Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



нормативной, однозначной истины, поэтому и результат общения, обмена духовными ценностями определяется в смысле «да — да».

Одна из основных ее установок — ценностно-смысловое равен­ство ребенка и взрослого, не в смысле одинаковости или равноцен­ности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограни­чений. Отсюда знаменитое положение Я.А. Коменского — «Учить всех всему». Точкой отчета в школе измерений качества педагоги­ческой деятельности становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя.

Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Диаг­ностические изменения состояния «объекта» педагогического влия­ния не служат средством отбора, селекции, образовательной диск­риминации. Низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека, они являются лишь точкой отсчета для оценки перспектив и возможностей про­фессиональной работы. Пространство критериев оценки перемеща­ется в плоскость межличностных отношений.

В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку — атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, обсуждается воп­рос «Как любить и понимать ребенка?». Любовь порождает веру в творческие способности и возможности каждого, а терпимость да­рует педагогическую мудрость. Примеры этому оставили в истории И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, С.Т. Шац­кий, В.А. Сухомлинский.

Представители гуманистической парадигмы не отличаются един­ством воззрений. В ее рамках сосуществуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отно­шение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни челове­ка, признание развития образования главной задачей школы. Каж­дая образовательная система, действующая в рамках гуманистичес­кой парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания. Гуманисти­ческое направление предполагает свободу и творчество как учащих­ся, так и педагогов.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное простран­ство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по иници­ативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека — феномен культуры, образования и природы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.