Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть IY ПСИХОЛОГИЯ (ДУШЕВЕДЕНИЕ) В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ (Общеобразовательная справка)



Душа не сосед, не обойдешь.

Пословица

Примечание. Данная часть книги предназначена (об этом было сказано во Введении, которое, надеемся, вы прочли) для тех, кому не довелось изучать курс психологии. Главы и параграфы здесь будут предельно краткими. Они задума­ны как своего рода «контурная карта» для предварительной ориентировки в предметной области психологии. Посколь­ку и в предшествующих разделах мы не могли миновать употребления некоторых слов, характеризующих внутрен­ний мир человека, то да простит нас просвещенный чита­тель за некоторые повторения.

Психология — это множество относительно обособленных наук. И каждая, в свою очередь, сильно детализирована. Раз­личают детскую, возрастную, педагогическую психологию, психологию развития, акмеологию (изучение взрослого че­ловека в связи с внешними и внутренними условиями его наивысших достижений как члена общества). Различают также социальную психологию, психологию труда и инже­нерную психологию, юридическую, военную. Есть и психо­логия животных (зоопсихология), сравнительная психоло­гия, общая, патологическая (патопсихология). Есть психо­физиология, история психологии и многие другие отрасли знания и практики. Дотошный читатель, обратившись к си­стематическому каталогу библиотеки, найдет соответству­ющие научно-популярные публикации и учебные пособия. Что касается научно-популярных публикаций, то в совре­менных условиях ими не гнушаются и высококвалифици­рованные специалисты для обретения полезной ориентиров­ки в смежных для них или «чужих» областях деятельности.

По любому поводу можно сомневаться и спорить. Поэтому начнем с обстоятельств общеизвестных и относительно бесспорных.

Существуют люди. Они объединяются в малые и большие группы. Большое и как-то организованное множество людей — общество. В обществе существуют язык и речь (речь — ис­пользование языка, прежде всего в разного рода взаимодей­ствиях людей; есть и другие «роли» речи). Слова, словосоче­тания языка, речи что-то обозначают. Обозначают то, с чем люди сталкиваются в жизни и что для них важно. В словаре русского языка [164] — десятки тысяч слов (без учета мест­ных говоров и профессиональных языков).

Люди сталкиваются в жизни не обязательно с веществен­ными объектами, но и с явлениями, процессами, событиями, которые «не потрогаешь». Когда сталкиваются с чем-то нео­долимым или непонятным, тоже своеобразно обозначают это, отображают в своей речи. А именно: могут приписывать слу­чившееся проискам других людей или, если таковых не ока­зывается, то действию сверхъестественных сил, существ. Та­ких сил, существ, положим, нет. Но это не значит, что соот­ветствующие слова ничего не обозначают. Они обозначают факты непонятности для людей, необъяснимости, неблагоп­риятности или, наоборот, благоприятности происходящего и подобное. Когда житель Вятского края восклицает «А лешак его знает!», это не обязательно значит, что он верит, что «ле­шак» существует. Человек просто с некоторым подъемом чувств (с удивлением, досадой) выражает замеченный им факт своего незнания. Это разновидность знания о себе. Ког­да говорят: «Муж и жена — одна сатана», тоже имеют в виду некую реальность. Не «сатану», конечно, а факт единения, единомыслия членов семьи, ячейки общества. Подобных иносказаний много. (См., например, Фразеологический сло­варь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. Изд. 2-е. — М., 1968.)

Итак, будем исходить их допущения, что живой язык, как правило, не содержит совсем «пустых» слов, выражений. Воп­рос в том, чтобы, придерживаясь позиций науки, разобрать­ся, чему они соответствуют.

Примечание. Напомним, греч. psyhe соответствует общесла­вянскому «душа»), «Психология» — это «душеведение». Правда, слово родного языка «душа» отягощено для нас мно­гими побочными представлениями («Душа в пятки ушла» и пр.). Поэтому в науке удобно употреблять слово иноязыч­ного происхождения — «психика», поскольку оно для нас относительно «холодное» и его легче связывать с чисто на­учным содержанием. Не станем воевать со словами, а бу­дем вкладывать в них подходящее научное значение. В связи со сказанным посмотрим, удостоены ли упомина­ния в нашем обычном живом языке те явления, которые со­ставляют предметную область психологии.

Интересно бы узнать, в частности, есть ли среди наиболее часто встречающихся в нашем языке слов, такие, которые обозначают явления не только внешнего, но и внутреннего («душевного») мира человека. Оказывается, есть. И очень много. Языковеды произвели подсчеты частоты встречаемо­сти слов в русскоязычной речи [236]. Вот вам «первая пятер­ка» слов, наиболее часто встречающихся: «в», «и», «не», «на», «я». Первые четыре — понятные всем предлоги или пристав­ки, или союзы, или усилительные частицы, междометия с множеством значений (см. [164. С. 71, 238, 398, 371]). А что та­кое «я»? Это личное местоимение, служащее прежде всего для обозначения говорящим самого себя; применяется и для обозначения личности, индивидуума.

Человек называет словом «Я» самого себя. Выходит, он знает, о чем идет речь? Но тут возникает немало вопросов. Что человек знает о себе? Все ли? Является ли этот род зна­ния всегда истинным? При более детальном подходе к обсуж­даемым явлениям возникнут и вопросы последующие. Напри­мер, такие: «Я всегда остаюсь чем-то определенным и единым Или у меня несколько «Я» (в зависимости от обстановки)?»; «Знание о себе это устойчивая «картинка» или изменчивый процесс?»; «Насколько обсуждаемые явления поддаются преднамеренному контролю, управлению?»; «Для чего знать о себе, и насколько это важно?».

ЧАСТЬ IV. Психология (душеведение) в кратком изложении

Область вопросов, приведенных выше и подобных им (ну, и ответов на них), объединяется в психологии темой «само­сознание человека». В словаре русского языка (а он отобра­жает широкий языковой обиход) есть даже выражение: «рас­стройства Я» [164. С. 912]. Так обозначаются психические за­болевания, связанные с нарушениями самосознания.

Вернемся к частотному словарю [236. С. 807]. В первой сотне наиболее употребительных слов встречаем, в частно­сти, и такие, которые явно обозначают признаки, проявле­ния «одушевленного» существа. А именно: «мочь», «дело», «работа», «хотеть», «знать», «думать». В психологии этому соответствуют такие тематические разделы: способности (что человек может делать?); мотивы (побуждения), действия и деятельность (включая познавательную деятельность, мыш­ление).

Глава 9 ЧТО ТАКОЕ «Я» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.