Здавалка
Главная | Обратная связь

Технократическая парадигма



Эта парадигма сформировалась в профессиональном сознании и поведении как производная от наблюдаемых факторов и явлений на­учно-технической революции и ее последствий. В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно-обоснованным знанием, проверенным опытом. Для учителей данного типа с давних времен актуален девиз «Знание — сила», а критерием истинности знания служит только практика.

В условиях технократической парадигмы любой результат учеб­но-воспитательного процесса может быть оценен в системе «да — нет», «знает — не знает», «воспитан — не воспитан», «владеет — не владеет». Здесь всегда существует некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитан­ности. Понимание качества человека в заданной плоскости сопряже­но с оценкой его готовности или неготовности выполнить определен­ную социальную функцию. Представление о должном знании, пове­дении формируется на государственном уровне.

Ценность ребенка определяется по принципу «больше — мень­ше», «лучше — хуже», «сильнее — слабее», что порождает в учеб­ных заведениях атмосферу состязательности, конкурентной борь­бы. Выбор преподавателя, как правило, делается в пользу «сильно­го». В логике технократии постоянно идет отбор для дальнейшего продвижения тех, кто на момент диагностирования, конкурса, тес­тирования находился в «форме».

Неравенство воспроизводится в системе «взрослый — ребенок», «учитель — ученик». Поскольку носитель эталонного знания и поведения — всегда взрослый, взаимодействие участников педаго­гического процесса строится по принципу информационного сооб­щения субъектом объекту в жанре монолога, в каких бы внешне активных формах это не происходило.32

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;

Субъектом такого монолога может стать не только человек, но и обучающая машина. Знание возникает лишь на стороне субъекта.; Различными могут быть и методики — от чисто репродуктивных до' интерактивных, но смысл действий остается общим: найти алго- * ритм, который позволит с наибольшей точностью «ввести» норма­тивное содержание в сознание и поведение подопечного и обеспе-; чить наиболее полное и точное его воспроизведение. 1 Несмотря на все усилия и ухищрения, утечка информации, ее .; уменьшение, искажение, которое сродни эффекту «испорченного] телефона», здесь неизбежны. Приобретенное таким путем знание всегда обезличено, усреднено, ограничено рамками уже известного, пусть и научно обоснованного. На уровне философско-педагогичес-кого сознания в анализируемой парадигме фигурирует «любовь к; науке и знанию». А вот любовь к ребенку оказывается лишней, ибо в соответствии с профессиональной этикой уважение и требователь­ность вполне ее заменяют. i Свобода для ученика и его наставника реализуется лишь в гра­ницах принятых установок, стандартов и нормативов. Равенства как такового не существует, поскольку все постоянно сравниваются друг с другом по тем же параметрам. Поэтому закономерно, что пласт общественного сознания, который подчиняется правилам технокра­тического бытия, сопротивляется знаниям и способам поведения, опровергающим, ставящим под сомнение эти правила.

Научно-технократическая парадигма изначально построена со­гласно логике недоверия к равенству познавательных возможнос­тей. Отсюда и возникновение в мировой педагогической культуре разного рода испытаний, рейтинговых рядов, стандартов образова­ния, его тупиковых форм. При этом проверка «соответствия» нор­мативу производится, как правило, без учета того, созданы ли усло­вия для успешного развития ребенка, органичен ли предлагаемый стандарт, эталон для природы конкретного человека.

Однако не все столь однозначно негативно в данной парадигме. Дело в том, что, хотя она и построена на недоверии к возможностям индивида, именно ей мы обязаны многими продуктивными педаго­гическими технологиями и интересными формами работы. К ним относятся: письмо по трафарету, белл-ланкастерская система обуче­ния, алгоритмизация и программирование, компьютерные игры, опорные конспекты и многое другое, что помогает упорядочить слож­ные педагогические процессы, оценить их количественно, устано­вить обратную связь.

В России технократическая парадигма официально была закреп­лена правительственной реформой школы в 1958 году: из учебных планов были изъяты Конституция СССР, курс о правах и обязанно-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.