Часть IY ПСИХОЛОГИЯ (ДУШЕВЕДЕНИЕ) В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ (Общеобразовательная справка)
Душа не сосед, не обойдешь. Пословица Примечание. Данная часть книги предназначена (об этом было сказано во Введении, которое, надеемся, вы прочли) для тех, кому не довелось изучать курс психологии. Главы и параграфы здесь будут предельно краткими. Они задуманы как своего рода «контурная карта» для предварительной ориентировки в предметной области психологии. Поскольку и в предшествующих разделах мы не могли миновать употребления некоторых слов, характеризующих внутренний мир человека, то да простит нас просвещенный читатель за некоторые повторения. Психология — это множество относительно обособленных наук. И каждая, в свою очередь, сильно детализирована. Различают детскую, возрастную, педагогическую психологию, психологию развития, акмеологию (изучение взрослого человека в связи с внешними и внутренними условиями его наивысших достижений как члена общества). Различают также социальную психологию, психологию труда и инженерную психологию, юридическую, военную. Есть и психология животных (зоопсихология), сравнительная психология, общая, патологическая (патопсихология). Есть психофизиология, история психологии и многие другие отрасли знания и практики. Дотошный читатель, обратившись к систематическому каталогу библиотеки, найдет соответствующие научно-популярные публикации и учебные пособия. Что касается научно-популярных публикаций, то в современных условиях ими не гнушаются и высококвалифицированные специалисты для обретения полезной ориентировки в смежных для них или «чужих» областях деятельности. По любому поводу можно сомневаться и спорить. Поэтому начнем с обстоятельств общеизвестных и относительно бесспорных. Существуют люди. Они объединяются в малые и большие группы. Большое и как-то организованное множество людей — общество. В обществе существуют язык и речь (речь — использование языка, прежде всего в разного рода взаимодействиях людей; есть и другие «роли» речи). Слова, словосочетания языка, речи что-то обозначают. Обозначают то, с чем люди сталкиваются в жизни и что для них важно. В словаре русского языка [164] — десятки тысяч слов (без учета местных говоров и профессиональных языков). Люди сталкиваются в жизни не обязательно с вещественными объектами, но и с явлениями, процессами, событиями, которые «не потрогаешь». Когда сталкиваются с чем-то неодолимым или непонятным, тоже своеобразно обозначают это, отображают в своей речи. А именно: могут приписывать случившееся проискам других людей или, если таковых не оказывается, то действию сверхъестественных сил, существ. Таких сил, существ, положим, нет. Но это не значит, что соответствующие слова ничего не обозначают. Они обозначают факты непонятности для людей, необъяснимости, неблагоприятности или, наоборот, благоприятности происходящего и подобное. Когда житель Вятского края восклицает «А лешак его знает!», это не обязательно значит, что он верит, что «лешак» существует. Человек просто с некоторым подъемом чувств (с удивлением, досадой) выражает замеченный им факт своего незнания. Это разновидность знания о себе. Когда говорят: «Муж и жена — одна сатана», тоже имеют в виду некую реальность. Не «сатану», конечно, а факт единения, единомыслия членов семьи, ячейки общества. Подобных иносказаний много. (См., например, Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. Изд. 2-е. — М., 1968.) Итак, будем исходить их допущения, что живой язык, как правило, не содержит совсем «пустых» слов, выражений. Вопрос в том, чтобы, придерживаясь позиций науки, разобраться, чему они соответствуют. Примечание. Напомним, греч. psyhe соответствует общеславянскому «душа»), «Психология» — это «душеведение». Правда, слово родного языка «душа» отягощено для нас многими побочными представлениями («Душа в пятки ушла» и пр.). Поэтому в науке удобно употреблять слово иноязычного происхождения — «психика», поскольку оно для нас относительно «холодное» и его легче связывать с чисто научным содержанием. Не станем воевать со словами, а будем вкладывать в них подходящее научное значение. В связи со сказанным посмотрим, удостоены ли упоминания в нашем обычном живом языке те явления, которые составляют предметную область психологии. Интересно бы узнать, в частности, есть ли среди наиболее часто встречающихся в нашем языке слов, такие, которые обозначают явления не только внешнего, но и внутреннего («душевного») мира человека. Оказывается, есть. И очень много. Языковеды произвели подсчеты частоты встречаемости слов в русскоязычной речи [236]. Вот вам «первая пятерка» слов, наиболее часто встречающихся: «в», «и», «не», «на», «я». Первые четыре — понятные всем предлоги или приставки, или союзы, или усилительные частицы, междометия с множеством значений (см. [164. С. 71, 238, 398, 371]). А что такое «я»? Это личное местоимение, служащее прежде всего для обозначения говорящим самого себя; применяется и для обозначения личности, индивидуума. Человек называет словом «Я» самого себя. Выходит, он знает, о чем идет речь? Но тут возникает немало вопросов. Что человек знает о себе? Все ли? Является ли этот род знания всегда истинным? При более детальном подходе к обсуждаемым явлениям возникнут и вопросы последующие. Например, такие: «Я всегда остаюсь чем-то определенным и единым Или у меня несколько «Я» (в зависимости от обстановки)?»; «Знание о себе это устойчивая «картинка» или изменчивый процесс?»; «Насколько обсуждаемые явления поддаются преднамеренному контролю, управлению?»; «Для чего знать о себе, и насколько это важно?». ЧАСТЬ IV. Психология (душеведение) в кратком изложении Область вопросов, приведенных выше и подобных им (ну, и ответов на них), объединяется в психологии темой «самосознание человека». В словаре русского языка (а он отображает широкий языковой обиход) есть даже выражение: «расстройства Я» [164. С. 912]. Так обозначаются психические заболевания, связанные с нарушениями самосознания. Вернемся к частотному словарю [236. С. 807]. В первой сотне наиболее употребительных слов встречаем, в частности, и такие, которые явно обозначают признаки, проявления «одушевленного» существа. А именно: «мочь», «дело», «работа», «хотеть», «знать», «думать». В психологии этому соответствуют такие тематические разделы: способности (что человек может делать?); мотивы (побуждения), действия и деятельность (включая познавательную деятельность, мышление). Глава 9 ЧТО ТАКОЕ «Я» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|