Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Биографический выбор».



Цель:формирование психологических механизмов и конструирование смыслового пространства критериев жизненного выбора, развитие личной ответ­ственности за жизненный путь.

Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника, лист ват­мана и фломастеры для ведущего.

Необходимое время:2 часа.

Инструкция и процедура:ведущий делает вступление, предваряющее выполнение упражнения участниками коррекционной группы. Он заостряет внима­ние на том, что в жизни каждого человека существуют жизненные дилеммы, кото­рые требуют выбора одной из двух и более равнозначных альтернатив. Ведущий апеллирует к опыту участников и просит их вспомнить некоторые трудные выборы жизни. По мере их называния ведущий анализирует типичные способы соверше­ния выбора, а именно бросание жребия, совещание с другими людьми, упование на случай и др. Эти способы сопровождаются характерными аргументами: «будь, что будет», «куда кривая выведет», «авось пронесет», «что ни делается -- все к лучшему» и т. д. Ведущему необходимо подчеркнуть, что все эти способы связаны со складыванием ответственности за свою судьбу и поэтому являются ограничен­ными, ненадежными.

Далее ведущий сообщает участникам о том, что жизненный выбор может быть осуществлен как в опоре на интуицию, так и на основе логических рассужде­ний. Сначала предлагается овладеть методикой интуитивного выбора.

В качестве методики для интуитивного выбора культивируется упражнение «Мудрец», заимствованное из практики «групп встреч» [241]. Ведущий дает инди­видуальное задание - обнаружить какую-либо жизненную дилемму, которая бес­покоит участника и требует своего разрешения. Затем выполняется психотехниче­ское упражнение, нацеленное на интуитивное решение обнаруженной дилеммы. Инструкция: «Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе зеленый луг, по­среди которого возвышается громадный необъятный дуб. Под дубом сидит муд­рый старик, который ответит на любой Ваш вопрос. Приблизьтесь к нему, спроси­те у него ответ на тревожащую Вас жизненную дилемму, выслушайте ответ». По­сле выполнения задания участники рассаживаются в круг и делятся с группой со­держанием своей жизненной дилеммы и тем жизненным выбором, который был подсказан интуицией.

В процессе групповой дискуссии ведущий отмечает, что каждый интуитив­ный выбор необходимо обосновать логически, проверить разумом. Для развития психологических механизмов жизненного выбора ведущий предлагает одну из наиболее типичных биографических дилемм (например, профессиональный или брачный выбор). В настоящем упражнении жизненный выбор выступает как внут­ренняя деятельность по определению смысловых критериев для оценивания имеющихся жизненных альтернатив и их сопоставлению во внутреннем плане. С целью коррекции, формирования и совершенствования механизмов биографиче­ского выбора первоначально необходимо выявить смысловую структуру аргументации выбора, эксплицировать универсальные смысловые критерии и проранжировать их по значимости. Для унификации коррекционной процедуры была избра­на ситуация профессионального выбора, значимого для большинства участников группы.

Коррекционная работа проводится следующим образом: ведущий предла­гает группе гласно сформировать список предпочтительных профессий. Далее ка­ждый участник должен вслух указать свой профессиональный выбор, сформули­ровать как можно больше аргументов «за» и «против» и проранжировать их по значимости. Задача ведущего на данном этапе состоит в том, чтобы детально фиксировать аргументы на листе ватмана. Аргументы «за» и «против» регистри­руются в раздельных колонках разным цветом. В результате образуется группо­вое пространство аргументов биографического выбора с большой размерностью. Далее группа в процессе коллективного обсуждения стандартизирует все множе­ство предложенных аргументов, что выражается в выделении ограниченного чис­ла основных критериев. Стандартный набор смысловых критериев может быть следующим:

а согласуется/не согласуется со смыслом жизни;

а способствует препятствует реализации жизненных целей;

а соответствует/противоречит жизненным принципам; а удовлетворяет/не удовлетворяет жизненным ценностям; а доступно/не доступно в силу личностных особенностей;

а доступно/не доступно в силу индивидуального уровня знаний, умений и навы­ков;

а принесет/не принесет удовлетворение жизнью и собой;

а достаточно/недостаточно материальных средств на практическую реализацию

выбора;

а ущемляет/не ущемляет права и свободу спутников по жизненному пути;

а совмещается/не совмещается с совместными планами и планами спутников по жизненному пути.

В каждом индивидуальном случае эти общие критерии наполняются непо­вторимым смысловым содержанием. Ведущий просит участников проранжировать по значимости для себя перечень смысловых критериев биографического выбора, после чего в иерархизированном пространстве смысловых критериев осуществить индивидуальный выбор. Результаты выбора выносятся на групповое обсуждение, в процессе которого члены группы обозначают свою жизненную дилемму и аргу­ментируют свой биографический выбор. Необходимо сличить результаты интуи­тивного и логического биографического выбора. Данное упражнение носит фор­мирующий характер и может быть использовано каждым участником в переломных моментах индивидуального жизненного пути.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.