Технократическая парадигма
Эта парадигма сформировалась в профессиональном сознании и поведении как производная от наблюдаемых факторов и явлений научно-технической революции и ее последствий. В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно-обоснованным знанием, проверенным опытом. Для учителей данного типа с давних времен актуален девиз «Знание — сила», а критерием истинности знания служит только практика. В условиях технократической парадигмы любой результат учебно-воспитательного процесса может быть оценен в системе «да — нет», «знает — не знает», «воспитан — не воспитан», «владеет — не владеет». Здесь всегда существует некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности. Понимание качества человека в заданной плоскости сопряжено с оценкой его готовности или неготовности выполнить определенную социальную функцию. Представление о должном знании, поведении формируется на государственном уровне. Ценность ребенка определяется по принципу «больше — меньше», «лучше — хуже», «сильнее — слабее», что порождает в учебных заведениях атмосферу состязательности, конкурентной борьбы. Выбор преподавателя, как правило, делается в пользу «сильного». В логике технократии постоянно идет отбор для дальнейшего продвижения тех, кто на момент диагностирования, конкурса, тестирования находился в «форме». Неравенство воспроизводится в системе «взрослый — ребенок», «учитель — ученик». Поскольку носитель эталонного знания и поведения — всегда взрослый, взаимодействие участников педагогического процесса строится по принципу информационного сообщения субъектом объекту в жанре монолога, в каких бы внешне активных формах это не происходило.32 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; Субъектом такого монолога может стать не только человек, но и обучающая машина. Знание возникает лишь на стороне субъекта.; Различными могут быть и методики — от чисто репродуктивных до' интерактивных, но смысл действий остается общим: найти алго- * ритм, который позволит с наибольшей точностью «ввести» нормативное содержание в сознание и поведение подопечного и обеспе-; чить наиболее полное и точное его воспроизведение. 1 Несмотря на все усилия и ухищрения, утечка информации, ее .; уменьшение, искажение, которое сродни эффекту «испорченного] телефона», здесь неизбежны. Приобретенное таким путем знание всегда обезличено, усреднено, ограничено рамками уже известного, пусть и научно обоснованного. На уровне философско-педагогичес-кого сознания в анализируемой парадигме фигурирует «любовь к; науке и знанию». А вот любовь к ребенку оказывается лишней, ибо в соответствии с профессиональной этикой уважение и требовательность вполне ее заменяют. i Свобода для ученика и его наставника реализуется лишь в границах принятых установок, стандартов и нормативов. Равенства как такового не существует, поскольку все постоянно сравниваются друг с другом по тем же параметрам. Поэтому закономерно, что пласт общественного сознания, который подчиняется правилам технократического бытия, сопротивляется знаниям и способам поведения, опровергающим, ставящим под сомнение эти правила. Научно-технократическая парадигма изначально построена согласно логике недоверия к равенству познавательных возможностей. Отсюда и возникновение в мировой педагогической культуре разного рода испытаний, рейтинговых рядов, стандартов образования, его тупиковых форм. При этом проверка «соответствия» нормативу производится, как правило, без учета того, созданы ли условия для успешного развития ребенка, органичен ли предлагаемый стандарт, эталон для природы конкретного человека. Однако не все столь однозначно негативно в данной парадигме. Дело в том, что, хотя она и построена на недоверии к возможностям индивида, именно ей мы обязаны многими продуктивными педагогическими технологиями и интересными формами работы. К ним относятся: письмо по трафарету, белл-ланкастерская система обучения, алгоритмизация и программирование, компьютерные игры, опорные конспекты и многое другое, что помогает упорядочить сложные педагогические процессы, оценить их количественно, установить обратную связь. В России технократическая парадигма официально была закреплена правительственной реформой школы в 1958 году: из учебных планов были изъяты Конституция СССР, курс о правах и обязанно- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|