Необходимое время: 1 час.
Инструкция и процедура:в основу данного упражнения положена методика предельных смыслов, которая характеризуется выраженным коррекционным эффектом, так как интенсифицирует процессы конструирования и осознания смысловых связей. Участники группы произвольно распределяются на пары. Ведущий разъясняет суть упражнения сначала для всей группы и, в случае необходимости, инструктирует отдельные пары. Каждый участник в ходе выполнения упражнения должен побывать в двух ролях - исследователя и исследуемого. Работа в парах облечена в форму диалога исследователя с исследуемым, начинающегося с проективного вопроса: «Ради чего человек живет?». Исследуемый должен отвечать на вопросы, а исследователь протоколировать ответы испытуемого в виде древовидного графа. В каждом последующем вопросе исследователя фигурирует категория, названная отвечающим в ответе на предыдущий вопрос. В ходе диалога возникает своеобразная цепочка ответов, которая может быть различной длины и разветвленности. Цепочка заканчивается тогда, когда отвечающий выдает предельный ответ или тавтологию (например, «живет ради того, чтобы жить»). Далее члены пары меняются ролями. После того, как задание в парах будет выполнено, участники рассаживаются в круг для обсуждения собственных впечатлений от проделанной работы. Каждый участник берет слово для того, чтобы отметить: а заинтересовала ли его процедура самопознания и почему; а узнал ли что-то новое о собственных взглядах на жизнь; а переосмыслил ли по-новому некоторые аспекты своего жизненного пути. По окончанию обсуждения ведущий предлагает группе построить общий граф из всех тех категорий, которые имеются в индивидуальных протоколах. Порядок построения группового графа таков: каждый из участников называет свою категорию в ответ на поставленный тренером вопрос; тренер собирает индивидуальные ответы и фиксирует на большом плакате. Важное правило на этом этапе работы - участник должен использовать при ответах только те категории, которые наличествуют в его персональном протоколе, не добавляя от себя новых категорий и не откликаясь на категории, которые предложили другие члены группы. Откликаться можно только на те вопросы тренера, на которые участником запасены ответы. На общем графе наглядно проявляется сходство и различие смысла жизни участников группы. По мере того, как каждый индивидуальный граф встраивается в общий групповой граф, находятся точки соприкосновения и пересечения мировоззренческих смысловых категорий членов группы. Это благотворно влияет на уровень психологической сплоченности группы в целом, а также на способность каждого участника децентрироваться от собственных представлений о смысле жизни, осознать альтернативные варианты его понимания, многосторонне осмыслить жизнь. Групповой граф несет в себе большой объем диагностической информации для ведущего, которая освещает глубинные смысловые механизмы групповой динамики - симпатии и антипатии, межличностные выборы и роли, конфликты в группе, общий индекс интегрированности группы. Особой информативностью обладают следующие структурные индикаторы: количество предельных категорий, количество узловых категорий, индекс связности, средняя длина цепей, продуктивность групповой дендрограммы. Наиболее ценную диагностическую информацию можно извлечь из тех смысловых категорий общей дендрограммы, которые присущи индивидуальным графам двух и более членов тестируемой группы. Удельный вес таких категорий в общей массе смысловых категорий группового древа можно назвать индексом смысловой сплоченности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|