Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ



ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

>В. С. Кукушин ных

А. В. Болдырева-Вараксина п"

». с

 

 

Учебное пособие

О"У ТЭ

Для студентов педагогических вузов

 

 

Издательский центр «МарТ»

Москва — Ростов-на-Дону ББК74.20 К 89

ДОБРОЕ НАПУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЮ

Авторы пособия:

B.C. Кукушин — профессор, акдемик Академии педагогических

и социальных наук, академик Международной академии

экологии и природопользования (введение, главы 1—5);

А.В. Болдырева-Вараксина — кандидат педагогических наук,

доцент (главы 6—7)

Рецензенты:

М.В. Буланова-Топоркова — профессор, зав. кафедрой педагогики высшей школы, член-корреспондент

Академии педагогических и социальных наук;

Е.Б. Осипова — зам. директора по начальному образованию

школы-лаборатории Академии педагогических и социальных наук

Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В.

К 89 Педагогика начального образования / Под общ. ред. B.C. Ку-кушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с. (Серия «Педагогическое образование»)

В учебном пособии освещены общие основы педагогики, тео­рия обучения и педагогические технологии, теория воспитания (в т.ч. воспитание толерантной личности). Читатель найдет ответы на вопросы, касающиеся обучения исключительных детей и семейного воспитания.

Предназначено для студентов педагогических вузов и соответ­ствует Государственному образовательному стандарту.

ISBN 5-241-00543-9

т.

РИБЛИОТЕКА

ji О УНИВЕРСИТЕТА

ББК 74.20

Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В.,

Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005

Оформление: Издательский центр «МарТ»,

Любовь бесконечно важна, потому что она переносит наши жизненные интересы с мыслей о себе самом на заботу о ближнем, она меня­ет центр личной жизни человека.

В. Соловьев

Мы живем в уникальное время — на этапе серьезных социальных потрясений в России, на грани второго и третьего тысячелетий. Но граница эпох — это не «пересадка из старого поезда в новый». С уходом XX века человечество завершило технократическое разви­тие и теперь переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в нас самих. Переход от ло­гики силы и страха к логике разума и любви — стратегия XXI века. Не случайно ведь первое десятилетие XXI века Организацией Объе­диненных Наций объявлено Десятилетием культуры мира и нена­силия.

Ключевые элементы культуры мира — мир, демократия, права человека, толерантность. Все они пронизаны мыслью о человеке, ведь в период смены тысячелетий актуализировалась ценность под названием «Человек». Любой учебник истории подробно рассказы­вает о войнах и революциях, но мало повествует об изменениях в мировоззрении общества, о его духовном росте.

Отсюда видно, что школа должна радикально изменить свою суть и свой образ, иначе она может оказаться невостребованной.

Новая функция школы XXI века определяется местом знания в современных и будущих технологических переменах в обществе и его экономике. Из ведомого учреждения школа превратится в веду­щее. Уже сейчас формируется индустрия знаний, открытая всем возрастам работающих и безработных. Считается, что ни одно от­крытие в человеческой истории не оказало такого влияния на чело­века, как открытие чипа, имеющего функции интеллекта. В новых меняющихся условиях в эпоху информатики человеческое знание становится ключевым ресурсом, а школа — одним из ведущих уч­реждений, в котором создаются и обновляются знания.

В высокоразвитых странах подчеркивают, что кадры становятся формой капитала. Качество кадров определяет третью техническую революцию. Центр тяжести перемещается с материальных на ин­формационные ценности.

Наша стратегия образования должна быть согласована с новыми функциями школы, которая должна стать источником знаний иПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

творческой активности, научиться быстро освобождаться от ненуж­ного содержания, учить детей самостоятельно решать возникающие проблемы, а не заниматься нагромождением бесполезных знаний. Центр тяжести новой школы — развитие способностей ученика, который должен получить знания, помогающие принятию решений и выживанию в экстремальных ситуациях. Знания, приобретаемые в школе, должны быть практикоориентированными.

Образовательная система должна постоянно развиваться. Шко­ла, в которой ничего не происходит, — плохая школа. Когда бедна школа, бедно и общество.

Школа должна готовить к жизни, а не только к работе, разви­вать творческую инициативу личности, ее любознательность, заин­тересованность в духовных, а не только в материальных ценностях. Человек богат прежде всего своими духовными, социальными по­требностями, степенью «вхождения» в культуру.

Возвышение Человека есть главное в культуре. Культура — это концентрация всего нравственного в человеке, поэтому к ней следует относиться весьма бережно. Культура не зависит от жизнеспособности правительства и поэтому никогда не погибнет. Культура — внеполи-тическая категория; она обсуждает и изучает только вечные проблемы бытия и должна находиться выше всех законов.

В концепции воспитания, разработанной академиком РАО Е.В. Бондаревской, четко определен образ выпускника школы — человека культуры: свободная духовная, гуманная, творческая, адап­тивная личность. Заметьте, прежде всего — свободная. Реализуя идеи гуманистической педагогики и работая в русле гуманистичес­кой (феноменологической) парадигмы образования, школа должна формировать в детях этническую, расовую, конфессиональную, куль­турную толерантность. Только в этом случае наше поколение может быть спокойно за судьбу многонациональной России, за судьбу Ро­дины.

Учитель постоянно должен помнить, что главная ценность педа­гогической культуры — ребенок. Без детей существование школы как социального института теряет смысл.

