Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи исследования



Как уже отмечалось, все методологические характеристики исследования взаимосвязаны. Так, объект определяет предмет, предмет мотивирует цель. Цель, в свою очередь, определяет содержание задач, поскольку их решение служит ее достижению. Определять задачи исследования можно двумя способами. Первый способ – последовательный. Он заключается в том, чтобы разбить процесс достижения цели на этапы, которые станут задачами. Сформулированные таким образом задачи – это план исследова­тельской работы.

Второй способ – содержательный. Он более сложен. Этот способ используется в том случае, если в процессе исследования требуется произвести ряд необходимых действий, которые не связаны друг с другом во времени, и которые необязательно выполнять последовательно. К таким действиям можно отнести создание новых дефиниций (определений), разведение смежных понятий, проведение отдельных, несходных между собой, но имеющих одну и ту же цель экспериментальных исследований. Такое членение процесса исследования на задачи является более глубоким и тонким.

Гипотеза

Определив объект, предмет, цель и задачи исследования, следует конкретизировать свои исследовательские намерения, обозначить идею, проверке истинности которой посвящена работа, то есть сформулировать гипотезу. Гипотеза – это предположение, догадка, выраженная языком психологических терминов.

Для того чтобы понять суть этой характеристики, необходимо вспомнить о таком важном понятии экспериментальной психологии, как переменная. В качестве переменной может выступать любая изменяющаяся реальность, все, что может отличать одного человека от другого: пол, возраст, стаж работы, особенности биографии, специфика системы отношений и, конечно же, все разнообразие известных на сегодняшний день психологических показателей.

Итак, гипотеза – это предположение об отношении между двумя или несколькими переменными. Формулируется такое предположение в виде законченного утверждения, выраженного полным предложением. Работая над формулировкой гипотезы, важно помнить о внутренней согласованности всех методологических характеристик исследования. Чтобы соответствовать этому требованию, обе интересующие исследователя переменные должны «вписываться» в предмет исследования.

Методы

Как уже отмечалось, гипотеза, пока она не доказана, – это всего лишь предположение, нуждающееся в проверке. Давая краткую характеристику своей работе, студент должен указать, какими методами он собирается проверять выдвинутую гипотезу.

Классификация методов современной психологии сложна и включает в себя самые разные техники и приемы: от наблюдения до абстрактного моделирования. Любой из этих методов может оказаться эффективным для проверки той или иной гипотезы. Однако основным методом, способным подтвердить или опровергнуть выдвинутое исследователем предположение, был и остается эксперимент.

Экспериментом можно считать любое исследование, проводимое в условиях заранее запланированного изменения реальности с целью получения результатов, которые можно обобщить. В психологических экспериментах исследователь чаще всего создает изменяющуюся реальность при помощи представительской выборки – тех конкретных испытуемых, которые участвуют в эксперименте. Поскольку их психологические характеристики отличаются друг от друга, они обеспечивают изменчивость переменных, отношения между которыми интересуют исследователя.

Описывая исследовательские методы, необходимо отчетливо понимать, что метод и методика – это разные понятия. Если метод – это принципиальный способ проверки гипотезы, то методики – это инструменты, средства, используемые в рамках метода.

Экспериментальная проверка гипотезы может базироваться на объективном аппаратурном исследовании, на моделировании экспериментальных ситуаций, на систематическом или клиническом наблюдении, а также на использовании тестов и опросников, прошедших процедуру валидизации.

Одним словом, определяя метод проверки гипотезы, необходимо описать и конкретные инструменты, которые будут использованы в эксперименте. Кроме того, описывая методы, целесообразно указать и тот математико-статистический инструментарий, который будет использован для анализа эмпирических данных эксперимента.

Завершая введение, этот действительно сложный и ответственный раздел дипломной работы, можно отметить научную новизну и практическую значимость исследования. Научная новизна – это тот вклад, который исследование вносит в психологическую науку. Что же касается практической значимости исследования, то она состоит в прогнозе возможностей использования полученных результатов в конкретных областях психологической практики. Указав, где и для чего могут оказаться полезными результаты исследования, студент сможет подчеркнуть его актуальность.

Общий объем введения обычно колеблется в пределах 1,5-8 страниц.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.