ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
кая стена», степень проницаемости которой в плане «чистоты ин-, формации» бывает самой различной. Идет постоянное ослабление,; затухание, искажение информационных сигналов, исконно связы-i вающих человека с природой. \ Содержание опыта, приобретаемого в учебных заведениях, становится все более оторванным от .реальных нужд и потребностей человеческой индивидуальности. В рамках репродуктивно-педаго-гической цивилизации речь идет о выработке неких условных, кон-| венциональных требований к содержанию образования и критериям образованности. Специалисты «договариваются» о том, какой объем знаний, умений, навыков, отношений, оценочных суждений следует считать эталонным, каковы те поведенческие нормы, которые характеризуют ожидаемый эффект воспитанности, сохраняется ли при этом качество человека как космо-биосоциального феномена, никого особо не заботит, ибо на этой ступени педагогической цивилизации акцент делается прежде всего на социальных задачах обучения и воспитания. Природное, а тем более космическое начала отступают на задний план. Вследствие нарушения допустимой для человека информационной меры нарастают процессы его отчуждения от знаний. Включаются защитные механизмы, ограждающие от избыточности предлагаемого содержания. Это — своеобразная плата человеческого познания за пренебрежение природой. Внутренние ресурсы репродуктивно-педагогической цивилизации исчерпаны, и мы вынуждены, по мнению И.А. Колесникова, сделать шаг вперед, в следующую цивилизацию — креативно-педагогическую. Можно предположить, что в связи с необходимостью овладения механизмами целостного информационно-энергетического обмена в системе «Человек — Космос» стремительно возрастет рефлексивная культура. Должны и будут освоены ненасильственные способы решения конфликтов разного уровня в системе «Человек — Человек», найдены экологически щадящие формы взаимодействия в системе «Человек — Природа». Полагаем, что на этапе креативно-педагогической цивилизации совокупным субъектом-объектом воспитания выступит человеческое сообщество, взятое в целом. Таким образом, произойдет возврат каждого индивида к естественной педагогической деятельности как сотворчеству взрослого и ребенка, универсальному способу бытия, в недрах которого будет осуществляться осмысление и оценка инновационного опыта. Педагогика мероприятий уступит место педагогике бытия. Наступит эпоха школы творчества в широком, философском ее понимании. Переход в третью педагогическую ситуацию потребует кардинальной смены профессионально-педагогических установок и стереотипов, открытия иных смыслов деятельности учителя-практика. Предстоит ревизия всех ныне существующих моделей образовательных систем по критерию «человечности». Сохранив возможности, открытые научно-техническим прогрессом, человек с неизбежностью должен будет вернуть себе естественные каналы взаимодействия с природой, с другими людьми. Только тогда, может быть, будет вновь обретена та мера информации, которая дает живое объемное знание, необходимое для гармонии с миром. Все это приведет к кардинальному пересмотру содержания образования и смысла обучения. В этих поисках своего рода путеводной звездой станет то, что сегодня называют педагогической парадигмой, формирование которой -происходило и происходит по мере освоения человеческими сообществами различных способов взаимодействия с миром. Ни одна из существующих парадигм образования не может быть названа худшей или лучшей. Каждая из них отвечает тому или иному восприятию мира и педагогических объектов, пониманию их существа, построению учебно-воспитательного процесса. Если считать, что образование должно быть вне политики и брать за основу только контекст культуры, то в соответствии с тремя подходами к культуре можно выделить и три концептуальные модели образования. Подходы к культуре: - ценностный (аксиологический); - деятельностный: культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей; - личностный: культура воплощается в определенном типе личности, ее свойствах. Соответствующие им парадигмы образования: • традиционалистко-консервативная. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле (сохранение, стабилизация культуры с помощью образования); • рационалистическая, которая соответствует деятельностному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия; • феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку, как к главному феномену культуры, как к субъекту образования. То есть парадигмы различаются по целям, которые ставятся пе-Ред образованием; во-вторых, по пониманию функций школы; поспособам достижения целей; по характеру педагогического взаимодействия, особенно по позиции ученика в образовании. Каждая из этих парадигм ставит свои вопросы перед образованием: - о функциях школы как социального института; - об эффективности системы образования; - о приоритетах школы; - в чем состоят общественно значимые цели образования; - какие знания, умения, навыки являются ценными и для кого или каким должно быть образование в современном мире. Сравнительную оценку различных образовательных парадигм дал В.Я. Пилиповский. Выбор парадигмы образования определяют бинарные оппозиции: Педагогический процесс Взаимоотношения личность социум авторитарные гуманистические Содержание Педтехнологии, рассчитанные на передачу знаниевое развивающее Ориентация школ культурно-исторического материала культурно-генетического творческого потенциала на государство на демократическое общество Известно, что воспитание личности базируется на различных ценностях: • трансцедентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности — Истине, Богу); • социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, согласие, гуманность и др.); • антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, искренность, автономность, индивидуальность). Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|