ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
вучить следующие назидательные советы. Общайтесь с детьми в рамках их интересов и потребностей! Приспосабливайте свой стиль общения к ситуации и темпом речи, и тембром голоса, и содержанием! Ведь в каждой ситуации вы играете важную роль, а роль Учителя — многообразна. Однако учите только тому, что составляет вашу нравственную суть. Говорите не заученными чужими, а своими словами. Сделайте так, чтобы ваши воспитанники увидели в вас Личность, Личность социально значимую, доброжелательную, творческую, достойную подражания. И тогда исчезнут проблемы плохого поведения учащихся, их агрессивности, нетерпимости. Потому что воспитывать нельзя ненавистью и холодным сердцем. Воспитывать и развивать ребенка можно только любовью. Если же вы будете работать с неполной отдачей, то, достигнув периода личной переоценки духовных ценностей и своей жизни, вы с ужасом обнаружите, что уходите в мир иной недолюбившими, недолюбленными... и непрощенными. Только при полной отдаче сил ваша неизбежная старость будет светлой и безмятежной. Величайшая гуманистка XX века св. Мать Тереза говорила: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя? В. С. Кукушин, профессор педагогики, академик Академии педагогических и социальных паук, академик Международной академии экологии и природоиспользования1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Предмет педагогики Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В.Ф. Одоевский 1.1.1. Понятие «педагогика» Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивалась вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем востребованнее было специально организованное образование — целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества. Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Из античной Греции пришел к нам термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки об обучении и воспитании. Дословно по-гречески слово «педагогика» («пейдаго-гос») означает «детовождение» (пейда — ребенок, гогос — вести). Впоследствии педагогами стали называть людей, занимавшихся обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука, впервые вычлененная из системы философских знаний в начале XVII в., — педагогика. К основным категориям педагогической науки относятся воспитание, обучение и развитие(рис. 1). Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. В широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек. Как ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|