Здавалка
Главная | Обратная связь

Процедура исследования



Место и время. Описание эксперимента следует начать с указания места и времени его проведения, то есть ответить на вопросы «где?» и «когда?». Это, во-первых, свидетельствует о добросовестности и корректности экспериментатора, во-вторых, может оказаться важным при интерпретации результатов, в-третьих, такая точность дает возможность следующим поколениям исследователей продолжать подобные исследования спустя время или на другой выборке испытуемых. Если в эксперименте принимали участие члены конкретного трудового коллектива, учащиеся определенной школы, пациенты реально существующего лечебного учреждения, нужно отметить, на базе какой именно организации проводился сбор данных, – эта деталь тоже может оказаться важной.

Выборка.Далее необходимо описать выборку (конкретных испытуемых, которые принимали непосредственное участие в исследовании), то есть ответить на вопросы «кто?» и «сколько?». При описании испытуемых не нужно называть их фамилии и имена, это нарушает профессиональную и исследовательскую этику. В описании процедуры исследования, прежде всего, должны быть указаны социально-демографические характеристики испытуемых (такие, как пол, возраст, род занятий), а также те их особенности, которые имеют значение для настоящего исследования (спектр таких особенностей очень широк: от антропо-физиологических показателей до подробностей личной биографии).

Если выборка в интересах исследования разделена на контрольную и экспериментальную группы, их целесообразно описать отдельно, показав при этом сходство групп (если это необходимо) и указав критерии, по которым они формировались.

Вопрос о том, каким должен быть объем выборки, требует отдельного обсуждения. Как уже говорилось, выборка в экспериментальном методе – это способ, которым достигается изменчивость изучаемой переменной. Выборка испытуемых нужна для того, чтобы как можно полнее представить возможные варианты изучаемого феномена. Значит, чем изменчивее интересующая нас переменная, тем больше должна быть выборка испытуемых. Чрезвычайно изменчивой переменной являются такие феномены, как мнения и суждения, а поскольку подавляющее большинство опросников основано именно на выявлении мнения или суждения испытуемого (чаще всего о самом себе), то при их использовании необходима достаточно большая выборка.

Кроме того, выборка должна отвечать требованию репрезентативности. Она должна достаточно надежно репрезентировать общую совокупность тех, кто обладает изучаемыми нами психологическими феноменами. Выборка потому и называется представительской, что дает полное представление о генеральной совокупности. Из этого следует еще одно простое правило: чем больше генеральная совокупность, тем больше должна быть представляющая ее выборка. Если носителями изучаемого феномена являются дети, и взрослые, и старики, и мужчины, и женщины, то и выборка должна в соответствующей пропорции включать в себя все названные группы испытуемых.

Согласно принятой традиции, количество испытуемых в дипломном исследовании должно быть не меньше 30-ти, при условии, что в нем используются серьезные, проверенные временем и практикой, абсолютно надежные методики, а общая схема исследования не отличается сложностью и оригинальностью. Кроме того, такое количество испытуемых позволяет применять для анализа результатов большинство математических критериев.

Однако в исключительных случаях возможны эксперименты, в которых участвует несколько или даже всего один испытуемый. Если проверяется гипотеза о наличии какой-то способности (о том, что такой феномен существует), достаточно проверить ее на одном человеке, – это так называемый эксперимент прецедента. Если один человек может одновременно воспринимать сразу два сообщения, значит, это возможно. Если хотя бы один человек способен к телепатии, значит, и это в пределах человеческих возможностей.

Наконец, следует отметить, что некоторые эксперименты вообще не предполагают выборки в традиционном смысле этого слова. Например, многие работы в области психосемантики основываются на анализе текстов, и тогда исследователь имеет дело не с выборкой испытуемых, а с «корпусом текстов», массивом текстовых документов, которые и выступают в роли своеобразной «выборки».

Но исследования такого рода, особенно на уровне студенческих квалификационных работ, – явление довольно редкое. В большинстве случаев добиться надежности исследования можно только за счет репрезентативной выборки испытуемых.

