и «личностные» особенности, качества людей. Личностными называют те, которые входят в структуру личности. А личными — вообще любые, присущие данному человеку (как общие для многих, так и индивидуально своеобразные). Характер (как подсистема личности) неслучайным образом связан с убеждениями. Система черт характера так или: иначе согласуется с убеждениями и опирается на них. А если не согласуется, возникают переживания внутреннего конфликта («сам себе не рад» и т.п.). Не случайна также связь характера с умом человека. Характер включает познавательную составляющую (знание об объектах отношений). Но дело не только в знании. Взаимодействуя с миром и разбираясь в самом себе, человек совершает многочисленные познавательные действия. Он приобретает при этом некоторые способности, качества познавательной деятельности, система которых и обозначается как ум (интеллект). Поскольку познание человека обращено на те стороны действительности, которые являются предметом его отношений (как черт характера), складываются и своеобразные наборы качеств ума, которые иногда получают специальные обозначения. Выделяют, например: «социальный интеллект»; «технический интеллект»; «гуманитарный интеллект»; «математический»; «вербальный», т.е. «словесный», «теоретический»; «невербальный», т.е. наглядно-образный; «практический» и другие в зависимости от предметной обла- > ста, где занят человек. Удовлетворимся здесь общеязыковым пониманием приведенных выражений. Как и характер, ум (интеллект) — это относительно устойчиво присущая человеку и развивающаяся в течение жизни. система свойств, качеств, действий в области его познавательной активности, его ориентировки во внутренних (психологических) и внешних обстоятельствах жизни и деятельности, включая и обстоятельства общественной среды. В относительно узком смысле слова умом называют именно хорошо развитые познавательные способности человека. В любом случае воспитание и самовоспитание характера (как и мировоззрения) не может быть успешным в отрыве от воспитания (и самовоспитания) умственного. Некоторые особенности человека называют индивидными, т.е. присущими человеку как организму, природному существу, отличному от других (лат. individuum — неделимое, особь). К числу индивидных свойств относятся особенности темперамента, некоторым образом связанные с характером. Темперамент в целом — это система стойких (существенно обусловленных природным типом нервной системы) особенностей человека. Они проявляются в темпе, интенсивности протекания, изменения процессов, состояний внутреннего мира, быстроте их взаимной смены. Темперамент влияет на формирование характера, но не предопределяет его. Например, такие черты характера, как общительность, доброжелательность могут сложиться у людей и с быстрым и с замедленным протеканием эмоциональных переживаний (чувств). Но если у первого общительность проявляется в легкости установления контактов с новыми людьми, инициативности в построении широкого круга общения, то у второго — в длительности, устойчивости таких контактов, в предпочтении контактов с кругом знакомых людей. Оба могут быть общительны, но по-разному. Например, инициативность в общении складывается легче у подвижного человека, чем у медлительного. А основательность и надежность в сохранении контактов легче складывается у медлительного. Одно из различий людей по свойствам темперамента таково, что некоторые больше нуждаются во внешних впечатлениях (без них им скоро становится скучно), а другие живут «внутренним накалом» и больше погружены в свои переживания. Это в специальной литературе соответственно называют: экстравертированность (обращенность вовне) и интро-вертированность (обращенность внутрь себя). Коротко говоря, роль свойств темперамента в развитии личности человека состоит в том, что они могут облегчать или затруднять формирование тех или иных содержательных свойств его внутреннего мира, в частности, характера. Например, такие привычки и проявления характера, как тщательность предварительной ориентировки в ситуации и предусмотрительность легче формируются у человека медлительного, интровертированного, чем у «торопыги», экстравертированного, поскольку последний склонен не долго думая браться за дело и быстро исправлять случающиеся ошибки. Медлительному труднее переключаться с основной работы на исправление оплошностей, поэтому он более расположен обезопасить себя за счет предусмотрительности от необходимости суетиться. Зато сильной стороной человека с быстрым темпом психических процессов является его расторопность. Важно руководствоваться идеей возможной общественной, деловой равноценности индивидуально своеобразных людей. Важно не мерить других своим аршином, а понимать их. Но из чего делается, строится знание о другом человеке, о других людях? Когда слышишь слова о внешнем мире, рождаются в голове образы более или менее известных объектов. Если объекты ранее не воспринимались чувственно, то представления о них строятся на основе новых комбинаций «клочков», частей или свойств того, что известно. Скажем, айсберг в океане видели немногие, но представить его все же можно, сильно увеличив (мысленно) признак величины куска льда, плавающего в воде (это-то уж почти каждый видел). А как представить себе психический склад другого человека? Тут полезна память о своих переживаниях. Что-то можно взять из ее запасов, усилив (мысленно) одни представления и отвлекаясь от других. Нужно, выходит, соответствующее фантазирование, воображение. Все это развивается в опыте общения при соответствующей положительной направленности личности. Учит понимать других и художественная литература (не любая, впрочем, а хорошая). Если вы, знакомясь с книгой «по индивидуальной траектории», не прочли еще параграф 5.2, можете теперь к нему обратиться. Это расширит ваши представления о психике. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Будущее. Да еще и профессиональное. Становление профессионала не только как субъекта деятельности, но и как субъекта будущего [19. С. 135—138]. И не «вообще», а применительно к определенной человеческой судьбе. И в сложной, изменчивой среде. «Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит...» — сказано у великого поэта и мыслителя. Ситуация неопределенности. Но средством уменьшения неопределенности является информация. В предшествующем тексте, правда, не могло быть жестких конкретных предписаний по построению путей профессионального развития для каждого заинтересованного в этом читателя. Такого рода предписания были бы заведомо бесполезны, поскольку они не могли бы соответствовать определенной действительности. Множество профессий велико, множество неповторимых человеческих индивидуальностей — тоже. А ведь соответствие идеи действительности ведет к истине. Так что, мы заведомо не стремились к истине? Для чего же нужно было, извините, марать бумагу? Книга, надеемся, содержит информацию для читателя, которую он может «вычерпать» из текста и использовать для уменьшения неопределенности в делах проектирования и построения своего профессионального жизненного пути. Использовать творчески, с учетом определенных, «вот этих» особенностей ситуаций в своей жизни. Есть и другая сторона обсуждаемой темы — соответствие действительности идее, замыслу человека ведет его к счастью. И это оправдывает обсуждение будущего — той предметной реальности, которой пока еще, строго говоря, нет. Дело в том, что от каждого из нас в немалой мере зависит то, будет ли соответствовать складывающаяся действительность нашей жизни нашим же идеям, замыслам. Если книга кому-то помогла строить реалистические замыслы его профессионального будущего, то это оправдывает ее существование. Еще лучше, если читатель встретил в ней информацию, укрепившую его побуждения, волю к достижению личностно значимых и общественно ценных целей. Целей перспективных и согласующихся с высшими ценностями материальной и духовной культуры народа.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|