Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Диалоги о смысле жизни».



Цель: расширение источников смысла жизни.

Необходимое время: 1 час.

Инструкция и процедура: стулья расставляются в два параллельных ря­да, между которыми стоят участники тренинга. Ведущий зачитывает одно из ут­верждений, касающихся содержания смысла человеческой жизни. Те участники, которые соглашаются с утверждением усаживаются на правый ряд; те, которые не приемлют утверждение - на левый ряд. Не должно быть нейтрального, безраз­личного отношения к оглашенному утверждению: в любом случае необходимо примкнуть к одной из точек зрения. После того, как участники разделились во мнениях, начинается позиционная дискуссия, в ходе которой каждая группа долж­на отстаивать свои позиции в отношении того или иного смысла жизни. Ведущий должен напомнить участникам дискуссии основные правила конструктивного спо­ра. В процессе дискуссии кто-то из участников может изменить свою позицию, пе­рейти на другую сторону и оспаривать позицию своих оппонентов.

Для формулирования стимульных суждений целесообразно использовать классификация видов понимания смысла жизни [100]:

· смысл жизни является одной из наиважнейших ценностей человека (аксиоло­гический вид);

  • смысл жизни не имеет никакой ценности для человека (нигилистический вид);
  • смысл жизни заключается в успешном достижении жизненных целей (терми­нальный вид);
  • смысл жизни состоит в самом процессе жизни и в преследовании жизненных целей (процессуальный вид);
  • смысл жизни человек находит в удовлетворении собственных потребностей и получении наслаждений (гедонистический вид);
  • смысл жизни человек обретает в разумном ограничении своих потребностей и амбиций (аскетический вид);
  • смысл жизни придают слава, всеобщее признание и почет (глористический вид);
  • смысл жизни заключается в конкуренции и в выживании (виталистический вид);
  • смыслом жизни является исполнение индивидуальной жизненной миссии, жиз­ненного долга (деонтологический вид);
  • смысл жизни - в служении другим людям, в улучшении и облагораживании их жизни (гуманистический вид);
  • смысл жизни в том, чтобы достичь счастья для себя и осчастливить своих близких (эвдемонический вид);
  • смыслом жизни человека является его судьба, в руках которой человек - за­ложник (фаталистический вид).

Во время дискуссии ведущий соблюдает нейтралитет. Он вторгается в по­лемику лишь тогда, когда она начинает затухать либо для пресечения неконструк­тивных приемов и методов полемики. С целью усиления коррекционно-развивающего эффекта участникам группы предлагается проранжировать виды смысла жизни по значимости в своей настоящей жизни, а также с точки зрения идеальных представлений о должной жизни.

Занятие 7.

Цель: формирование навыков биографической и смысложизненной реф­лексии, повышение осознанности смысла жизни и смысловой регуляции жизненно­го пути.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.