Методы.Описание методов начинается с представления общей схемы исследования, которую можно передать через подробное описание этапов работы. Исследование всегда имеет несколько этапов: подготовительный, на котором формируется выборка и подбирается инструментарий; этап сбора эмпирических данных на сформированной выборке с помощью отобранных инструментов; аналитический этап, посвященный обработке данных, анализу и обобщению результатов.

Затем необходимо дать представление об использованных в исследовании психологических средствах – инструментах сбора данных. Если в качестве таких средств выступают традиционные и хорошо известные тесты и опросники, надо привести их полное название и имя автора (большинство психологических средств являются авторскими разработками). Приводить полный текст опросника и ключи к нему целесообразно только в том случае, если этот инструмент малоизвестен или совсем недавно появился в психодиагностической практике. Весь этот материал лучше разместить в приложении.

Очень важно обосновать выбор конкретных методик, для этого необходимо решить вопрос: что именно, какие функции, способности, действия, измеряемые и фиксируемые в эксперименте, будут считаться проявлением изучаемых нами переменных. Если проявления переменных совпадают с теми показателями, которые измеряются тестами или опросниками, значит, выбор обоснован.

Бланковые средства (опросники и тесты) – далеко не единственные психологические инструменты. Кроме того, не каждый психологический феномен доступен для измерения именно ими. Поэтому можно прибегнуть и к другим способам сбора и фиксации первичных данных, таким, как систематическое наблюдение, наблюдение в специально созданной (лабораторной) ситуации, аппаратурное измерение показателей и т.д. Главное, чтобы выбранные средства были адекватны целям работы и позволяли проверить степень истинности гипотезы.

Основные результаты. Описав методы и средства, с помощью которых были собраны первичные данные, логично перейти к самим данным. В практической части для их демонстрации отведен специальный раздел. Исследовательская этика требует, чтобы в экспериментальном отчете были приведены все полученные в ходе работы данные, даже артефакты (данные, представляющиеся случайными). Соблюдение этого принципа дает возможность следующим поколениям исследователей не только воспроизвести эксперимент, но и соотнести свои результаты с уже имеющимися на каждом этапе работы.

Однако массив полученных данных, во-первых, может оказаться очень большим, а во-вторых, первичные данные эксперимента часто неудобны для анализа. Только математически обработанные данные позволяют показать закономерность, обнаруженную в ходе исследования. В тексте практической части целесообразно размешать те из них, на которые студент будет ссылаться при анализе, все остальное лучше перенести в приложение.

Для представления данных можно использовать таблицы, диаграммы и графики, а можно описать их в виде текста.

Наиболее приемлемым способом представления данных являются таблицы. Таблица должна быть понятной и легко обозримой. Понятной ее делают подписи строк и столбцов, позволяющие легко определить, что означают внесенные в таблицу числа; обозримой – компактные размеры. Желательно, чтобы вся таблица размещалась на одной странице.

Информация, отраженная в таблицах, может быть затем проиллюстрирована диаграммами и графиками. При построении таких иллюстраций нельзя забывать о том, что в тексте научной работы все должно быть обосновано, в том числе и применение информационной графики.

Все таблицы и графические формы должны быть пронумерованы и снабжены заголовками.

Как уже отмечалось, основная цель психологического исследования – получить представление об отношениях между переменными. Эти отношения нужно выразить количественно, так как наиболее убедительной доказательной базой в современных психологических исследованиях являются математические расчеты.

Большинство математических задач, решаемых в ходе анализа психологических данных, относится к одному из двух вариантов: а) поиск связи между различными переменными величинами; б) обнаружение различия в проявлении переменных в отличающихся по какому-либо признаку группах (тот же поиск связи, но другим способом). В первом случае применяется тот или иной вариант корреляционного анализа, во втором случае нужно использовать критерии достоверности различий. Достичь количественного выражения отношения между переменными можно почти всегда. Исключение составляют некоторые исследования, опирающиеся на психоаналитическую традицию, что среди студенческих работ встречается не часто.

