Упражнение «Биографический выбор».
Цель:формирование психологических механизмов и конструирование смыслового пространства критериев жизненного выбора, развитие личной ответственности за жизненный путь. Оборудование:лист бумаги и карандаш для каждого участника, лист ватмана и фломастеры для ведущего. Необходимое время:2 часа. Инструкция и процедура:ведущий делает вступление, предваряющее выполнение упражнения участниками коррекционной группы. Он заостряет внимание на том, что в жизни каждого человека существуют жизненные дилеммы, которые требуют выбора одной из двух и более равнозначных альтернатив. Ведущий апеллирует к опыту участников и просит их вспомнить некоторые трудные выборы жизни. По мере их называния ведущий анализирует типичные способы совершения выбора, а именно бросание жребия, совещание с другими людьми, упование на случай и др. Эти способы сопровождаются характерными аргументами: «будь, что будет», «куда кривая выведет», «авось пронесет», «что ни делается -- все к лучшему» и т. д. Ведущему необходимо подчеркнуть, что все эти способы связаны со складыванием ответственности за свою судьбу и поэтому являются ограниченными, ненадежными. Далее ведущий сообщает участникам о том, что жизненный выбор может быть осуществлен как в опоре на интуицию, так и на основе логических рассуждений. Сначала предлагается овладеть методикой интуитивного выбора. В качестве методики для интуитивного выбора культивируется упражнение «Мудрец», заимствованное из практики «групп встреч» [241]. Ведущий дает индивидуальное задание - обнаружить какую-либо жизненную дилемму, которая беспокоит участника и требует своего разрешения. Затем выполняется психотехническое упражнение, нацеленное на интуитивное решение обнаруженной дилеммы. Инструкция: «Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе зеленый луг, посреди которого возвышается громадный необъятный дуб. Под дубом сидит мудрый старик, который ответит на любой Ваш вопрос. Приблизьтесь к нему, спросите у него ответ на тревожащую Вас жизненную дилемму, выслушайте ответ». После выполнения задания участники рассаживаются в круг и делятся с группой содержанием своей жизненной дилеммы и тем жизненным выбором, который был подсказан интуицией. В процессе групповой дискуссии ведущий отмечает, что каждый интуитивный выбор необходимо обосновать логически, проверить разумом. Для развития психологических механизмов жизненного выбора ведущий предлагает одну из наиболее типичных биографических дилемм (например, профессиональный или брачный выбор). В настоящем упражнении жизненный выбор выступает как внутренняя деятельность по определению смысловых критериев для оценивания имеющихся жизненных альтернатив и их сопоставлению во внутреннем плане. С целью коррекции, формирования и совершенствования механизмов биографического выбора первоначально необходимо выявить смысловую структуру аргументации выбора, эксплицировать универсальные смысловые критерии и проранжировать их по значимости. Для унификации коррекционной процедуры была избрана ситуация профессионального выбора, значимого для большинства участников группы. Коррекционная работа проводится следующим образом: ведущий предлагает группе гласно сформировать список предпочтительных профессий. Далее каждый участник должен вслух указать свой профессиональный выбор, сформулировать как можно больше аргументов «за» и «против» и проранжировать их по значимости. Задача ведущего на данном этапе состоит в том, чтобы детально фиксировать аргументы на листе ватмана. Аргументы «за» и «против» регистрируются в раздельных колонках разным цветом. В результате образуется групповое пространство аргументов биографического выбора с большой размерностью. Далее группа в процессе коллективного обсуждения стандартизирует все множество предложенных аргументов, что выражается в выделении ограниченного числа основных критериев. Стандартный набор смысловых критериев может быть следующим: а согласуется/не согласуется со смыслом жизни; а способствует препятствует реализации жизненных целей; а соответствует/противоречит жизненным принципам; а удовлетворяет/не удовлетворяет жизненным ценностям; а доступно/не доступно в силу личностных особенностей; а доступно/не доступно в силу индивидуального уровня знаний, умений и навыков; а принесет/не принесет удовлетворение жизнью и собой; а достаточно/недостаточно материальных средств на практическую реализацию выбора; а ущемляет/не ущемляет права и свободу спутников по жизненному пути; а совмещается/не совмещается с совместными планами и планами спутников по жизненному пути. В каждом индивидуальном случае эти общие критерии наполняются неповторимым смысловым содержанием. Ведущий просит участников проранжировать по значимости для себя перечень смысловых критериев биографического выбора, после чего в иерархизированном пространстве смысловых критериев осуществить индивидуальный выбор. Результаты выбора выносятся на групповое обсуждение, в процессе которого члены группы обозначают свою жизненную дилемму и аргументируют свой биографический выбор. Необходимо сличить результаты интуитивного и логического биографического выбора. Данное упражнение носит формирующий характер и может быть использовано каждым участником в переломных моментах индивидуального жизненного пути.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|