Здавалка
Главная | Обратная связь

Об ориентировочной основе пути в профессионализм



Александр Лагунов, охарактеризованный в тексте упражне­ния к параграфу 8.1, без посторонней помощи продвигался по пути освоения нового для него дела. Сам наметил цели по расширению знаний (прошел курсы), определял, какие навы­ки и как именно он станет «наращивать»; мобилизовал про­шлый опыт («как на танкодроме»), использовал навыки вла­дения собой, морально-волевые качества. И это ценно.

В наши дни придумываются, организуются разного рода службы («социальные», «акмеологические», «психологичес­кие»). Практикуются консультации и даже упражнения, це­лые циклы их («технологии»), направленные, в частности, на содействие профессиональному развитию человека («деловые игры», «психотренинги» и подобн.). Обычно предполага­ется, что соответствующие процедуры идут под руководством специалиста («ведущего», «игротехника», есть и более муд­реные названия). Все это неплохо. Правда, такого рода про­цедуры ориентированы отнюдь не на все профессии. И заня­тия при этом обычно не бесплатные.

Мы, не принижая значимости указанных видов практи­ки, исходим из того, что будущий профессионал и сам дол­жен обрести некоторую человековедческую грамотность, культуру, чтобы без грубых оплошностей, успешно выстраи­вать путь своего профессионального развития.

Если вы ждете, что дальше последуют «рецепты» по об­суждаемой теме, то их не будет. Почему? Весь предшествую­щий текст книги как раз и был посвящен тому, чтобы доста­вить читателю «информационную (ориентировочную) осно­ву» для поддержки самостоятельного решения им задач при построении профессионального жизненного пути. Поэтому здесь мы подведем своеобразный итог тому, что было уже сказано раньше. Поможем припомнить «пройденное».

Уже во Введении шла речь о некоторых возможных не-связностях (конфликтующих реальностях) в ходе професси­онального развития человека. И факт существования этих явлений был представлен как нечто нормальное, ожидаемое. Об этом полезно знать, чтобы правильно относиться к этим явлениям, как интересным жизненным задачам.

Шла речь о важности выработки индивидуального стиля («почерка») работы, о том, что профессионально ценные лич­ные качества можно либо воспитать, либо возместить (ком­пенсировать) за счет других «сильных» качеств или способов деятельности.

Информацию из текста вы «примеряли к себе» в ходе чте­ния?

Далее, было введено представление о явлениях психичес­кого развития человека (в отличие от преходящих измене­ний). Шла речь о непродуктивности и даже вредоносности простого переноса схем технического, естественнонаучного мышления на ту предметную область, которой посвящена книга. Нестандартность человека, его индивидуальная непо­вторимость, неприменимость к нему простых процедур из­мерений — явления нормальные, хотя для многих, быть мо­жет, непривычные или неприятные. Идеал развития психи­ки — не «подгонка» всех к единому образцу, поскольку социально равноценными могут быть разные люди.

Было предупреждение об ограниченной полезности (при­менительно к сложным системам) общих предписаний и о не­обходимости не только использования, но и производства (каждым!) потребного знания.

Во Введении же были сведения об общей структуре тру­дового поста и об основных составляющих информационной поддержки строительства жизненного трудового пути. Пред­полагалось, что все это небесполезно для заинтересованного читателя.

Для чего в первой главе было дано представление о психо­логическом содержании труда в его развитой форме? Для того, чтобы помочь читателю «просветлить», детализировать, конкретизировать именно его личный образ желаемого бу­дущего на пути профессионального развития. Ради подобных же целей (для детализации знаний о профессиональном тру­де) были приведены сведения о разнообразии результатов труда, о разнообразии профессий и требований трудовых по­стов к людям. Если вы не воспользовались соответствующи­ми разделами книги именно для «развертки» представлений о своем труде (на основе сопоставления его с другими видами труда), то не грех бы вернуться для «нового прочтения».

Поскольку люди во многих случаях входят в состав груп­повых субъектов труда, то некоторые общеориентирующие вопросы также были предложены для рассмотрения.

В первой же главе была предложена информация, при­званная помочь читателю отстроиться от одного возможного (распространенного) предрассудка. А именно от мнения о том, что трудовой пост есть нечто незыблемое, неприкосновенное. Речь шла о принципе человекосообразности трудового поста. Профессионалы высокого уровня преобразуют, совершен­ствуют трудовые посты. Это тоже относится к вопросу «Ка­ким я стану?», к образу «Я как профессионал в будущем».

Хорошо, а о нежелательных и недопустимых вариантах профессионального развития, о неблагоприятных психичес­ких состояниях знать полезно? Быть может, неприятно, но нужно. Этим вопросам посвящена глава вторая. Надо, конеч­но, иметь представление о желательных исходах из ситуаций несоответствия человека и профессии. Соответствующая информация (включая и обсуждение вопросов самообразо­вания) дана в главе третьей. Что касается вопросов допрофессионального развития человека как субъекта деятельности, то изложение их в четвертой и пятой главах дано для особо дотошных читателей или для тех из них, у кого есть дети. Мож­но считать и так: эти главы — для расширения кругозора по теме книги. Иногда причины некоторых своих личных осо­бенностей взрослый профессионал может усмотреть в своем детстве.

Глава шестая, как предыдущие и последующие, написана не для того, чтобы читатель их «выучил». А для чего же? Она рассчитана на то, что читатель сличит их содержание со свои­ми жизненными ситуациями. Мысленное сравнение, сопостав­ление предметов рассмотрения как раз и позволяет обрести, произвести новую, небывалую информацию о конкретных жизненных ситуациях. А это и нужно для проектирования и построения пути своего профессионального развития.

 

УПРАЖНЕНИЕ

Опишите идеальный образ своего профессионального будуще­го и основные вехи на пути приближения к нему.

_________________________________________________________________

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий

1. Профессиональное развитие — это занятие все более высоких руководящих постов?

2. Если человек многие годы совершенствует свое мастерство на одном и том же трудовом посту — это профессиональ­ное развитие?

3. Какие варианты профессионального развития сложились в ваших представлениях?

Тема 1.Быть и казаться профессионалом.

Тема 2.Карьера, карьеризм и профессионализм.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.