Таблицы, содержащие результаты расчетов, имеют большую ценность для исследовательской работы, чем первичные данные. Поэтому желательно разместить их в тексте практической части. Это поможет структурировать самую сложную часть дипломной работы, вынесенную в следующий раздел.

Осмысление результатов исследования на фоне достижений современной психологической науки. Эта часть работы имеет статус авторской. Здесь выражается собственная позиция исследователя по изучаемой теме, основанная на полученных результатах. Опираясь на них, студент может прокомментировать существующее в науке мнение, подтвердить его или выразить сомнение, соотнести свои результаты с теми, которые имеются в научных публикациях. Любое высказывание должно иметь обоснованный характер. Только то, что действительно было обнаружено в ходе исследования, может служить аргументом в научной дискуссии.

Главный вопрос, ответ на который должен быть сформулирован в этом разделе, в какой мере результаты исследования подтверждают гипотезу. Если гипотез было несколько, например, основная и контргипотеза, какая из них нашла свое подтверждение.

Кроме того, здесь можно показать те результаты, которые представляются исследователю важными и интересными, хотя и не имеют прямого отношения к проверяемому предположению.

Выводы. Квинтэссенцией анализа становятся выводы, которые подводят итог всему исследованию. В сжатой форме в них обобщается вся полезная информация, полученная в ходе работы. Выводы располагаются в порядке их значимости. Первый и самый главный вывод должен касаться гипотезы исследования и содержать формулировку о степени доказанности основного предположения, выдвинутого в начале работы. Далее следуют частные выводы, характеризующие наиболее значимые результаты исследования.

Выводы обычно оформляются в виде списка. Количество выводов не регламентировано, но их должно быть ровно столько, сколько заслуживающих внимания результатов удалось получить. Выводы завершают практическую часть дипломной работы.

Объем практической части колеблется в пределах от 10 до 50 страниц.

Заключение

Этот раздел завершает всю композицию дипломной работы. Здесь подводятся окончательные итоги, первоначальные замыслы и планы соотносятся с тем, что получилось в действительности.

В начале заключения следует напомнить цель дипломного исследования, перечислить задачи, которые были решены для ее достижения, затем воспроизвести формулировку гипотезы и показать, насколько справедливым оказалось предположение. В заключении можно кратко повторить основные выводы и сделать комментарии к ним.

В заключении студент может показать, как и в каких областях практики могут быть использованы результаты исследования.

Если в ходе исследования появились идеи, отразить которые в данной работе не удалось, их можно поместить в заключительном разделе как наброски будущих исследований и разработок.

Объем заключения обычно невелик и составляет 1,5-3 страницы.

Квалификационная работа завершается полным списком использованной литературы со всеми выходными данными: фамилия и инициалы автора, полное название книги или статьи, расширение (если это сборник или периодическое издание), город, название издательства и год издания. Список литературы нужен для того, чтобы каждая использованная в работе идея или цитата могла быть легко найдена в первоисточнике. Список выстраивается в алфавитном порядке, его объем для дипломной работы должен быть не меньше 30 наименований. Минимальный объем списка допустим только в том случае, если тема работы недостаточно разработана, и большего количества научных работ по ней не существует. Для работы, касающейся вопросов, имеющих солидную научную традицию, список должен быть намного больше – до 80-100 наименований.

Дипломная работа может иметь приложение, где обычно размещаются сводные таблицы первичных данных и таблицы математических расчетов. Если в качестве инструментов сбора данных были использованы нестандартные и малоизвестные процедуры, то их детальное описание, формулировки инструкций, описание или изображение стимульного материала, подробный сценарий игры или тренинга, карта наблюдений и т.д. также должны быть размещены в приложении.

Данные, которые не могут быть полностью выражены количественно, полученные, например, при проведении проективных диагностических процедур, выполнении испытуемыми творческих заданий и т.д., можно собрать в отдельно переплетенный том.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.