Об ориентировочной основе пути в профессионализм
Александр Лагунов, охарактеризованный в тексте упражнения к параграфу 8.1, без посторонней помощи продвигался по пути освоения нового для него дела. Сам наметил цели по расширению знаний (прошел курсы), определял, какие навыки и как именно он станет «наращивать»; мобилизовал прошлый опыт («как на танкодроме»), использовал навыки владения собой, морально-волевые качества. И это ценно. В наши дни придумываются, организуются разного рода службы («социальные», «акмеологические», «психологические»). Практикуются консультации и даже упражнения, целые циклы их («технологии»), направленные, в частности, на содействие профессиональному развитию человека («деловые игры», «психотренинги» и подобн.). Обычно предполагается, что соответствующие процедуры идут под руководством специалиста («ведущего», «игротехника», есть и более мудреные названия). Все это неплохо. Правда, такого рода процедуры ориентированы отнюдь не на все профессии. И занятия при этом обычно не бесплатные. Мы, не принижая значимости указанных видов практики, исходим из того, что будущий профессионал и сам должен обрести некоторую человековедческую грамотность, культуру, чтобы без грубых оплошностей, успешно выстраивать путь своего профессионального развития. Если вы ждете, что дальше последуют «рецепты» по обсуждаемой теме, то их не будет. Почему? Весь предшествующий текст книги как раз и был посвящен тому, чтобы доставить читателю «информационную (ориентировочную) основу» для поддержки самостоятельного решения им задач при построении профессионального жизненного пути. Поэтому здесь мы подведем своеобразный итог тому, что было уже сказано раньше. Поможем припомнить «пройденное». Уже во Введении шла речь о некоторых возможных не-связностях (конфликтующих реальностях) в ходе профессионального развития человека. И факт существования этих явлений был представлен как нечто нормальное, ожидаемое. Об этом полезно знать, чтобы правильно относиться к этим явлениям, как интересным жизненным задачам. Шла речь о важности выработки индивидуального стиля («почерка») работы, о том, что профессионально ценные личные качества можно либо воспитать, либо возместить (компенсировать) за счет других «сильных» качеств или способов деятельности. Информацию из текста вы «примеряли к себе» в ходе чтения? Далее, было введено представление о явлениях психического развития человека (в отличие от преходящих изменений). Шла речь о непродуктивности и даже вредоносности простого переноса схем технического, естественнонаучного мышления на ту предметную область, которой посвящена книга. Нестандартность человека, его индивидуальная неповторимость, неприменимость к нему простых процедур измерений — явления нормальные, хотя для многих, быть может, непривычные или неприятные. Идеал развития психики — не «подгонка» всех к единому образцу, поскольку социально равноценными могут быть разные люди. Было предупреждение об ограниченной полезности (применительно к сложным системам) общих предписаний и о необходимости не только использования, но и производства (каждым!) потребного знания. Во Введении же были сведения об общей структуре трудового поста и об основных составляющих информационной поддержки строительства жизненного трудового пути. Предполагалось, что все это небесполезно для заинтересованного читателя. Для чего в первой главе было дано представление о психологическом содержании труда в его развитой форме? Для того, чтобы помочь читателю «просветлить», детализировать, конкретизировать именно его личный образ желаемого будущего на пути профессионального развития. Ради подобных же целей (для детализации знаний о профессиональном труде) были приведены сведения о разнообразии результатов труда, о разнообразии профессий и требований трудовых постов к людям. Если вы не воспользовались соответствующими разделами книги именно для «развертки» представлений о своем труде (на основе сопоставления его с другими видами труда), то не грех бы вернуться для «нового прочтения». Поскольку люди во многих случаях входят в состав групповых субъектов труда, то некоторые общеориентирующие вопросы также были предложены для рассмотрения. В первой же главе была предложена информация, призванная помочь читателю отстроиться от одного возможного (распространенного) предрассудка. А именно от мнения о том, что трудовой пост есть нечто незыблемое, неприкосновенное. Речь шла о принципе человекосообразности трудового поста. Профессионалы высокого уровня преобразуют, совершенствуют трудовые посты. Это тоже относится к вопросу «Каким я стану?», к образу «Я как профессионал в будущем». Хорошо, а о нежелательных и недопустимых вариантах профессионального развития, о неблагоприятных психических состояниях знать полезно? Быть может, неприятно, но нужно. Этим вопросам посвящена глава вторая. Надо, конечно, иметь представление о желательных исходах из ситуаций несоответствия человека и профессии. Соответствующая информация (включая и обсуждение вопросов самообразования) дана в главе третьей. Что касается вопросов допрофессионального развития человека как субъекта деятельности, то изложение их в четвертой и пятой главах дано для особо дотошных читателей или для тех из них, у кого есть дети. Можно считать и так: эти главы — для расширения кругозора по теме книги. Иногда причины некоторых своих личных особенностей взрослый профессионал может усмотреть в своем детстве. Глава шестая, как предыдущие и последующие, написана не для того, чтобы читатель их «выучил». А для чего же? Она рассчитана на то, что читатель сличит их содержание со своими жизненными ситуациями. Мысленное сравнение, сопоставление предметов рассмотрения как раз и позволяет обрести, произвести новую, небывалую информацию о конкретных жизненных ситуациях. А это и нужно для проектирования и построения пути своего профессионального развития.
УПРАЖНЕНИЕ Опишите идеальный образ своего профессионального будущего и основные вехи на пути приближения к нему. _________________________________________________________________ Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий 1. Профессиональное развитие — это занятие все более высоких руководящих постов? 2. Если человек многие годы совершенствует свое мастерство на одном и том же трудовом посту — это профессиональное развитие? 3. Какие варианты профессионального развития сложились в ваших представлениях? Тема 1.Быть и казаться профессионалом. Тема 2.Карьера, карьеризм и профессионализм.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|