Здавалка
Главная | Обратная связь

Необходимое время: 1 час.



Инструкция и процедура:в основу данного упражнения положена мето­дика предельных смыслов, которая характеризуется выраженным коррекционным эффектом, так как интенсифицирует процессы конструирования и осознания смы­словых связей.

Участники группы произвольно распределяются на пары. Ведущий разъяс­няет суть упражнения сначала для всей группы и, в случае необходимости, инст­руктирует отдельные пары. Каждый участник в ходе выполнения упражнения дол­жен побывать в двух ролях - исследователя и исследуемого. Работа в парах об­лечена в форму диалога исследователя с исследуемым, начинающегося с проек­тивного вопроса: «Ради чего человек живет?». Исследуемый должен отвечать на вопросы, а исследователь протоколировать ответы испытуемого в виде древо­видного графа. В каждом последующем вопросе исследователя фигурирует кате­гория, названная отвечающим в ответе на предыдущий вопрос. В ходе диалога возникает своеобразная цепочка ответов, которая может быть различной длины и разветвленности. Цепочка заканчивается тогда, когда отвечающий выдает пре­дельный ответ или тавтологию (например, «живет ради того, чтобы жить»). Далее члены пары меняются ролями.

После того, как задание в парах будет выполнено, участники рассажива­ются в круг для обсуждения собственных впечатлений от проделанной работы. Каждый участник берет слово для того, чтобы отметить: а заинтересовала ли его процедура самопознания и почему; а узнал ли что-то новое о собственных взглядах на жизнь; а переосмыслил ли по-новому некоторые аспекты своего жизненного пути.

По окончанию обсуждения ведущий предлагает группе построить общий граф из всех тех категорий, которые имеются в индивидуальных протоколах. По­рядок построения группового графа таков: каждый из участников называет свою категорию в ответ на поставленный тренером вопрос; тренер собирает индивиду­альные ответы и фиксирует на большом плакате. Важное правило на этом этапе работы - участник должен использовать при ответах только те категории, которые наличествуют в его персональном протоколе, не добавляя от себя новых катего­рий и не откликаясь на категории, которые предложили другие члены группы. Откликаться можно только на те вопросы тренера, на которые участником запасены ответы.

На общем графе наглядно проявляется сходство и различие смысла жизни участников группы. По мере того, как каждый индивидуальный граф встраивается в общий групповой граф, находятся точки соприкосновения и пересечения миро­воззренческих смысловых категорий членов группы. Это благотворно влияет на уровень психологической сплоченности группы в целом, а также на способность каждого участника децентрироваться от собственных представлений о смысле жизни, осознать альтернативные варианты его понимания, многосторонне осмыс­лить жизнь. Групповой граф несет в себе большой объем диагностической ин­формации для ведущего, которая освещает глубинные смысловые механизмы групповой динамики - симпатии и антипатии, межличностные выборы и роли, конфликты в группе, общий индекс интегрированности группы. Особой информа­тивностью обладают следующие структурные индикаторы: количество предельных категорий, количество узловых категорий, индекс связности, средняя длина це­пей, продуктивность групповой дендрограммы. Наиболее ценную диагностическую информацию можно извлечь из тех смысловых категорий общей дендрограммы, которые присущи индивидуальным графам двух и более членов тестируемой группы. Удельный вес таких категорий в общей массе смысловых категорий груп­пового древа можно назвать индексом смысловой сплоченности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.