Самосознание как внутренний диалог
Попытайтесь написать себе письмо в форме вопросов и ответов. Пишите все, не долго думая (никто вас не проверяет). Это поможет делу. А теперь обратимся к теме данного параграфа. Диалог — разговор двоих. При чем тут самосознание? Мысли человека (да еще наедине с самим собой) заняты отнюдь не обязательно «разговорами». Но у человека возможны противоречивые побуждения («и хочется и колется»). Могут у него возникать взаимно не согласующиеся представления, чувства, которые трудно точно выразить в речи. Но поскольку речь является привычным с детства средством взаимодействия людей, то все несвязности переживаний отмеченного выше рода все же находят некоторое отображение в так называемой внутренней речи («без развернутого проговаривания вслух»). Одна из особенностей внутренней речи состоит в том, что она не обязательно осознается. Тем не менее внутренний диалог, как показано в специальных исследованиях, является важной формой существования самосознания. Иногда (в ситуациях неопределенности, при переживаниях смятения) такой диалог становится как бы «внутренней войной» в сознании человека. И исходы из такой «войны» могут быть даже трагическими. Об этом полезно знать. Глава 10О ТОМ, ЧТО человек может Речь пойдет вначале о способностях (а после об опыте, выучке). К тому, что человек «может», мы еще вернемся и в главе 12. Нет таких явлений, процессов в психике человека, которые были бы только способностями и больше ничем. Дело в том, что, по-видимому, любая особенность психики человека может выступать в роли способности, то есть качества, обеспечивающего возможность успехов в той или иной деятельности (и не сводящегося к выучке). Например, хорошая память на вкусовые, обонятельные впечатления оказывается способностью для кулинара, товароведа пищевых продуктов, хотя в общеобразовательной школе она не ценится и может остаться незамеченной. Высокий моральный облик человека оказывается профессионально важным качеством (способностью) педагога, юриста, врача, хотя, положим, в таких важных делах, как производство железобетонных конструкций или пуговиц это качество человека востребуется в меньшей степени. Правда, границы между способностями и результатами выучки относительны. Дело в том, что способности развиваются, тренируются в деятельности, а не просто «заложены» в человеке от природы. Природа «не может знать», что потребуется в условиях развития цивилизации. »
10.1. О качественном своеобразии и уровне развития способностей | Два вопроса часто волнуют людей (родителей, педагогов, руководителей производства, да и, в конце концов, всех и каждого): «К чему способен (способна)?» и «Насколько способен (способна)?». Что касается вопроса «к чему?», то тут важно учесть один распространенный предрассудок. Часто считают требования трудового поста «окаменелостью», по отношению к которой и надо быть способным. Например, существует пульт управления технической системой. На нем зрительно воспринимаемые приборы, кнопки и т.п. Кажется, что незрячий человек, конечно, не может быть способен быть оператором по управлению соответствующей системой. Но вот придумали рельефные кнопки (их можно распознавать на ощупь), а зрительную сигнализацию заменили слуховой, вибрационной, доступной кожным ощущениям. И незрячий человек оказался способным к работе за операторским пультом. До недавнего времени люди, не различающие красный и зеленый цвета (дальтоники), считались неспособными к вождению автотранспорта. Но представим, что человечество, оставив грызню за нефть и подобное, заменило цветные светофоры на мигающие или фигурные. Правда, это дорого, но, с инженерной точки зрения, возможно. В этом случае дальтоники перестали бы быть неспособными к водительским профессиям. Оценка удаленности предметов обычно обеспечивается содружественной работой двух глаз. И видящие только одним глазом отбраковываются как неспособные быть водителями автомобилей. Но мне известен человек (не скажу, кто), который много лет безаварийно водит автомобиль и в городской «каше», и за городом. Он нашел свои внутренние средства оценки расстояний до предметов (возможно, за счет соотнесения их с окружающим фоном и пр.). Управлял же А. Маресьев самолетом, не имея двух ступней, хотя это и «не положено»! И таких людей, по-видимому, не мало (есть даже книга: Мейсак Н.А. Сколько у нас Маресьевых? — М., 1964. См. также [30], [76. С. 213—222]). Так что вопрос о качественном своеобразии способностей не прост. Он должен решаться в предположении: то, к чему надо быть способным, можно изменять. Это, во-первых, и, во-вторых, сам субъект может найти внутренние средства для одоления свой кажущейся неспособности, т.е. измениться. Наука и техника должны в этом помогать людям, а не просто сортировать их на годных и негодных. Разумеется, всему есть пределы. Что касается уровня развития способностей («выше — ниже», «лучше — хуже» и т.п.), то придумываются разные способы соответствующих измерений. В общем случае даются человеку какие-то задачи («тесты»). И по успешности их решения судят об уровне развития тех или иных личных качеств человека. Эти процедуры — дело профессиональных психологов, хорошо осознающих возможности и ограничения тестов [101], [169], [245]. Человек — существо развивающееся. И с теми задачами, которые он не мог решить сегодня, он может справиться завтра. Нельзя, произведя измерение личных качеств человека, прикрепить к нему постоянную этикетку. В психологии признано положение, что способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому рассмотрение процессов и результатов повседневной деятельности человека (на трудовом посту, в учебе) может дать достоверные и прогностичные сведения о его способностях, об их уровне и качестве. Что касается так называемых задатков (природных предпосылок способностей), то они благоприятствуют или противодействуют развитию ценных качеств человека, но не предопределяют их роковым образом. Как показывают исследования, даже, например, звуковысотный музыкальный слух (он часто считается врожденным) можно усовершенствовать путем специальных упражнений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|