Здавалка
Главная | Обратная связь

Необходимое время: 1 час.



Инструкция и процедура:на первом - мотивировочном - этапе упражне­ния ведущий обсуждает с участниками коррекционной группы вопрос о том, как важно ставить и удерживать в сознании жизненные цели. Здесь же необходимо вскрыть одно из главных противоречий человеческой жизни: временной бюджет жизни лимитирован, большая часть временного запаса «съедается» повседнев­ными делами и заботами, а времени на действительно значимые жизненные цели порой катастрофически недостает. Ведущий замечает, что человеческая жизнь не столь уж длительна и для большей убедительности данного тезиса проводит не­большой расчет: в сутках 24 часа; из них 8-9 часов человек спит (физиологиче­ская норма), остальное время бодрствует и пребывает в активном состоянии реа­лизации определенных целей. Из оставшихся 15 часов бодрствования 8 часов от­нимает рабочий (учебный) день, 2 часа уходят на дорогу до места работы (учебы) и обратно, 1,5 часа на вечерний и утренний туалет, а также на приготовление и прием пищи. Домашние заботы также поглощают уйму времени и, кроме того, су­ществуют так называемые «паразиты времени» - болтовня по телефону, случай­ные знакомые, телевизор и пр. Конкретные числа запрашиваются у самих участ­ников. Расчет в любом случае показывает, что большую часть времени жизни по­глощают повседневные дела, которые заслоняют от человека значимые цели его жизни и отнимают выделенное на них время. Для того чтобы участники могли «примерить» это положение к собственной жизни, целесообразно провести диаг­ностику психологического возраста (упражнение «Психологические часы»). Веду­щий указывает, что одной из самых распространенных причин растраты времени жизни является несформированность системы жизненных целей. На этом мотиви­ровочная часть упражнения заканчивается.

Ведущий предъявляет участникам конкретное задание: в течение 5 минут с максимальной скоростью записать перечень тех жизненных целей, которые их привлекают. При этом не следует специально контролировать содержание этих целей: главная задача в том, чтобы сделать набросок всей палитры собственных жизненных целей, какими бы нереальными они ни казались. Для ускорения рабо­ты представляется возможным зашифровать жизненные цели понятным самому участнику способом. Ведущий засекает время и прерывает работу группы ровно через 5 минут. Дополнительно предоставляются 3 минуты для корректировки и восполнения перечня жизненных целей.

Ведущий отмечает, что необходимо осознавать не только далекие цели, но и цели ближайшей перспективы. Участники должны взять чистый лист бумаги и в течение 5 минут изложить в произвольном порядке как можно большее количе­ство целей на ближайшую пятилетку своей жизни. Повторение в перечне пятилет­них целей некоторых целей из первого перечня не должно смущать участников. Правила составления списка пятилетних целей аналогичны правилам работы на предыдущем этапе. По истечении 5 минут ведущий останавливает участников и дает 3 минуты на редакцию списка целей.

Далее ведущий предлагает мысленно перенестись в ситуацию, когда каж­дый участник узнает, что ему осталось по той или иной причине 6 месяцев жизни. Необходимо мысленно вжиться в эту ситуацию и в течение 5 минут изложить те цели, реализацией которых занялся бы участник в течение оставшегося времени. Работа организуется стандартным способом.

В результате выполнения упражнения каждый участник продуцирует три списка жизненных целей. Ведущий замечает, что для того, чтобы реализовать та­кое огромное количество жизненных целей необходима не одна и не две жизни, поэтому человеку всегда приходится выбирать между многими альтернативными линиями своей жизни. В этой связи необходимо проранжировать и выбрать три наиболее значимые цели в каждом из списков. На это задание отводится 10 ми­нут. В итоге каждый из участников сокращает исходную матрицу жизненных целей до девяти наиболее важных целей. Далее среди этих девяти целей необходимо выделить три цели чрезвычайной важности и соподчинить их между собой.

После того, как приоритеты в жизненных целях определены, участникам необходимо обеспечить запас мотивации для исполнения жизненной стратегии. Здесь целесообразно прибегнуть к помощи метода творческой визуализации. Уча­стники должны принять релаксационную позу и выполнить несколько упражнений на психофизическую релаксацию. После этого ведущий дает инструкцию: «Пред­ставьте, что Вам удалось реализовать Ваши заветные цели. Как это улучшило Вашу жизнь? Как Вы выглядите? Как Вы себя чувствуете? Какие люди Вас окру­жают?».

В завершение упражнения участники образуют круг и делятся вынесенным опытом. Напоследок ведущий сообщает группе, что данным методом можно вос­пользоваться самостоятельно в переломных и рубежных событиях жизни, напри­мер, ежегодно в день своего рождения, для лучшего осознания своих жизненных путеводных ориентиров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.