Здавалка
Главная | Обратная связь

Самосознание как внутренний диалог



Попытайтесь написать себе письмо в форме вопросов и отве­тов. Пишите все, не долго думая (никто вас не проверяет). Это поможет делу.

А теперь обратимся к теме данного параграфа. Диалог — разговор двоих. При чем тут самосознание? Мысли человека (да еще наедине с самим собой) заняты отнюдь не обязатель­но «разговорами». Но у человека возможны противоречивые побуждения («и хочется и колется»). Могут у него возникать взаимно не согласующиеся представления, чувства, которые трудно точно выразить в речи. Но поскольку речь является привычным с детства средством взаимодействия людей, то все несвязности переживаний отмеченного выше рода все же находят некоторое отображение в так называемой внутрен­ней речи («без развернутого проговаривания вслух»). Одна из особенностей внутренней речи состоит в том, что она не обязательно осознается. Тем не менее внутренний диалог, как показано в специальных исследованиях, является важной формой существования самосознания. Иногда (в ситуациях неопределенности, при переживаниях смятения) такой диа­лог становится как бы «внутренней войной» в сознании че­ловека. И исходы из такой «войны» могут быть даже траги­ческими. Об этом полезно знать.

Глава 10О ТОМ, ЧТО человек может

Речь пойдет вначале о способностях (а после об опыте, выучке). К тому, что человек «может», мы еще вернемся и в главе 12.

Нет таких явлений, процессов в психике человека, кото­рые были бы только способностями и больше ничем. Дело в том, что, по-видимому, любая особенность психики человека может выступать в роли способности, то есть качества, обес­печивающего возможность успехов в той или иной деятель­ности (и не сводящегося к выучке). Например, хорошая па­мять на вкусовые, обонятельные впечатления оказывается способностью для кулинара, товароведа пищевых продуктов, хотя в общеобразовательной школе она не ценится и может остаться незамеченной. Высокий моральный облик человека оказывается профессионально важным качеством (способно­стью) педагога, юриста, врача, хотя, положим, в таких важ­ных делах, как производство железобетонных конструкций или пуговиц это качество человека востребуется в меньшей степени.

Правда, границы между способностями и результатами выучки относительны. Дело в том, что способности развива­ются, тренируются в деятельности, а не просто «заложены» в человеке от природы. Природа «не может знать», что потре­буется в условиях развития цивилизации. »

 

10.1. О качественном своеобразии и уровне развития способностей |

Два вопроса часто волнуют людей (родителей, педагогов, ру­ководителей производства, да и, в конце концов, всех и каж­дого): «К чему способен (способна)?» и «Насколько способен (способна)?».

Что касается вопроса «к чему?», то тут важно учесть один распространенный предрассудок. Часто считают требования трудового поста «окаменелостью», по отношению к которой и надо быть способным.

Например, существует пульт управления технической си­стемой. На нем зрительно воспринимаемые приборы, кноп­ки и т.п. Кажется, что незрячий человек, конечно, не может быть способен быть оператором по управлению соответствующей системой. Но вот придумали рельефные кнопки (их можно распознавать на ощупь), а зрительную сигнализацию заменили слуховой, вибрационной, доступной кожным ощу­щениям. И незрячий человек оказался способным к работе за операторским пультом.

До недавнего времени люди, не различающие красный и зеленый цвета (дальтоники), считались неспособными к вож­дению автотранспорта. Но представим, что человечество, ос­тавив грызню за нефть и подобное, заменило цветные свето­форы на мигающие или фигурные. Правда, это дорого, но, с инженерной точки зрения, возможно. В этом случае дальто­ники перестали бы быть неспособными к водительским про­фессиям.

Оценка удаленности предметов обычно обеспечивается содружественной работой двух глаз. И видящие только одним глазом отбраковываются как неспособные быть водителями автомобилей. Но мне известен человек (не скажу, кто), кото­рый много лет безаварийно водит автомобиль и в городской «каше», и за городом. Он нашел свои внутренние средства оценки расстояний до предметов (возможно, за счет соотне­сения их с окружающим фоном и пр.). Управлял же А. Маре­сьев самолетом, не имея двух ступней, хотя это и «не положе­но»! И таких людей, по-видимому, не мало (есть даже книга: Мейсак Н.А. Сколько у нас Маресьевых? — М., 1964. См. так­же [30], [76. С. 213—222]). Так что вопрос о качественном сво­еобразии способностей не прост. Он должен решаться в пред­положении: то, к чему надо быть способным, можно изменять. Это, во-первых, и, во-вторых, сам субъект может найти внут­ренние средства для одоления свой кажущейся неспособно­сти, т.е. измениться. Наука и техника должны в этом помо­гать людям, а не просто сортировать их на годных и негод­ных. Разумеется, всему есть пределы.

Что касается уровня развития способностей («выше — ниже», «лучше — хуже» и т.п.), то придумываются разные способы соответствующих измерений. В общем случае даются человеку какие-то задачи («тесты»). И по успешности их решения судят об уровне развития тех или иных личных ка­честв человека. Эти процедуры — дело профессиональных психологов, хорошо осознающих возможности и ограниче­ния тестов [101], [169], [245]. Человек — существо развиваю­щееся. И с теми задачами, которые он не мог решить сегодня, он может справиться завтра. Нельзя, произведя измерение личных качеств человека, прикрепить к нему постоянную эти­кетку. В психологии признано положение, что способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому рассмотрение процессов и результатов повседнев­ной деятельности человека (на трудовом посту, в учебе) мо­жет дать достоверные и прогностичные сведения о его спо­собностях, об их уровне и качестве.

Что касается так называемых задатков (природных пред­посылок способностей), то они благоприятствуют или проти­водействуют развитию ценных качеств человека, но не пре­допределяют их роковым образом. Как показывают исследо­вания, даже, например, звуковысотный музыкальный слух (он часто считается врожденным) можно усовершенствовать пу­тем специальных упражнений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.