Все мы — дети. Если вам хоть иногда хочется съесть что-нибудь вкусненькое, вы все еще ребенок. Если вам приятны подарки к праз­дникам — вы ребенок. Если вы ищете сочувствия и поддержки у друзей в трудную минуту — вы все еще ребенок. Если вам приятно прикосновение чьей-то руки — вы еще ребенок. Взрослый ребенок.

Ребенок школьного возраста хрупок и беззащитен. Если вы не знаете, сыты ли ученики, сидящие на уроке, — вы плохой учитель. Если вы не знаете, какие взаимоотношения сложились у школьни­ка с отцом и матерью, — вы плохой учитель. Если вы не знаете,

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

каков статус каждого ребенка в классе (отверженный, лидер, попу­лярный, нейтральный), — вы плохой учитель. И если вы, набрав­шись мужества, пришли работать в сферу, где почти самая малая зарплата в стране, где самые большие нервные затраты и макси­мальная потребность в самоотдаче, самопожертвовании, вы обяза­ны знать о каждом ребенке все.

Каждый человек на Земле нуждается во взаимопонимании, уте­шении, которые мы называем моральной поддержкой. Верующие люди ищут ее под лоном церкви. Учащиеся обычной светской шко­лы в любой цивилизованной стране пользуются услугами телефо­нов доверия и психоаналитиков. В нашей стране, оказавшейся в состоянии безвременья и перепутья, искать помощи практически не у кого: названные службы имеются только в крупнейших горо­дах. А как же быть детям остальных городов и сел? Функции свое­образного исповедника и наставника, как правило, берет на себя учитель. Но не каждый учитель. Это может сделать лишь тот, кто, не считаясь со временем и личным благополучием, живет только

для детей.

Если вы любите детей, то не важно, что и сколько вы им отдали. Вы не должны об этом задумываться. Вам просто нужно забыть о том, что вы им отдали. Пожелайте отдать им еще больше. Неужели мать, кормящая грудью детей, думает: «Я выкармливаю их, чтобы вернуть многократно свое за их счет в будущем»? Матери пережива­ют, если не могут дать больше. Разумеется, хорошие матери. В Рос­сии сейчас около 1 миллиона детей-сирот, из них до 95% — при живых родителях. Но еще больше сиротства в душе тех, кто обеспе­чен и живет в семьях. И это сиротство проявится потом в деятельно­сти взрослого человека. Их надо спасать немедленно. Социологичес­кие и психологические исследования, проведенные нами во многих городах и районах, показывают, что уже в начальной школе до 70 и даже до 90% детей глубоко одиноки. О них не мечтали их будущие родители; эти дети сейчас не нужны своим родителям. Для большин­ства детей школа — единственное место, где они могут услышать доброе, теплое слово.

Чтобы стать учителем для десяти человек, научитесь служить десяти ученикам. Иначе у вас ничего не получится. Вы никогда не завладеете сердцами детей и не сможете управлять ими. Прежде чем наказать ребенка, совершившего проступок, задумайтесь, мно­го ли вы ему дали как педагог и что для него сделали? Если у вас проблемы с ребенком, сядьте и объяснитесь, ведь он нуждается в том, чтобы его выслушали. Долг учителя — защищать ребенка. Ведь без вашей мудрости, без ваших советов многие малыши, подростки и юноши на своем жизненном пути будут спотыкаться и падать.ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Они никогда не смогут стать теми, кем могли бы стать, потому что вы не пришли к ним на помощь, не спасли уроками жизни, кото­рые получили сами. Неужели будущее наших детей должно больше зависеть от наших надежд, чем от наших наставлений?

Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зави­симы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения с детьми и педагоги. Потому что воспитывать невозможно ненавис­тью и безразличием. Воспитывать можно только любовью, ведь в основе всех конфликтов, обид, ненависти, вражды лежит недоста­ток любви.

Учителя больше воздействуют на детей своим отношением к ра­боте и своим характером на процесс обучения и воспитания, чем тем, что они говорят. С возрастом мы забываем, о чем нам говорили даже самые лучшие учителя, но их образ продолжает дисциплини­ровать нас; мы по-прежнему будем помнить то, что они из себя представляли. И этот образ — образ Учителя — должен быть твор­ческим и вдохновляющим.

Один из самых высокочтимых психологов мира в XX веке Скин-нер утверждал, что наше поведение определяется окружающей сре­дой. По его мнению, чтобы объяснить поведение и таким образом понять личность ребенка, нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Скиннер доказал, что поведение предсказуемо, обусловлено и конт­ролируемо. Отсюда вытекает важность диалога между учителем и детьми. Создайте атмосферу любви! Любите своих учеников безого­ворочно и постоянно!

Человека от животных отличают два важных качества: творчес­кое начало и коллективизм. Если мы будем развивать в каждом ре­бенке его творческое начало, в наших классах исчезнут плохие уче­ники. Потому что любой человек, в том числе и ребенок, не может не гордиться своим творчеством, а осознание своего Я помогает ребенку стать личностью. В любом образовательном учреждении должно быть сделано все возможное для творческого развития детей. Но все ли мы делаем из того, что можем? Ведь в каждом ребенке есть чувство пре­красного. Самое трудное — найти и затронуть эту тонкую струну. И тогда мы сможем убедиться в правоте уникальной мысли Ф.М. Дос­тоевского: «Каждый человек самоценен».

С высоты человека с почти полувековым педагогическим стажем, человека, уже ступившего одной ногой в Царство Истины, смею оз-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.